г. Пермь
17 июня 2011 г. |
Дело N А50-3532/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июня 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л. Х.,
судей Щеклеиной Л.Ю, Варакса Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.,
при участии:
от заявителя (Открытое акционерное общество "Пермский центр развития предпринимательства") (ОГРН 1065902037090, ИНН 5902198365): Овсянникова Л.А., представитель по доверенности от 11.04.2011, предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица (Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе) (ОГРН 1031624000320, ИНН 1655029010): Истомина У.Ю., представитель по доверенности от 06.05.2011, предъявлен паспорт;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе
на решение Арбитражного суда Пермского края от 14 апреля 2011 года
по делу N А50-3532/2011,
принятое судьей А.В. Дубовым
по заявлению Открытого акционерного общества "Пермский центр развития предпринимательства"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
В арбитражный суд Пермского края обратилось Открытое акционерное общество "Пермский центр развития предпринимательства" (далее - Общество) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе от 07.02.2011 N 11-11-059/пн (далее - Административный орган) о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.15.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 700000 рублей.
Решением арбитражного суда от 14.04.2011 года (резолютивная часть решения оглашена 12.04.2011) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо обжалует судебный акт в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы ее подателем приведены доводы об отсутствии оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным по характеру.
В суде апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица настаивал на доводах апелляционной жалобы.
Заявителем по делу отзыв на апелляционную жалобу не представлен. В заседание суда апелляционной инстанции представитель Общества просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, полагает, что допущенное Обществом правонарушение суд первой инстанции обоснованно признал малозначительным по характеру.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции положений действующего законодательства, апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании поручения от 26.01.2010 N 11-10-12/пч уполномоченными лицами Административного органа проведена камеральная проверка соблюдения Обществом требований законодательства Российской Федерации о раскрытии информации на рынке ценных бумаг, в ходе которой установлено, что по состоянию на 27.12.2010 не обеспечен доступ в сети Интернет по адресу http://www.pcrp.ru к аудиторскому заключению Общества за 2008 год, тексту Устава со всеми изменениями, отсутствует информация о банковских реквизитах (расчетном счете), не обеспечено раскрытие информации в информационном ресурсе, обновляемом в режиме реального времени и предоставляемом информационным агентством (лента новостей) в форме сообщения о размещении на странице в сети Интернет годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности за 2009 год.
По выявленным фактам нарушений 24.01.2011 уполномоченным должностным лицом Административного органа в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлен протокол об административном правонарушении, которым Обществу вменяется нарушение п. 1 ст. 92, ст. 93 Федерального закона "Об акционерных обществах", ст. 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", пунктов 1.4, 1.6, 1.9, 8.1.1, 8.3.3, 8.3.5, 8.3.6, 8.4.1, 8.4.2, 8.7.1, 8.7.2 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (л.д.96-100).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Административным органом вынесено постановление N 11-11-059/пн от 07.02.2011 о привлечении Общества к административной ответственности по ч.2 ст. 15.19 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 700 000 рублей (л.д.7-12)
Полагая, что названное постановление является незаконным, Общество обратилось за защитой нарушенного права в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор, суд первой инстанции указал на наличие в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения. При разрешении вопроса о применении ст.2.9 КоАП РФ суд счел возможным признать правонарушение малозначительным по характеру, освободив Общество от ответственности.
Оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности в порядке ст.71 АПК РФ, обсудив доводы жалобы и проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а вынесенное решение является законным и обоснованным.
Частью 2 ст. 15.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации.
Объектом административного правонарушения по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ является порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг. Несоблюдение порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг образует объективную сторону правонарушения.
В силу ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
Согласно п. 1.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" утвержденного Приказом ФСФР РФ от 10.10.2006 г.. N 06-117/пз-н (далее - Положение) в случаях, когда в соответствии с настоящим Положением эмитент обязан опубликовать информацию в информационном ресурсе, обновляемом в режиме реального времени и предоставляемом информационным агентством (далее - лента новостей), такое опубликование должно осуществляться в ленте новостей хотя бы одного из информационных агентств, уполномоченных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг на осуществление распространения информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг (далее -распространитель информации на рынке ценных бумаг), в срок до 10.00 часов последнего дня, в течение которого в соответствии с настоящим Положением должно быть осуществлено такое опубликование. При этом часовой пояс, по которому определяется время опубликования, устанавливается по месту нахождения эмитента, а в случае, если 10.00 по часовому поясу в месте нахождения эмитента истекают после часа, когда в распространителе информации на рынке ценных бумаг по установленным правилам прекращаются соответствующие операции, - по месту нахождения распространителя информации на рынке ценных бумаг.
Исходя из п. 1.6 Положения вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, должна быть доступна в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами, на одной странице в сети Интернет.
Эмитент обязан предоставлять копию каждого сообщения, в том числе копию каждого сообщения о существенном факте, публикуемого эмитентом в соответствии с настоящим Положением, а также копию зарегистрированных решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, проспекта ценных бумаг и изменений и/или дополнений к ним, отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, копию уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, копию ежеквартального отчета, копию иных документов, обязательное раскрытие которых предусмотрено главами VIII и X настоящего Положения, владельцам ценных бумаг эмитента и иным заинтересованным лицам по их требованию за плату, не превышающую расходы по изготовлению такой копии, в срок не более 7 дней с даты предъявления соответствующего требования. Банковские реквизиты расчетного счета (счетов) эмитента для оплаты расходов по изготовлению копий документов, указанных в настоящем пункте, и размер (порядок определения размера) таких расходов должны быть опубликованы эмитентом на странице в сети Интернет (п. 1.9 Положения).
Пунктом 8.1.1 Положения установлена обязанность открытых и закрытых акционерных обществ, осуществивших (осуществляющих) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, по раскрытию, в том числе, годового отчета акционерного общества; годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества; устава и иных внутренних документов акционерного общества, регулирующих деятельность его органов.
В силу п. 8.3.3 Положения годовая бухгалтерская отчетность акционерного общества должна содержать, в том числе, пояснительную записку и аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества.
В соответствии с п.п. 8.4.1, 8.4.2 Положения акционерные общества обязаны раскрывать информацию о содержании своих уставов со всеми внесенными в них изменениями и/или дополнениями. Акционерное общество обязано опубликовать текст устава акционерного общества на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с даты, определенной в соответствии с п. 8.1.2 Положения. В случае внесения изменений и/или дополнений в устав акционерного общества (принятия устава акционерного общества в новой редакции) текст устава с внесенными изменениями и/или дополнениями (текст новой редакции устава) должен быть опубликован акционерным обществом на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с даты получения акционерным обществом письменного уведомления (свидетельства) уполномоченного государственного органа о государственной регистрации таких изменений и/или дополнений (государственной регистрации новой редакции устава), а если в установленных федеральным законом случаях изменения и/или дополнения в устав акционерного общества приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления уполномоченного государственного органа - не позднее 2 дней с даты такого уведомления.
Согласно п. п. 8.3.5., 8.3.6, 8.7.1, 8.7.2 Положения акционерное общество, на которое в соответствии с Положением о раскрытии информации не распространяются требования о раскрытии информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, обязано опубликовать текст годовой бухгалтерской отчетности на странице в сети Интернет не позднее 45 дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления годовой бухгалтерской отчетности. Не позднее 1 дня с даты опубликования на странице в сети Интернет годовой бухгалтерской отчетности общество обязано опубликовать в ленте новостей сообщение об этом. Текст годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет.
Представленными по делу доказательствами подтверждено и Обществом не оспаривается, что на момент проверки нарушения, поименованные в протоколе об административном правонарушении имелись, что свидетельствует о совершении Обществом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.
В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку Общество имело возможность выполнить требования законодательства, но им не были приняты все зависящие для этого меры (иного из представленных суду документов не следует), наличие в его действиях состава вменяемого административного правонарушения является доказанным.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом первой и апелляционной инстанций не установлено.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного ст.4.5 КоАП РФ, назначенное наказание соответствует минимальному пределу санкции по ч.2 ст.15.19 КоАП РФ.
На рассмотрение суда апелляционной инстанции подателем жалобы поставлен вопрос о возможности признания правонарушения малозначительным по характеру в соответствии с положениями ст. 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Суд первой инстанции, признавая совершенное Обществом правонарушение малозначительным, принял во внимание характер допущенных Обществом нарушений, отсутствие в материалах дела доказательств существенного нарушения или ущемления прав потенциальных инвесторов общества, причинения ущерба государству или третьим лицам в результате совершенного заявителем правонарушения, наличие у Общества единственного акционера - Пермского края в лице Агентства по управлению имуществом.
Как следует из письма от 03.02.2011 N СЭД-И31-16-97, единственный акционер Общества на момент обнаружения правонарушения (27.12.2010) и до даты его устранения (21.01.2011) владел всей необходимой информацией, в том числе данными годовой бухгалтерской отчетности за 2008 и 2009 годы, банковскими реквизитами Общества, текстом устава Общества (л.д. 20).
Как верно указано судом первой инстанции, каждое из указанных обстоятельств само по себе не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Вместе с тем совокупность обстоятельств позволяет сделать вывод об отсутствии существенных угроз для государства и Общества в результате совершения заявителем административного правонарушения, в связи с чем имеются основания для признания его малозначительным.
Признавая правонарушение малозначительным, судом принято во внимание факт принятия Обществом мер по устранению выявленных нарушений до рассмотрении административного дела, что свидетельствует о полном и своевременном устранении выявленных нарушений законодательства, а также об отсутствии пренебрежительного отношения Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что законодатель в ст. 2.9 КоАП РФ предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело, при определенных условиях применить в отношении нарушителя устное замечание, как метод воспитательного воздействия, который не связан ни с административным наказанием, ни с мерой общественного воздействия.
В каждом конкретном случае при назначении наказания необходимо руководствоваться конституционными принципами соразмерности и справедливости наказания, соблюдая при этом баланс публичного и частного интересов. В данном случае с учетом всех обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения дела, наложение административного штрафа в размере 700000 рублей арбитражный суд апелляционной инстанции считает несоразмерным наказанием.
Таким образом признание административного правонарушения малозначительным в рассматриваемом случае соответствует вышеприведенной правовой позиции Пленума ВАС РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 14 апреля 2011 года по делу N А500-3532/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Л.Ю. Щеклеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-3532/2011
Истец: ОАО "Пермский центр развития предпринимательства"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе, Региональное отделение ФС по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе