20 июня 2011 г. |
Дело N А55-799/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 17 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 20 июня 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Калибник Н.А.,
с участием:
от заявителя - директор Гредасов А.А., паспорт серия 3610 N 292883, выданный отделением УФМС России по Самарской области в Октябрьском районе от 15.09.2010.
от ответчика - Обоимов П.А., доверенность от 24.12.2010 N 12-7273,
от третьих лиц:
Департамента управления имуществом - Шамилина Е.Ю., доверенность N 808 от 13 мая 2011 г.,
ООО "ТД Старт" - извещен, не явился.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7 дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 марта 2011 года по делу NА55-799/2011 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Старт" (ИНН 6318182272, ОГРН 1096318006927), г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третьи лица: Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
общество с ограниченной ответственностью "ТД "Старт", г. Самара,
о признании незаконным решения и обязании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Старт" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее ответчик), выраженное в сообщении от 26.10.2010 года N 01/365/2010-871 об отказе в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение, площадью 84, 60 кв.м., расположенное по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Победы, дом 93, подвал поз. 52-59 и о возложении на ответчика обязанности зарегистрировать переход права и право собственности на указанный объект недвижимого имущества.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24 марта 2011 года по делу N А55-799/2011 заявленные требования удовлетворены полностью.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и отказать заявителю в удовлетворении заявленного требования, считает, что судом неправильно применены нормы материального права, а выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель и третье лицо - Департамент управления имуществом считают, что решение суда является законным и обоснованным и просят оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Старт", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 10.09.2010 года Департамент управления имуществом и ООО "Старт" обратились в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации перехода права и права собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Победы, 93.
Сообщением исх. N 01/365/2010-871 от 26.10.2010 г. Управление Росреестра по Самарской области отказало в государственной регистрации перехода права и права собственности на нежилое помещение.
В качестве оснований для принятия решения об отказе в государственной регистрации регистрирующий орган сослался на абзацы 6 и 10 пункта 1 статьи 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
При этом ответчик указал, что заявителем не представлены документы, подтверждающие, что права и обязанности арендатора ООО "Торговый дом "Старт" по договору аренды от 03.06.2003 года перешли к ООО "Старт". Также ответчик указывает на то, что право муниципальной собственности на спорный объект возникло с момента его государственной регистрации, а именно с 26.07.2010 года, что свидетельствует о том, что 03.06.2003 года (на дату подписания договора аренды с ООО "ТД Старт") городской округ Самара не мог распоряжаться спорным объектом, передавая его в аренду ООО "Торговый Дом "Старт".
Материалами дела подтверждается, что в качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию перехода права и права собственности заявителями был представлен договор купли-продажи арендуемого объекта нежилого фонда, являющегося муниципальной собственностью городского округа Самара N 106-пр от 10.09.2010 года.
Данный договор заключен на основании приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 07.09.2010 года N 3155 "Об условиях приватизации арендуемого нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Победы, 93" в соответствии с положениями ФЗ N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно статье 3 Федерального Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и него предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются имущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
- арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
- отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
- площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации муниципальной собственности;
- арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с условиями договора купли-продажи арендуемого объекта нежилого фонда, являющегося муниципальной собственностью городского округа Самара N 106-пр от 10.09.2010 г. ООО "Старт" приобрело в собственность нежилое помещение площадью 84,60 кв. м., кадастровый номер 63:01:0914003:7:1/21, расположенное в здании по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Победы, д. 93.
Из материалов дела следует, что ранее на основании договора N 000914А от 03.06.2003 г. аренды нежилого помещения (здания, сооружения), являющегося муниципальной собственностью г. Самары, Комитетом по управлению имуществом г. Самары в аренду ООО "Торговый Дом Старт" на неопределенный срок передано нежилое помещение (подвал, поз. N 52-59), площадью 84,60 кв.м., расположенное по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Победы, д. 93.
Материалами дела подтверждается, что ООО "ТД "Старт" реорганизовано путем выделения из него ООО "Старт". Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом общего собрания участников ООО "Торговый Дом Старт" от 17.03.2009 года, утвержденным разделительным балансом ООО "Торговый Дом Старт", в соответствии с которым к ООО "Старт" (выделенному юридическому лицу) перешли по правопреемству права и обязанности арендатора по договору аренды N 000914А от 03.06.2003 г. на вышеуказанные е помещения, Уставом ООО "Старт", выпиской из ЕГРЮЛ от 23.08.2010 года N 7276.
В связи с чем, 10.03.2010 года между Департаментом по управлению имуществом городского округа и ООО "Старт" заключено дополнительное соглашение к договору аренды N 000914A от 03.06.2003 г., согласно которому арендатором является ООО "Старт" - заявитель по настоящему делу.
Довод Управления в обжалуемом отказе на непредставление заявителем документов, подтверждающих переход прав и обязанностей арендатора ООО Торговый Дом Старт" по указанному договору аренды к ООО "Старт" суд считает ошибочным.
В соответствии с п. 4 ст. 58 ГК РФ при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
Президиум Высшего Арбитражного суда РФ в Информационном письме N 134 от 05.11.2009 г. указал на то, что в названный срок временного владения и (или) пользования недвижимым имуществом, указанный в статье 3 Закона N 159-ФЗ, включается также срок владения и (или) пользования недвижимым имуществом лицом, являющимся предшествующим правообладателем по отношению к субъекту малого или среднего предпринимательства, заявившему о реализации права на приобретение.
При этом переход права аренды к арендатору может основываться как на универсальном, так и на сингулярном правопреемстве, а прежние арендаторы должны на момент осуществления ими временного и (или) пользования недвижимым имуществом соответствовать критериям малого или среднего предпринимательства, и по смыслу Закона допускается переход права на приобретение в порядке универсального правопреемства от субъекта малого или среднего предпринимательства, заявившего о реализации данного права, к другому лицу.
Регистрационным делом подтверждается, что заявителем в процессе государственной регистрации предоставлялась выписка из ЕГРЮЛ от 23.08.2010 года N 7276, из которой следует правопреемство ООО "Старт" и ООО "ТД "Старт". Факт предоставления выписки подтверждается описью дела правоустанавливающих документов.
Для целей регистрации заявителем также предоставлялся Устав ООО "Старт", согласно которому также указано на способ создания - реорганизация в форме выделения из ООО "ТД "Старт".
Таким образом, учитывая, что право аренды перешло по правопреемству к заявителю в соответствии с разделительным балансом, заявитель как субъект малого и среднего предпринимательства имеет преимущественное право на приобретение указанного имущества, в связи с чем, довод регистрирующего органа о том, что заявителем не представлены документы, подтверждающие переход прав и обязанностей от ООО "ТД "Старт" к ООО "Старт" обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Довод регистрирующего органа о том, что договор аренды от 03.06.2003 года между Комитетом и ООО "ТД "Старт" заключен неуполномоченным лицом, так как право муниципальной собственности на спорный объект возникло лишь 26.07.2010 года с момента его государственной регистрации и в 2003 году городской округ Самара в лице уполномоченных органов не имел право распоряжаться спорным имуществом, также обоснованно отклонен судом первой инстанции, как не основанный на законе.
Согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности муниципального образования городского округа Самара на нежилое помещение (подвал, поз. N 52-59), площадью 84, 60 кв.м., кадастровый номер 63:01:0914003:7:1/21, расположенное в здании по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Победы, д. 93, зарегистрировано 26.07.2010 г. на основании постановления Губернатора Самарской области N 166 от 29.05.2000 г. "Об объектах жилищно-коммунального хозяйства филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ -Прогресс" - Самарский завод "Прогресс", государственного научно-производственного ракетно-космического центра "ЦСКБ - Прогресс", государственного родственного предприятия "Завод имени Масленникова".
Постановлением Губернатора Самарской области от 29.05.2000 г. N 166 были переданы в муниципальную собственность городского округа Самара объекты согласно приложениям N 1-3. В приложении N 1 к данному Постановлению указан жилой дом по адресу: г. Самара, ул. Победы, 93.
Указом Президента РФ от 22.12.1993 г. N 2265 "О гарантиях местного управления в Российской Федерации" установлено, что органы местного управления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 становлению Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 15 от 11.06.1997 г. "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в Приложении N 3 к указанному Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991 г., являются муниципальной собственностью непосредственно в силу прямого указания закона и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
В данном случае спорный объект недвижимости является объектом, относящимся к муниципальной собственности, в силу пункта 1 приложения 3 к указанному Постановлению как жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации).
Таким образом, указанный объект является муниципальной собственностью в силу прямого указания закона, и указанное право является ранее возникшим.
Согласно статье 6 ФЗ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Частью 2 статьи 6 ФЗ N 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Арбитражный суд первой инстанции правильно указал в решении на то, что государственная регистрация договора аренды нежилого помещения от 03.06.2003 года не являлась обязательной в силу того, что договор заключался на неопределенный срок.
26.07.2010 года органы государственной регистрации подтвердили ранее возникшее право городского округа Самара на спорный объект недвижимого имущества по желанию его правообладателя.
Таким образом, Комитет по управлению имуществом г. Самары, имел полномочия по распоряжению спорным объектом в форме передачи его в аренду ООО "ТД "Старт" в 2003 году.
Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод в решении, что при установленных обстоятельствах отказ заявителю в государственной регистрации перехода права и права собственности на указанный объект недвижимости не соответствует статье 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нарушает права и законные интересы заявителя в экономической деятельности.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 24 марта 2011 года по делу N А55-799/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-799/2011
Истец: ООО "Старт"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Департамент управления имуществом городского округа Самара, ООО ТД "Старт"