г. Москва
21 июня 2011 г. |
Дело N А41-36555/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гагариной В.Г.,
судей Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явились, извещены надлежащим образом,
от заинтересованного лица: не явились, извещены надлежащим образом,
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 27.12.2010 по делу N А41-36555/10, принятое судьей принятое судьей Калининой Н.С. по заявлению Министерства имущественных отношений Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельные участки, при участии в деле в качестве третьих лиц общества с ограниченной ответственностью "Экопродукт", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрации городского округа Ивантеевка Московской области, открытого акционерного общества "Ивантеевский Элеватормельмаш",
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Московской области (далее - заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - управление, ТУ Росимущества в Московской области) о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровым номером 50:43:020519:0001, площадью 10 748 кв.м., категория "земли поселений", в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка, являющимся приложением к договору N 48004-Z, заключенному заявителем с открытым акционерным обществом "Ивантеевский Элеватормельмаш", расположенный по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Толмачева, д. 80; с кадастровым номером 50:43:040101:0001, площадью 10614 кв.м., категория "земли поселений", в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка, являющимся приложением к договору N 48006-Z, заключенному заявителем с обществом с ограниченной ответственностью "Экопродукт", расположенный по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Заводская, д. 10.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью "Экопродукт" (далее - ООО "Экопродукт"), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - регистрирующий орган), Администрация городского округа Ивантеевка Московской области (далее - администрация), открытое акционерное общество "Ивантеевский Элеватормельмаш" (далее - ОАО "Ивантеевский Элеватормельмаш").
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.12.2010 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права и несоответствием выводов, изложенных в решении суда действующему законодательству (том 3, л.д. 121-125).
В судебное заседание не явились представители лиц, участвующих в деле, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении указанных лиц.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы управления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 05.06.2002 между министерством (арендодатель) и ООО "Экопродукт" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и используемого для ведения предпринимательской деятельности N 48006-Z (том 1, л.д. 11-16).
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 данного договора арендодатель обязуется предоставить за плату во временное владение и пользование арендатору земельный участок с кадастровым номером 50:43:040101:0001 площадью 10 614 кв.м. из земель населенных пунктов в границах, указанных на плане, а также на местности, расположенный по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Заводская, д. 10.
В пункте 1.3 договора аренды от 05.06.2002 N 48006-Z определено, что земельный участок передается для осуществления арендатором следующих видов деятельности (цели использования): для производства грибных, овощных, ягодных консервов, нектаров.
Срок аренды земельного участка установлен на 13 лет 9 месяцев 7 дней с 24.12.2001 по 01.10.2015 (пункт 2.1 договора от 05.06.2002 N 48006-Z).
09.06.2000 между Комитетом по управлению имуществом Московской области (арендодатель) и ОАО "Ивантеевский Элеватормельмаш" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 48004 Z (том 1, л.д. 29-32).
25.05.2005 между министерством (арендодатель) и ОАО "Ивантеевский Элеватормельмаш" (арендатор) подписано дополнительное соглашение N 1 к договору аренды земельного участка от 09.06.2000, зарегистрированному Московской областной регистрационной палатой 15.06.2000 за N 50-01.43-3.2000-351.1, согласно которому данному договору присвоен N 48004-Z (том 1, л.д. 36-40).
В соответствии с пунктом 1.1 договора N 48004-Z, в редакции дополнительного соглашения от 25.05.2005 N 1, арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 10 748 кв.м., категория земель - "земли поселений", границах, указанных на плане, а также на местности, расположенный по адресу: Московская область, г. Ивантеевка (южная часть).
В пункте 1.2 указанного договора аренды определено, что земельный участок предоставлен для осуществления арендатором следующих видов деятельности (разрешенный вид использования): для производственной деятельности.
Срок аренды земельного участка установлен на 49 лет до 08.06.2049 (пункт 2.1 договора от 09.06.2000 N 48004-Z).
Согласно кадастровому плану земельного участка с кадастровым номером 50:43:02 05 19:0001 от 30.05.2005 N 43.1/05-0168 сведения о правах на данный земельный участок не зарегистрированы, в графе "разрешенное использование" указано - под водозаборный узел (том 1, л.д. 42).
В разделе В.3 кадастрового плана земельного участка с кадастровым номером 50:43:02 05 19:0001 от 30.05.2005 N 43.1/05-0168 имеются сведения об объектах недвижимости, расположенных на данном земельном участке: объект недвижимости 50:43:02 05 19:0001:001 площадью 15 кв.м., объект недвижимости 50:43:02 05 19:0001:002 площадью 54 кв.м., объект недвижимости 50:43:02 05 19:0001:003 резервуар площадью 118 кв.м. (том 1, л.д. 44).
Согласно кадастровому плану земельного участка с кадастровым номером 50:43:04 01 01:0001 от 12.09.2005 N 43.1/05-0349 сведения о правах на данный земельный участок не зарегистрированы, в графе "вид права" указано - государственная собственность (том 2, л.д. 5).
В разделе В.3 кадастрового плана земельного участка с кадастровым номером 50:43:04 01 01:0001 от 12.09.2005 N 43.1/05-0349 имеются сведения об объектах недвижимости, расположенных на данном земельном участке: объект недвижимости 50:43:04 01 01:0001:001 площадью 734 кв.м. - помещение в здании производственного назначения, инв. N 10-176/5, лит. И, объект недвижимости 50:43:04 01 01:0001:002 площадью 1 153 кв.м. - помещение производственного назначения - овощной цех, инв. N 19-176/4, лит. Ж, объект недвижимости 50:43:04 01 01:0001:003 сооружение - автоклавная, инв. N 19-176/3, лит. Е, площадью 110 кв.м., объект недвижимости 50:43:04 01 01:0001:004 площадью 74 кв.м. - помещение в здании производственного назначения, инв. N 19-176-6, лит. К, объект недвижимости 50:43:04 01 01:0001:005 площадью 356 кв.м. - помещение в здании производственного назначения, инв. N 19-176/2, лит. Д, объект недвижимости 50:43:04 01 01:0001:006 площадью 1 090 кв.м. - помещения производственного назначения, инв. N 19-176/1, лит. В, объект недвижимости 50:43:04 01 01:0001:007 площадью 644 кв.м., объект недвижимости 50:43:04 01 01:0001:008 площадью 794 кв.м., объект недвижимости 50:43:04 01 01:0001:009 площадью 105 кв.м. (том 2, л.д. 7).
По данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на спорные земельные участки зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.03.2009 N 98/005/2009-6282 на земельный участок с кадастровым номером 50:43:02 05 19:0001, расположенный по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Толмачева, д. 80, и на земельный участок с кадастровым номером 50:43:040101:0001, расположенный по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Заводская, д. 10, зарегистрировано право собственности Российской Федерации (том 1, л.д. 9-10).
Ссылаясь, что государственная регистрация права федеральной собственности на указанный земельный участок проведена с нарушением статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) и является ошибочной, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:43:02 05 19:0001, расположенный по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Толмачева, д. 80, и на земельный участок с кадастровым номером 50:43:040101:0001, расположенный по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Заводская, д. 10.
Исковые требования основаны на статье 305 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), статьях 2, 21 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), статье 2 Федерального закона N 101-ФЗ, статьях 2, 4 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (далее - Закон Московской области N 23/96-ОЗ).
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции сделал вывод о том, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации с внесением соответствующей записи в ЕГРП на земельный участок с кадастровым номером 50:43:02 05 19:0001, расположенный по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Толмачева, д. 80, и на земельный участок с кадастровым номером 50:43:040101:0001, расположенный по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Заводская, д. 10, произведена при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ, а также без подачи соответствующего заявления уполномоченного органа о государственной регистрации права.
Данный вывод арбитражного суда первой инстанции является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 101-ФЗ право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
Как следует из выписки ЕГРП правообладателем спорных земельных участков указана Российская Федерация.
Порядок заполнения и выдачи выписок из ЕГРП, установлен Приказом Минюста России от 18.09.2003 N 226 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах".
Выписка из ЕГРП (далее - выписка) должна содержать описание объекта недвижимости, сведения о зарегистрированных правах на него, об ограничениях (обременениях) прав, о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.
В выписку вносятся сведения, которые содержатся в соответствующих листах раздела Единого государственного реестра прав на момент подписания выписки в пределах предусмотренного пунктом 2 статьи 7 Закона срока для предоставления лицу запрошенной информации.
Согласно статье 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В порядке пункта 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки у заявителя отсутствует право распоряжения ими, в том числе, право сдачи их в аренду, а также право получать арендные платежи.
Таким образом, заявитель считает, что запись в ЕГРП о праве собственности за Российской Федерацией нарушает его законные права на распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена.
По смыслу статьи 12 ГК РФ определение законом способов защиты гражданских прав направлено, на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в статье 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Заявителем по настоящему делу избран такой способ защиты как признание отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на вышеуказанные земельные участки.
Такой способ оспаривания зарегистрированного права собственности Российской Федерации не противоречит положениям статьи 12 ГК РФ и нормам Федерального закона N 122-ФЗ.
В данном случае судом установлено, что министерство обоснованно обратилось в арбитражный су с заявлением о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, в связи с тем, что, поскольку по договорам аренды спорных земельных участков именно министерство выступает в качестве арендодателя и, соответственно, имеет право на получение арендных платежей, министерство в данном случае является лицом, чьи права и законные интересы нарушены внесением в ЕГРП сведений о праве собственности Российской Федерации на рассматриваемые земельные участки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Статьей 17 ЗК РФ установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами;
- право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Из части 2 статьи 2 Федерального закона N 101-ФЗ следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем, указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие - наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.
Как следует из пункта 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Таким образом законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности.
В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
В силу статей 9, 13, 17 Федерального закона N 122-ФЗ при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на спорные земельные участки, так и доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорные земельные участки произведенного в установленном законом порядке.
При этом регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер. Между тем доказательств обращения Российской Федерацией о регистрации права собственности на спорные участки суду не представлено.
Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.07.2001 N 154-О, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
В соответствии с Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" признан утратившим силу Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю", а также уточнены основания разграничения государственной собственности на землю, в связи с чем за органами местного самоуправления сохранено право распоряжения лишь теми земельными участками, которые не отвечают ни одному из критериев, позволяющих отнести их к соответствующему уровню собственности, установленных статьей 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Доказательств, что право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки зарегистрировано на основании пункта 1 статьи 3. Федерального закона N 137-ФЗ суду не представлено и в материалах дела такие доказательства отсутствуют.
Довод апелляционной жалобы о том, что факт отсутствия в реестре федерального имущества спорных земельных участков не является свидетельством отсутствия на него права собственности Российской Федерации, со ссылкой на то, что согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от 03.07.1998 N 696 "Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества" и от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", порядок внесения объектов учета в реестр федерального имущества носит заявительный характер, отклонен арбитражным судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Согласно Положению об учете федерального имущества, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 (далее - Положение), под правообладателем понимается федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган) или иной федеральный орган государственной власти, федеральное государственное учреждение, федеральное автономное учреждение, федеральное государственное унитарное предприятие, федеральное казенное предприятие или иное юридическое либо физическое лицо, которому федеральное имущество принадлежит на соответствующем вещном праве или в силу закона.
В соответствии с пунктом 14 Положения правообладатель для внесения сведений в реестр об имуществе, приобретенном им по договорам или иным основаниям, поступающем в его хозяйственное ведение или оперативное управление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, представляет в 2-недельный срок со дня приобретения имущества в соответствующий территориальный орган необходимые документы.
В соответствии с пунктом 27 Положения контроль полноты, достоверности и своевременности представления правообладателем к учету федерального имущества, принадлежащего им на соответствующем вещном праве, по результатам сверки сведений реестра и иных государственных информационных систем и муниципальных информационных систем, документальных и других проверок правообладателей осуществляется территориальными органами в порядке, установленном Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.
Таким образом названным Положением установлено, что контроль полноты, достоверности и своевременности предоставления правообладателем к учету федерального имущества осуществляется территориальными органами. Между тем управление не представило суду доказательств обоснованности обстоятельств на которые ссылается в апелляционной жалобе, а также доказательств того, что спорные объекты подлежали внесению в реестр федеральной собственности, однако не были внесены по каким-либо основаниям.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает правильным вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что спорные земельные участки являются государственной собственностью, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
Согласно статье 17 Федерального закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно статье 17 ЗК РФ, в редакции, действовавшей на момент внесения записи, право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием таковых федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
Управление не представило суду доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорные участки.
Доказательств внесения земельного участка с кадастровым номером 50:43:02 05 19:0001 и земельного участка с кадастровым номером 50:43:04 01 01:0001 в реестр федеральной собственности, отнесения данных земельных участков к исключительной собственности Российской Федерации, управлением не представлено и в материалах дела такие доказательства отсутствуют.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено доказательств принятия уполномоченным органом акта о том, что спорные земельные участки являются федеральной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено законом.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, государственная регистрация права собственности Российской Федерации с внесением соответствующей записи в ЕГРП на земельный участок с кадастровым номером 50:43:02 05 19:0001, площадью 10 748 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Толмачева, д. 80 и на земельный участок с кадастровым номером 50:43:04 01 01:0001, площадью 10 614 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Заводская, д. 10, произведена регистрирующим органом при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ, а также без подачи соответствующего заявления уполномоченного органа о государственной регистрации права.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Доказательства обращения управления к регистрирующему органу с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на рассматриваемые земельные участки суду не представлено, в материалах дела и в материалах регистрационного дела, представленного в материалы дела, такие сведения отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что право собственности Российской Федерации на указанные выше земельные участки зарегистрировано при отсутствии документов-оснований, а также в отсутствие заявления правообладателя, вследствие чего не может быть признано законно возникшим.
Также в материалах дела отсутствуют доказательства наличия на спорных земельных участках объектов недвижимого имущества, на которые в установленном законом порядке зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
При этом из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:43:02 05 19:0001 предоставлен для производственной деятельности.
В кадастровом плане данного земельного участка указан вид разрешенного использования - под водозаборный узел (том 1, л.д. 42).
Согласно пункту 1.3 договора аренды земельного участка от 09.06.2000 N 48004-Z (в редакции дополнительного соглашения от 25.05.2005 N 1) на земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, указанные в кадастровом плане земельного участка и принадлежащие арендатору на праве собственности.
В разделе В.3 кадастрового плана земельного участка с кадастровым номером 50:43:02 05 19:0001 от 30.05.2005 N 43.1/05-0168 имеются сведения об объектах недвижимости, расположенных на данном земельном участке: объект недвижимости 50:43:02 05 19:0001:001 площадью 15 кв.м., объект недвижимости 50:43:02 05 19:0001:002 площадью 54 кв.м., объект недвижимости 50:43:02 05 19:0001:003 резервуар площадью 118 кв.м. (том 1, л.д. 44).
Согласно плану приватизации Ивантеевского опытного завода по преобразованию в Акционерное общество открытого типа "Ивантеевский Элеватормельмаш" (том 4, л.д. 27-61) указанные объекты недвижимого имущества переданы в собственность АООТ "Ивантеевский Элеватормельмаш".
В соответствии с пунктом 1.1 Устава ОАО "Ивантеевский Элеватормельмаш", утвержденного 05.06.1996 (том 3, л.д. 1-48) акционерное общество "Ивантеевский Элеватормельмаш" создано комитетом по управлению имуществом Московской области (решение от 02.11.1992 N 843) путем преобразования в процессе приватизации государственного предприятия Ивантеевский опытный завод "Элеватормельмаш".
Таким образом судом установлено, что объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 50:43:02 05 19:0001 принадлежат на праве собственности ОАО "Ивантеевский Элеватормельмаш". Доказательств наличия иных объектов недвижимого имущества, расположенных на данном участке суду не представлено и в материалах дела такие доказательства отсутствуют.
Доказательства наличия объектов недвижимого имущества, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 50:43:02 05 19:0001, на которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации зарегистрировано право федеральной собственности, в материалы дела не представлены.
В разделе В.3 кадастрового плана земельного участка с кадастровым номером 50:43:04 01 01:0001 от 12.09.2005 N 43.1/05-0349 имеются сведения об объектах недвижимости, расположенных на данном земельном участке: объект недвижимости 50:43:04 01 01:0001:001 площадью 734 кв.м. - помещение в здании производственного назначения, инв. N 10-176/5, лит. И, объект недвижимости 50:43:04 01 01:0001:002 площадью 1 153 кв.м. - помещение производственного назначения - овощной цех, инв. N 19-176/4, лит. Ж, объект недвижимости 50:43:04 01 01:0001:003 сооружение - автоклавная, инв. N 19-176/3, лит. Е, площадью 110 кв.м., объект недвижимости 50:43:04 01 01:0001:004 площадью 74 кв.м. - помещение в здании производственного назначения, инв. N 19-176-6, лит. К, объект недвижимости 50:43:04 01 01:0001:005 площадью 356 кв.м. - помещение в здании производственного назначения, инв. N 19-176/2, лит. Д, объект недвижимости 50:43:04 01 01:0001:006 площадью 1 090 кв.м. - помещения производственного назначения, инв. N 19-176/1, лит. В, объект недвижимости 50:43:04 01 01:0001:007 площадью 644 кв.м., объект недвижимости 50:43:04 01 01:0001:008 площадью 794 кв.м., объект недвижимости 50:43:04 01 01:0001:009 площадью 105 кв.м. (том 2, л.д. 7).
Право собственности на указанные объекты недвижимого имущества зарегистрировано за ООО "Экопродукт", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности (том 3, л.д. 96-101).
Доказательства наличия объектов недвижимого имущества, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 50:43:04 01 01:0001, на которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации зарегистрировано право федеральной собственности, в материалы дела не представлены.
Определениями от 07.04.2011 и от 17.05.2011 арбитражным судом апелляционной инстанции управлению предложено представить сведения и доказательства, подтверждающие наличие имущества принадлежащего Российской Федерации, находящегося на земельных участках с кадастровыми номерами 50:43:040101:0001, 50:43:020519:0001, соответствующие акты, свидетельствующие о разграничении государственной собственности и иные доказательства в обоснование доводов апелляционной жалобы (том 3, л.д. 111-115, том 4, л.д. 74-77).
Однако управлением названные определения арбитражного суда не исполнены. При этом представители управления в судебные заседания апелляционной инстанции не являлись, несмотря на надлежащее уведомление о датах и времени судебных разбирательств.
На основании изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации с внесением соответствующей записи в ЕГРП на земельный участок с кадастровым номером 50:43:02 05 19:0001 и на земельный участок с кадастровым номером 50:43:04 01 01:0001, произведена при отсутствии предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации оснований.
Довод апелляционной жалобы о том, что действия регистрирующего органа, направленные на регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:43:02 05 19:0001 и на земельный участок с кадастровым номером 50:43:04 01 01:0001, не оспорены и не признаны судом незаконными, отклонен арбитражным судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В силу статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Таким образом, в судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право, а не сама запись о регистрации или действия регистрирующего органа по внесению такой записи.
Поскольку в ГК РФ, в Федеральном законе N 122-ФЗ, в иных законах не предусмотрен такой способ защиты как признание незаконным зарегистрированного права, оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.
В данном случае арбитражным судом первой инстанции обоснованно указано, что заявитель избрал надлежащий способ защиты нарушенного права.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27.12.2010 по делу N А41-36555/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.Г. Гагарина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-36555/2010
Истец: Министерство имущественных отношений Московской области
Ответчик: ТУ ФАУГИ по Московской области
Третье лицо: Администрация городского округа Ивантеевка Московской области, ОАО "Ивантеевский Элеватормельмаш", ООО "ЭКОПРОДУКТ", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
21.06.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2726/11