г. Челябинск
21 июня 2011 г. |
N 18АП-5376/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2011 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Кузнецова Ю.А., Дмитриевой Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маркиной Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19 апреля 2011 года по делу N А47-559/2011 (судья Хижняя Е.Ю.).
Общество с ограниченной ответственностью "РСМ" (далее - заявитель, налогоплательщик, ООО "РСМ") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения от 16.11.2010 N 20-20/655, вынесенного Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга) в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 1 891 814 руб., начисления соответствующих сумм пеней, привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 19 апреля 2011 года заявленные налогоплательщиком требования, удовлетворены.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган ссылается на неправильное применение арбитражным судом первой инстанции норм материального права при принятии решения. В частности, Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга указывает на то, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований ООО "РСМ", учитывая установленный в ходе проведенных мероприятий налогового контроля факт неуплаты заявителем налога на добавленную стоимость, в связи с чем, представление обществом с ограниченной ответственностью "РСМ" документов в подтверждение наличия права на получение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) не порождает за собой признание недействительным решения, вынесенного по результатам проведенных мероприятий налогового контроля, так как в данном случае налогоплательщик должен был самостоятельно скорректировать свои налоговые обязательства путем представления уточненных налоговых деклараций.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу ООО "РСМ" просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, указывая на то, что доводы налогового органа о том, что налоговые вычеты по НДС не могут быть приняты по причине незаявления их в налоговой декларации, являются необоснованными, так как соответствующие документы имелись у налогового органа в период проведения выездной налоговой проверки.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не прибыли.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей заявителя и заинтересованного лица.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга была проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью "РСМ"; по результатам проверки составлен акт от 18.10.2010 N 20-20/595 и вынесено решение от 16.11.2010 N 20-20/655 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ООО "РСМ" в числе прочего было привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, штрафу 35 937 руб. по налогу на добавленную стоимость, также заявителю доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 1 898 252 руб. и начислены пени по НДС, составившие 598 392 руб. 81 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 11.01.2011 N 16-15/00032 решение нижестоящего налогового органа в данной части оставлено без изменения.
Основанием для доначисления ООО "РСМ" сумм НДС, начисления пеней и привлечения к налоговой ответственности (в оспариваемой налогоплательщиком части) послужили выводы налогового органа о занижении заявителем налоговой базы по НДС за счет невключения части доходов от реализации выполненных работ, что признано обществом с ограниченной ответственностью "РСМ".
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования ООО "РСМ", сославшись на п. 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5, на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 267-О, исходил из того, что у налогоплательщика на момент проведения мероприятий налогового контроля имелись счета-фактуры, а также первичные документы подтверждающие право на получение налогового вычета в сумме 1 891 814 руб., и, несмотря на то, что ООО "РСМ" не представлял в налоговый орган по месту учета налоговые декларации и не заявлял сумму налога к вычету, Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга при вынесении решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должна была принять во внимание тот факт, что у заявителя имеется право а получение налоговых вычетов.
С выводами арбитражного суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласиться не может в силу следующего.
Пунктом 1 статьи 171 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 налоговые вычеты, порядок применения которых определен статьей 172 Кодекса.
Как следует из пункта 1 статьи 173 Кодекса, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 Кодекса.
Из изложенного следует, что применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством их декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных в главе 21 Кодекса условий.
Само по себе наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих, по его мнению, право на применение налоговых вычетов, без отражения (указания, заявления) суммы налоговых вычетов в налоговой декларации не является основанием для уменьшения подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода налога на добавленную стоимость. Наличие документов, обуславливающих применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, не заменяет их декларирования.
Таким образом, право на получение налоговых вычетов по НДС налогоплательщик может реализовать путем подачи уточненной налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
При наличии вышеперечисленных обстоятельств суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы с общества с ограниченной ответственностью "РСМ" в доход федерального бюджета взыскивается государственная пошлина в сумме 1000 рублей по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19 апреля 2011 года по делу N А47-559/2011 отменить.
В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "РСМ" отказать.
Взыскать сообщества с ограниченной ответственностью "РСМ" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу: http://fasuo.arbitr.ru либо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по адресу: http://rad.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-559/2011
Истец: ООО "РСМ"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Оренбурга
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11281/11
14.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6365/11
21.06.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5376/11
07.04.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2940/11