г. Челябинск |
|
18 ноября 2011 г. |
Дело N А47-559/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2011 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Серебряковой Н.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19 апреля 2011 года по делу N А47-559/2011 (судья Хижняя Е.Ю.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "РСМ" - Чурилов А.С. (директор), Хамидуллин Т.Р. (доверенность от 07.10.2011).
Общество с ограниченной ответственностью "РСМ" (далее - заявитель, налогоплательщик, ООО "РСМ") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) от 16.11.2010 N 20-20/655, в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 1 891 814 рублей, начисления соответствующих сумм пеней, привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 19 апреля 2011 года заявленные налогоплательщиком требования, удовлетворены.
В апелляционной жалобе налоговый орган просил решение арбитражного суда первой инстанции отменить, в связи с неправильным применением норм материального права, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган указывал на то, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований ООО "РСМ", поскольку представление обществом в ходе судебного разбирательства документов в подтверждение наличия права на получение налоговых вычетов по НДС не влечет за собой признание недействительным решения, вынесенного по результатам проведенных мероприятий налогового контроля, так как в данном случае налогоплательщик может самостоятельно скорректировать свои налоговые обязательства путем представления уточненных налоговых деклараций.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу ООО "РСМ" просило оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, указывая на то, что доводы налогового органа о том, что налоговые вычеты по НДС не могут быть приняты по причине не заявления их в налоговой декларации, являются необоснованными, так как соответствующие документы имелись у налогового органа в период проведения выездной налоговой проверки.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2011 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований ООО "РСМ" отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14.10.2011 постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2011 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В представленном дополнительно отзыве заявитель сослался на представление уточненных налоговых деклараций по НДС, в которых отражены вычеты на стоимость произведенных субподрядных работ. При этом письмом без номера и даты налоговый орган подтвердил принятие указанных деклараций, а также неизменность сумм НДС, подлежащих уплате, по сравнению с первоначальными декларациями, что свидетельствует о верном исчислении налога обществом.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание заинтересованное лицо представителя не направил.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения представителей заявителя, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя заинтересованного лица.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга была проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью "РСМ"; по результатам проверки составлен акт от 18.10.2010 N 20-20/595 и вынесено решение от 16.11.2010 N 20-20/655 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ООО "РСМ" в числе прочего было привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 35 937 рублей по налогу на добавленную стоимость, также заявителю доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 1 898 252 рублей и начислены пени по НДС в сумме 598 392,81 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 11.01.2011 N 16-15/00032, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, решение нижестоящего налогового органа в данной части оставлено без изменения.
Основанием для доначисления ООО "РСМ" сумм НДС, начисления пеней и привлечения к налоговой ответственности (в оспариваемой налогоплательщиком части) послужили выводы налогового органа о занижении заявителем налоговой базы по НДС за счет не включения части доходов от реализации выполненных работ, что признано обществом с ограниченной ответственностью "РСМ".
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования ООО "РСМ", сославшись на п. 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5, на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 267-О, исходил из того, что у налогоплательщика на момент проведения мероприятий налогового контроля имелись счета-фактуры, а также первичные документы подтверждающие право на получение налогового вычета в сумме 1 891 814 рублей, и, несмотря на то, что ООО "РСМ" не декларировал данную сумму налога к вычету, инспекция при вынесении решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должна была принять во внимание тот факт, что у заявителя имеется право на получение налоговых вычетов.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются не вполне верными, что, однако, не привело к принятию неправильного решения.
Пунктом 1 статьи 171 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171НК РФ, порядок применения которых определен статьей 172 НК РФ.
Как следует из пункта 1 статьи 173 НК РФ, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ (в том числе, налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 НК РФ.
Из изложенного следует, что применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством их декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных в главе 21 НК РФ условий.
Само по себе наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих, по его мнению, право на применение налоговых вычетов, без отражения (указания, заявления) суммы налоговых вычетов в налоговой декларации не является основанием для уменьшения подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода налога на добавленную стоимость. Наличие документов, обуславливающих применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, не заменяет их декларирования.
Таким образом, право на получение налоговых вычетов по НДС налогоплательщик может реализовать путем подачи уточненной налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
При этом, как следует из материалов дела, 24.01.2011 в налоговый орган заявителем представлены уточненные налоговые декларации по НДС, в которых заявлены дополнительные налоговые вычеты по НДС, а также увеличена налоговая база на суммы, выявленные в ходе налоговой проверки, указанные декларации приняты налоговым органом без возражений.
Как следует из письма налогового органа N 07-21/ с учетом увеличения налоговой базы и размера налоговых вычетов, сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет, по сравнению с первоначальными декларациями не изменилась, что свидетельствует об отсутствии налога к доплате.
Налоговым органом в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции подтверждено право налогоплательщика на дополнительные вычеты НДС, в соответствии с требованиями ст.ст. 171, 172 НК РФ, а кроме того, с учетом представления уточненных налоговых деклараций заявителем выполнено требование о декларировании вычетов по НДС.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у заявителя права на налоговый вычет НДС в сумме 1 891 814 рублей, с учетом которого доначисление НДС в сумме 1 891 814 рублей произведено налоговым органом неправомерно.
С учетом отсутствия недоимки по НДС доначисление пени и привлечение общества к налоговой ответственности обоснованно признано судом первой инстанции незаконными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19 апреля 2011 года по делу N А47-559/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-559/2011
Истец: ООО "РСМ"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Оренбурга
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11281/11
14.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6365/11
21.06.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5376/11
07.04.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2940/11