г. Саратов |
Дело N А12-1931/2011 |
"24" июня 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена "23" июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" июня 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс", Волгоградская область, р.п. Городище,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от "11" апреля 2011 года по делу N А12-1931/2011 (судья Наумова М.Ю.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альянс", Волгоградская область, р.п. Городище,
к Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, Волгоградская область, р.п. Городище,
о признании незаконным бездействия,
при участии представителей:
ООО "Альянс" - Великанов Н.В., действующий на основании доверенности от 20.06.2011,
Администрации - не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Альянс" (далее - ООО "Альянс", Общество, заявитель) с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области (далее - Администрация), выразившегося в не утверждении схемы расположения земельного участка, на котором расположен принадлежащий ООО "Альянс" на праве собственности объект недвижимости: здание коровника, площадью 3494,5кв.м, кадастровый номер 34:03:000000:00000:18:205:002:000496340, расположенный по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, р.п. Городище; об обязании Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области утвердить и выдать ООО "Альянс" схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель полагает, что оспариваемое бездействие не соответствует пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от "11" апреля 2011 года в удовлетворении заявленных ООО "Альянс" требований отказано.
ООО "Альянс" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования в полном объеме.
Администрация просит в удовлетворении жалобы отказать.
Администрация извещена о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (почтовое уведомление N 97726 9 о вручении корреспонденции), заявила ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии ее представителя. Судом ходатайство удовлетворено.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Альянс" является собственником объекта недвижимости - здания коровника площадью 3 494,5 кв.м с кадастровым номером 34:03:000000:00000:18:205:002:000496340, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, р.п. Городище (свидетельство о государственной регистрации права 34ААN 969911 от 04.01.2009: запись о регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 34-34-16/049/2008-233).
В Администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области поступило заявление ООО "Альянс" от 12.10.2010 (входящий N 2036-юр) о приобретении в собственность земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие Обществу на праве собственности.
К заявлению приобщены: свидетельство о государственной регистрации юридического лица, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.09.2010 N 1/006/2010-331, свидетельство о регистрации права 34АА969911 от 04.01.2009, сообщение об отказе в предоставлении запрашиваемой информации от 07.10.2010 N 16/006/2010-53, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом от 26.10.2010 N 5479 Администрация сообщила, что из представленных Обществом документов следует, что функциональное назначение строения, расположенного на испрашиваемом земельном участке - здание коровника; в силу СНиП И-97-76* "Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий", Приложения "Показатели минимальной плотности застройки площадок сельхозпредприятий" площадь испрашиваемого земельного участка превышает нормы отвода. Обществу разъяснено о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка после приведения документации в соответствии с требованиями действующего законодательства (л.д. 47-48).
Общество, считая бездействие Администрации, выразившееся в не утверждении схемы расположения земельного участка, незаконным, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, указал, что органом местного самоуправления не допущено незаконного и не соответствующего пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации бездействия, которое нарушало бы права и охраняемые интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
На основании части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Перечень).
Согласно пункту 6 Перечня документов к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагается, в частности, кадастровый паспорт земельного участка.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Как указано выше, ООО "Альянс" обратилось в Администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области с заявлением о приобретении в собственность земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие Обществу на праве собственности.
К заявлению Общество приложило, в том числе схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области рассмотрела поступившее заявление и приложенные к нему документы и письмом от 26.10.2010 N 5479 сообщила о возможности разрешения вопроса о предоставлении земельного участка после приведения подаваемых документов в соответствие с требованиями действующего законодательства: в силу СНиП И-97-76* "Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий", Приложения "Показатели минимальной плотности застройки площадок сельхозпредприятий" площадь испрашиваемого земельного участка превышает нормы отвода.
Таким образом, отсутствует факт незаконного бездействия Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области: заявление и документы, приложенные к нему, включая схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории рассмотрены Администрацией; Администрация сообщила Обществу о невозможности разрешения вопроса о предоставлении земельного участка, следовательно, и утверждения схемы расположения земельного участка, мотивировав тем, что площадь испрашиваемого земельного участка превышает нормы отвода.
Кроме того, в силу абзаца 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Предельные размеры земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, и необходимые для их использования, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (статьи 33 и 35 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено следующее. Согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 данного Кодекса, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Общество не представило доказательств, подтверждающих необходимость использования земельного участка заявленной площади 30 000 кв.м под объектом недвижимости, площадью 3 494,5 кв.м.
Аналогичная правовая позиция и толкование норм земельного законодательства, подлежащих применению при разрешении настоящего дела, приведены в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.03.2011 N 13535/10.
Судом апелляционной инстанции не может быть принят довод Общества о том, что Администрация, получив от Общества заявление о приобретении в собственность земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка, должно было в соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации утвердить и выдать Обществу иную, надлежащую схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
На территории Городищенского муниципального района Волгоградской области действует Положение о порядке утверждения и выдачи схем расположения земельный участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, утвержденное постановлением Администрации от 21.06.2010 N 1315 (далее - Положение).
Пунктом 6 раздела 1 Положения предусмотрено, что СРЗУ изготавливается по инициативе заинтересованного юридического или физического лица, а также уполномоченного государственного или муниципального органа (в дальнейшем -заказчик). В случае изготовления схемы по инициативе заинтересованного юридического или физического лица указанный вид работ производится за их счет. Изготовление СРЗУ вправе осуществлять любое юридическое или физическое лицо (далее по тексту -исполнитель). Заинтересованным в получении СРЗУ лицам рекомендуется привлекать к ее изготовлению архитектурно-проектные организации, землеустроительные организации, кадастровых инженеров или лиц, осуществляющих кадастровую деятельность в переходный период в соответствии со статьей 44 Федерального закона РФ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В пункте 1 раздела 2 Положения указано, что после изготовления СРЗУ с заявлением о согласовании направляется заказчиком или исполнителем, действующим по доверенности от лица заказчика, в администрацию Городищенского муниципального района на имя главы администрации с приложением всех изготовленных экземпляров СРЗУ.
Пунктом 3 раздела 2 Положения предусмотрено, что экземпляры СРЗУ, представленные в администрацию Городищенского муниципального района, проходят согласование отдела архитектуры и градостроительства администрации района, комитета по управлению муниципальным имуществом администрации района и утверждаются постановлением администрации Городищенского муниципального района.
В случае невозможности согласования материалов СРЗУ по причинам, выявленным структурными подразделениями администрации, участвующими в согласовании, заявителю в письменной форме направляется мотивированный отказ в согласовании СРЗУ (пункт 4 раздела 2 Положения).
Пунктом 5 раздела 2 Положения установлено, что после согласования СРЗУ при наличии заявления об утверждении СРЗУ, поданного заинтересованным лицом в администрацию Городищенского муниципального района, комитет по управлению муниципальным имуществом администрации района готовит проект постановления администрации об утверждении СРЗУ.
Как указано выше, Общество представило в Администрацию изготовленную по его инициативе схему расположения земельного участка, которая была рассмотрена Администрацией.
Общество не лишено возможности обратиться в Администрацию в соответствии с действующим земельным законодательством, в том числе и законодательством Городищенского муниципального района Волгоградской области.
На основании изложенного, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным, оснований для его отмены или изменения не имеется. Апелляционную жалобу ООО "Альянс" следует оставить без удовлетворения.
При подаче апелляционной жалобы заявителем уплачена государственная пошлина в размере 2000 рублей (платежное поручение N 147 от 10.05.2011 года). Государственная пошлина в размере 1000 рублей является излишне уплаченной и подлежит возврату Обществу из федерального бюджета в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от "11" апреля 2011 года по делу N А12-1931/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Альянс", Волгоградская область, р.п. Городище, справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной платежным поручением N 147 от 10.05.2011 года государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в сумме 1 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через Арбитражный суд Волгоградской области.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-1931/2011
Истец: ООО "Альянс"
Ответчик: Администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
24.06.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3826/11