"24" июня 2011 г. |
Дело N г. Красноярск |
Резолютивная часть постановления объявлена "17" июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" июня 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Петровской О.В.
судей: Бабенко А.Н., Белан Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
при участии:
от ответчика (Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю): Михеевой И.А. - представителя по доверенности от 03.08.2010 N 04-10345,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Балахтинского района Красноярского края, п. Балахта
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "23" марта 2011 года по делу N А33-15090/2010, принятое судьей Шишкиной И.В.,
установил:
Администрация Балахтинского района Красноярского края обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю о признании права муниципальной собственности на:
- земельный участок площадью 19561 кв.м., расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, Балахтинский район, урочище Ельник, в 4520 м. по направлению на восток от ориентира с. Даурское, кадастровый номер 24:03:1200004:830,
- земельный участок площадью 10005 кв.м., расположенный по адресу: Россия, Красноярский край. Балахтинский район, урочище Ельник, в 4560 м. по направлению на восток от ориентира с. Даурское, кадастровый номер 24:03:1200004:831,
- земельный участок площадью 10044 кв.м., расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, Балахтинский район, урочище Ельник, в 4540 м. по направлению на восток от ориентира с. Даурское, кадастровый номер 24:03:1200004:834.
Определением от 13.10.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Агентство лесной отрасли Красноярского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
Определением от 03.11.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика, привлечено Краевое государственное бюджетное учреждение "Емельяновское лесничество".
Определением от 25.11.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Шевченко Борис Викторович, Казакевич Евгения Игоревна, Чернякова Светлана Николаевна.
Определением от 22.12.2010, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Приморье".
16.03.2011 истец изменил предмет иска - просил признать отсутствующим право Российской Федерации на следующие земельные участки:
- земельный участок площадью 19561 кв.м., расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, Балахтинский район, урочище Ельник, в 4520 м. по направлению на восток от ориентира с. Даурское, кадастровый номер 24:03:1200004:830,
- земельный участок площадью 10005 кв.м., расположенный по адресу: Россия, Красноярский край. Балахтинский район, урочище Ельник, в 4560 м. по направлению на восток от ориентира с. Даурское, кадастровый номер 24:03:1200004:831,
- земельный участок площадью 10044 кв.м., расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, Балахтинский район, урочище Ельник, в 4540 м. по направлению на восток от ориентира с. Даурское, кадастровый номер 24:03:1200004:834.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23 марта 2011 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой привел доводы, изложенные ранее в исковом заявлении. Истец считает, что изложенные им доводы не получили должной оценки арбитражного суда первой инстанции, в результате чего был сделан необоснованный вывод о том, что спорные земельные участки находятся в лесном фонде Балахтинского участкового лесничества квартал 1 выдел 44 совхоза "Приморский" КГУ "Емельяновское лесничество". Истец настаивает, что:
-представленные ответчиком документы не подтверждают факта нахождения спорных участков в составе участка, на который зарегистрировано право за Российской Федерации (участок площадью 63 940,6875 га), граница участков не определена, представленный план не позволяет установить расположение и границы лесных кварталов;
-в соответствии со статьей 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации, что в свою очередь подразумевает обязательное проведение лесоустройства, включая описание, проектирование, установление границ лесных участков, их таксацию, закрепление на местности и государственный кадастровый учет лесного участка. Таком образом, индивидуализация лесного участка осуществляется путем присвоения кадастрового номера;
-ответчиком не представлены материалы лесоустройства на спорные земельные участки, не представлена выписка из лесного реестра;
-согласно представленному Ответчиком кадастровому паспорту зарегистрированный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения;
-в соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в соответствии с федеральными законами. Процедура перевода земель из одной категории в другую установлена Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ. Согласно статье 5 указанного закона акт о переводе земель из одной категории в другую направляется в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений;
-так как истцом представлен кадастровый паспорт на участок земель сельскохозяйственного назначения, очевидно, что процедура перевода земель из одной категории в другую не соблюдена. Обязательность проведения такой процедуры подтверждается Конституционным судом РФ (Постановление от 09.01.1998 г. N 1-П);
- кроме того, кадастровый паспорт на участок составлен 25.11.2010, то есть после постановки на кадастровый учет спорных земельных участков. В деле отсутствуют документы позволяющие соотнести участок с N 24:03:0000000:340 и спорные участки.
- совокупность всего вышеперечисленного, а именно: невозможность определить границы, расположение и наложения земельных участков; отсутствие материалов лесоустройства на спорные земельные участки; отсутствие Выписки из лесного реестра; отсутствие в государственном земельном кадастре сведений об участке площадью 63940,6875 га как об участке земель лесного фонда; несоблюдение процедуры перевода земель из одной категории в другую позволяет сделать вывод об отсутствии права Российской федерации на спорные земельные участки;
- 30 марта 1979 года Решением Исполкома Балахтинского районного Совета Народных депутатов утвержден план границ землепользования, согласно которому за совхозом "Приморский" Балахтинского района Красноярского края было закреплено 33 506 га земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с Указом Президента РФ от 27.12.1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" Совхоз "Приморский" был преобразован в Товарищество с ограниченной ответственностью "Приморское";
- в соответствии с Постановлением от 4 сентября 1992 г. N 708 " О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" ТОО "Приморское" реорганизовано в Сельскохозяйственное закрытое акционерное общество "Приморское" (впоследствии - ЗАО "Приморье"). Определены индивидуальные имущественные паи и земельные доли, выбрана форма собственности. Земли предоставленные совхозу приватизированы. Вместе с тем, в соответствии с п. 10 указанного Постановления при определении земельной доли (пая) учитываются сельскохозяйственные угодья в границах сельскохозяйственных предприятий, за исключением земельных участков: переданных в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, в том чисел земель приусадебного фонда, участков, занятых сенокосами и пастбищами общественного пользования;
-такие участки были изъяты у землепользователя и переданы в ведение Балахтинского Совета народных депутатов Решением от 25.10.1991 г. N 220;
-таким образом, спорные земельные участки не вошли в состав долевой собственности, что подтверждается также отзывом ЗАО "Приморье", Проектом землеустройства;
-согласно п. 5 Указа Президента РФ от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" участки, оставшиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий подлежали включению в фонд перераспределения земель. Организация продажи таких земель, передача их в аренду возлагалась на местную администрацию;
-следовательно, спорные земельные участки в составе прочих неприватизированных земель сельскохозяйственного назначения, были переданы Балахтинскому Совету Народных депутатов. При этом ни категория, ни целевое назначение земель - ведение сельского хозяйства - в установленном законом порядке не менялось;
-таким образом, учитывая вышеназванные нормы права, при разграничении государственной собственности на землю в собственность того или иного муниципального образования переходят земли, находящиеся в границах этого образования. МО Балахтинский район образовано в соответствии с Законом Красноярского края от 18.02.2005 N 13-3005;
-в соответствии с частью 10 статьи 85 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения;
- вместе с тем оспаривание зарегистрированного права возможно только в судебном порядке. Спорные земельные участки, по мнению Ответчика, входят в состав лесных земель, право на которые зарегистрировано за РФ, и, поскольку не определены ни границы, ни зоны наложения участков, права Истца могут быть защищены путем признания права отсутствующим.
Ответчик представил в материалы дела отзыв, в котором указал, что считает решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 марта 2011 года законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Третьи лица - Агентство лесной отрасли Красноярского края (г. Красноярск), Шевченко Борис Викторович (г. Красноярск), Казакевич Евгения Игоревна (г. Красноярск), Чернякова Светлана Николаевна (г. Красноярск), закрытое акционерное общество "Приморье", (п. Приморск), Краевое государственное бюджетное учреждение "Емельяновское лесничество" (п. Памяти 13 борцов), надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (г. Красноярск) заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство проводится в их отсутствие.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела обстоятельства:
Решением Исполкома Балахтинского районного совета народных депутатов N 72 от 30.03.79 "О замене государственных актов на право пользования землей совхозам района" решено заменить и выдать государственные акты на право пользования землей по единой для совхозов ССР форме, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 06.03.75 N 199, в том числе совхозу "Приморский" площадью 44 969,8 га в границах плана, за совхозом закреплено 33 542,0 га, в том числе государственный лесной фонд 11 290,0 га (приложение N 1 к решению).
Решением Исполкома Балахтинского районного Совета народных депутатов N 220 от 25.10.91 решено изъять у совхоза "Приморский" 4 192 га земель, в том числе сельхозугодий 3 006 га, приусадебных участков 120 га, других земель 1 066 га.
Постановлением администрации Балахтинского района N 1239 от 08.10.2008 утвержден в соответствии с материалами межевания проект границ земельного участка площадью 10 044 кв.м. из категории земель "Земли сельскохозяйственного назначения", находящегося по адресу: Балахтинский район, урочище "Ельник", 4400 м восточнее с. Даурское для ведения дачного хозяйства.
Данному земельному участку присвоен кадастровый номер 24:03:1200004:834.
Постановлением администрации Балахтинского района N 1231 от 07.10.2008 утвержден в соответствии с материалами межевания проект границ земельного участка площадью 10 005 кв.м. из категории земель "Земли сельскохозяйственного назначения", находящегося по адресу: Балахтинский район, урочище "Ельник", 4460 м восточнее с. Даурское для ведения дачного хозяйства.
Данному земельному участку присвоен кадастровый номер 24:03:1200004:831.
Права на вышеуказанные земельные участки в ЕГРП не зарегистрированы (уведомления Управления Росреестра по Красноярскому краю от 15.10.2010).
Постановлением администрации Балахтинского района N 1233 от 07.10.2008 утвержден в соответствии с материалами межевания проект границ земельного участка площадью 19 561 кв.м. из категории земель "Земли сельскохозяйственного назначения", находящегося по адресу: Балахтинский район, урочище "Ельник", 4520 м восточнее с. Даурское для ведения дачного хозяйства.
Данному земельному участку присвоен кадастровый номер 24:03:1200004:830.
Согласно заключению кадастрового инженера ООО "Геостройизмерения" N 04 от 25.11.2010 три вышеуказанных участка расположены в границах совхоза "Приморский".
На данные земельные участки администрацией Балахтинского района подписывались договоры аренды с гражданами Черняковой С.Н. (участок N 831), Казакевич Е.И. (участок N 834), Шевченко Б.В. (участок N 830), в регистрации которых Управлением Росреестра по Красноярскому краю было отказано сообщениями от 10.07.94 N 33/002/2009-794, 33/002/2009-796, 33/002/2009-795 в связи с наличием противоречий между заявленными правами и правами Российской Федерации на земельный участок, находящийся в лесном фонде Емельяновского лесничества квартал 11 выдел 44 совхоза "Приморский" Балахтинского участкового лесничества.
Данные отказы были обжалованы указанными гражданами в Балахтинский районный суд, в удовлетворении заявлений решением от 27.11.2009 было отказано. Решение Балахтинского районного суда от 27.11.2009 оставлено без изменения кассационным определением от 03.03.2010 Красноярского краевого суда.
На основании приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСФСР N 442 от 28.05.91 и решения конференции уполномоченных представителей трудовых коллективов совхоза "Приморский", данный совхоз преобразуется в товарищество с ограниченной ответственностью (акционерное общество закрытого типа) "Приморское".
Совхоз "Приморский" реорганизован в акционерное общество закрытого типа "Приморский" (свидетельство о государственной регистрации N 180-103.
В соответствии с приказом директора ЗАО "Приморское" N 1 от 09.01.97 на основании постановлений администрации Балахтинского района N 180 от 07.06.96 и N 3 от 09.01.97 произведена перерегистрация ТОО "Приморское" в сельскохозяйственное закрытое акционерное общество "Приморское".
ЗАО "Приморье" учреждено СЗАО "Приморское" (свидетельство о государственной регистрации серия ПР, зарегистрировано администрацией Балахтинского района постановление N 80 от 06.03.2022, (пункт 1.2 устава ЗАО "Приморье").
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 28.07.2008 за Российской Федерацией был зарегистрирован на праве собственности лесной участок, категория земель: земли лесного фонда общей площадью 108 068 га, адрес объекта: Красноярский край, Балахтинский район, Балахтинское лесничество, Балахтинское участковое лесничество кварталы 70-97, 105-112, 122-136, 148-207, Даурское участковое лесничество кварталы 78-243, Балахтинское сельское участковое лесничество кварталы 1-272, кадастровый (условный) номер: 24-24-33/003/2008-104.
Приказом Агентства лесной отрасли Красноярского края от 25.12.2008 N 3169 решено разделить земельный участок общей площадью 108 062,08 га, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации на несколько участков, в том числе на участок площадью 108 061,38 га, отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам и расположенный: Красноярский край, Балахтинский район, КГУ "Балахтинское лесничество", Балахтинское участковое лесничество кварталы 70-97, 105-112, 122-136, 148-177, 178 (за исключением части выделов 20), 181-207; Балахтинское участковое лесничество, кварталы 78-227, 288 (за исключением части выделов) КГУ "Емельяновское лесничество" квартал 1-272 Балахтинского сельского участкового лесничества.207, Даурское участковое лесничество кварталы 78-243, Балахтинское сельское участковое лесничество кварталы 1-272.
Приказом Агентства лесной отрасли Красноярского края от 26.12.2008 N 3175 (в редакции приказа от 11.05.2010 N 1245) решено разделить земельный участок общей площадью 108 061,38 га, в том числе находящийся в ведении КГУ "Емельяновское лесничество" квартал 1-272 Балахтинского сельского участкового лесничества, имеющий учетный номер записи в государственном лесном реестре 24-11-4-33-4-005-2008-12, виды использования: согласно лесного кодекса Российской Федерации, на следующие участки:
- площадью 63 941 га, расположенный: Красноярский край, Балахтинский район, КГУ "Емельяновское лесничество" кв. 1-272 Балахтинского сельского участкового лесничества;
- площадью 44 120,38 га, расположены: Красноярский край, Балахтинский район, ГКУ "Балахтинское лесничество кварталы 70-97, 105-112, 122-136, 148-177,178 (за исключением части выдела 2), 181-207 Балахтинского участкового лесничества, кварталы 78-227, 228 (за исключением части выделов 13,14,20,21,26,28,29,36), 243 Даурского участкового лесничества.
Согласно свидетельству о регистрации права от 06.02.2009 на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, приказа Агентства лесной отрасли Красноярского края от 26.12.2008 N 3175 за Российской Федерацией зарегистрирован на праве собственности лесной участок категория земель: земли лесного фонда общей площадью 63 941 га, адрес объекта: Красноярский край, Балахтинский район, КГУ "Емельяновское лесничество". Леса, находившиеся в пользовании сельскохозяйственных организаций выделы 1-272, кадастровый (условный) номер 24-24-33/003/2008-739.
Приказом Агентства лесной отрасли Красноярского края от 11.05.2010 N 1245 абзац 1 Приказа N 3175 от 26.12.2008 изложен в следующей редакции:
- площадью 63 941 га, расположенный: Красноярский край, Балахтинский район, КГУ "Емельяновское лесничество", Балахтинское сельское участковое лесничество, в том числе совхоз "Приморский" в кварталах 1-46 (в приказе указаны и иные сельскохозяйственные организации).
Приказом Агентства лесной отрасли от 11.05.2010 N 1246 решено разделить земельный участок площадью 63 941 га на несколько участков, в том числе на участок площадью 63 940,9775 га, отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, расположенный: Красноярский край, Балахтинский район, Емельяновское лесничество, Балахтинское сельское участковое лесничество, в том числе совхоз "Приморский" в кварталах NN 1-46, предназначенный для использования лесов в соответствии с видами, разрешенными лесохозяйственным регламентом Емельяновского лесничества, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 22.12.2008 N 139-о.
Приказом Агентства лесной отрасли от 11.10.2010 N 2954 решено разделить земельный участок площадью 63 940,9775 га на несколько участков, в том числе на участок площадью 63 940,6875 га, отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, расположенный: Красноярский край, Балахтинский район, Емельяновское лесничество, Балахтинское сельское участковое лесничество, в том числе совхоз "Приморский" в кварталах NN 1-46.
Согласно свидетельству о регистрации права от 02.11.2010 за Российской Федерацией зарегистрирован на праве собственности на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, Приказа Агентства Лесной отрасли Красноярского края от 11.10.2010 N 2964 лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: использование лесов в соответствии с видами, разрешенными лесохозяйственным регламентом Емельяновского лесничества, общей площадью 63 940,6895 га, адрес объекта: Красноярский край, Балахтинский район, лесничество: Емельяновское, леса, находившиеся в пользовании сельскохозяйственных организаций: Балахтинское сельское участковое лесничество, в том числе совхоз "Приморский" в кварталах 1-46, кадастровый (условный) номер: 24-24-33/002/2010-792.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из пунктов 52, 53 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРП. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.
Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение.
В соответствии со статьями 2, 10 Основ лесного законодательства, статье 94 Земельного кодекса РСФСР 1991 года все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. В состав земель лесного фонда входят лесные участки (покрытые лесом, а также не покрытые лесом; нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие), В лесной фонд не входят защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения; защитные лесные насаждения в полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов; озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам; деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках.
Лесной фонд находится во владении лесхозов, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, осуществляющих ведение лесного хозяйства. Во владении колхозов и совхозов находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами.
В соответствии со статьей 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации ведение лесного хозяйства и пользование лесным фондом в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований осуществляются с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса. Передача лесного фонда колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований в пользование производится в первую очередь лесопользователям, осуществляющим заготовку древесины, другой продукции леса для обеспечения потребностей в них указанных владельцев лесного фонда. Аналогичные нормы о составе лесного фонда и земель лесного фонда были закреплены в статьях 7, 8 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года и содержатся в статьях 77, 101 действующего Земельного кодекса Российской Федерации.
Ииз представленного истцом решения Исполкома Балахтинского районного совета народных депутатов N 72 от 30.03.79 "О замене государственных актов на право пользования землей совхозам района", следует, что данным решением выдается государственный акт совхозу "Приморский" на земельные участки площадью 44 969,8 га в границах плана, при этом за совхозов закреплено за совхозом закреплено 33 542,0 га, в том числе государственный лесной фонд 11 290,0 га (Балахтинский лесхоз).
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
Все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путем ограничения земель лесного фонда от земель иных категорий.
Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В пункте 2 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки из состава земель лесного фонда отграничиваются в обороте.
Границы трех спорных земельных участков утверждены постановлениями администрации Балахтинского района N 1239 от 08.10.2008, N 1231 от 07.10.2008 , N 1233 от 07.10.2008.
Земельные участки с кадастровыми номерами 24:03:1200004:834,24:03:1200004:831, 24:03:1200004:830 поставлены на государственный кадастровый учет 28.11.2008 и 29.11.2008.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно установлено, что на указанную дату за Российской федерацией на праве собственности был зарегистрирован лесной участок, категория земель: земли лесного фонда общей площадью 108 068 га, адрес объекта: Красноярский край, Балахтинский район, Балахтинское лесничество, Балахтинское участковое лесничество кварталы 70-97, 105-112, 122-136, 148-207, Даурское участковое лесничество кварталы 78-243, Балахтинское сельское участковое лесничество квартал 1-272, кадастровый (условный) номер: 24-24-33/003/2008-104 (свидетельство о регистрации права от 28.07.2008).
В итоге неоднократных разделений лесного участка площадью 068 га (приказы от 25.12.2008 N 3169, от 26.12.2008 N 3175, 11.05.2010 N 1245. 11.05.2010 N 1246, 11.10.2010 N 2954), сформирован, в том числе, лесной участок площадью 63 940,6875 га, отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, расположенный: Красноярский край, Балахтинский район, Емельяновское лесничество, Балахтинское сельское участковое лесничество, в том числе совхоз "Приморский" в кварталах NN 1-46, который согласно свидетельству о регистрации права от 02.11.2010 зарегистрирован за Российской Федерацией на праве собственности.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (статья 101 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статьям 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса, и и включает в себя:
1) проектирование лесничеств и лесопарков;
2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
3) проектирование лесных участков;
4) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;
5) таксацию лесов;
6) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ "О геодезии и картографии".
В случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 настоящей статьи, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
В соответствии со статьей 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и
Согласно акту от 27.05.2009 комиссия в составе специалистов Агентства лесной отрасли Красноярского края, КГУ "Емельяновское лесничество", Балахтинского участкового лесничества установила, что земельные участки с кадастровыми номерами 24:03:1200004:834,24:03:1200004:831, 24:03:1200004:830 находятся в лесном фонде Балахтинского участкового лесничества квартал 11 выдел 44 совхоза "Приморский" КГУ "Емельяновское лесничество". К акту прилагается план-схема расположения земельного участка с указанными кадастровыми номерами и нанесением на план границ квартала 11 выдела 44, материалы лесоустройства.
Судом первой инстанции при принятии решения обоснованно принято о внимание сообщение ФГУП "Рослесинфоторг" Восточно-Сибирский филиал государственной инвентаризации лесов от 14.03.2011 N 03-02-09/403, на запрос Агентства лесной отрасли Красноярского края, согласно которому:
- последние полевые работы по обследованию лесов совхоза "Приморский" Балахтинского района проводились в 1986 году Восточно-Сибирским лесоустроительным предприятием Всесоюзного объединения "Леспроект";
- на год лесоустройства леса совхоза "Приморский" входили в состав Балахтинского межхозяйственного лесхоза Краевого производственного объединения "Красноярскмежхозлес";
- в соответствии с приказом Рослесхлоза от 09.07.2007 N 337 и последующим приказом от 18.07.2008 N 207 определено количество лесничеств на территории Красноярского края (61 лесничество). В соответствии с указанными Приказами все леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных формирований Балахтинского района, в том числе и леса совхоза "Приморский" были переданы в состав Емельяновского лесничества;
- согласно лесоустроительных материалов на год лесоустройства (1986) насаждения в выделе 44 квартала 11 площадью 27 гектар совхоза "Приморский" относились к лесам первой группы к категории защитности: "Запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб" и характеризуется следующей таксационной характеристикой: состав 10Б, возраст 35 лет, высота 18м, диаметр 20 см, полнота 0.6 с запасов 110 куб/га;
- в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации выдел 44 квартала 11 совхоза "Приморский" по целевому назначению относится к защитным лесам, при этом часть выдела относится к категории "Леса, расположенные в водоохранных зонах".
Из таксационного описания выдела 44 квартала 11 Балахтинского участкового лесничества совхоз "Приморский", приложенного к указанному письму, копии соответствующей части карты квартала 11 совхоза "Приморский" Емельяновского (Балахтинского) лесничества, видно, что спорные три участка (около залива Ельники) расположены в границах квартала 11.
Согласно объяснительной записке к перспективному плану ведения лесоустройства совхоза "Приморский" (представлено по запросу суда КГБУ "Балахтинское лесничество) общая земельная площадь совхоза составляет 33 694 га, в том числе площадь лесного фонда 11 258 га, колки не менее 89 га, леса представлены 421 контуром. Все лесопрокрытые земли совхоза площадью 11 252,1 га согласно прейскуранту N 07-01 и решения Балахтинского райисполкома от 30.05.78 N 126 отнесены к 3 и 4 лесотаксовым поясам, 1 и 2 разрядам такс. Леса совхоза разделены на 46 кварталов. Средняя величина квартала составляет 247 га, средняя площадь выдела составляет 12.2 га. Границы кварталов установлены по естественным рубежам. Согласно таблице N 2 "Распределение лесных земель по лесотаксовым поясам и разрядам такс" квартал 44 относится к категории лесов: запретные полосы лесов по берегам рек, озер, других водных объектов, площадь покрытых лесом земель - 896 га (вместе с кварталами 42, 43, 46). В данном документе указывается, что в пределах групп лесов в качестве хозяйственных частей принято несколько категорий защитности лесов, в том числе запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб.
КГБУ "Балахтинское лесничество" также представлена схема участка Балахтинского участкового лесничества совхоз "Приморский", на которой отображено расположение трех спорных земельных участков в районе залива "Ельники", на схеме имеется обозначение 11 квартала выдел 44.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что лесной участок площадью 63 940,6875 га, отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, расположенный: Красноярский край, Балахтинский район, Емельяновское лесничество, Балахтинское сельское участковое лесничество, в том числе совхоз "Приморский" в кварталах N N 1-46 налагается на земельные участки с кадастровыми номерами 24:03:1200004:834,24:03:1200004:831, 24:03:1200004:830.
Согласно Лесохозяйственному регламенту Емельяновского лесничества (стр. 29 Регламента), утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 22.12.2008 N 139-О (размещено в свободном доступе в сети "Интернет" на сайте портала Красноярского края www.krskstate.ru) защитные леса в границах совхоза "Приморский" кварталы 1-46 площадью 8 619 га, в том числе леса, расположенные в водоохранных зонах в кварталах 44-45 отнесены к таковым в силу в силу Лесного кодекса Российской Федерации и Водного кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции верно установлено, что право на лесной участок 63 940,6875 га, (находился в 2008 году в составе лесного участка площадью 108 068 га, свидетельство о регистрации права от 28.07.2008) было зарегистрировано за Российской Федерацией ранее, чем истец утвердил границы трех спорных земельных участков, ранее их постановки на кадастровый учет. Отнесение лесного участка площадью 63 940,6875 га к землям лесного фонда было произведено на основании материалов лесоустройства, подготовленного в 1986 году и действующего до настоящего времени. Представленный истцом план границ совхоза "Приморский" от 1979 года не может подтверждать факт отсутствия на спорных участках лесов первой группы защитности, поскольку не является документом лесоустройства.
Суд правомерно указал, что нахождение спорных участков в границах совхоза "Приморский" не означает само по себе, что они относятся к землям сельскохозяйственного назначения. Согласно материалам лесоустройства в части Балахтинского участкового лесничества, описанию расположения, таксационного описания квартала 11, схеме лесхоза, спорные участки относятся к землям лесного фонда.
Кроме того, по состоянию на момент образования муниципального образования Балахтинский район земельные участки в границах квартала 11 выдел 44 совхоза "Приморский" относились согласно материалам лесоустройства 1986 года к землям лесного фонда.
По правилам статьей 35 и 85 Земельного кодекса РСФСР 1970 года, действовавшего на дату проведения последнего лесоустройства, изъятие земель, занятых водоохранными, защитными и другими лесами первой группы, для их использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществлялась в исключительных случаях и только на основании постановления Совета Министров РСФСР.
Доказательств принятия уполномоченным органом в тот период соответствующего решения в материалы дела не представлено.
Порядок перевода земель из одной категории в другую установлен Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Доказательства перевода спорных земельных участков из земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" также отсутствуют, право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки не прекращено.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до разграничения государственной собственности на землю распоряжение указанными земельными участками осуществляется органами местного самоуправления, если только законодательством не установлено иное.
В данной норме идет речь о земельных участках, находящихся в государственной собственности, для которых не установлении публичный собственник.
Поскольку на лесной участок площадью 63 940,6875 га зарегистрировано право федеральной собственности, довод истца о том, что правом на распоряжение тремя спорными участками, входящими в состав земель лесного фонда имеет администрация Балахтинского района, неправомерен.
Доводы истца об отсутствии в государственном земельном кадастре сведений об участке площадью 63940,6875 как об участке земель лесного фонда и вследствие этого невозможности его идентифицировать и определить нахождение спорных участков в границах лесного участка, обоснованно отклонен судом первой инстанции в связи со следующим.
Согласно статье 69 Лесного кодекса Российской Федерации, при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (пункт 2 статьи 69 Лесного кодекса).
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Леса могут располагаться на землях лесного фонда и землях других категорий. Следовательно, речь идет о государственном учете не только лесов, составляющих лесной фонд, но и иных лесов. Порядок ведения государственного учета лесов, ранее проводился в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 мая 1997 г. N 611 "О ведении государственного учета лесного фонда", согласно которому установлено, что государственный учет лесного фонда осуществляется на основе материалов лесоустройства, а также инвентаризации и других видов обследований лесов.
В настоящее время действует Приказ Рослесхоза от 30 мая 1997 г. N 72 "Об утверждении Инструкции о порядке ведения государственного учета лесного фонда". Согласно Инструкции документация государственного учета лесного фонда обновляется, как правило, один раз в пять лет.
Государственный учет лесного фонда ведется по следующим формам: форма N 1 - распределение площади лесного фонда по категориям земель, группам лесов и категориям защитности лесов I группы; форма N 2 - распределение площади лесов и запасов древесины по преобладающим породам и группам возраста; форма N 3 - общие сведения о лесном фонде и лесах, не входящих в лесной фонд. Для анализа динамики основных показателей лесного фонда за длительный период документация государственного учета лесного фонда, независимо от даты проведения, подлежит постоянному хранению.
Государственный лесной реестр ведется на основании и по правилам, установленным статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации и Положения о ведении государственного лесного реестра, утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации 24.05.2007 N 318. В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе о лесничествах, лесопарках, о лесных кварталах и лесотаксационных выделах, о лесных участках, о защитных лесах. Квартально-выдельная сеть разрабатывается при проведении лесоустройства.
В результате проведения государственного учета лесному участку присваивается номер учетной записи (номер государственного учета в лесном реестре). По результатам государственного учета лицу, уполномоченному на предоставление лесных участков в аренду, выдается план лесного участка в соответствии с образцом, прилагаемым к упомянутому порядку.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.
Участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда (часть 6 статьи 47 Закона N 221-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что земельный участок площадью 108 061,38 га, являлся ранее учтенным, что подтверждается материалами лесоустройства, таксационным описанием Емельяновского (Балахтинского) лесничества. Соответственно для государственной регистрации права Российской Федерации на такой участок представляется план лесного участка, идентификация которого в ЕГРП осуществлялась по условному номеру.
В случае, если до 1 января 2010 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Кроме того, в случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в документах государственного земельного кадастра, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на земель, если такие документы получены до вступления в силу Федерального закона "О введении в действие лесного кодекса Российской Федерации", отнесение земельных участков к определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"
Согласно части 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права собственности на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4.2 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2012, признается юридически действительным.
Границы трех спорных участков участка с кадастровым номером 23:40:02 02 004:0011, находящегося в собственности Краснодарского края, установлены по результатам межевания (в иной системе координат). Вместе с тем, спорные участки является частью участка лесного фонда общей площадью 63 940,6875 га, право федеральной собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается схемами соответствующей части территории Емельяновского лесничества, актом обследования специалистов Агентства лесной отрасли, лесхоза от 27.05.2009, в котором комиссия в составе специалистов Агентства лесной отрасли Красноярского края, КГУ "Емельяновское лесничество", Балахтинского участкового лесничества установила, что земельные участки с кадастровыми номерами 24:03:1200004:834,24:03:1200004:831, 24:03:1200004:830 находятся в лесном фонде Балахтинского участкового лесничества квартал 11 выдел 44 совхоза "Приморский" КГУ "Емельяновское лесничество". К акту прилагается план-схема расположения земельного участка с указанными кадастровыми номерами и нанесением на план границ квартала 11 выдела 44, материалы лесоустройства.
Истец не опроверг указанные доказательства в установленном порядке.
План лесного участка площадью 63 940,6875 га представлен Агентством лесной отрасли Красноярского края в материалы дела, на данном плане отображены границы лесного участка, указан состав входящих в него лесов сельскохозяйственных организаций, в том числе совхоза "Приморский" в кварталах 1-46, указан номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-01074-2010-10-3305-200.
Также в материалы дела представлен Агентством лесной отрасли Красноярского края план лесного участка площадью 108 061,38 га, в состав которого ранее входил лесной участок площадью 63 940,6875 га, указан номер учетной записи в государственном лесном реестре: 24-1104-33-4-005-2008-12.
Из кадастровых дел следует, что вид разрешенного использования трех земельных участков указан на основании цели предоставления, указанного в постановлениях администрации Балахтинского района о предоставлении земельных участков (для ведения дачного хозяйства), однако для указания такого вида разрешенного использования (категория земли сельскохозяйственного назначения) необходимо соблюдение порядка перевода из одной категории в другую и согласие правообладателя земельного участка. Документы о соблюдении таких процедур и получении согласия Российской Федерации отсутствуют.
С учетом изложенного судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы, который от ее уплаты в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "23" марта 2011 года по делу N А33-15090/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-15090/2010
Истец: Администрация Балахтинского района Красноярского края, Администрация Балахтинского р-на Красноярского края
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю
Третье лицо: Агентство лесной отрасли КК, Агентство лесной отрасли Красноярского края, ЗАО "Приморье", Казакевич Е. И., Казакевич Евгения Игоревна, КГБУ "Емельяновское лесничество", Управление Росреестра по Красноярскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Чернякова Светлана Николаевна, Шевченко Борис Викторович, Балахтинский отдел управления федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии, КГБУ "Балахтинское лесничество", МИФНС N 14 по КК, ФГУ "Земельная кадастровая палата по КК", ФГУ ЗКП по Красноярскому краю
Хронология рассмотрения дела:
24.06.2011 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2025/11