г. Москва |
|
27 июня 2011 г. |
Дело N А41-44871/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гагариной В.Г.,
судей Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителя (ИНН: 5009058942, ОГРН: 1075009003112): Пикулин И.А., доверенность от 03.12.2010,
от заинтересованного лица: Яровенко М.М., доверенность от 23.05.2011 N 326-5518, Лазарева Н.А., доверенность от 07.02.2011 N 326-875,
от третьего лица: Алферьев Т.П.. доверенность от 01.12.2010 N 03-07/00579,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 26 по городу Москве и Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 01.03.2011 по делу NА41-44871/10, принятое судьей Фаньян Ю.А. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Триумф" к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 26 по городу Москве и Московской области об обязании произвести зачет ошибочно уплаченных страховых взносов и взыскании с ответчика в пользу заявителя сумму излишне взысканных страховых взносов, взыскании с ответчика в пользу заявителя расходов по уплате государственной пошлины, при участии в деле в качестве третьего лица Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Домодедово Московской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Триумф" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 26 по городу Москве и Московской области (далее - управление, пенсионный фонд), с учетом уточнений, принятых Арбитражным судом Московской области в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (том 1, л.д. 81-82), об обязании зачесть в счет уплаты страховых взносов заявителя, следующие суммы ошибочно уплаченных страховых взносов:
1) страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии за февраль 2010 года - 47 492 руб., за март 2010 года - 57 980 руб.,
2) страховые взносы на выплату накопительной части трудовой пенсии за январь 2010 года - 34 851 руб., за февраль 2010 года - 30 905 руб., за март 2010 года - 36 400 руб., всего - 208 078 руб.;
взыскать с ответчика в пользу заявителя суммы излишне взысканных страховых взносов и пени в размере 224 720, 77 руб., процентов за нарушение срока возврата (зачета) ошибочно уплаченных страховых взносов в размере 10 769, 77 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Домодедово Московской области (далее - третье лицо, инспекция).
Решением Арбитражного суда Московской области от 01.03.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с названным судебным актом ответчик обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении суда обстоятельствам дела и неправильным применением судом норм материального права (том 2, л.д. 3-14).
В судебном заседании представители пенсионного фонда доводы апелляционной жалобы поддержали, ссылаясь на отсутствие у пенсионного фонда обязанности по возврату (зачету) уплаченных обществом страховых взносов, оплаченных заявителем по платежным поручениям с указанием кода КБК 182. Данная обязанность, по мнению ответчика, возложена законом на Федеральную налоговую службу как на главного администратора бюджетных средств зачисляемых с кодом КБК 182.
Представитель общества против доводов управления возражал по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу (том 2, л.д. 33-37). По мнению заявителя, решение арбитражного суда первой инстанции является законным, апелляционная жалоба пенсионного фонда - необоснованной.
Представитель инспекции в судебном заседании пояснил, что инспекция оставляет решение вопроса по рассмотрению апелляционной жалобы пенсионного фонда на усмотрение суда. Инспекцией представлен отзыв на апелляционную жалобу (том 2, л.д. 38-40).
Десятый арбитражный апелляционный суд в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы пенсионного фонда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, платежным поручением от 15.02.2010 N 119 общество перечислило платежи по оплате страховых взносов на выплату страховой части трудовой пенсии за январь 2010 года на сумму 53 651 руб. (том 1, л.д. 58), платежным поручением от 12.03.2010 N 193 - за февраль 2010 года на сумму 47 942 руб. (том 1, л.д. 59), платежным поручением от 14.04.2010 N 320 - за март 2010 года на сумму 57 980 руб. (том 1, л.д. 61).
Платежным поручением от 15.02.2010 N 118 общество перечислило платежи по оплате страховых взносов на выплату накопительной части трудовой пенсии за январь 2010 года на сумму 34 851 руб. (том 1, л.д. 57), платежным поручением от 12.03.2010 N 194 - за февраль 2010 года на сумму 30 905 руб. (том 1, л.д. 60), платежным поручением от 14.04.2010 N 321 - за март 2010 года на сумму 36 400 руб. (том 1, л.д. 62).
При перечислении указанных страховых взносов общество в платежных поручениях ошибочно указало КБК с кодом главы 182, действующий в 2009 году.
В июле 2010 года управлением согласно письму от 09.08.2010 N 376-7382 уточнено назначение ошибочно перечисленного платежа страховых взносов на выплату страховой части трудовой пенсии за январь 2010 года по платежному поручению от 15.02.2010 N 119 на сумму 53 651 руб., указанный платеж был зачтен как сумма уплаченных страховых взносов за январь 2010.
20.04.2010 общество обратилось в инспекцию с заявлением о возврате ошибочно перечисленных страховых взносов (том 1, л.д. 16).
Письмом от 17.05.2010 инспекция сообщила обществу, что в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные Фонды обязательного медицинского страхования" органами, осуществляющими контроль за уплатой страховых взносов является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Зачеты (возвраты) излишне уплаченных сумм страховых взносов осуществляются в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные Фонды обязательного медицинского страхования".
Дополнительно инспекция сообщила обществу, что переплату по пенсионным взносам, образовавшуюся на конец 2009 начиная с 01.01.2010 можно зачесть в счет предстоящих платежей по пенсионным взносам, зачесть в счет задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на ОПС, если такой зачет органы ПФР не сделали самостоятельно, возвратить на расчетный счет. Для этого необходимо обратиться с заявлением в территориальное отделение пенсионного фонда по месту учета как плательщика страховых взносов (том 1, л.д. 17).
28.07.2010 (вх. N 2640) общество обратилось в пенсионный фонд с заявлением о зачислении ошибочно перечисленных денежных средств на лицевой счет общества (л.д. 27).
Письмом от 29.07.2010 N 326-7088 обществу предложено явиться в пенсионный фонд для сверки платежей (л.д. 28-29).
Письмом от 03.08.2010 N 01-10/23 общество обратилось к начальнику управления, в котором просило дать согласие на возврат денежных средств, уплаченных в инспекцию (л.д. 32).
Письмом от 09.08.2010 N 326-7382 управление сообщило налоговому органу, что пенсионный фонд не возражает против возврата ошибочно уплаченных сумм обществу (л.д. 33).
05.08.2010 общество обратилось в инспекцию с заявлением N 01-10/24 о возврате излишне уплаченных денежных средств на расчетный счет общества или зачисления данных средств на счет пенсионного фонда с целью зачета (л.д. 34).
Письмом от 06.08.2010 N 08-14/01618 инспекция сообщила обществу, что согласно указанным реквизитам в платежных поручениях, данные платежи зачислены в карточки лицевых счетов на коды бюджетной классификации 18210202010061000160 и 182102020061000160 соответственно (л.д. 35).
11.08.2010 общество обратилось в инспекцию с заявлением N 25 о возврате ошибочно уплаченных сумм страховых взносов и переплаты на расчетный счет общества для последующего перечисления их в пенсионный фонд (л.д. 36-37).
Письмом от 19.08.2010 инспекция сообщила обществу о порядке возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов (л.д. 38-39).
25.08.2010 (вх. N 3096) общество подало в пенсионный фонд заявление о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов (л.д. 40).
Решением от 30.08.2010 N 2 управлением отказано обществу в осуществлении зачета (возврата) сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов в сумме 216 078 руб. (л.д. 41), со ссылкой, что администратором указанных платежей является Федеральная налоговая служба.
31.08.2010 пенсионным фондом обществу выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по состоянию на 31.08.2010 в сумме 5 932, 37 руб. в срок до 19.09.2010 (л.д. 42).
Также 31.08.2010 обществу выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по состоянию на 31.08.2010 в сумме 147 860, 15 руб. в срок до 19.09.2010 (л.д. 43).
06.09.2010 общество обратилось в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по городу Москве и Московской области с заявлением N 01-10/29 о даче разъяснений и указаний управлению о рассмотрении заявления общества о возврате излишне уплаченных страховых взносов и направлении соответствующего решения в инспекцию (л.д. 44-45).
В ответ на указанное обращение, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по городу Москве и Московской области письмом N 09/38660 сообщило обществу, что по состоянию на 01.01.2010 у общества имеется задолженность за 2009 год по форме АДВ-11 по страховой части 38 968 руб. и по накопительной части 20 847 руб. 14.01.2010 обществом погашена задолженность по страховой части платежным поручением N 23 на сумму 42 968 руб. и по накопительной части платежным поручением N 24 на сумму 24 847 руб. Вследствие чего у общества имеется переплата по страховым взносам за 2009 год в сумме по страховой части - 4000 руб., по накопительной части - 4000 руб.
Указанная переплата может быть возвращена страхователю на основании совместного письма Федеральной налоговой службы и Пенсионного Фонда Российской Федерации от 11.08.2010 N N ЯК-17-8/58@/АД-30-24/8509. Возврат страховых взносов начисленных и ошибочно уплаченных в 2010 году, на КБК с кодом главы 182, на общую сумму по страховой части 159 573 руб., по накопительной части 102 156 руб. данным письмом не предусмотрен (л.д. 46-47).
Названным письмом управлению рекомендовано организовать работу по возврату переплаты по страховым взносам за 2009 год обществу (л.д. 47).
12.10.2010 управлением приняты решения о взыскании с общества страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках (л.д. 53-56).
Ссылаясь на наличие у пенсионного фонда обязанности произвести зачет в счет уплаты страховых взносов следующих сумм ошибочно уплаченных страховых взносов: страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии за февраль 2010 в сумме 47 942 руб. и за март 2010 в сумме 57 980 руб., а также страховые взносы на выплату накопительной части трудовой пенсии за январь 2010 в сумме 34 851 руб., за февраль 2010 в сумме 30 905 руб., за март 2010 в сумме 36 400 руб., и наличие оснований для взыскания с управления в пользу общества суммы излишне взысканных страховых взносов и пеней в размере 224 720, 77 руб. и процентов за нарушение срока возврата (зачета) ошибочно уплаченных страховых взносов в размере 10 769, 77 руб., общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции сделал вывод о том, что законодательством Российской Федерации предусмотрена обязанность пенсионного фонда осуществить возврат заявителю уплаченных сумм страховых взносов, оплаченных по платежным документам с ошибочным указанием КБК с кодом главы 182. Судом также отмечено, что в связи с наличием доказательств, подтверждающих уплату страховых взносов обществом за спорный период, оснований для взыскания данных страховых взносов у пенсионного фонда не имелось в связи с чем, излишне взысканные суммы страховых взносов, а также проценты за несвоевременный возврат денежных средств, подлежат взысканию с управления в пользу общества.
Данные выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.
Вместе с тем Федеральным законом N 212-ФЗ не установлен порядок уточнения платежа при неверном указании КБК. В то же время согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в функции администратора доходов бюджета входят принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства.
Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации как администратор пенсионных взносов с 2010 года обладает полномочиями по уточнению платежа, несмотря на то, что это прямо не предусмотрено Федеральным законом N 212-ФЗ.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:
- осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;
- осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
- принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
- принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства;
- в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета;
- осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные названным Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющих их полномочиями администратора доходов бюджета (пункт 3 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, администраторы доходов бюджета в лице Пенсионного фонда наделены бюджетными полномочиями по принятию решений о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В письме Управления Федерального казначейства по Московской области от 30.05.2011 N 02-19/45/2 указано, что денежные средства по платежному поручению от 15.02.2010 N 119 на сумму 53 651 руб. учтены по коду бюджетной классификации 39210202010061000160 и отражены по администратору поступлений - пенсионному фонду 20.09.2010 на основании уведомления об уточнении вида и принадлежности платежей от 31.08.2010, представленного данным администратором (том 2, л.д. 72).
03.06.2011 Десятым арбитражным апелляционным судом в Управление Федерального казначейства по Московской области направлен судебный запрос N А41-44871/10 в котором указано, что в материалы судебного дела N А41-44871/10 представлено письмо Управления Федерального казначейства по Московской области от 30.05.2011 N 02-19/4512, в котором сообщено об учете денежных средств по платежным поручениям от 12.03.2010 N 193, от 14.04.2010 N 320, от 15.02.2010 N 118, от 12.03.2010 N 194, от 14.04.2010 N 321, от 15.02.2010 N 119.
Названным судебным запросом у Управления Федерального казначейства по Московской области запрошены надлежащим образом заверенные документы на основании которых были учтены указанные платежи и отражены по администратору поступлений, а также копии уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежей по платежным поручениям от 12.03.2010 N 193, от 14.04.2010 N 320, от 15.02.2010 N 118, от 12.03.2010 N 194, от 14.04.2010 N 321, от 15.02.2010 N 119.
В ответ на указанный судебный запрос Управление Федерального казначейства по Московской области представлены запрашиваемые документы с сопроводительным письмом от 17.06.2011 N 04-16/5083.
Помимо этого судом установлено, что рассматриваемые платежи, ошибочно уплаченные заявителем с неверным указанием КБК налогового органа также были учтены как "невыясненные платежи".
Вместе с тем после отражения Управлением Федерального казначейства данных поступлений по коду бюджетной классификации Российской Федерации "невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет" территориальное отделение Пенсионного фонда должно направить в Управление Федерального казначейства уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа с невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет, на код бюджетной классификации территориального отделения Пенсионного фонда.
Разъяснения о порядке возврата переплаты по взносам на пенсионное страхование даны в письме Федеральной налоговой службы N ЯК-17-8/58, Пенсионного Фонда Российской Федерации N АД-30-24/8509@ от 11.08.2010.
Так в данном письме указано, что согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" и Приказом Минфина России от 30.12.2009 N 150н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды 2002 - 2009 годы является Федеральная налоговая служба.
В этой связи положения Порядка применяются только в части возвратов излишне уплаченных страховых взносов (пеней, штрафов), зачисленных в бюджет ПФР в вышеуказанный период.
Согласно положениям Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н (далее - Порядок Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н), Заявка на возврат оформляется администратором доходов бюджета по администрируемым им КБК с учетом кода главы главного администратора дохода бюджета, в ведении которого находится администратор доходов бюджета.
В 2010 году Федеральная налоговая служба является главным администратором доходов бюджета ПФР за расчетные периоды 2002 - 2009 годов по следующим КБК:
182 1 02 02010 06 0000 160 "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии";
182 1 02 02020 06 0000 160 "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии".
Федеральная налоговая служба и Пенсионный Фонд России осуществляют возвраты излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное страхование, пеней и штрафов, зачисляемых в бюджет Пенсионного Фонда России на КБК, главным администратором которых является Федеральная налоговая служба, в следующем порядке:
1. плательщик страховых взносов представляет заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в территориальный орган Пенсионного Фонда России по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов.
2. Территориальный орган Пенсионного Фонда России рассматривает заявление плательщика страховых взносов с учетом информации, имеющейся в ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (АДВ-11), и декларации по страховым взносам.
По результатам рассмотрения указанных документов территориальные органы ПФР принимают решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) и оформляют его по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 N 979н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование".
3. Указанное решение территориальный орган Пенсионного Фонда России направляет с копией заявления плательщика о возврате страховых взносов, пеней и штрафов в налоговый орган по месту учета этого лица в качестве налогоплательщика.
4. Налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня получения решения территориального органа Пенсионного Фонда России о возврате оформляет Заявку на возврат суммы страховых взносов и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что в результате уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в январе - марте 2010 года с ошибочным указанием КБК, у заявителя образовалась переплата по указанным взносам, направляемым на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии.
Согласно статье 3 Федерального закона N 212-ФЗ с 01.01.2010 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации, осуществляют Пенсионный фонд и его территориальные органы.
Вместе с тем Приложением 1 к Федеральному закону от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" и Приложением 6 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации установлено, что главными администраторами доходов бюджета Пенсионного фонда в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации с 01.01.2010 являются Федеральная налоговая служба и Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом пунктом 4 статьи 2 Федерального закона N 307-ФЗ и статьями 59, 60 Федерального закона N 212-ФЗ определены полномочия Федеральной налоговой службы как главного администратора доходов бюджета Пенсионного фонда по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетный период с 2002 по 2009 годы включительно.
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом N 307-ФЗ главным администратором доходов бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетный период с 01.01.2010 является Пенсионный фонд.
Согласно положениям статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Минфином.
Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации утвержден Приказом Минфина Российской Федерации от 05.09.2008 N 92н.
В соответствии с пунктом 20 Порядка N 92н возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется на основании заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты в орган Федерального казначейства.
Пунктом 47 названного Порядка предусмотрено, что администратор доходов бюджета, в выписку из лицевого счета которого включены поступления, администратором которых он не является, направляет в орган Федерального казначейства уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа, указанные поступления учитываются по коду бюджетной классификации "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет" и орган Федерального казначейства для уточнения (выяснения) принадлежности платежей, отнесенных к невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет, формирует и направляет соответствующему администратору доходов бюджета запрос на выяснение принадлежности платежа.
Администратор доходов бюджета также вправе самостоятельно направить в орган Федерального казначейства уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа в отношении учтенных по коду бюджетной классификации "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет" платежей в бюджет.
При получении от администратора доходов бюджета уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа по невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет, указанные поступления отражаются на лицевом счете администратора доходов бюджета, направившего это уведомление, по уточненному КБК.
Таким образом довод апелляционной жалобы о том, что возврат ошибочно уплаченных сумм страховых взносов, оплаченных по платежным документам при указании кода КБК с кодом главы 182, осуществляется Федеральной налоговой службой отклонен арбитражным судом апелляционной инстанции, поскольку в данном случае у пенсионного фонда как у администратора бюджетных средств, после обращения 21.04.2010 заявителя в управление с письмом, в котором указано, что страховые взносы уплачены обществом с указанием кода КБК Федеральной налоговой службы, имелась возможность обращения в Управление Федерального казначейства для выяснения принадлежности указанных платежей с последующим зачислением их на счет пенсионного фонда либо направить в налоговый орган заявку на обращение в Управление Федерального казначейства для выяснения назначения платежей, ошибочно поступивших с указанием КБК Федеральной налоговой службы.
На основании изложенного, учитывая установленный порядок возврата перечисленных денежных средств при ошибочно указанном коде КБК, а также с учетом того, что заявитель неоднократно обращался в налоговый орган и пенсионный фонд с заявлениями о возврате (зачете) данных денежных средств, при этом денежные средства, уплаченные обществом по платежным поручениям с ошибочным указанием КБК 182, вместо 392 - пенсионного фонда в последующем были учтены и зачислены на лицевой счет соответствующего администратора, арбитражный суд апелляционной инстанции считает правильным вывод арбитражного суда первой инстанции об отсутствии у пенсионного фонда оснований для отказа обществу в зачете (возврате) ошибочно уплаченных денежных средств со ссылкой на отсутствие у пенсионного фонда таких полномочий.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено названным Федеральным законом.
Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные Федеральным законом N 212-ФЗ, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном статьей 26 Федерального закона N 212-ФЗ (часть 1 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ).
Доводы управления о том, что поскольку заявителем не исполнена обязанность по уплате страховых взносов, решения о взыскании с общества сумму страховых взносов и требования об уплате выставлены пенсионным фондом в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и не нарушают права и законные интересы заявителя, отклонены арбитражным судом апелляционной инстанции, поскольку сам факт неправильного указания кода бюджетной классификации не может явиться основанием для непринятия обязанности по уплате страховых взносов не исполненной, с учетом того, что заявитель неоднократно до принятия пенсионным фондом решений и выставления требований о взыскании страховых взносов, обращался в пенсионный фонд и в налоговый орган с заявлениями о зачете или возврате ошибочно уплаченных денежный средств.
Кроме того в материалах дела имеется также совместный акт сверки расчетов за период с 01.01.2010 по 29.07.2010 (л.д. 30-31).
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что пенсионному фонду было известно о своевременной уплате обществом страховых взносов с ошибочным указанием кода КБК. При этом у пенсионного фонда имелась обязанность по установлению данных платежей с последующим возвратом или зачетом в счет будущих платежей ошибочно уплаченных сумм страховых взносов.
Таким образом, учитывая, что обществом уплачены страховые пенсионные платежи за спорный период, при этом у пенсионного фонда имеется обязанность по зачету данных средств в счет уплаты страховых платежей, у пенсионного фонда отсутствовали основания для взыскания сумм страховых взносов в размере 224 720, 77 руб., в связи с чем излишне взысканные суммы страховых взносов подлежат взысканию с управления в пользу заявителя.
В соответствии с частью 11 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В силу части 17 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ в случае, если возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов осуществляется с нарушением срока, установленного частью 11 названной статьи, органом контроля за уплатой страховых взносов на сумму излишне уплаченных страховых взносов, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате плательщику страховых взносов, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Как следует из материалов дела, 21.04.2010 общество обратилось в пенсионный фонд с заявлением, в котором указало, что обществом уплачены страховые взносы с ошибочным указанием КБК и просило разыскать данные средства и зачислить их на счет пенсионного фонда (том 1, л.д. 18).
Таким образом в соответствии с частью 11 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ решение по данному вопросу пенсионным фондом должно быть принято до 21.05.2010.
Поскольку управлением в установленный законом месячный срок возврат или зачет ошибочно уплаченных страховых взносов не произведен, вывод арбитражного суда первой инстанции о взыскании с пенсионного фонда в пользу заявителя процентов за нарушение срока возврата (зачета) ошибочно уплаченных страховых взносов в размере 10 769, 77 руб. является обоснованным и соответствует действующему законодательству Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в данном случае не могут быть применены положения статьи 27 Федерального закона N 212-ФЗ, поскольку отсутствует факт излишнего взыскания с плательщика страховых взносов, пеней и штрафов, отклонены арбитражным судом апелляционной инстанции в связи с тем, что в данном случае судом применены положения статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ.
При указанных обстоятельствах доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе пенсионного фонда не могут быть признаны основанием для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем правовых оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 01.03.2011 по делу N А41-44871/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.Г. Гагарина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-44871/2010
Истец: ООО "Триумф"
Ответчик: ГУ - УПФ РФ N26 по г. Москве и Московской области, ГУ УПФ РФ N 26 по г. Москве и Московской обл.
Третье лицо: ИФНС России по г. Домодедово Московской области
Хронология рассмотрения дела:
28.06.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2762/11