г. Челябинск
28 июня 2011 г. |
N 18АП-5429/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2011 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Дмитриевой Н.Н., Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маркиной Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВТОТРАК КОМПАНИ" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08 апреля 2011 года по делу N А47-1000/2010 (судья Карев А.Ю.).
Общество с ограниченной ответственностью "АВТОТРАК КОМПАНИ" (далее - заявитель, налогоплательщик, ООО "АВТОТРАК КОМПАНИ") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекцией Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция ФНС России по Промышленному району г. Оренбурга), выразившихся в отказе в осуществлении зачета (возврата) излишне уплаченных налогов в сумме 319 977 руб. 25 коп., а также обязании налогового органа по устранению допущенных прав и законных интересов заявителя.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 08 апреля 2011 года по настоящему делу, в удовлетворении заявленных требований налогоплательщику отказано.
В апелляционной жалобе ООО "АВТОТРАК КОМПАНИ" просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме. По мнению налогоплательщика, судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения допущено неправильное применение норм материального права, а, выводы арбитражного суда первой инстанции противоречат фактическим обстоятельствам, так как наличие у заявителя переплаты по налогу подтверждено представленными в материалы дела N А47-1000/2010 Арбитражного суда Оренбургской области справками о состоянии расчетов с бюджетом, актом сверки N 4135 по состоянию на 21.04.2010, а, непредставление в налоговый орган налоговой и бухгалтерской отчетности не может являться обстоятельством для отказа ООО "АВТОТРАК КОМПАНИ" в удовлетворении заявленных требований, т.к налогоплательщик прекратил финансово-хозяйственную деятельность во 2 квартале 2008 года, в связи с чем, непредставление в налоговый орган по месту учета налоговой и бухгалтерской отчетности за 2009 - 2010 гг. не имеет значения; по ранее представленным ООО "АВТОТРАК КОМПАНИ" налоговым декларациям каких-либо ошибок налоговым органом не выявлено, камеральные налоговые проверки ранее представленных налоговых деклараций не проводились, проведение повторных проверок по одним и тем же налогам является недопустимым в силу прямого указания Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс). Кроме того, налогоплательщик указывает на то, что данные проведенной в рамках дела N А47-1000/2010 специализированной экспертизы не могут быть использованы в качестве доказательства отсутствия у налогоплательщика переплаты по налогам, учитывая нарушение процедуры проведения экспертизы. Помимо изложенного, ООО "АВТОТРАК КОМПАНИ" ссылается на то, что проведение сверки расчетов на основании определения арбитражного суда является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, а неподписание акта сверки является для суда основанием для рассмотрения дела по имеющимся в нем доказательствам.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга представила отзыв на апелляционную жалобу, которым просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения. В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган в частности ссылается на то, что переплата по налогам у заявителя в реальности отсутствует, так как первоначально в КРСБ налогоплательщика были разнесены данные, несоответствующие действительным налоговым обязательствам ООО "АВТОТРАК КОМПАНИ", учитывая представление им, налоговых деклараций, содержащих недостоверные сведения; заключением судебной экспертизы подтвержден факт отсутствия у ООО "АВТОТРАК КОМПАНИ" переплаты по налогам.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не прибыли.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие налогоплательщика и налогового органа.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из имеющихся в деле документов следует, что обществом с ограниченной ответственностью "АВТОТРАК КОМПАНИ" 24.09.2009 была получена справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам N 7700, согласно которой у налогоплательщика зафиксировано наличие переплаты по налогам в общей сумме 451 497 руб. 07 коп., в том числе по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет 79 303 руб., по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъектов Российской Федерации 213 509 руб., по налогу на добавленную стоимость в сумме 121 824 руб. 19 коп., по пенями по налогу на добавленную стоимость 36 860 руб. 88 коп. (т. 1, л.д. 12 - 14)
ООО "АВТОТРАК КОМПАНИ" обратилось в Инспекцию ФНС России по Промышленному району г. Оренбурга с заявлением о зачете переплаты по налогу на прибыль в сумме 79 303 руб. в счет погашения недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 12 655 руб., по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 2550 руб., по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 129 руб., по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 195 руб. 10 коп., по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 305 руб. 68 коп. Сумму 435 661 руб. 63 коп. ООО "АВТОТРАК КОМПАНИ" просило налоговый орган вернуть на расчетный счет налогоплательщика (т. 1, л.д. 15).
Письмом N 11-33/ без даты (т. 1, л.д. 16) Инспекция ФНС России по Промышленному району г. Оренбурга сообщила налогоплательщику об оставлении указанного заявления без исполнения, учитывая установленные в ходе проведенных мероприятий налогового контроля нарушения при исчислении налога на прибыль, в связи с чем, налогоплательщику предлагалось представить уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль за 2007 - 2008 гг. и прибыть в налоговый орган для дачи пояснений по отчетности. В последующем налоговый орган уточнил дату и исходящий номер указанного письма - от 26.10.2009 N 11-33/20209 (т. 1, л.д. 32).
По факту нахождения спора в Арбитражном суде Оренбургской области Инспекцией ФНС России по Промышленному району г. Оренбурга 28.05.2010 налогоплательщику было направлено уведомление о произведенном возврате N 7999 (т. 1, л.д. 113), согласно которому признано право заявителя на возврат налога на добавленную стоимость в общей сумме 28 028 руб. 04 коп.
Также налогоплательщику было направлено уведомление о проведенном зачете от 27.05.2010 N 8000, которым до сведения ООО "АВТОТРАК КОМПАНИ" доведено, что произведен зачет: 10 000 руб. НДС в счет недоимки по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет; 26 924 руб. НДС в счет недоимки по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации; 3557 руб. 81 коп. НДС в счет недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет; 1081 руб. 02 коп. НДС в счет пеней по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет; 60 руб. 43 коп. НДС в счет пеней по ЕСН, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 91 руб. 09 коп. НДС в счет пеней по ЕСН, зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования; 78 250 руб. НДС в счет штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах; 7 руб. 60 коп. НДС в счет пеней по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет; 109 руб. 93 коп. НДС в счет пеней по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъектов Российской Федерации (т. 1, л.д. 114, 115).
Налоговым органом 26.05.2010 вынесены решения о возврате и о зачете (т. 1, л.д. 119 - 130).
Суд первой инстанции, отказывая ООО "АВТОТРАК КОМПАНИ" в удовлетворении заявленных требований, исходил из неподтверждения заявителем факта образования у него, реальной переплаты по налогам.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными и соответствуют фактическим обстоятельствам.
В соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (п. 8 ст. 78 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации имеется подписанный со стороны налогоплательщика и налогового органа акт совместной сверки по состоянию на 21.04.2010 (т. 2, л.д. 2 - 17), акт совместной сверки по состоянию на 27.05.2010 (т. 1, л.д. 97 - 112) со стороны ООО "АВТОТРАК КОМПАНИ" не подписан, равно как, составленный на основании определений арбитражного суда первой инстанции акт сверки подписан заявителем с разногласиями (т. 2, л.д. 64 - 66).
В соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны: уплачивать законно установленные налоги (пп. 1); вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (пп. 3); представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (пп. 4); в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том чисел документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов (пп. 8).
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Кодекса установлено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов.
В целях реализации налогоплательщиком закрепленного пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ права и определения размера реальных сумм, подлежащих возврату, установлен механизм проведения совместной сверки расчетов, по результатам которой оформляется акт, форма которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п. 3 ст. 78 Кодекса).
В то же время, верным является указание суда первой инстанции на то, что само по себе, подписание уполномоченным должностным лицом налогового органа акта сверки не может являться безусловным основанием для того, чтобы признать наличие у налогоплательщика права на возврат сумм налогов, учитывая, что соответствующий акт составляется на основании имеющихся у налогового органа информационных данных, в связи с чем, в каждом конкретном случае необходимо выяснение обстоятельств возникновения у налогоплательщика переплаты по налогам (причины, по которым допущена излишняя уплата налогов, наличие у налогоплательщика возможности верного исчисления налогов, отсутствие "искусственно" созданной переплаты и т.п.).
В действительности, камеральные налоговые проверки представленных налогоплательщиком налоговых деклараций налоговым органом не проводились, во всяком случае документального подтверждения проведения в отношении ООО "АВТОТРАК КОМПАНИ" мероприятий налогового контроля по представленным налоговым декларациям в материалы дела N А47-1000/2010 Арбитражного суда Оренбургской области не представлено, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно принял меры, направленные на установление обстоятельств возникновения у заявителя сумм излишне уплаченных налогов.
Наличие положений ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не означает, что с налогоплательщика снимается обязанность по доказыванию обстоятельств, на которые он ссылается, как на основание заявленных требований.
ООО "АВТОТРАК КОМПАНИ" не представило документы, обосновывающие возникновение переплаты по налогам, а, сами по себе данные налоговых деклараций не могут безусловно свидетельствовать о верности декларирования налоговых обязательств налогоплательщиком в отсутствие проведения со стороны налогового органа мероприятий налогового контроля, и в конкретной ситуации - в случае непредставления документов, обосновывающих факт излишней уплаты налога в арбитражный суд, рассматривающий соответствующий спор.
Помимо изложенного, проведенной на основании определения арбитражного суда первой инстанции от 21.01.2011 судебно-бухгалтерской экспертизой установлено, что ООО "АВТОТРАК КОМПАНИ" по итогам 2007 - 2008 гг. подлежал уплате налог на прибыль в общей сумме 534 861 руб., тогда как фактически уплачена сумма 504 502 руб.
Ссылки налогоплательщика на то, что данные экспертного заключения не могут быть признаны допустимыми доказательствами, судом апелляционной инстанции отклоняются, учитывая то, что эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения и кроме того, каких-либо претензий по поводу квалификации эксперта обществом с ограниченной ответственностью "АВТОТРАК КОМПАНИ" не предъявляется.
Кроме того, по мнению суда апелляционной инстанции основополагающим моментом для отказа заявителю в удовлетворении требований является непредставление обществом с ограниченной ответственностью "АВТОТРАК КОМПАНИ" в налоговый орган по месту учета налоговой отчетности в период 2009, 2010 гг., что препятствует возврату излишне уплаченных сумм налога, учитывая то, что налогоплательщик не подтверждает реальность своих налоговых обязательств.
Ссылки налогоплательщика на то, что им со 2 квартала 2008 года не ведется какая-либо финансово-хозяйственная деятельность, судом апелляционной инстанции отклоняются как документально неподтвержденные, кроме того, отсутствие финансово-хозяйственной деятельности при любых условиях не снимает с налогоплательщика обязанности по представлению в налоговый орган по месту учета налоговой и бухгалтерской отчетности.
С учетом изложенного, поскольку налогоплательщиком не подтверждены реальные налоговые обязательства, суд первой инстанции на законных основаниях отказал обществу с ограниченной ответственностью "АВТОТРАК КОМПАНИ" в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке п. 4 ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба налогоплательщика удовлетворению не подлежит.
Поскольку ООО "АВТОТРАК КОМПАНИ" была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе, в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, на основании ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с налогоплательщика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08 апреля 2011 года по делу N А47-1000/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВТОТРАК КОМПАНИ" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "АВТОТРАК КОМПАНИ" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу: http://fasuo.arbitr.ru либо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по адресу: http://rad.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
Н.Н. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-1000/2010
Истец: ООО "АВТОТРАКТ КОМПАНИ"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Промышленному району города Оренбурга, ИФНС России по Промышленному району г. Оренбурга
Третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Международная Аудитоская компания "Оренбуржье", ООО "АВТОТРАК КОМПАНИ"