27 июня 2011 г. |
Дело N А55-24945/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июня 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Апаркина В.Н., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Калибник Н.А.,
с участием:
от заявителя - Еремина Е.А., доверенность от 02.11.2010 г. N 01/04-1430,
от ответчика - Файнгерш С.И., доверенность от 21.09.2010 г. N 10139,
от третьих лиц:
Департамента управления имуществом городского округа Самара - Шамилина Е.Ю., доверенность от 13.05.2011 г. N 808,
федерального государственного казенного образовательного учреждения "Саратовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации" - Чернов В.В., доверенность от 16.06.2011 г. N 17/66,
Автономного муниципального образовательного учреждения высшего профессионального образования "Самарская академия государственного и муниципального управления" - Котылевская Н.В., доверенность от 06.04.2010 г.,
Главного управления внутренних дел по Самарской области - Юрченко Е.В., доверенность от 31.03.2011 г. N 105/1-136,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 июня 2011 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Главного управления внутренних дел по Самарской области, федерального государственного казенного образовательного учреждения "Саратовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 марта 2011 года по делу N А55-24945/2010 (судья Щетинина М.Н.)
по заявлению главы городского округа Самара, г. Самара,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
федеральное государственное казенное образовательное учреждение "Саратовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации", г. Саратов,
Автономное муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Самарская академия государственного и муниципального управления", г. Самара,
Главное управление внутренних дел по Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным распоряжения от 19.01.2010 г. N 14-р,
УСТАНОВИЛ:
Глава городского округа Самара (далее - заявитель, глава г.о. Самара) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области) о признании недействительным распоряжения от 19.01.2010 г. N 14-р "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности и составляющего муниципальную казну городского округа Самара, в федеральную собственность", о признании недействительным акта передачи имущества от 14.04.2010 г.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент), федеральное государственное образовательное учреждение "Саратовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - СЮИ МВД России), Автономное муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Самарская академия государственного и муниципального управления" (далее - АМОУ ВПО "САГМУ"), Главное управление внутренних дел по Самарской области (далее - ГУВД по Самарской области).
Решением суда первой инстанции от 11 марта 2011 года распоряжение ТУ Росимущества в Самарской области от 19.01.2010 г. N 14-р "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности и составляющего муниципальную казну городского округа Самара, в федеральную собственность" признано недействительным. Суд обязал ТУ Росимущества в Самарской области по вступлении в законную силу решения суда по настоящему делу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов главы г.о. Самара в соответствии с действующим законодательством. Производство по делу в части требований о признании акта приема-передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности и составляющего муниципальную казну городского округа Самара, прекращено.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росимущества в Самарской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения требований о признании недействительным распоряжения от 19.01.2010 г. N 14-р и об обязании ответчика устранить допущенные нарушения интересов главы г.о. Самара, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 28.09.2009 г. по делу N А55-12739/2009, имеющим в силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ преюдициальное значение по настоящему делу, установлено наличие волеизъявления органа местного самоуправления на передачу спорного имущества в федеральную собственность, выраженного в письме Комитета по управлению имуществом города Самары от 28.04.2005 г. Таким образом, оспариваемое распоряжение было вынесено ТУ Росимущестава в Самарской области при наличии согласия органа местного самоуправления и во исполнение в силу со ст. 16 АПК РФ решения Арбитражного суда Самарской области от 28.09.2009 г. по делу N А55-12739/2009.
Заявитель жалобы также считает неправомерным вывод суда о том, что спорное имущество является муниципальной собственностью со ссылкой на постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", поскольку указанное постановление утратило силу. При этом судом не дана оценка тому факту, что указанные объекты включены в реестр федерального имущества.
По мнению ТУ Росимущества в Самарской области, судом не дана надлежащая правовая оценка тому обстоятельству, что спорные объекты на момент принятия оспариваемого распоряжения использовались Самарским филиалом СЮИ МВД России и в соответствии с п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) подлежали безвозмездной передаче в федеральную собственность. В последующем спорные объекты были переданы ТУ Росимущества в Самарской области в безвозмездное пользование ГУВД по Самарской области.
Считает, что суд не применил закон, подлежащий применению, а именно Федеральный закон "О полиции".
Кроме того, не согласен с выводами суда о наличии у заявителя уважительных причин пропуска срока на обращение в суд с настоящим заявлением, поскольку муниципальному образованию о наличии оспариваемого распоряжения стало известно в июле 2010 г., а не в сентябре 2010 г., как ошибочно установлено судом первой инстанции.
ГУВД по Самарской области также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции был необоснованно восстановлен процессуальный срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, поскольку муниципальному образованию - городской округ Самара об оспариваемом распоряжении стало известно в марте 2010 г., о чем свидетельствует письмо Департамента от 22.03.2010 г. N 15-07-06/15013 в адрес ТУ Росимущества в Самарской области об отказе в подписании актов.
Считает, что волеизъявление о передаче спорного имущества в федеральную собственность было получено до 01.01.2008 г. (письмо Комитета от 28.04.2005 г.), однако орган местного самоуправления не выполнил установленную п. 3 ч. 8 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанность обеспечения передачи спорного имущества в федеральную собственность.
ГУВД по Самарской области с ответчиком 13.10.2010 г. был заключен договор N 197 передачи недвижимого имущества, указанного в оспариваемом распоряжении, в безвозмездное пользование. В соответствии с пунктами 9, 10 ст. 54 Федерального закона от 07.02.2011 г. "О полиции" используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Не согласившись принятым судебным актом, СЮИ МВД России также обратились с апелляционными жалобами, в которых просит решение суда первой инстанции отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции незаконно, при отсутствии уважительных причин, восстановлен срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ. Считает оспариваемое распоряжение ТУ Росимущества в Самарской области законным, принятым с согласия органа местного самоуправления. Суд не применил закон, подлежащий применению (пункты 9, 10 ст. 54 Федерального закона "О полиции"); не дал правовую оценку тому факту, что спорное имущество используется федеральным органом исполнительной власти - МВД России в лице структурного подразделения - ГУВД по Самарской области.
В отзывах на апелляционные жалобы глава г.о. Самары, Департамент, АМОУ ВПО "САГМУ", считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Представители ТУ Росимущества в Самарской области, ГУВД по Самарской области, СЮИ МВД России в судебном заседании поддержали доводы апелляционных жалоб и просили их удовлетворить.
Представители главы г.о. Самара, Департамента, АМОУ ВПО "САГМУ" возражали против удовлетворения апелляционных жалоб.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 АПК РФ после отложения рассмотрения дела и замены судьи Бажана П.В. на судью Рогалеву Е.М. рассмотрение дела начато сначала.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представителем СЮИ МВД России заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела приказа МВД России от 31.05.2011 г. N 570 "О внесении изменений в приказ МВД России от 15.07.2009 г. N 544", свидетельств о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации, а также акта приема-передачи, утвержденного руководителем ТУ Росимущества в Саратовской области 31.03.2011 г.
Протокольным определением суда апелляционной инстанции указанное ходатайство удовлетворено в части приобщения к материалам дела документов, свидетельствующих о переименовании юридического лица в федеральное государственное казенное образовательное учреждение "Саратовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации", в соответствии с ч. 1 ст. 124 АПК РФ, и отказано в удовлетворении ходатайства в части приобщения к материалам дела акта приема-передачи как не относящегося к предмету доказывания по настоящему спору.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Самара, Красноглинский район, ул. Имени академика Н.Д. Кузнецова, 32, литера Г, А, К состоят в реестре муниципального имущества, что подтверждается выпиской из реестра от 20.04.2009 г. N 15-07-06/28716 (т. 1 л.д. 12).
На основании постановления главы города Самары от 04.07.2003 г. N 561 между Комитетом по управлению имуществом города Самары, правопреемником которого является Департамент управления имуществом городского округа Самара, и Самарским филиалом СЮИ МВД России 10.12.2003 г. заключен договор N 000214Л безвозмездного временного пользования муниципальным имуществом - здания литера А (площадью 3747,1 кв.м.), литера Г (площадью 3933,0 кв.м.), литера К (площадью 4200,8 кв.м.), расположенные по ул. Имени академика Н.Д. Кузнецова, 32, для осуществления уставной деятельности (т. 2 л.д. 16-18, 19).
Комитет по управлению имуществом города Самары письмом от 28.04.2005 г. в соответствии с Законом N 122-ФЗ направил в адрес руководителя ТУ Росимущества по Самарской области и министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области список объектов для принятия решений об утверждении перечней муниципального имущества, подлежащего безвозмездной передаче в федеральную собственность и государственную собственность Самарской области, в приложении к которому содержится указание на спорное имущество (т. 1 л.д. 95-102).
Комитет по управлению имуществом города Самара письмом от 05.08.2005 г. N 15-07-09/49341 сообщил руководителю ТУ Росимущества по Самарской области, что в соответствии с Законом N 122-ФЗ передача имущества из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации и направление органами местного самоуправления предложений в Правительство Российской Федерации о передаче имущества не предусмотрены и не являются обязанностью муниципалитетов. В связи с чем представленные Комитетом по управлению имуществом в Территориальное управление перечни носят информационный характер (т. 1 л.д. 57).
В связи с отказами Департамента управления имуществом городского округа Самара от 19.09.2007 г. N 15-07-17/30531, от 17.12.2007 г. N 15-07-17/41730, от 27.03.2008 г. N 15-07-17/13213, отказами главы г.о. Самары от 20.03.2009 г. N 01/04-1494 в передаче спорного имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность Самарский филиал СЮИ МВД России письмом от 13.04.2009 г. N 12/462 обратился в ТУ Росимущества по Самарской области с просьбой оказать содействие в защите его интересов по обжалованию вышеуказанных отказов.
В ответ на указанное обращение ТУ Росимущества по Самарской области письмом от 14.05.2005 г. N 25/2153 сообщил Самарскому филиалу СЮИ МВД России о том, что спорные объекты недвижимого имущества, являющиеся муниципальной собственностью и используемые ГОУ ВПО "Саратовский юридический институт МВД России" по договору безвозмездного временного пользования муниципальным имуществом, в соответствии с ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ подлежат безвозмездной передаче из муниципальной собственности в федеральную собственность в установленном Законом порядке.
Вместе с тем, как указано в данном ответе, вопрос о безвозмездной передаче из муниципальной собственности в федеральную собственность недвижимого имущества - зданий Литер, Г, литер К, литер А по ул. имени академика Н.Д. Кузнецова может быть рассмотрен в соответствии с действующим законодательством Территориальным управлением лишь при наличии соответствующего предложения Департамента управления имуществом городского округа Самара о передаче данного имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность и иных документов, предусмотренных п. 2 постановления Правительства РФ от 13.06.2006 г. N 374 (т. 1 л.д. 66-68).
СЮИ МВД России обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к главе г.о. Самара, с участием Департамента и ТУ Росимущества по Самарской области в качестве третьих лиц, о признании незаконным отказа главы г.о. Самары от 30.03.2009 г. N 01/04-1494 в передаче муниципального имущества - нежилых зданий, занимаемых Самарским филиалом СЮИ МВД России, включая спорное имущество, в федеральную собственность.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 28.09.2009 г. N А55-12739/2009 в удовлетворении заявленных требований отказано по мотиву того, что оспариваемый отказ не нарушает права и законные интересы заявителя; заявителем избран неправильный способ защиты своих прав.
Указанным судебным актом установлено наличие волеизъявления уполномоченного органа местного самоуправления - Комитета по управлению имуществом города Самары, выраженного в письме от 28.04.2005 г., на передачу спорного имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность и факт отсутствия решения ТУ Росимущества по Самарской области о передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность (т. 1 л.д. 35-39).
19.01.2010 г. ТУ Росимущества по Самарской области в соответствии с ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ, с учетом предложения Комитета по управлению имуществом города Самары от 28.04.2005 г. N 15-07-21/29648, обращения Самарского филиала СЮИ МВД России от 19.10.2009 г. N 1/1323, издано распоряжение N 14-р "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности и составляющего муниципальную казну городского округа Самара, в федеральную собственность".
Согласно указанному распоряжению приняты в федеральную собственность следующие объекты недвижимого имущества, находящиеся в муниципальной собственности и составляющие муниципальную казну городского округа Самара, расположенные по адресу: г. Самара, Красноглинский район, ул. Имени академика Н.Д. Кузнецова, д. 32:
1.1. Учебно-административный корпус N 1, литер Г, общей площадью3933,0 кв.м.
1.2. Учебный корпус N 2, литер К, общей площадью 4200,8 кв.м.
1.3. Учебный корпус N 3, литер А, общей площадью 3747,1 кв.м.
Пунктом 3 распоряжения Департаменту управления имуществом городского округа Самара предложено представить на утверждение в ТУ Росимущества по Самарской области подписанный акт приема-передачи в течение двух недель с даты поступления в Департамент.
Пунктом 4 распоряжения предусмотрено, что в случае, если в установленный абзацами 24-26 ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ и настоящим распоряжением акт приема-передачи не подписан и (или) не представлен Департаментом в Территориальное управление, акт приема-передачи утверждается Территориальным управлением в одностороннем порядке.
Пунктом 5 распоряжения установлено, что настоящее распоряжение является основанием для возникновения права собственности на передаваемое имущество, указанное в п. 1. Право собственности Российской Федерации возникает с момента утверждения акта приема-передачи (т. 1 л.д. 23-25).
В связи с отказом Департамента от подписания акта приема-передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности и составляющего муниципальную казну городского округа Самара, передаваемого в федеральную собственность, данный акт был утвержден ответчиком в одностороннем порядке 14.04.20010 г. (т. 1 л.д. 22).
Спорные объекты внесены в реестр федерального имущества (т. 1 л.д. 89-94) и на основании договора передачи недвижимого имущества в безвозмездное пользование от 13.10.2010 г. N 197 переданы ГУВД по Самарской области (т. 1 л.д. 69).
В то же время Департамент в соответствии со ст. 699 Гражданского кодекса РФ и п. 4.1 договора от 10.10.2003 г. безвозмездного временного пользования муниципальным имуществом N 000214Л, заключенного с Самарским филиалом СЮИ МВД России, отказался в одностороннем порядке от исполнения указанного договора, о чем последний был уведомлен 07.09.2009 г. (т. 2 л.д. 26, 27).
Приказом МВД России от 12.07.2010 г. N 504 Самарский филиал СЮИ МВД России ликвидирован с 01.09.2010 г. (т. 2 л.д. 28-30)
Спорные объекты недвижимого имущества были возвращены СЮИ МВД России в муниципальную казну 17.06.2010 г. по акту приема-передачи 17.06.2010 г. (т. 2 л.д. 31).
Приказом Департамента от 14.09.2010 г. N 3225 спорное имущество передано в оперативное управление АМОУ ВПО "САГМУ" (т. 2 л.д. 37).
Считая распоряжение ТУ Росимущества в Самарской области от 19.01.2010 г. N 14-р незаконным, глава г.о. Самары обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления до 01.01.2008 г. обеспечивают безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации находящегося на день вступления в силу настоящей главы в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий, установленным с 01.01.2008 г. настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случае, если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Предложения о передаче имущества направляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность (абзац 16 ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ).
Передача в федеральную собственность из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности и в собственность субъекта Российской Федерации из муниципальной собственности имущества, не включенного в указанные предложения, не допускается.
Предложения о передаче имущества рассматриваются органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в течение 90 дней со дня поступления указанных предложений.
Абзацем 19 п. 11 ст. 154 Закона N 122 предусмотрено, что решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Между тем согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 г. N 8-П права собственника находятся под защитой ст. 35 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого иметь имущество в собственности и гарантии для субъектов данного права в случаях лишения их имущества.
При этом Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 г. N 542-О установлено, что положения ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в системе действующего правового регулирования предполагают необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и не могут рассматриваться как позволяющие исполнительному органу государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, осуществляющему полномочия собственника имущества, принимать решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в собственность Российской Федерации в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления на такую передачу.
Буквальное толкование данных положений свидетельствует о безусловном наличии волеизъявления органа местного самоуправления на передачу имущества, находящегося в муниципальной собственности, в собственность Российской Федерации.
В силу ст. 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении на основании правовых позиций, изложенных в Постановлении от 30.06.2006 г. N 8-П, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Как следует из материалов дела, принимая оспариваемое распоряжение от 19.01.2010 г. N 14-р с учетом письма Комитета по управлению имуществом города Самары от 28.04.2005 г. N 15-07-21/29648, ТУ Росимущества в Самарской области не было учтено как письмо Комитета по управлению имуществом города Самары от 05.08.2005 г. N 15-07-09/49341, которым последний сообщил ответчику, что ранее представленные Комитетом перечни носят информационный характер, так и последующие отказы Департамента управления имуществом городского округа Самара от 19.09.2007 г. N 15-07-17/30531, от 17.12.2007 г. N 15-07-17/41730, от 27.03.2008 г. N 15-07-17/13213, отказы главы г.о. Самары от 20.03.2009 г. N 01/04-1494 в передаче спорного имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность.
Кроме того, Комитет по управлению имуществом города Самары на дату подготовки письма от 28.04.2005 г. N 15-07-21/29648 не являлся органом местного самоуправления и осуществлял свою деятельность на основании Положения о Комитете по управлению имуществом города Самары, утвержденного постановлением главы города Самары от 02.03.2000 г. N 82. Согласно п. 1.3 указанного Положения Комитет являлся структурным подразделением администрации города Самары. Статус самостоятельного органа местного самоуправления Комитет приобрел в 2006 г. в связи с принятием Устава городского округа Самара, утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 г. N 294.
Следовательно, на момент принятия ТУ Росимущества в Самарской области распоряжения от 19.01.2010 г. N 14-р "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности и составляющего муниципальную казну городского округа Самара, в федеральную собственность" отсутствовало волеизъявление органа местного самоуправления на передачу спорных объектов недвижимого имущества из муниципальной собственности в федеральную.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что ТУ Росимущества в Самарской области не представило доказательств соблюдения порядка принятия указанного распоряжения.
Согласно абзацу 22 п. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 г. N 374 установлен перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства представления органом местного самоуправления соответствующего пакета документов, что также свидетельствует об отсутствии его волеизъявления на передачу спорных объектов недвижимого имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии совокупности необходимых условий для принятия ответчиком оспариваемого решения о передаче спорного имущества из муниципальной собственности: во-первых, волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, во-вторых, согласованность действий между органом местного самоуправления и ТУ Росимуществом в Самарской области.
Последующее включение спорного имущества в реестр федеральной собственности и передача его на основании договора передачи недвижимого имущества в безвозмездное пользование от 13.10.2010 г. N 197 ГУВД по Самарской области не свидетельствует о законности оспариваемого распоряжения.
Довод заявителей жалоб - ТУ Росимущества в Самарской области и СЮИ МВД России о необоснованном восстановлении судом пропущенного заявителем срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, подлежит отклонению.
Главой г.о. Самары заявлено ходатайство о восстановлении срока подачи заявления об оспаривании распоряжения ТУ Росимущества от 19.01.2010 г. N 14-р. В обоснование указанного ходатайства заявитель указал на то, что об оспариваемом акте заявитель узнал из письма Департамента от 27.09.2010 г. (т. 2 л.д. 162)
Согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Оценив фактические обстоятельства и представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции обоснованно признал причины пропуска срока уважительными и удовлетворил заявленное ходатайство на основании ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
С учетом изложенного судом первой инстанции правомерно, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, принял решение о признании распоряжения ТУ Росимущества в Самарской области от 19.01.2010 г. N 14-р "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности и составляющего муниципальную казну городского округа Самара, в федеральную собственность" недействительным.
Требование заявителя о признании акта приема - передачи недействительным неподведомственно арбитражному суду и производство по делу в отношении указанного требования обоснованно прекращено судом первой инстанции на основании ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Доводы, приведенные в апелляционных жалобах, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
С федерального государственного казенного образовательного учреждения "Саратовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации" подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 1 000 руб. в связи с предоставлением заявителю отсрочки по ее уплате при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 марта 2011 года по делу N А55-24945/2010 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с федерального государственного казенного образовательного учреждения "Саратовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
В.Н. Апаркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-24945/2010
Истец: Глава городского округа Самара
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
Третье лицо: Автономное Муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Самарская академия государственного и муниципального управления", Главное управление внутренних дел по Самарской области, Департамент управления имуществом городского округа Самара, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Саратовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации"
Хронология рассмотрения дела:
13.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8345/11
27.06.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4410/11
12.05.2011 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5565/11
06.05.2011 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5245/11
11.03.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-24945/10