г. Ессентуки |
Дело N А63-7130/2010 |
29 июня 2011 г. |
Вх.16АП-725/11 (1) |
23 июня 2011 года объявлена резолютивная часть постановления.
29 июня 2011 года постановление изготовлено в полном объеме.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Фриева А.Л.,
судей: Джамбулатова С.И., Егорченко И.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тохунц О.Г.,
рассмотрев апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Уркарахский", сельскохозяйственного производственного кооператива "Бускринский", сельскохозяйственного производственного кооператива "Зубанчинский", муниципального унитарного семеноводческого предприятия "Полевод", сельскохозяйственного производственного кооператива "Дейбук" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.02.2011 по делу N А63-7130/2010 по иску СХПК "Уркарахский", СХПК "Бускринский", СХПК "Зубанчинский", МУСП "Полевод", СХПК "Дейбук"
к отделу имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, ООО "Киц", КФХ "Киц Иван Иванович", КФХ "Пьянков Сергей Васильевич", КФХ "Шерпеев Заурбек Шатуевич",
с участием третьих лиц - администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Дагестан, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, г. Москва, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Дагестан, Министерства имущественных отношений Ставропольского края, Правительства Республики Дагестан, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ставропольскому краю, об истребовании имущества из чужого незаконного владения (судья Смоляков А.Ю.),
в судебное заседание явились:
от СПК "Бускринский", СПК "Дейбук", СПК "Зубачинский" - Никитин П.Б. по доверенностям от 21.07.2010,
от СХПК "Уркарахский" - Магомедов А.А. (директор),
от СХПК "Бускринский" - Абдуллабеков М.М. (директор),
от СХПК "Зубанчинский" - Гаджимагомедов А.Г. (директор),
от СХПК "Дейбук" - Ибрагимов Р.А. (директор),
от КФХ "Киц Иван Иванович", ООО "Киц", КФХ "Шерпеев Заурбек Шатуевич" - Эльгайтарова А.С. по доверенностям,
от КФХ "Пьянков Сергей Васильевич" - Эльгайтарова А.С. по доверенности 26.01.2011,
от администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края - Муртазалиева Р.Ш. по доверенности от 11.01.2011, Мурашкин В.В. (первый зам. главы администрации),
от Министерства имущественных отношений Ставропольского края - Маликов Р.Н. по доверенности от 14.12.2010 N 8070/08, Алексеева Е.С. по доверенности от 14.12.2010 N 8072/08, Зритнев В.В. по доверенности от 14.12.2010 N 8071/08,
в отсутствие представителей других лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания под расписку, путем размещения информации в сети "Интернет", а также направлением телеграмм,
УСТАНОВИЛ
СПК "Уркарахский", с. Новый Уркарах, СПК "Бускринский", с. Бускри, СПК "Зубанчинский", с. Зубанчи, МУСП "Полевод", с. Шалси, и СПК "Дейбук", с. Сагаси -Дейбук (далее - истцы) обратились в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края (далее -администрация), отделу имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края (далее - отдел), ООО агрофирме "Киц", х. Андрей-Курган (далее - общество "Киц"), КФХ "Киц Иван Иванович", х. Андрей-Курган (далее - КФХ "Киц"), КФХ "Пьянков Сергей Васильевич", с. Учикулак (далее - КФХ "Пьянков"), КФХ "Шерпеев Заурбек Шатуевич", аул Новкус-Артезиан (далее - КФХ "Шерпеев") об истребовании имущества из чужого незаконного владения (уточненные и требования) и просили:
истребовать у КФХ "Киц" и передать СПК "Уркарахский" 14 (четырнадцать) земельных участков из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", отгонные пастбища, расположенные в пределах муниципального образования Зимнеставочного сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края, общей площадью 7 772,3418 га, в том числе:
803,5453 га - кадастровый номер 26:22:010701:41; 661,5197 га - кадастровый номер 26:22:010702:33; 567,1749 га - кадастровый номер 26:22:010703:2; 442,7734 га - кадастровый номер 26:22:010704:3; 588,1714 га - кадастровый номер 26:22:010706:3; 3,0692 га - кадастровый номер 26:22:010706:4; 414,6755 га - кадастровый номер 26:22:010801:5; 4,9819 га - кадастровый номер 26:22:010801:6; 704,3543 га - кадастровый номер 26:22:010802:38; 999,1811 га - кадастровый номер 26:22:010803:5; 687,1093 га - кадастровый номер 26622:010804:60; 613,7929 га - кадастровый номер 26:22:010805:2; 642,0342 га - кадастровый номер 26:22:010806:4; 639,9587 га - кадастровый номер 26:22:010807:2;
истребовать у КФХ "Пьянков " и передать СПК "Уркарахский" два земельных участка из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", отгонные пастбища, расположенные в границах муниципального образования Зимнеставочного сельсовета Нефтекумского района, Ставропольского края, общей площадью 445,1684 га, в том числе:
880,8025 га - кадастровый номер 26:22:010808:2; 372,5028 га - кадастровый номер 26:22:010809:5;
истребовать у КФХ "Пьянков " и передать СПК "Бускринский" два земельных участка из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", отгонные пастбища, расположенные в границах муниципального образования Зимнеставочного сельсовета Нефтекумского района, Ставропольского края, общей площадью 445,1684 га, в том числе:
72,6656 га - кадастровый номер 26:22:011304:9; 779,7914 га - кадастровый номер 26:22:011304:10;
истребовать у КФХ "Шерпеев" и передать СПК "Бускринский" два земельных участка из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", отгонные пастбища, расположенные в границах муниципального образования Зимнеставочного сельсовета Нефтекумского района, Ставропольского края, общей площадью 1219,4672 га, в том числе:
744,7533 га - кадастровый номер 26:22:011301:50; 779,7914 га - кадастровый номер 26:22:011302:2.
истребовать у КФХ "Пьянков и передать СПК "Зубанчинский" два земельных участка из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", отгонные пастбища, расположенные в границах муниципального образования Зимнеставочного сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края, общей площадью 385,8384 га, в том числе:
210,1222 га - кадастровый номер 26:22:011701:8;
175,7121 га - кадастровый номер 26:22:011703:4;
истребовать у общества "Киц" и передать СПК "Зубанчинский" двадцать земельных участков из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", отгонные пастбища, расположенные в границах муниципального образования Зимнеставочного сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края, общей площадью 4203,6608 га, в том числе:
925,3383 га - кадастровый номер 26:22:011501:73; 568,5274 га - кадастровый номер 26:22:011503:327; 8,3811га - кадастровый номер 26:22:011503:328; 1,1422 га - кадастровый номер 26:22:011503:329; 10,3791га - кадастровый номер 26:22:011503:330; 0,0511га - кадастровый номер 26:22:011503:331; 0,6441га - кадастровый номер 26:22:011503:332; 29,1535 га - кадастровый номер 26:22:011503:333 0,2862 га - кадастровый номер 26:22:011503:334; 0,3207 га - кадастровый номер 26:22:011503:335; 1,7089 га - кадастровый номер 26:22:011503:336; 44,0508 га - кадастровый номер 26:22:011503:337; 629,7341 га - кадастровый номер 26:22:011503:338; 24,8712 га - кадастровый номер 26:22:011503:339; 13,1362 га - кадастровый номер 26:22:011503:340; 28,5614 га - кадастровый номер 26:22:011503:341; 13,95,9286 га - кадастровый номер 26:22:011504:62; 521,4459 га - кадастровый номер 26:22:011505:2; 17,6533 га - кадастровый номер 26:22:011702:9; 28,0547 га - кадастровый номер 26:22:011704:6;
истребовать у КФХ "Шерпеев" и передать МУСП "Полевод" четыре земельных участка из категории земель "земли сельсхозяйственного назначения", отгонные пастбища, расположенные в границах муниципального образования Зимнеставочного сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края, общей площадью 2847,2302 га, в том числе:
664,1016 га - кадастровый номер 26:22:010602:2; 795,3033 га - кадастровый номер 26:22:010605:19; 599,4019 га - кадастровый номер 26:22:010607:2; 788,4232 га - кадастровый номер 26:22:010608:3;
истребовать у КФХ "Пьянков" и передать СПК "Дейбук" три земельных участка из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", отгонные пастбища, расположенные в границах муниципального образования Зимнеставочного сельсовета Нефтекумского района, Ставропольского края, общей площадью 2847,23 га, в том числе: 486,7235 га - кадастровый номер 26:22:011401:12; 897,4958 га - кадастровый номер 26:22:011402:87;
625,4152 га - кадастровый номер 26:22:011403:2 (уточненные исковые требования).
Определениями суда первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Нефтекумского муниципального района Ставропольского края (далее -администрация) и отдел имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского муниципального района (далее - отдел), правительство Республики Дагестан и ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ставропольскому краю.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 28.02.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что истцы не доказали возникновения у них прав на спорные земельные участки.
Не согласившись с данным решением суда, истцы подали апелляционную жалобу, в которой просят решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить иск в полном объеме. Заявители считают, что вывод суда первой инстанции об отсутствии у истцов прав на спорные земельные участки, сделан без учета законодательных актов, действовавших в период предоставления данных земельных участков. По мнению заявителя, факт правопреемства по отношению к правопредшественникам спорных земельных участков подтверждается материалами дела. Представители истцов в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители ответчиков, администрации и министерства имущественных отношений Ставропольского края в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзывах на них, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, но о времени и месте судебного заседания считаются извещенными надлежащим образом в соответствии с пунктами 4,5,14 Постановления Пленума ВАС РФ N 12 от 17.02.2011 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие. Доказательства их извещения имеются в деле.
В судебном заседании 23.06.2011 до рассмотрения апелляционной жалобы по существу поступило ходатайство об отложении судебного заседания на более поздний срок до выздоровления директора МУСП "Полевод".
В соответствии с пунктом 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине. Таким образом, названной статьей установлено право, а не обязанность суда по отложению судебного разбирательства по ходатайству участвующего в деле лица.
Нахождение директора МУСП "Полевод" на лечении не является уважительной причиной отложения судебного заседания в связи с чем в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания отказано. Кроме того, МУСП "Полевод" не представлено доказательств невозможность участия в деле представителя с надлежащим образом оформленными полномочиями.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о необходимости оставления без изменения, принятого решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, иск заявлен об истребовании хозяйствами Республики Дагестан земельных участков, переданных администрацией в аренду хозяйствам Ставропольского края. Истцы обосновывают свои требования наличием у них права постоянного (бессрочного) пользования на земли, из состава которых ответчикам предоставлены земельные участки.
Считая, что администрация незаконно распорядилась земельными участками, находящимися в постоянном бессрочном пользовании хозяйств Республики Дагестан, истцы обратились с иском в арбитражный суд.
По общему правилу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно статье 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права, предусмотренные статьями 301 - 304 Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
В пункте 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеют государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В обоснование заявленных требований истцы ссылаются на следующие акты.
В разделе IV постановления Совета Народных Комиссаров СССР от 24.05.1945 N 1162 "О закреплении пастбищ за колхозами Грузинской, Азербайджанской и Армянской ССР, Дагестанской и Северо-Осетинской АССР" предписано закрепить за колхозами Дагестанской АССР:
а) отведенные ранее зимние пастбища в Грозненской области площадью 365 576 гектар;
б) дополнительно передаваемые зимние пастбища в Грозненской области площадью 51 248 гектар, в том числе: 8 000 гектар - участок N 14, 3000 гектар - участок "Раздолье", 5 000 гектар из Чернорынковского массива, ранее находившиеся в пользовании колхозов Северо-Осетинской АССР, и 35 248 гектар пастбищ колхозов Чечено-Ингушской АССР".
В пункте 3 названного постановления установлено, что земли госфонда, передаваемые колхозам, согласно постановлению, закрепляются за колхозами в долгосрочное и бесплатное пользование сроком на 10 лет, начиная с 1 января 1945 года.
В пункте 4 того же постановления совнаркомам республик предписано произвести отвод всех вновь передаваемых земель республикам в месячный срок и окончательно оформить закрепление их за колхозами не позднее 1 октября 1945 года.
Согласно пункту 3 постановления Совета Министров СССР от 05.12.1949 N 5511 "О мерах по улучшению использования зимних пастбищ госфонда "Черные земли" в Астраханской области и "Кизлярских пастбищ" госфонда в Грозненской области" Кизлярские пастбища в Грозненской области общей площадью 776 639 га, закрепленные Постановлением Совнаркома СССР от 24 мая 1945 г. N 1162 за колхозами Грузинской ССР, Дагестанской АССР и Северо-Осетинской АССР сроком на 10 лет, закрепить в прежних размерах за колхозами тех же республик до 1970 года.
Приказом Министерства сельского хозяйства СССР от 16.12.1949 N 1699 "О мерах по улучшению использования зимних пастбищ госфонда "Черные земли" в Астраханской области и Кизлярских пастбищ госфонда в Грозненской области" данное постановление принято к руководству.
Постановлением Совета Министров СССР от 28.05.1954 N 1023 "О закреплении за колхозами зимних пастбищ госфонда 'Черные земли" и 'Кизлярские пастбища"" Совету Министров РСФСР предписано закончить к 1 октября 1955 г. работы по землеустройству на сезонных пастбищах госфонда "Черные земли" и "Кизлярские пастбища", находящиеся в пользовании колхозов Ставропольского края, Астраханской, Ростовской и Сталинградских областей, Дагестанской АССР и Северо-Осетинской АССР, предусмотрев при этом в необходимых случаях, обмен пастбищных участков между колхозами, с их согласия, устранение чересполосицы и закрепление пастбищ за каждым колхозом навечно.
Пунктом 7 названного постановления Совету Министров РСФСР и Совету Министров СССР предоставлено право организовать в 1954 году при Министерствах сельского хозяйства республик комплексные экспедиции для проведения землеустроительных работ на пастбищах с тем, чтобы обеспечить окончание этих работ к 1 октября 1955 г.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.06.1954 N 871 "О закреплении за колхозами зимних пастбищ госфонда "Черные земли" и Кизлярских пастбищ" Совет министров обязал Министерство сельского хозяйства закончить к 1 октября 1955 года работы по землеустройству на сезонных пастбищах госфонда "Черные земли" и "Кизлярские пастбища", находящиеся в пользовании колхозов Ставропольского края, Астраханской, Ростовской и Сталинградской областей, Дагестанской АССР и Северо-Осетинской АССР, предусмотрев при этом в необходимых случаях, обмен пастбищных участков между колхозами, с их согласия, устранение чересполосицы и закрепление пастбищ за каждым колхозом навечно. Организовать в 1954 году комплексную экспедицию для проведения землеустроительных работ на пастбищах с тем, чтобы обеспечить окончание этих работ к 1 октября 1955 года.
Распоряжением Совета Министров Дагестанской АССР от 06.04.1955 N 91 в целях своевременного выполнения постановления Совета Министров Союза ССР от 28 мая 1954 года "О закреплении за колхозами пастбищ госфонда "Черные земли" и "Кизлярские пастбища" утвержден план проведения землеустроительных работ. Пунктом 4 данного постановления предписано довести до сведения райисполкомов, что работы по ликвидации чересполосицы и землеустройству зимних пастбищ госфонда, выделенных Дагестанской АССР в пределах Грозненской и Астраханской областей, будут проводиться Сталинградской землеустроительной экспедицией Министерства сельского хозяйства РСФСР.
Постановлением Совета Министров и Бюро обкома КПСС Дагестанской АССР от 23.05.1955 N 164/76 "О распределении и закреплении за колхозами Дагестанской АССР отгонных зимних пастбищ в Астраханской и Грозненской областях" утвержден представленный комиссией проект распределения пастбищ и сенокосов между районами в пределах Грозненской и Астраханской областей и принято решение отвести пастбища и сенокосы согласно прилагаемому чертежу".
Согласно подпункту "Б" пункта 1 постановления в Грозненской области Дахадаевскому району Дагестанской АССР - отвести 54,3 га земли".
В пункте 4 того же постановления принято решение обязать Министерство сельского хозяйства ДАССР, совместно со Сталинградской землеустроительной экспедицией Министерства сельского хозяйства РСФСР, оказать практическую помощь районам в распределении пастбищ и показе границ в натуре, в порядке землеуказания. Работы по закреплению зимних пастбищ навечно за колхозами республики провести в сроки, установленные постановлением Совета Министров СССР от 28 мая 1954 г. N 1023, т.е. до 1 октября 1955 г.
Постановлением Объединенного заседания Исполкома Дахадаевского райсовета депутатов трудящихся и Бюро РК КПСС от 10.06.1955 N 137/17 "О распределении и закреплении за колхозами района отгонных зимних пастбищ Грозненской области" утверждены постановления общих собраний колхозников об установлении размеров и внешних границ госземфонда Грозненской области, закрепляемых за колхозами на бессрочное (вечное) пользование и отводе пастбищ согласно приложению.
В Приложении N 1 к постановлению N 137/17 указано на бессрочное (вечное) закрепление зимних пастбищ в Грозненской области за следующими колхозами:
колхоз им. Сталина - 10 877,72 га;
колхоз им. М.Горького - 2 013,64 га;
колхоз им. Молотова - 4 289,10 га;
колхоз им. Энгельса - 3 281,62 га;
колхоз им. Буденного - 5 022,25 га;
колхоз им. Кирова - 4 931,97 га;
колхоз им. 18 Партсъезда - 3 490,94 га;
колхоз им. 16 Партсъезда - 2 494,43 га;
колхоз им. Димитрова - 2 952,34 га;
колхоз им. 20 лет Октября - 2 505,32 га.
Постановлением Совета Министров и Бюро Обкома КПСС Дагестанской АССР от 27.01.1956 N 23/3 "Об итогах работы по закреплению зимних пастбищ за Республики в Грозненской и Астраханской областях" решено принять к сведению заявление Министра сельского хозяйства Дагестанской ССР и начальника Сталинградской землеустроительной экспедиции, что мероприятия по распределению и закреплению за колхозами зимних пастбищ, расположенных в Грозненской и Астраханской областях, на вечное пользование закончены и колхозам вручены вкладыши в государственные акты, согласно приложению (т. 2, л. д. 101 - 103).
Пунктом 3 постановления Дахадаевскому райисполкому и крайкому КПСС предписано выделить в срок до 1 марта колхозу им. 18 Партсъезда 3 500 га зимних пастбищ из нераспределенного фонда района в Грозненской области.
Приложением к указанному постановлению является Ведомость колхозных земель и посторонних пользователей на зимних пастбищах Грозненской и Астраханской областей, закрепленных навечно, в которой зафиксировано следующее распределение земель:
колхоз им. Сталина - 13 678 га;
колхоз им. Буденного - 5 221 га;
колхоз им. 20 лет Октября - 2 522 га;
колхоз им. М.Горького - 2 018 га;
колхоз им. Димитрова - 2 977 га;
колхоз им. Молотова - 4 369 га;
колхоз им. Кирова - 5 088 га;
колхоз им. 16 Партсъезда - 2 515 га;
колхоз им. Энгельса - 3 281,62 га.
Как видно из представленных в материалы дела доказательств, в подтверждение своих прав на земельные участки истцы представили государственные акты на вечное пользование землей колхозами, планы земельных участков зимних пастбищ (составленные со ссылкой на постановление Совета Министров СССР от 28.05.1954 N 1023 и землеустроительные работы, проведенные Сталинградской землеустроительной экспедицией) и свидетельства о праве постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, а также документы о реорганизации колхозов и их правопреемников, а именно:
государственный акт на вечное пользование землей колхозами N 417659, выданный сельскохозяйственной артели имени Сталина на земельный участок площадью 3 931 га; государственный акт на вечное пользование землей колхозами N 590509, выданный сельскохозяйственной артели имени 18 Партсъезда на земельный участок площадью 1 443,06 га; государственный акт на вечное пользование землей колхозами N 305660, выданный сельскохозяйственной артели имени 20 лет Октября на земельный участок площадью 436,8 га; государственный акт на вечное пользование землей колхозами N 305630, выданный сельскохозяйственной артели имени М. Горького на земельный участок площадью 3 420,73 га (том дела 29) и государственный акт на вечное пользование землей колхозами N 305633, выданный сельскохозяйственной артели имени Буденного на земельный участок площадью 732,24 га (том дела 26). В исследованных государственных актах имеются планы земельных участков, переданных сельхозартелям.
В качестве упомянутых в постановлении Совета Министров и Бюро Обкома КПСС Дагестанской АССР от 27.01.1956 N 23/3 "Об итогах работы по закреплению зимних пастбищ за Республики в Грозненской и Астраханской областях" вкладышей в государственные акты в материалы дела представлены:
-план земельного участка зимних пастбищ, расположенного на территории Караногайского и Ачикулакского районов Грозненской области, закрепленного в бессрочное (вечное) пользование сельскохозяйственной артели имени Сталина, общей площадью 12 588 га;
-план земельного участка сезонных пастбищ госфонда Кизлярские пастбища, расположенного на территории Ачикулакского района Грозненской области, закрепленного в бессрочное (вечное) пользование сельскохозяйственной артели имени 18-го Партсъезда;
-план земельного участка зимних пастбищ, расположенного на территории Ачикулакского района Грозненской области, закрепленного в бессрочное (вечное) пользование сельскохозяйственной артели имени 20 лет Октября, общей площадью 2 500 га;
-план земельного участка зимних пастбищ, расположенного на территории Ачикулакского района Грозненской области, закрепленного в бессрочное (вечное) пользование сельскохозяйственной артели имени М. Горького, общей площадью 2 011 га;
-план земельного участка зимних пастбищ, расположенного на территории Ачикулакского района Грозненской области, закрепленного в бессрочное (вечное) пользование сельскохозяйственной артели имени Буденного, общей площадью 5 039 га;
-план земельного участка зимних пастбищ, расположенного на территории Ачикулакского района Грозненской области, закрепленного в бессрочное (вечное) пользование сельскохозяйственной артели имени Кирова, общей площадью 4 927 га (том дела 26).
Суд первой инстанции установил, что в представленных планах не заполнены соответствующие разделы дополнений к государственным актам, предусматривающих фиксацию изменений (расширения) земель сельскохозяйственных артелей, регистрационные записи не внесены.
В то же время постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 07.07.1935 N 1385 "О выдаче сельскохозяйственным артелям государственных актов на бессрочное (вечное) пользование землей" утверждена единая для всего Союза ССР форма государственного акта на бессрочное (вечное) пользование землей сельскохозяйственной артелью и установлено, что в государственном акте должны точно указываться размеры и внешние границы земли, закрепленной в вечное пользование соответствующей сельскохозяйственной артели.
Согласно статье 179 Земельного кодекса РСФСР 1922 года дела по землеустройству производятся в следующей последовательности: 1) возбуждение землеустроительного дела; 2) подготовка землеустроительного дела, составление землеустроительного проекта и предъявление его участникам землеустройства; 3) утверждение проекта землеустройства и приведение его в исполнение с установлением на месте пограничных межевых знаков; 4) составление и выдача сторонам землеустроительных документов.
В соответствии со статьей 191 того же Кодекса правильно исполненный проект землеустройства окончательно утверждается землеустроительным учреждением. При этом в постановлении об окончательном утверждении исполненного проекта землеустройства должно быть обозначено, с соответствующими ссылками на проектный план: а) когда, в какой местности, по какому распоряжению и какие именно произведены землеустроительные действия; б) какие земли (по их роду, количеству, местоположению и границам), кому и для какой надобности отводятся; в) когда, в каком порядке и с соблюдением каких условий сторонам надлежит приступить к пользованию землями в новых границах, установленных при землеустройстве; г) какие особые условия, повинности и полномочия устанавливаются для землепользователей в связи с пользованием землями, предоставленными им по утвержденному проекту землеустройства; д) как распределяются расходы по оплате землеустройства между его участниками; е) кому, от кого и какие именно причитаются вознаграждения за затраты и улучшения, внесенные в отводимую при землеустройстве землю и оставшиеся неиспользованными прежними землепользователями.
По окончательном утверждении проекта землеустройства землеустроительными учреждениями составляются и после государственной записи образованных землепользований (земельной регистрации) выдаются участникам землеустройства надлежаще удостоверенные документы. В названных документах должны быть означены границы, местоположение, пространство и состав землепользований, а также показаны их названия, наименования землепользователей, время исполнения землеустройства и его основание, условия землепользования и прочие существенные сведения, содержащиеся в постановлении об утверждении проекта землеустройства (статья 192 Кодекса).
Из изложенных норм следует, что для сельскохозяйственных артелей предоставление земельных участков осуществляется путем землеустройства с окончательным утверждением и выдачей государственного акта на бессрочное (вечное) пользование землей установленной формы, содержащего все предусмотренные законодательством сведения о земельном участке, его границах, площади, времени исполнения землеустройства и его основании, условиях землепользования и прочие существенные сведения.
При исследовании материалов дела суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что представленные государственные акты выданы сельскохозяйственным артелям на земельные участки, расположенные на территории Республики Дагестан, однако не доказано их отношение к спорным земельным участкам.
Кроме того, истцами не представлено документов, подтверждающих факт выдачи им в соответствии с требованиями действовавшего земельного законодательства надлежаще удостоверенных документов после государственной записи образованных землепользований (земельной регистрации).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что представленные планы земельных участков зимних пастбищ, расположенных на территории Ачикулакского района Грозненской области не являются вкладышами в государственные акты на пользование землей или дополнениями к государственным актам, поскольку не содержат достоверных сведений о земельных участках, их границах, площади, времени исполнения землеустройства и его основании, условиях землепользования и прочие существенные сведения.
Представленные планы являются проектными планами и в силу статей 179 и 191 Земельного кодекса РСФСР 1922 года отражают предпоследний этап землеустройства, при этом они не являются правоустанавливающими документами на землю.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в материалы дела не представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие права истцов на спорные земли и соответствующие требованиям гражданского и земельного законодательства, действовавшего на момент принятия решений о предоставлении земель сельскохозяйственным артелям Дагестанской АССР.
При этом в материалы дела представлены также свидетельства на право постоянного (бессрочного) пользования землей, выданные: 18.12.1992 колхозу "Бускринский" - на земли площадью 5 787 га, 22.11.1993 совхозу "Октябрьский" - на земли площадью 4 997 га, 21.01.1993 совхозу "Уркарахский" - на земли площадью 16 919 га, 12.07.1993 колхозу "Зубанчинский" - на земли площадью 10 851 га (т. 3, л. д. 195 - 199). В качестве основания выдачи свидетельств указано решение Дахадаевского райсовета народных депутатов от 11.03.1992.
Вместе с тем, судом первой инстанции правильно установлено, что имеющиеся на представленных копиях свидетельств дописки о площадях земель, расположенных в Ставропольском крае, выполнены путем нанесения надписей на светокопии свидетельств и повторного отснятия копий и в связи с отсутствием доказательств изменения площади земельных участках в установленном законом порядке данные свидетельства обоснованно отклонены судом в качестве доказательств прав истцов на спорные земельные участки.
В силу пункта 3 статьи 23 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 распоряжение земельными участками в границах района осуществляется исключительно районными Советами народных депутатов.
Таким образом, свидетельства на право пользования земельными участками, выданные на основании решения Дахадаевского районного совета депутатов Республики Дагестан не могут быть приняты в качестве доказательств возникновения права на указанные в них земельные участки, поскольку они не порождают прав на земельные участки, находящиеся на территории другого субъекта Российской Федерации - Ставропольского края, и не могут являться ни правоустанавливающими, ни правоподтверждающими документами на такие земельные участки.
Между тем, пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" предусмотрено, что участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, включены в фонды перераспределения земель.
Постановлением главы администрации Нефтекумского района Ставропольского края от 08.09.1994 N 445 земельный участок отгонных пастбищ общей площадью 61,4 тыс. га, входящих в административные границы Нефтекумского района и используемых сельскохозяйственными предприятиями Республики Дагестан, включен в фонд перераспределения Нефтекумского района с 01.09.1994. Данное постановление является действующим и никем не оспорено.
Указанным постановлением сельскохозяйственным предприятиям Республики Дагестан предписано прекратить хозяйственную деятельность на спорных землях до 01.07.1995.
В 2005 году по заданию Министерства имущественных отношений Ставропольского края в целях разграничения государственной собственности на землю ФГУП "Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие" выполнено межевание земель фонда перераспределения, используемых хозяйствами Республики Дагестан. По результатам проведенных работ составлены землеустроительные дела (том дела 7, 24, 25), на основании которых в 2007 году земельные участки поставлены на кадастровый учет как единое землепользование с кадастровым номером 26:22:0:1665 (том дела 28).
Как следует из указанных землеустроительных дел и технического проекта на выполнение работ по землеустройству (том дела 25), земельные участки сформированы по фактическому использованию хозяйствами Республики Дагестан, при этом земли обозначены как арендуемые соответствующими хозяйствами.
Впоследствии постановлениями главы администрации Нефтекумского района Ставропольского края от 10.07.2009 N 903, 905, 906 и 907 ответчикам в аренду предоставлены 103 земельных участка, выделенных из состава единого землепользования с кадастровым номером 26:22:0:1665. На основании указанных постановлений отдел заключил договоры аренды земельных участков от 10.07.2009 N 245, 247, 248 и 249, по которым в аренду ответчикам на 49 лет переданы спорные земельные участки (т. 3, л. д. 17 - 40). К договорам составлены акты приема-передачи земельных участков. Как следует из отметок Управления Росреестра по Ставропольскому краю, государственная регистрация договоров аренды осуществлена 20.08.2009 и 21.08.2009.
Ссылка подателей апелляционной жалобы о наличии правопреемства между ними и сельхозартелями, в отношении которых органами власти Советского Союза были приняты решения о предоставлении отгонных пастбищ на территории Ачикулакского и Каясулинского районов судом апелляционной инстанции не принимается по следующим обстоятельствам.
Согласно архивной выписке ГУ "Центральный государственный архив Республики Дагестан" от 11.01.2011, постановлением Совета Министров Дагестанской АССР от 13.02.1962 N 47, колхоз имени Сталина переименован в колхоз "Заветы Ильича" (т. 9, л. д. 85). Постановлением Бюро райкома КПСС и Исполкома райсовета народных депутатов Дахадаевского района ДАССР от 23.01.1979 N 10 утверждено решение общего собрания колхоза "Заветы Ильича" о преобразовании в совхоз, по совхозу "Уркарахский" утверждена комиссия для передачи материальных ценностей в составе руководства колхоза "Заветы Ильича" (т. 9, л. д. 68). Общим собранием совхоза "Уркарахский" принято решение о реорганизации в сельскохозяйственный производственный кооператив /племхоз "Уркарахский" (протокол общего собрания от 15.02.2002, т. 9, л. д. 95).
Как следует из Постановления Бюро райкома КПСС и Исполкома райсовета народных депутатов Дахадаевского района ДАССР от 23.01.1979 N 10, колхоз имени 18 Партсъезда реорганизован в совхоз "Заря" (т. 9, л. д. 69). В пункте 195 протокола заседания Исполкома Дахадаевского райсовета народных депутатов от 27.11.1984 N 11 принято решение о разукрупнении совхозов района и утверждены приказы дирекций совхозов "Приморский", "Урагинский", "Дуакарский" и совхоза "Заря", на базе которых решено создать новые совхозы "Октябрьский", "Бускринский" и "Рассвет" (т. 9, л. д. 10).
При этом доказательств правопреемства между СПК "Бускринский" и колхозом имени "18 Партсъезда" не представлено, более того, не представлено доказательств правопреемства между совхозом "Заря" и совхозом "Бускринский" в ходе разукрупнении вышеуказанных хозяйств, где имело место создание трех совхозов из совокупности других совхозов. Кроме того, решением Дахадаевского районного Совета народных депутатов двадцать первого созыва от 11.03.1992 "По вопросам депутатской земельной комиссии райсовета" совхоз "Бускринский" разукрупнен на два самостоятельных хозяйства: колхоз "Бускринский" и Ассоциацию крестьянских хозяйств селения Шадни с последующим вхождением ее в кооператив "Дахадаевагросервис" (т. 9, л. д. 105). Общим собранием колхозников колхоза "Бускринский" от 16.08.2002 (протокол N 5) принято решение о реорганизации колхоза "Бускринский" в сельскохозяйственный производственный кооператив "Бускринский" (т. 9, л. д. 106).
Таким образом, из представленных документов невозможно установить факт правопреемства между СПК "Бускринский" и колхозом имени 18 Партсъезда, поскольку не подтвержден факт правопреемства между совхозом "Заря" и совхозом "Бускринский" в ходе реорганизации в 1984 году.
Между тем, решением исполкома райсовета народных депутатов Дахадаевского района ДАССР от 11.10.1957 N 253 "О переименовании отдельных колхозов района" колхоз имени Буденного переименован в колхоз "1 Мая" (т. 27, л. д. 10). Постановлением Бюро райкома КПСС и Исполкома райсовета народных депутатов Дахадаевского района ДАССР от 23.01.1979 N 10 утверждено решение общего собрания колхоза "1 Мая" о преобразовании в совхоз, по совхозу "Ирагинский" утверждена комиссия для передачи материальных ценностей в составе руководства колхоза "1 Мая". В пункте 222 протокола заседания Исполкома райсовета народных депутатов Дахадаевского района ДАССР от 22.12.1981 N 12 принято решение на базе отделения "Трисанчи" совхоза "Заря" и отделения "Зубанчи" совхоза "Ирагинский" организовать новый совхоз "Зубанчинский" (т. 9, л. д. 83). Решением Дахадаевского районного Совета народных депутатов двадцать первого созыва от 11.03.1992 "По вопросам депутатской земельной комиссии райсовета" утверждено решение общего собрания трудового коллектива совхоза "Зубанчинский" от 07.03.1992 о реорганизации совхоза в колхоз "Зубанчинский" (т. 9, л. д. 105). Решением общего собрания колхозников колхоза "Зубанчинский" от 16.04.2003 колхоз "Зубанчинский" преобразован в СПК "Зубанчинский".
Таким образом, из представленных документов невозможно установить факт правопреемства между колхозом имени Буденного и СПК "Зубанчинский", поскольку отсутствуют документы, подтверждающие переход прав на спорные земли совхозу "Зубанчинский", поскольку последний создан на базе лишь одного отделения совхоза "Ирагинский".
Между тем, в абзаце 4 решения Исполкома Каякентского райсовета народных депутатов ДАССР от 24.09.1974 N 258 "О ходатайстве перед Президиумом Верховного Совета ДАССР о передаче Дейбукского сельского совета народных депутатов Дахадаевского района в подчинение Каякентского района" указано, что все бывшие колхозники колхоза имени Горького села Дейбук Дахадаевского района, все земельные угодья, движимое и недвижимое имущество переданы в распоряжение совхоза "Чкаловский" и в селе Дейбук создано самостоятельное отделение этого совхоза (т. 9, л. д. 99). Решением Исполкома Каякентского райсовета народных депутатов ДАССР от 19.06.1990 N 190 "О разукрупнении совхоза "Чкаловский" на два хозяйства" совхоз "Чкаловский" разукрупнен на два хозяйства: совхоз "Чкаловский" и совхоз "Дейбукский" (т. 9, л. д. 100). Пунктом 3 решения землеустроительной службе поручено установить согласно картографическим материалам границы землепользования организуемых совхозов. Приказом Государственного агропромышленного комитета ДАССР от 01.08.1990 N 232 "О разукрупнении совхоза "Чкаловский" Каякентского района ДАССР" в перечень предприятий и организаций Госагропрома ДАССР включен вновь образованный совхоз "Дейбукский" с общей земельной площадью 5963 гектара с производственным направлением - виноградарское (т. 9, л. д. 101). Решением общего собрания трудового коллектива совхоза "Дейбукский" от 25.01.1993 (протокол N 2) совхоз "Дейбукский" преобразован в СПК "Дейбук" (т. 9, л. д. 104).
Таким образом, из представленных документов невозможно установить факт правопреемства между колхозом имени Горького и СПК "Дейбук", поскольку отсутствуют документы, подтверждающие переход прав на спорные земли от совхоза "Чкаловский" к совхозу "Дейбукский" в ходе разукрупнения в 1990 году.
Постановлением Бюро райкома КПСС и Исполкома Райсовета народных депутатов Дахадаевского района ДАССР от 23 января 1979 года N 10 "О преобразовании колхозов района в совхозы" колхоз "20 Лет Октября" преобразован в совхоз "Маяк". В пункте 222 протокола заседания Исполкома райсовета народных депутатов Дахадаевского района ДАССР от 22.12.1981 N 12 принято решение на базе Чишилинского отделения совхоза "Маяк" и Цизгаринского отделения совхоза "Дахадаевский" создать совхоз "Приморский" (т. 9, л. д. 83). В пункте 195 протокола заседания Исполкома Дахадаевского райсовета народных депутатов от 27.11.1984 N 11 принято решение о разукрупнении совхозов района и утверждены приказы дирекций совхозов "Приморский", "Урагинский", "Дуакарский" и совхоза "Заря", на базе которых решено создать новые совхозы "Октябрьский", "Бускринский" и "Рассвет" (т. 9, л. д. 10). Постановлением главы администрации Дахадаевского района Республики Дагестан от 21.04.1994 "О разукрупнении совхоза "Октябрьский" утвержден протокол общего собрания совхоза "Октябрьский" и приказ дирекции совхоза о разукрупнении совхоза "Октябрьский" на три самостоятельных хозяйства: колхозы "Сутбук", "Бакни" и "Урцаки" (т. 9, л. д. 33). Постановлением главы администрации Дахадаевского района Республики Дагестан от 07.06.1999 "О реорганизации колхозов в МУСП "Полевод" на базе колхозов "Сутбук", "Бакни" и "Урцаки" создано МУСП "Полевод" (т. 9, л. д. 56). Постановлением главы администрации Дахадаевского района Республики Дагестан от 22.12.2003 "О реорганизации колхозов в МУСП", колхозы "Хуршнинский" и "Иракинский" присоединены к МУСП "Полевод" (т. 9, л. д. 19).
Таким образом, из представленных документов невозможно установить факт правопреемства между колхозом "20 Лет Октября" и МУСП "Полевод", поскольку совхоз "Приморский" создан на базе одного отделения совхоза "Маяк" и документы, подтверждающие факт перехода прав на соответствующие земли в 1981 году, не представлены. Кроме того, не представлены документы, подтверждающие переход прав на землю от совхоза "Приморский" совхозу "Октябрьский" в 1984 году.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции об отсутствии в материалах дела доказательств правопреемства в отношении хозяйств истцов, по которым были приняты решения о предоставлении спорных земель, а также доказательства возникновения у указанных хозяйств в порядке, установленном действовавшим законодательством, прав на земельные участки является правильным.
Вместе с тем, в пункте 7 статьи 14 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. В части второй названной статьи Кодекса приведен исчерпывающий перечень видов земельных участков, которые не признаются объектом налогообложения:
Согласно статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
При этом в силу императивной нормы статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками-организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Из изложенных норм следует, что уплата земельного налога по месту нахождения земельного участка является неотъемлемой составляющей бремени обладателя права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок в связи с чем факт уплаты такого налога в установленном законом порядке может являться косвенным доказательством наличия такого права.
В материалы дела представлены справки Межрайонных ИФНС России N 4 и 5 по Республике Дагестан об уплате истцами в 2006 - 2009 годах земельного налога за земли Нефтекумского района Ставропольского края (т. 5, л. д. 92 - 96).
Таким образом, содержание этих справок прямо противоречит нормам Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которых уплатой земельного налога может являться только внесение соответствующих платежей в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Доказательства уплаты земельного налога за спорные земельные участки истцами не представлены.
Как следует из материалов дела и пояснений сторон, в течение длительного периода времени спорные земельные участки фактически использовались хозяйствами Республики Дагестан на основании управленческих решений, принятых органами власти СССР. Распорядившись данными земельными участками в пределах своей компетенции, администрация передала их в аренду ответчикам.
В статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена презумпция разумности действий и добросовестности участников гражданских правоотношений.
Однако, заявляя требования об истребовании спорных земельных участков из владения ответчиков, истцы не доказали наличие у них прав на спорные земельные участки, которые могут быть защищены способами защиты, предусмотренными в статьях 301 - 305 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, при отсутствии правоустанавливающих документов, соответствующих требованиям законодательства, действовавшего на момент предоставления земель, такое поведение не может расцениваться как разумное и добросовестное поведение обладателя вещного права на объект недвижимого имущества. Кроме того, спорные земельные участки были включены в фонд перераспределения земель, поскольку юридически они не были оформлены.
При таких обстоятельствах суда первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований истцов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.02.2011 по делу N А63-7130/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Л. Фриев |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-7130/2010
Истец: адвокат Никитин Петр Борнисович, Муниципальное унитарное семеноводческое предприятие "Полевод", Сельскохозяйственный производственный кооператив "Бускринский", Сельскохозяйственный производственный кооператив "Дейбук", Сельскохозяйственный производственный кооператив "Зубанчинский", Сельскохозяйственный производственный кооператив "Уркарахский", СПК "Бускринский", СПК "Дейбук", СПК "Зубанчинский", СПК племхоз "Уркарахский"
Ответчик: Администрация Нефтекумского муниципального района СК, Администрация Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, КФХ "Киц Иван Иванович", КФХ "Пьянков Сергей Васильевич", КФХ "Шерпеев Заурбек Шатуевич", Общество с ограниченной ответственностью агрофирма "Киц", ООО Агрофирма "Киц", Отдел имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского муниципального района СК, Отдел имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края
Третье лицо: Министерство земельных и имущественных отношений СК, Министерство имущественных и земельных отношений по Республики Дагестан, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Дагестан, Министерство имущественных отношений Ставропольского края г. Ставрополь, Правительство республики Дагестан, Управление Росреестра по СК, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Дагестан, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Дагестан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ФГУ "Земельная кадастровая палата", ФГУП "Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по г. Москве, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Адвокат Никитин Петр Борисович, ФГУ "Земельная кадастровая палата по Ставропольскому краю", ФГУП "Северо-Кавказское аэрогедезическое предприятие"