г. Владимир |
|
30 июня 2011 г. |
Дело N А43-1322/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2011 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александровой О.Ю.,
судей Максимовой М.А., Бухтояровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарём судебного заседания Зузлевым П.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.04.2011 по делу N А43-1322/2011, принятое судьёй Чихом А.Н., по делу по иску муниципального унитарного предприятия "Городецкий пассажирский автомобильный транспорт" Городецкого района, г.Городец Нижегородской области (ОГРН 1085248001420) к Министерству финансов Российской Федерации, г.Москва, в лице Управления Федерального казначейства по Нижегородской области, г.Нижний Новгород (ОГРН 1025203027761), при участии третьего лица - Департамента транспорта и связи Нижегородской области, г.Нижний Новгород, о взыскании убытков.
В судебном заседании приняли участие представители:
от истца - муниципального унитарного предприятия "Городецкий пассажирский автомобильный транспорт" - Романычева Н.А. по доверенности N 01-06/14 от 12.01.2011 сроком действия до 31.12.2011;
от ответчика - Министерства финансов Российской Федерации, в лице Управления Федерального казначейства по Нижегородской области - не явился, извещён (почтовые уведомления N 42690, 42693);
от третьего лица - Департамента транспорта и связи Нижегородской области - не явился, извещён (почтовое уведомление N 42692).
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Муниципальное унитарное предприятие "Городецкий пассажирский автомобильный транспорт" Городецкого района (далее - МУП "Городецкий пассажирский автомобильный транспорт", истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском (уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Нижегородской области (далее - Минфин РФ, ответчик) о взыскании убытков, возникших в результате обеспечения транспортного обслуживания льготных категорий населения в 2009 году, в размере 1 664 600 руб. 58 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент транспорта и связи Нижегородской области (далее - третье лицо).
Решением от 14.04.2011 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил исковые требования в полном объёме.
Не согласившись с принятым по делу решением, Минфин РФ обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт в связи с неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, обеспечение льготного проезда на общественном транспорте для отдельных категорий населения не относится к расходным обязательствам Российской Федерации, а возложено на субъекты. В связи с этим Минфин РФ не может быть признан надлежащим ответчиком в отношении заявленных требований.
Представитель истца в судебном заседании и в отзыве указал на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей ответчика, третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доводы жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашёл оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, на основании договора от 19.12.2008 N 04-04-04/11 об обеспечении транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории Нижегородской области, заключенного между Департаментом транспорта Нижегородской области и МУП "Городецкий пассажирский автомобильный транспорт", истец осуществлял в 2009 году социальные перевозки граждан автомобильным транспортом на основании единых социальных проездных билетов.
Перевозка граждан, включенных в федеральный регистр льготников, производилась МУП "Городецкий пассажирский автомобильный транспорт" в интересах публично-правового образования "Российская Федерация", поскольку осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из Федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.11.2008 N 204 "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", абзацами 3 и 4 части 1 статьи 84 Бюджетного кодекса.
Российская Федерация согласно Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" выделяла бюджетам субъектов Российской Федерации субвенции на осуществление равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относятся к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802 (утратило силу 01.01.2010 в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1181) утверждены "Правила предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".
Согласно Приложению N 19 ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" на 2009 год межбюджетный трансферт Нижегородской области на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, составил 133 043,7 тыс. руб.
В 2009 году истец предоставил льготный проезд 10 574 льготникам федерального значения, продав льготные проездные билеты гражданам, социальная поддержка которых отнесена к полномочиям Российской Федерации, что подтверждается письмами Департамента транспорта и связи Нижегородской области от 17.09.2010 N 401-04-04/2919, от 07.02.2011 N 401-04-04/371, в том числе 3067 билетов на городские маршруты и 7507 билетов на пригородные.
Размер реального ущерба по городским перевозкам рассчитан исходя из разницы между стоимостью проездного билета на предъявителя и стоимостью единого социального проездного билета, умноженного на количество льготников федерального значения, приобретавших единый социальный проездной билет; размер ущерба по пригородным перевозкам - из разницы между стоимостью единого социального проездного билета и суммой, состоящей из тарифа на проезд пассажиров на пригородных маршрутах умноженного на среднюю дальность поездки одного пассажира, на 30 поездок и пониженный коэффициент, умноженной на количество льготников.
Сумма компенсации выпадающих доходов МУП "Городецкий пассажирский автомобильный транспорт" от перевозки льготных категорий граждан, социальная поддержка которых отнесена к полномочиям Российской Федерации, в 2009 году составила 3 210 308 руб. 55 коп.
Объем субсидий, направленных из федерального бюджета на возмещение выпадающих доходов от перевозки льготных категорий граждан, в 2009 году составил 1 545 707 руб. 97 коп.
В связи с неполным возмещением расходов от предоставления транспортных услуг льготным категориям граждан истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В пункте 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.04 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены отдельным категориям граждан льготы по проезду в транспорте общего пользования.
Субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации законом предписано вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным после 01.01.2005 предоставлением потребителям по льготным ценам услуг, судам необходимо иметь в виду, что положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели и ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" разграничивают полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливают принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны субъекта Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы, поэтому ответственность возлагается на Министерство финансов Российской Федерации и на Министерство финансов Нижегородской области как на органы, осуществляющие обеспечение исполнения соответственно федерального и областного бюджетов.
С учётом изложенного суд пришёл к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Доводы заявителя жалобы были предметом проверки суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Иные обстоятельства, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, заявителем жалобы не приведены.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по жалобе судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.04.2011 по делу N А43-1322/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации, в лице Управления Федерального казначейства - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.Ю. Александрова |
Судьи |
М.А. Максимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-1322/2011
Истец: МУП Городецкого района "Городецкий пассажирский автомобильный транспорт", МУП Городецпасссажиравтотранс г. Городец
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации г. Москва в лице Управления федерального казначейства по Нижегородской области г. Н.Новгород, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Нижегородской области, Управление Федерального казначейства по Нижегородской области
Третье лицо: Департамент транспорта и связи Нижегородской области, Департамент транспорта и связи Нижегородской области, г. Н.Новгород, Министерство финансов РФ, г. Москва