г. Хабаровск
30 июня 2011 г. |
N 06АП-2366/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ротаря С. Б.
судей Гетмановой Т.С., Козловой Т.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ксенофонтовой И.Г.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Магистраль ДВ": Мухамеджановой Д.И., представителя по доверенности от 11.04.2011,
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Морозовой В.П., представителя по доверенности от 09.11.2010,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги"
на решение от 22.04.2011
по делу N А73-2745/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Н.Л. Коваленко
по иску общества с ограниченной ответственностью "Магистраль ДВ"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании 128368, 80 рубля
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Магистраль ДВ" (ИНН 2721149988, ОГРН 1072721011351) (далее - ООО "Магистраль ДВ) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) (далее - ОАО "РЖД") о взыскании 128368, 80 рубля пени за просрочку в доставке груза.
Решением суда от 22.04.2011 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом от 22.04.2011, ОАО "РЖД" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать.
В обоснование жалобы заявитель указывает на отсутствие оснований для применения к перевозчику ответственности за несоблюдение сроков доставки грузов, поскольку в данном случае имела место просрочка доставки, вследствие не зависящих от перевозчика причин.
Считает, что при рассмотрении спора необходимо руководствоваться пунктами 5.2, 6.7 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила от 18.06.2003 N 27), поскольку имеются обстоятельства, позволяющие увеличить срок доставки.
В судебном заседании представитель ответчика на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал.
Представитель истца в судебном заседании в отношении доводов жалобы представил возражения, оспоренное в апелляционном порядке решение от 22.04.2011 просил оставить без изменения.
Из материалов дела следует, что перевозчиком - ОАО "РЖД" в адрес грузополучателя - ООО "Магистраль ДВ" в вагонах N 53709580, 58752031 принят для перевозки груз - овощи свежемороженые, полуфабрикаты замороженные, изделия рыбные, что подтверждается транспортными железнодорожными накладными под номерами: ЭЛ662121, ЭЛ660753.
ООО "Магистраль ДВ", ссылаясь на то, что указанные вагоны были доставлены 17.08.2010 с нарушением срока доставки 6 суток, 06.09.2010 обратилось к перевозчику с претензиями об уплате пени за просрочку в сумме 128368, 80 рубля.
Ответчик в удовлетворении претензий отказал, указав в обоснование, что в накладных срок доставки груза указан без учета выгрузки рефрижераторной секции в пути следования на станции Чита-1.
Отказ в удовлетворении претензий послужил основанием для обращения ООО "Магистраль ДВ" в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, заслушав в судебном заседании присутствующих представителей, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Статья 784 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
За просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 УЖТ РФ обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок (статья 97 УЖТ РФ).
При рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом (пункт 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта РФ").
Согласно статье 2 Правил исчисления срока доставки грузов железнодорожным транспортом, нормативные сроки доставки грузов (далее - срок доставки), в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов.
Согласно пункту 11 Правил исчисления сроков, перевозчик и грузоотправители могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определены настоящими правилами, сроки доставки грузов, о чем делается отметка в накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя".
В транспортных железнодорожных накладных N ЭЛ662121, ЭЛ660753 соответствующая отметка отсутствует.
Следовательно, при исчислении срока доставки груза подлежат применению положения статьи 33 УЖТ РФ, Правила исчисления сроков доставки груза железнодорожным транспортом.
Иных доказательств, подтверждающих факт неучета в железнодорожной накладной увеличения срока доставки груза при выгрузке рефрижераторной секции на железнодорожных станциях и при отправлении груза с железнодорожной станции, на которые ссылается ответчик, в материалы дела, в нарушение статьи 65 АПК РФ, не представлено.
Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами (статья 119 УЖТ РФ).
Согласно пункту 6.7 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, срок доставки груза увеличивается при задержке рефрижераторной секции сверх установленных норм при погрузке-выгрузке рефрижераторной секции на одной или нескольких станциях в попутном направлении одним или несколькими грузоотправителями в адрес одного или нескольких грузополучателей.
В этом случае о причинах задержки груза и о продолжительности этой задержки перевозчик составляется акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости.
В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка следующего содержания: "Груз задержан на станции __ для ___(указывается причина задержки) Срок доставки увеличивается на _ сутки, о чем составлен акт общей формы N ____ от ___________". Отметка удостоверяется подписью уполномоченного представителя и календарным штемпелем перевозчика.
В акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. Если акт общей формы составляется в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования при обстоятельствах, требующих увеличения сроков доставки грузов, то в акте указывается причина и время задержки вагонов, контейнеров в пути (пункт 3.4 Приказа Министерства путей сообщения РФ от 18.06.2003 N 45 "Об утверждении правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом").
В представленных в материалы дела железнодорожных накладных N N ЭЛ662121, ЭЛ660753, акте общей формы N 2/767 указанных отметок не содержится, а те сведения, которые в них имеются, не подтверждают обстоятельств, свидетельствующих о необходимости увеличения сроков доставки грузов.
Так, в железнодорожной накладной N ЭЛ660753 проставлена не заверенная календарным штемпелем отметка станции Чита-1 о задержке вагона N 58752031 под выгрузку вагона N 58752841, угрожающей безопасности движения поездов, о чем составлен акт общей формы N 2/767 от 08.08.2010.
Вместе с тем, к ответу на претензию приложен и представлен в суд акт общей формы N 2/767, датированный 10.08.2010.
Кроме того, во всех случаях задержки рефрижераторной секции на промежуточных железнодорожных станциях погрузки (выгрузки) по вине грузоотправителя (грузополучателя) работники железнодорожной станции или агенты системы фирменного транспортного обслуживания составляют акты общей формы с указанием причин и продолжительности задержки, на основании которых в соответствии с пунктом 6.6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом производится увеличение срока доставки грузов, следующих в остальных вагонах рефрижераторной секции. Акты общей формы прилагаются к перевозочным документам и служат основанием для установления ответственности в случае просрочки в доставке груза (пункт 20 Распоряжения ОАО "РЖД" от 30.12.2005 N 2329р "Об утверждении Положения о порядке погрузки (выгрузки) рефрижераторных секций на двух и более железнодорожных станциях в попутном направлении при перевозке грузов открытым акционерным обществом "Российские железные дороги").
Таким образом, перевозчик не представил доказательств того, что просрочка доставки груза произошла вследствие не зависящих от него обстоятельств, что является основанием освобождения от ответственности за просрочку доставки груза.
Факт просрочки доставки груза подтвержден материалами дела и не оспаривается сторонами. Доказательств наличия законных оснований увеличения срока доставки груза, в материалы дела не представлено.
Арбитражный суд первой инстанции, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установив просрочку доставки груза, проверив расчет суммы пени за просрочку, обоснованно сделал вывод о наличии правовых оснований для взыскания пени в сумме 128368, 80 рубля.
На основании вышеизложенных обстоятельств доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Судом апелляционной инстанции не установлено наличие безусловных оснований для отмены решения, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22.04.2011 по делу N А73-2745/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
С.Б. Ротарь |
Судьи |
Т.С. Гетманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-2745/2011
Истец: ООО "Магистраль ДВ"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Дальневосточная железная дорога", ОАО РЖД - ДВЖД