город Ростов-на-Дону |
дело N А32-33189/2010 |
29 июня 2011 г. |
15АП-4938/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Захаровой Л.А., Смотровой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Власовой Т.С.
при участии:
от истца: не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2011 по делу N А32-33189/2010
по иску заявлению государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сочи Краснодарского края
к Администрации Молдовского сельского округа Адлерского района г. Сочи
о взыскании 11983 руб. страховых взносов и пени,
принятое в составе судьи Гонзуса И.П.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сочи обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Администрации Молдовского сельского округа Адлерского района г. Сочи о взыскании 11313 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2009 г. и пени, в том числе на страховую часть трудовой пенсии в сумме 11313 руб., а также пени за неуплату взносов на страховую часть трудовой пенсии в сумме 670 руб. за период с 13.05.09 по 02.07.10.
Решением суда от 15.03.2011 г. заявленные требования удовлетворены частично: взыскано 11313 руб. взносов на страховую часть трудовой пенсии за 2009 г., 237,57 руб. пени за неуплату взносов на страховую часть трудовой пенсии за период с 22.04.2010 г по 02.07.2010 г. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Судебный акт мотивирован пропуском учреждением Пенсионного фонда срока обращения в суд с требованием о взыскании пени за неуплату авансовых платежей за 9 месяцев 2009 г. (период взыскания пени с 13.05.2009 г. по 21.04.2010 г.).
Не согласившись с принятым решением, государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сочи обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что невозможность направления требования до представления ответчиком ведомости уплаты страховых взносов является уважительной причиной для восстановления срока на взыскание пени.
Администрация Молдовского сельского округа Адлерского района г. Сочи отзыв на апелляционную жалобу не представила.
В судебное заседание представители сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Исходя из ч.5 ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции рассматривается апелляционным судом только в оспариваемой части (то есть в части отказа во взыскании пени за период с 13.05.2009 г. по 21.04.2010 г.).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) организация является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в силу пункта 2 статьи 14 данного Закона обязана своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно статье 26 Закона N 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными данным Законом сроки. Пени за несвоевременную уплату страховых взносов начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты.
Правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом (статья 2 Закона N 167-ФЗ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 20 постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что по смыслу пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, т.е. не уплаченной в установленный законом срок суммы налога. Пени, предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода.
В отличие от недоимки по страховым взносам, для которой определены конкретные сроки уплаты (статья 23 Закона N 167-ФЗ), пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности. Управление вправе предъявлять ко взысканию пени как совместно с недоимкой, используя порядок начисления и взыскания пеней, изложенный в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов.
Статьей 23 Закона N 167-ФЗ установлено, что под расчетным периодом по уплате страховых взносов понимается календарный год, который состоит из следующих отчетных периодов: первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Согласно статье 24 Закона N 167-ФЗ страхователь ежемесячно уплачивает авансовые платежи, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 Закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей. Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащих уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период.
Расчет представляется в налоговый орган по установленной форме не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а декларация по страховым взносам - до 30-го марта года, следующего за истекшим.
По страховым взносам каждый последующий отчетный период включает в себя нарастающим итогом предыдущий отчетный период, что соответствует части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
На основании изложенного территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации может требовать от страхователя уплату задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по окончании как отчетных, так и расчетного периодов в зависимости от времени выставления соответствующего требования об уплате этой недоимки.
Согласно статье 25.1 Закона N 167-ФЗ территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок, со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности, направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Закон N 167-ФЗ не регламентирует порядок взыскания недоимки по страховым взносам и пени, за исключением установления судебного порядка их взыскания. Поэтому при определении срока обращения в суд с требованием о взыскании недоимки по страховым взносам и пени применяются положения статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога, сбора, а также пеней и штрафа (кроме требования об уплате налога по результатам налоговой проверки), должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о взыскании недоимки с физического лица может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Данное положение применяется также при взыскании пеней (пункт 10 статьи 48 Кодекса).
Пропуск срока направления требования об уплате налога не влечет изменение порядка исчисления пресекательных сроков на принудительное взыскание налога.
Названные положения в силу пункта 10 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации применяются также при взыскании пеней, в отношении которых досудебный порядок урегулирования спора состоит в направлении требования об их уплате.
При этом проверка соблюдения срока давности взыскания пеней должна осуществляться в отношении каждого дня просрочки. Судом обоснованно при проверки срока давности учтен 3-месячный срок на предъявление требования, 10-дневный срок на его добровольное исполнение и 6-месячный срок для обращения в арбитражный суд, что соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2008 N 16933/07.
Исходя из даты обращения Управления ПФР в арбитражный суд, сроки для взыскания пени, установленные статьями 48 и 70 НК РФ, согласно представленному расчету, за период с 13.05.2009 г. по 21.04.2010 г. пропущены; за период с 22.04.2010 г по 02.07.2010 г. не истекли, поэтому арбитражный судом обоснованно требования в части взыскания пени удовлетворены частично.
Заявленное ГУ УПФР в апелляционной жалобе ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с требованием о взыскании пени за период с 13.05.2009 г. по 21.04.2010 г., не может быть удовлетворено апелляционным судом и не может быть положено в основание отмены решения суда первой инстанции, поскольку оно не было заявлено в суде первой инстанции, и не было положено в основу принятого судебного акта. Кроме того, в обоснование соответствующего ходатайства ГУ УПФР ссылается на несвоевременное представление администрацией ведомости уплаты страховых пенсионных взносов. Между тем, как видно из материалов дела, администрацией представлена в орган Пенсионного фонда 09.02.2010 г. (то есть с нарушением установленного статьей 24 Закона N 167-ФЗ срока на 19 дней) ведомость уплаты страховых взносов за 2009 год (расчетный период). При этом из таблицы начисления пени, представленной ГУ УПФР в суд первой инстанции, следует, что пеня исчислена органом Пенсионного фонда нарастающим итогом на задолженность по уплате взносов за следующие отчетные периоды - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного 2009 года. Таким образом, несвоевременное представление администрацией отчетности за расчетный период 2009 г. не свидетельствует об уважительности пропуска Управлением срока на взыскание пени, начисленной на задолженность предыдущих периодов.
Ссылка учреждения на Закон N 212-ФЗ также не принимается апелляционным судом, поскольку данный закон вступил в силу с 01.01.2010 г., следовательно не подлежит применению к правоотношениям, связанным с уплатой страховых пенсионных взносов за 2009 год.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
Госпошлина по апелляционной жалобе на основании ст. 110 АПК РФ относится на заявителя жалобы, который освобожден от ее уплаты в силу ст. 333.37 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15 марта 2011 оставить без изменения. В удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Л.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-33189/2010
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сочи, УПФ РФ в г. Сочи Краснодарского края
Ответчик: Администрация Молдовского сельского округа, Администрация Молдовского сельского округа Адлерского района г. Сочи
Хронология рассмотрения дела:
29.06.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4938/11