г. Пермь
30 июня 2011 г. |
Дело N А60-51/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июня 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Осиповой С.П., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Беляковой М.В.,
при участии:
от истца - СПК "Курорт "Уральская здравница" (ОГРН 1036603506477, ИНН 6660018206): не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчиков - Министерство социальной защиты населения Свердловской области (ОГРН 1036603980280, ИНН 6661081169), ООО "Санаторно-курортное предприятие "Здравницы" (ОГРН 1076672039465, ИНН 6672249984): не явились, извещены надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца - СПК "Курорт "Уральская здравница"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 апреля 2011 года
по делу N А60-51/11,
принятое судьей Куклевой Е.А.,
по иску СПК "Курорт "Уральская здравница"
к Министерству социальной защиты населения Свердловской области, ООО "Санаторно-курортное предприятие "Здравницы"
о признании торгов недействительными,
установил:
СПК "Курорт "Уральская здравница" (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Министерству социальной защиты населения Свердловской области, ООО "Санаторно-курортное предприятие "Здравницы" (далее - ответчики) о признании торгов недействительными.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19 апреля 2011 г.. в удовлетворении исковых требований СПК "Курорт "Уральская здравница" отказано.
Не согласившись с решением суда, СПК "Курорт "Уральская здравница" обратился с апелляционной жалобой, по указанным в ней основаниям просит отменить судебный акт, принять новый - об удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что судом неправильно применены нормы материального права, что привело к принятию неправомерного решения. Победитель конкурса не имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, наличие которой является обязательным условием для участия в торгах, выступал от имени лица, не являющегося субъектом малого предпринимательства.
Истец СПК "Курорт "Уральская здравница" о времени и месте слушания дела по апелляционной жалобе извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Ответчик Министерство социальной защиты населения Свердловской области о времени и месте слушания дела по апелляционной жалобе извещен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил, письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Ответчик ООО "Санаторно-курортное предприятие "Здравницы" о времени и месте слушания дела по апелляционной жалобе извещен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил, представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, указав, что предметом торгов являлись не медицинские услуги, а предоставление путевок для организации отдыха и оздоровления детей; требование к организационно-правовой форме лица, которое будет оказывать услуги по оздоровлению детей, в конкурсной документации не содержится; деятельность по предоставлению таких путевок лицензированию не подлежит; исполнитель контракта по предоставлению путевок может не совпадать с исполнителем услуги по оздоровлению. Удовлетворение требований истца не может повлечь восстановление его прав ввиду фактического исполнения контракта и невозможности применения двухсторонней реституции. Общество добросовестно выполнило условия конкурса и государственного контракта.
Неявка представителей сторон по делу в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела по апелляционной жалобе истца.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, правильность их применения судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Министерством социальной защиты населения Свердловской области опубликовано извещение о проведении открытого конкурса для субъектов малого предпринимательства на предоставление путевок для организации отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в особой заботе государства, не требующих индивидуального ухода и проживающих на территории Свердловской области, в условиях санаторного оздоровительного учреждения круглогодичного действия, расположенного на территории Свердловской области, в 2010 году.
Извещение о проведении открытого конкурса размещено на официальном
сайте Министерства социальной защиты населения Свердловской области 02.11.2010 г. (л.д.15 том 1).
Заявки на участие в конкурсе подали ООО "Санаторий-профилакторий "Дюжонок", ООО "Санаторно-курортное предприятие "Здравницы", Санаторно-курортное объединение "Уральская здравница", ООО "Екатеринбургское туристическое агентство" (л.д.16-21 том 1).
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 08.12.2010 г.. N 25-2 к участию в конкурсе были допущены ООО "Санаторно-курортное предприятие "Здравницы", Санаторно-курортное объединение "Уральская здравница" (л.д.22 том 1).
В соответствии с протоколом оценки и сопоставления конкурсных заявок
от 10.12.2010 г.. победителем конкурса определено ООО "Санаторно-курортное предприятие "Здравницы", Санаторно-курортному объединению "Уральская здравница" присвоен второй порядковой номер (л.д.23-26 том 1).
Между Министерством социальной защиты населения Свердловской области и победителем конкурса ООО "Санаторно-курортное предприятие "Здравницы" 24 декабря 2010 г.. заключен государственный контракт N 61 на предоставление путевок для организации отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в особой заботе государства, не требующих индивидуального ухода и проживающих на территории Свердловской области, в условиях санаторного оздоровительного учреждения круглогодичного действия, расположенного на территории Свердловской области, в 2010 году (л.д.112-114 том 1).
Не согласившись с результатами конкурса, усмотрев нарушение требований действующего законодательства, прав и законных интересов СПК "Курорт "Уральская здравница" в допуске к участию в конкурсе ООО "Санаторно-курортное предприятие "Здравницы", действующего от лица, не являющегося субъектом малого предпринимательства, и заявка которого не соответствовала п.14.2 конкурсной документации (отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности), ставшего победителем, кооператив обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, не усмотрел нарушение прав участников размещения конкурса установлением в конкурсной документации противоречащих положению подпункта 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ требований в части предоставления лицензии на осуществление медицинской деятельности относительно предмета конкурса - услуги по предоставлению (продаже) путевок в санаторно-оздоровительное учреждение, и отклонил довод истца о том, что ГУП СО "Санаторий "Белый камень", не являющееся субъектом малого предпринимательства, не имело право участвовать в конкурсе.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу пункта 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Под заинтересованным лицом, которое вправе обратиться с требованием о признании недействительными результатов аукциона или конкурса, следует понимать участников торгов либо лиц, которым отказано в участии в конкурсе или аукционе (пункт 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.12.1993 N 32).
Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.
В данном споре СПК "Курорт "Уральская здравница" является надлежащим истцом, поскольку кооператив подавал заявку на участие в конкурсе, был допущен к нему, но результаты конкурса его не удовлетворили, поскольку победителем стало иное лицо, и, поскольку, по мнению истца, конкурс проведен в нарушение требований действующего законодательства, нарушает права и законные интересы кооператива.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ).
В соответствии со ст. 5 данного Федерального закона под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Одним из способов размещения заказа согласно п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 94-ФЗ являются торги в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
В силу части 1 статьи 20 Федерального закона N 94-ФЗ под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 94-ФЗ при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 94-ФЗ одним из обязательных требований, предъявляемых к участникам размещения заказа, является соответствие участников требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Особенности участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа регулируются положениями статьи 15 Федерального закона N 94-ФЗ.
В соответствии с данной правовой нормой заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказов являются данные субъекты, а в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства государственные заказчики вправе осуществлять такое размещение заказов (часть 1 ст.15).
Размещение заказов путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства, осуществляется в порядке, предусмотренном главами 2 - 4 настоящего Федерального закона, с учетом положений настоящей статьи (часть 2 ст.15).
При размещении заказа путем проведения торгов, запроса котировок, которые предусмотрены частью 1 настоящей статьи и в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства, информация о проведении таких торгов, запроса котировок должна содержаться в извещении о проведении открытого конкурса, открытого аукциона или в извещении о проведении запроса котировок (часть 3 ст.15).
При размещении заказа путем проведения торгов, запроса котировок, которые предусмотрены частью 1 настоящей статьи и в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе или котировочные заявки, поданные участниками размещения заказа, не являющимися субъектами малого предпринимательства, подлежат отклонению (часть 4 ст.15).
Положениями статьи 22 Федерального закона N 94-ФЗ определены требования к содержанию конкурсной документации.
Согласно пункту 10 части 4 статьи 22 Федерального закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со ст. 11 Закона о размещении заказов.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются, в том числе, следующие обязательные требования к участникам размещения заказа: - соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Из конкурсной документации следует, что Приказом заместителя председателя Правительства Свердловской области - Министра социальной защиты населения Свердловской области от 01.11.2010 N 634 утверждено извещение о проведении открытого конкурса для субъектов малого предпринимательства и конкурсная документация на предоставление путевок для организации отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в особой заботе государства, не требующих индивидуального ухода и проживающих на территории Свердловской области, в условиях санаторного оздоровительного учреждения круглогодичного действия, расположенного на территории Свердловской области.
Из извещения о проведении конкурса следует, что формой торгов является открытый конкурс для субъектов малого предпринимательства, видом товаров - услуги в области здравоохранения и социальные услуги, предметом контракта - предоставление путевок для организации отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в особой заботе государства, не требующих индивидуального ухода и проживающих на территории Свердловской области, в условиях санаторного оздоровительного учреждения круглогодичного действия, расположенного на территории Свердловской области, в 2010 году.
В соответствии с Перечнем товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 г.. N 642, к данному перечню отнесены услуги по организации отдыха и развлечений прочие, код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг 9249000.
Исходя из положений конкурсной документации, предмета контракта применительно к положениям норм действующего законодательства следует, что Министерством социальной защиты населения Свердловской области был размещен заказ для субъектов малого предпринимательства по оказанию услуг - предоставление путевок для организации отдыха и оздоровления детей, а не по оказанию услуг - непосредственная организация и оздоровление детей.
В соответствии с пунктом 3.4 конкурсной документации при размещении заказов в соответствии со статьей 15 Федерального закона N 94-ФЗ участники размещения заказа (субъекты малого предпринимательства) должны соответствовать требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Участник размещения заказа декларирует в конкурсной заявке соответствие требованиям, установленным ст.4 Федерального закона N 209-ФЗ (о размере уставного (складочного) капитала (паевого фонда) субъектов малого предпринимательства, о численности работников за предшествующий календарный год, о выручке от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год). Заявки на участие в конкурсе, не соответствующие требованиям конкурсной документации, либо заявки, содержащие недостоверные сведения, а также заявки, поданные участниками размещения заказа, которые не являются субъектами малого предпринимательства, подлежат отклонению.
Обязательные требования к участникам размещения заказа содержатся в разделе 14 конкурсной документации, в соответствии с пунктом 14.1 участниками размещения заказов могут являться только лица, отнесенные на основании действующего законодательства к субъектам малого предпринимательства.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что СПК "Курорт "Уральская здравница" и ООО "Санаторно-курортное предприятие "Здравница" являются субъектами малого предпринимательства. Требования в указанной части по отношению к данным участникам размещения заказа при допуске к конкурсу соблюдены.
Доводы апеллятора относительно того, что фактически к конкурсу допущено ГУП СО "Санаторий "Белый камень", не являющееся субъектом малого предпринимательства, с которым у ООО "Санаторно-курортное предприятие "Здравницы" заключен агентский договор, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
ГУП СО "Санаторий "Белый камень" не является участником размещения заказа ни по субъектному составу, ни по предмету торгов. В соответствии с условиями агентского договора N 14 от 03.09.2009 ГУП СО "Санаторий "Белый камень" поручает ООО "Санаторно-курортное предприятие "Здравницы" реализацию путевок санатория организациям и частным лицам (л.д.114-115 том 2).
В соответствии с правовыми нормами, регулирующими правоотношения агентирования (глава 52 Гражданского кодекса РФ), с учетом предмета агентского обслуживания, не усматривается запрета в реализации Обществом с ограниченной ответственностью "Санаторно-курортное предприятие "Здравницы" путевок санатория "Белый камень".
Коммерческий интерес ООО "Санаторно-курортное предприятие "Здравницы" по реализации путевок для организации отдыха и оздоровления согласно условиям агентского договора совпадает с интересом данного общества в участии в конкурсе, предметом контракта которого является предоставление путевок для организации отдыха и оздоровления.
Однако данное совпадение не является безусловным основанием полагать, что участие в конкурсе ООО "Санаторно-курортное предприятие "Здравницы" как субъекта малого предпринимательства следует расценивать как фактическое участие в конкурсе ГУП СО "Санаторий "Белый камень".
Материалы дела доказательств того, что фактическим участником конкурса являлось ГУП СО "Санаторий "Белый камень", а не ООО "Санаторно-курортное предприятие "Здравницы", не содержат, и таковые доказательства ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции истцом не представлены.
ООО "Санаторно-курортное предприятие "Здравницы" является самостоятельным субъектом хозяйственной деятельности, в число основных видов деятельности которого входит предоставление прочих услуг, вправе заниматься иными видами деятельности, не запрещенными законодательством Российской Федерации (л.д.89 том 2).
Факт того, что общество является субъектом малого предпринимательства, свидетельствует о том, что данное обстоятельство позволило ему принять участие в конкурсе, специально организованном для субъектов малого предпринимательства, на размещение заказа по предоставлению путевок для организации отдыха и оздоровления.
Государственное же унитарное предприятие Свердловской области "Санаторий "Белый камень", являющееся предприятием, непосредственно осуществляющим организацию отдыха и оздоровление, вправе осуществлять реализацию своего продукта как самостоятельно, так и с помощью привлеченных для этой цели агентов.
С учетом предмета торгов агентские отношения не препятствуют участию ООО "Санаторно-курортное предприятие "Здравницы" в конкурсе по предоставлению путевок. Заявка оформлена от имени ООО "Санаторно-курортное предприятие "Здравницы", государственный контракт N 61 на предоставление путевок для организации отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в особой заботе государства, не требующих индивидуального ухода и проживающих на территории Свердловской области, в условиях санаторного оздоровительного учреждения круглогодичного действия, расположенного на территории Свердловской области, в 2010 году, заключен Министерством социальной защиты населения Свердловской области с ООО "Санаторно-курортное предприятие "Здравницы" как с победителем данного конкурса.
Принимая во внимание данные обстоятельства, суд апелляционной инстанции доводы истца в соответствующей части также находит несостоятельными.
Подлежат отклонению и доводы истца о незаконности допуска к участию в конкурсе ООО "Санаторно-курортное предприятие "Здравницы" по причине отсутствия у него лицензии на осуществление медицинской деятельности.
В силу подпункта 96 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию. Перечень медицинских услуг утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации N 132 от 20.02.2001.
Как следует из конкурсной документации, предметом открытого конкурса являлись услуги по предоставлению (продаже) путевок в санаторно-оздоровительное учреждение, а не медицинские услуги.
Услуги по предоставлению путевок не входит в перечень видов деятельности, именуемых медицинскими услугами, в связи с чем оснований для установления в конкурсной документации требований к участникам размещения заказа в части предоставления лицензии на осуществление медицинской деятельности противоречит положению подпункта 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Однако, как правомерно учел суд первой инстанции, указанные ограничения не повлекли нарушение прав и интересов участников конкурса, и не привели к незаконному отказу к участию в проведении конкурса.
По мнению суда апелляционной инстанции, арбитражный суд всесторонне, полно и объективно исследовал имеющиеся в деле доказательства, правильно установил фактические обстоятельства по делу, имеющие юридическое значение для разрешения спора по существу, дал надлежащую правовую оценку представленным в материалы дела доказательствам, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Суд апелляционной инстанции не принимает ссылку апеллятора на судебные акты по делу N А60-42753/2010, поскольку предметы рассмотрения данного и настоящего дела различны, соответственно не может быть единым правовой подход к разрешению дел, что и было учтено антимонопольным органом, усмотревшим по делу N А60-42753/2010 нарушение заказчиком требований Федерального закона N 94-ФЗ при размещении заказа, и не усмотревшим, по мнению суда апелляционной инстанции, совершенно обоснованно, по настоящему делу нарушение заказчиком требований Федерального закона N 94-ФЗ (л.д.109-111 том 1).
При вышеизложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 апреля 2011 года по делу N А60-51/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сельскохозяйственного производственного кооператива "Курорт "Уральская здравница" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
С.П.Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-51/2011
Истец: СПК "Курорт "Уральская здравница"
Ответчик: Министерство социальной защиты населения СО, ООО "Санаторно-курортное предприятие "Здравницы"
Хронология рассмотрения дела:
28.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1632/12
24.02.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5290/11
20.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6455/11
30.06.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5290/11