01 июля 2011 г. |
Дело N А65-2688/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июля 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А., при ведении протокола судебного заседания Степановой Ю.В., с участием:
от ЗАО "Научно-производственное объединение "РЕПЕР" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 июня 2011 года апелляционную жалобу ЗАО "Научно-производственное объединение "РЕПЕР"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 марта 2011 года по делу N А65-2688/2011, судья Воробьев Р.М., принятое по заявлению ЗАО "Научно-производственное объединение "РЕПЕР", ИНН 1657006057, ОГРН 1021603287892, г.Казань, к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе, ИНН 1655029010, ОГРН 1031624000320, г.Казань,
о признании незаконным и отмене постановления от 26 января 2011 года N 11-11-022/пн о назначении административного наказания по ч.9 ст.19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Научно-производственное объединение "РЕПЕР" (далее - ЗАО "НПО "РЕПЕР" общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (далее - РО ФСФР в Волго-Камском регионе, административный орган) от 26 января 2011 года N 11-11-022/пн о назначении административного наказания по ч.9 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 500 000 руб. за невыполнение в установленный срок законного предписания территориального органа федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 марта 2011 года в удовлетворении заявленных ЗАО "НПО "РЕПЕР" требований отказано на том основании, что факт совершения административного правонарушения и вина общества установлены; каких-либо нарушений норм КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено, оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным не усмотрено.
В апелляционной жалобе ЗАО "НПО "РЕПЕР" просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, оспариваемое постановление признать незаконным и отменить, ссылаясь на малозначительность совершенного обществом правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу РО ФСФР в Волго-Камском регионе просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в нарушение требований ст.19 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ, Закон о рынке ценных бумаг), Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР России от 25 января 2007 года N 07-4/пз-н, (далее - Стандарты эмиссии) заявитель не представил в регистрирующий орган документы на государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска акций, оформленные в соответствии с требованиями законодательства РФ о ценных бумагах. Представленные обществом документы на государственную регистрацию первого выпуска акций не соответствовали требованиям законодательства РФ о ценных бумагах, в связи, с чем 28 августа 2007 года на основании ст.21 Федерального закона N 39-ФЗ обществу было отказано в государственной регистрации выпуска акций.
Для устранения выявленного нарушения требований законодательства РФ 03 ноября 2010 года в адрес ЗАО "Научно-производственное объединение "РЕПЕР" в соответствии с п.7 ст.44 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", п.1, 2 ст.11 Федерального закона от 05 марта 1999 года N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" РО ФСФР России в Волго-Камском регионе направлено обязательное для исполнения предписание N 11-10-СВ-03/888-т с требованием в срок до 07 декабря 2010 года устранить выявленное нарушение действующего законодательства РФ о ценных бумагах, а именно: представить в регистрирующий орган документы на государственную регистрацию выпуска акций, оформленные в соответствии с требованиями Стандартов.
Однако полученное согласно уведомлению 12 ноября 2010 года предписание N 11-10-СВ-03/888-т ЗАО "НПО "РЕПЕР" в установленные сроки не исполнено.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении от 13 января 2011 года N 11-11-009/пр-ап, на основании которого 26 января 2011 года было вынесено постановление N11-11-022/пн о привлечении ЗАО "НПО "РЕПЕР" к административной ответственности, предусмотренной ч.9 ст.19.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 500 000 руб.
В обоснование заявленных требований общество сослалось на то, что руководитель общества в связи с необходимостью временно хранил некоторые документы у себя дома, просил признать совершенное правонарушение малозначительным в силу ст.2.9 КоАП РФ, а также изменить меру административного наказания в виде наложения штрафа на ЗАО "НПО "РЕПЕР" на наложение штрафа на должностное лицо.
В соответствии с положениями ч.9 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного с ч.9 ст.19.5 КоАП РФ, состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Согласно п.10 ст.42 Федерального закона N 39-ФЗ федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг осуществляет контроль за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, Стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Право ФСФР России (Регионального отделения ФСФР России в Волго-Камском регионе) направлять поднадзорным организациям обязательные для исполнения в установленный срок предписания о предоставлении документов или об устранении нарушений законодательства Российской Федерации закреплено п.7 ст.44 Закона о рынке ценных бумаг и п.5.3.7 и п.6.1, п.6.6 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 317.
Согласно ст.11 Федерального закона от 05 марта 1999 года N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.
Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным вышеуказанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Как видно из материалов дела, выданное РО ФСФР в Волго-Камском регионе для исполнения предписание N 11-10-СВ-03/888-т от 03 ноября 2010 года ЗАО "НПО "РЕПЕР" в установленные сроки не исполнено.
Из представленных в материалы дела об административном правонарушении пояснений генерального директора ЗАО "НПО "РЕПЕР" Ефимова А.А. следует, что срок подачи необходимых документов, установленный указанным предписанием, был пропущен в связи с возникшими большими временными затратами, необходимыми для восстановления необходимых документов (в доме генерального директора произошел пожар). Кроме того, при проведении оценки имущества (взноса в уставный капитал ЗАО "НПО "Репер") оценщиком были допущены существенные ошибки (опечатки), устранение которых также заняло значительный временной период. В настоящее время полный комплект документов практически готов и в ближайшее время будет представлен в РО ФСФР России в Волго-Камском регионе.
Довод заявителя о том, что причиной неисполнения предписания административного органа послужил пожар, произошедший в садовом участке генерального директора заявителя, в результате которого документы необходимые для исполнения предписания пострадали от пожара, судом первой инстанции обоснованно отклонен.
В соответствии со ст.89 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество обязано хранить документы, предусмотренные п.1 ст.89 данного Федерального закона, по месту нахождения его исполнительного органа в порядке и в течение сроков, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ местом нахождения ЗАО "НПО "РЕПЕР" является 420085, Республика Татарстан, г.Казань, ул.Тэцевская, д.27. В связи с этим представленная заявителем справка от 13 ноября 2010 года N 5/1-664 ОГПН по Авиастроительному району по г.Казани о пожаре произошедшим 29 октября 2010 года в садовом домике N 243, расположенном по адресу: г.Казань, ул.Беломорская, 67а, не влияет на квалификацию совершенного обществом правонарушения и не может служить основанием для отмены постановления от 26 января 2011 года N 11-11-022/пн.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Однако доказательств того, что заявителем были предприняты все возможные меры для устранения нарушения закона, и невыполнение предписания вызвано неустранимыми обстоятельствами, суду не представлены.
Принимая во внимание, что в установленный срок предписание административного органа заявителем исполнено не было, доказательства, подтверждающие невозможность исполнения предписания не представлены, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.19.5 КоАП РФ.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в п.18 постановления Пленума от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу ст.4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Согласно п. 18.1 этого же постановления Пленума (введен постановлением Пленума ВАС РФ от 20 ноября 2008 года N 60) квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В п.21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие и бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом его характера и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.
Согласно ст.30 Закона о рынке ценных бумаг под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение.
Из правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 02 марта 2000 года N 38-0, следует, что фундаментальным принципом функционирования фондового рынка является его информационная прозрачность. Соблюдение этого принципа является гарантией защиты прав не только самих владельцев цепных бумаг, но и инвесторов, вкладывающих средства в ценные бумаги, то сеть всех потенциальных владельцев ценных бумаг.
Целью раскрытия информации об обществе является донесения этой информации до сведения всех заинтересованных в ее получении лиц в объеме, необходимом для принятия взвешенного решения в обществе или совершения иных действий, способных повлиять на финансово-хозяйственную деятельность общества.
Требования законодательства о раскрытии информации обусловлено необходимостью того, что чтобы акционеры и потенциальные инвесторы могли оценить результаты хозяйственной деятельности общества. Раскрытие информации об обществе способствует привлечению капитала и поддержанию доверия к обществу. Недостаточная, неполная и неясная информация об обществе может помешать его успешному функционированию.
Своевременное и надлежащее раскрытие информации чрезвычайно важно для акционеров, потенциальных инвесторов, органов регулирования и иных заинтересованных лиц. Доступ к существенной и полной информации помогает акционерам защищать их права и улучшает возможность принятия участниками рынка разумных экономических решений.
С учетом изложенного совершенное заявителем правонарушение суд первой инстанции обоснованно не признал малозначительным в порядке ст.2.9 КоАП РФ.
Требование заявителя об изменении меры административного наказания в виде наложения штрафа на ЗАО НПО "РЕПЕР" на наложение штрафа на должностное лицо судом не может быть удовлетворено, поскольку дело об административном правонарушении за неисполнение предписания административного органа возбуждено в отношении юридического лица - ЗАО "НПО "РЕПЕР".
Как следует из материалов дела, в действиях общества имелись все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.19.5 КоАП РФ, в том числе вина в совершении правонарушения, поскольку общество не предприняло всех зависящих от него мер для исполнения предписания административного органа, имея для этого реальную возможность.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого постановления незаконным.
Ссылка в апелляционной жалобе на высокий размер штрафа не может быть принята в подтверждение малозначительности правонарушения, поскольку санкция ч.9 ст.19.5 КоАП РФ определена законодателем за совершение допущенного заявителем правонарушения. Административный орган назначил обществу административное наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренной санкцией ч.9 ст. 19.5 КоАП РФ, с учетом исследования и изучения всех обстоятельств дела в их совокупности.
Доказательств исключительного характера нарушения в материалы дела не представлено.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 29 марта 2011 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Исходя из положений ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь ст. 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 марта 2011 года по делу N А65-2688/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО "Научно-производственное объединение "РЕПЕР" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-2688/2011
Истец: ЗАО "Научно-производственное объединение "РЕПЕР", г. Казань
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе
Третье лицо: ЗАО "НПО "Репер"
Хронология рассмотрения дела:
01.07.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4686/11