г. Саратов |
Дело N А12-504/2011 |
26 апреля 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей Александровой Л.Б., Веряскиной С.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Судаковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области на решение арбитражного суда Волгоградской области от 22 февраля 2011 по делу N А12-504/2011 (судья Кулик И.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВолгаСканЦентр"
к комитету природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области
об оспаривании постановления N 25/01-01-11 от 30 декабря 2010 г. об административном правонарушении
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "ВолгаСканЦентр" - не явился, извещен,
от комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области - не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ВолгаСканЦентр" (далее - ООО "ВолгаСканЦентр", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Комитету природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области (далее - административный орган, комитет) о признании незаконным и отмене постановления N 25/01-01-11 о назначении административного наказания от 30.12.2010.
Решением суда первой инстанции от 22.02.2011 требования заявителя удовлетворены, постановление по делу об административном правонарушении Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области N 25/01-01-11 от 30.12.2010 о назначении административного наказания ООО "ВолгаСканЦентр", предусмотренного ст.8.41 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации признано незаконным и отменено.
Комитет не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от от 22.02.2011 по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований обществу отказать.
В апелляционной жалобе комитет указал на то, что суд первой инстанции необоснованно применил ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку оснований для применения данной статьи отсутствовали.
ООО "ВолгаСканЦентр" полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 АПК РФ. ООО "ВолгаСканЦентр" заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие. Судом ходатайство удовлетворено. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Из материалов дела следует, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды в деятельности заявителя.
Проверкой установлено, что в нарушение Приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 платежи за негативное воздействие на окружающую среду заявителем производятся несвоевременно, а именно ООО "ВолгаСканЦентр" за 2 квартал 2010 года плата за негативное воздействие на окружающую среду внесена 30.07.2010, т.е. с нарушением установленного срока - 20.07.2010 (нарушение на 10 дней).
Постановлением от 10 декабря 2010 года Волгоградским межрайонным природоохранным прокурором, в отношении ООО "ВолгаСканЦентр" возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ. Постановление направлено для рассмотрения в комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области.
Постановлением N 25/01-01-11 от 30.12.2010 Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ООО "ВолгаСканЦентр" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, пришел к выводу о том, что обществом совершены действия, образующие состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, однако суд признал данное правонарушение малозначительным и посчитал возможным применить ст. 2.9. КоАП РФ.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии в действиях общества административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ по следующим основаниям.
Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
Постановлением административного органа от 30.12.2010 N 25/01-01-11 общество привлечено к ответственности за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов производства и потребления.
Между тем в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, под хранением - их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а под захоронением - изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах производства и потребления устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Согласно положениям статей 65 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое постановление.
Однако в материалах дела, в оспариваемом постановлении административного органа не содержится данных о том, что общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах производства и потребления.
При таких обстоятельствах, общество привлечено к административной ответственности неправомерно, в связи с чем постановление по делу об административном правонарушении Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области N 25/01-01-11 от 30.12.2010 является незаконным и подлежало отмене.
В связи изложенным, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 АПК РФ и возможностью применения ст. 2.9 КоАП РФ является ошибочным.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции отмечает, что ошибочные выводы суда первой инстанции не привели к принятию неправильного решения, поскольку в резолютивной части решения суд признал постановление административного органа незаконным, а соответственно у судебной коллегии отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы комитета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 22 февраля 2011 года по делу N А12-504/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
О.В. Лыткина |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-504/2011
Истец: ООО "ВолгаСканЦентр"
Ответчик: Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды (Облкомприрода), Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2309/11