г. Владивосток |
Дело |
04 июля 2011 г. |
N А59-270/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 27 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 июля 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой
судей З.Д. Бац, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С. Барановой
при участии
лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
апелляционное производство N 05АП-3913/2011
на решение от 25.04.2011
судьи И.Н. Шестопал
по делу N А59-270/2011 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению департамента здравоохранения администрации г. Южно-Сахалинска
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
третьи лица: Управление по вопросам организации и размещения муниципального заказа администрации г. Южно-Сахалинска, ООО "Мегаресурс благополучия человека", ООО "Дельрус-Сахалин", ООО "Альфа-Строй", ООО "Вектор-М", ООО "Вектор-М", ООО "Лидер-Групп"
об оспаривании решения и предписания
УСТАНОВИЛ:
Департамент здравоохранения Администрации города Южно-Сахалинска (далее - заявитель, департамент) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительным п.п. 2 и 5 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - УФАС по Сахалинской области, управление, антимонопольный орган) по делу N 241/10-к от 02.11.2010 и п. 1 предписания N 05-109/10 от 02.111.2010, а также взыскании судебных расходов.
Определением от 18.02.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление по вопросам организации и размещения муниципального заказа администрации города Южно-Сахалинска, ООО "Мегаресурс благополучия человека", ООО "Дельрус -Сахалин", ООО "Альфа-Строй", ООО "Вектор-М", ООО "Лидер Групп" (далее - третьи лица).
Решением от 25.04.2011 суд признал недействительными п.п.2 и 5 решения УФАС по Сахалинской области от 02.11.2010 по делу N 241/10-к о нарушении законодательства о размещении заказов о признании муниципального заказчика нарушившим ч.ч. 2,3, 3.1 ст. 34 Федерального Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и п. 1 предписания от 02.11.2010 N05-109/10, выданного муниципальному заказчику. Суд пришел к выводу, что технические характеристики эквивалентности поставляемого оборудования содержаться в технических заданиях аукционной документации. Указание в техническом задании аукциона на поставляемые товары со ссылкой на слово "или эквивалент" подразумевает соответствие эквивалентных товаров по качеству, техническим и функциональным характеристикам товару с конкретной торговой маркой и не может повлечь ограничения количества участников размещения заказа. В связи с этим аукционная документация соответствовала требованиям, установленным ст. 34 Федерального Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ. В удовлетворении требований о взыскании судебных расходов суд отказал в связи с недоказанностью их несения.
УФАС по Сахалинской области в апелляционной жалобе на решение суда от 25.04.2011 просит его отменить как незаконное, считает, что заказчик, установив в документации об аукционе требования к размеру товара без указания на максимальные и (или) минимальные допустимые для отклонения замечания, не определил параметры эквивалентности, чем нарушил ч.ч. 2,3 ст. 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
УФАС по Сахалинской области, департамент здравоохранения администрации г. Южно-Сахалинска, третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Департамент здравоохранения администрации г. Южно-Сахалинска в письменном отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласен, считает, что эквивалентность товара определяется на основании показателей, установленных заказчиком в документации к необходимому к поставке товару, исходя из собственных потребностей. Эквивалентом является товар аналогичный, то есть с такими же точно характеристиками и показателями, что и указанный заказчиком в документации.
Управление по вопросам организации и размещения муниципального заказа администрации г. Южно-Сахалинска в отзыве на апелляционную жалобу также с доводами жалобы не согласно, решение суда просит оставить в силе.
Остальные третьи лица письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:
Муниципальным заказчиком - департаментом здравоохранения администрации города Южно-Сахалинска объявлен открытый аукцион на право заключения муниципального контракта по предмету "Поставка медицинского оборудования и мебели: лот N 1 - поставка медицинского оборудования, лот N 2- поставка медицинской мебели".
Документация об аукционе с изменениями утверждена 05.10.2010 должностным лицом департамента (муниципальный заказчик).
Информация о проведении открытого аукциона размещена в сети Интернет на официальном сайте www.gz.adm.sakhalin.ru, www.yuzhnosakh.ru, и опубликована 23.09.2010 в N 74 (715) в газете "Южно-Сахалинск сегодня".
Заявки подавались в период времени с 24.09.2010 по 21.10.2010 и были рассмотрены 21.10.2010.
Согласно протокола рассмотрения заявок от 22.10.2010 N 234р по лоту N 1 заявки на участие в аукционе поданы от трех участников - ООО "Дельрус-Сахалин", ООО "Альфа-Строй", ООО "Мегаресурс благополучия человека", по лоту N 2 заявки поступили от ООО "Вектор-М", ООО "Лидер Групп", ООО "Дельрус-Сахалин", ООО "Альфа-Строй".
По лоту N 1 к участию в аукционе допущены: ООО "Дельрус-Сахалин", ООО "Альфа-Строй", по лоту N 2 к участию в аукционе допущено - ООО "Вектор-М".
ООО "Мегаресурс благополучия человека" отказано в допуске к участию в аукционе, поскольку заявка последнего не соответствовала требованиям технического задания аукционной документации, а именно, качественные характеристики поставляемого товара не соответствовали качественным характеристикам товара, указанным в техническом задании документации об аукционе.
26.10.2010 ООО "Мегаресурс благополучия человека" подана в антимонопольный орган жалоба о признании Управления по вопросам организации и размещения муниципального заказа нарушившим положения Федерального закона N 94-ФЗ при проведении открытого аукциона, в результате рассмотрения которой, управлением принято решение от 02.11.2010 о признании жалобы необоснованной, однако муниципальный заказчик признан нарушившим ч.ч. 2, 3 и 3.1 ст. 34 Федерального закона N 94-ФЗ, а аукционная комиссия признана нарушившей ч.ч. 1, 3 ст.36 Федерального закона N 94-ФЗ.
Указанное решение в части незаконных действий муниципального заказчика мотивировано тем, что последний в нарушение ч.ч.2,3, 3.1 ст.34 Федерального закона N 94-ФЗ в аукционной документации определил конкретные габариты медицинской мебели, необходимой для поставки, и не определил параметры эквивалентности товара. В результате чего, административный орган пришел к выводу, что технические характеристики и требования к функциональным характеристикам требуемого к поставке медицинского оборудования, к его размерам, установлены с ограничениями, исключающими возможность поставки товара с параметрами, улучшающими его характеристики и свойства, в том числе, с указанием конкретных размеров требуемого оборудования с точностью до миллиметра без возможности отклонения на предельно допустимые значения, что также влечет ограничения количества участников размещения заказа. Нарушившим законодательство о размещении заказа признана также аукционная комиссия.
В связи с выявленными нарушениями аукционной комиссии и заказчику управлением выдано предписание N 05-109/10 от 02.11.2010 с требованием внести изменения в документацию об аукционе, в частности, установить параметры эквивалентности товара, в том числе, возможность поставки товара, технические и функциональные характеристики, размеры которых превосходят функциональные, технические параметры, улучшают потребительские свойства, установленные в технической документации, опубликовать в официальном печатном издании и разместить на официальном сайте информацию о внесенных изменениях, продлить срок подачи заявок на участие в аукционе, вернуть поданные заявки участникам аукциона, аукционной комиссии предложено отменить результаты аукциона и результат рассмотрения заявок.
Не согласившись с указанным решением управления по делу N 241/10-к от 02.11.2010 в части п.п. 2, 5, касающихся признания муниципального заказчика нарушившим ч.ч. 2,3, 3.1 ст. 34 Федерального Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и соответственно п. 1 предписания N 05-109/10 от 02.111.2010, департамент обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что указание в техническом задании аукциона на поставляемые товары со ссылкой на слово "или эквивалент" подразумевает соответствие эквивалентных товаров по качеству, техническим и функциональным характеристикам товару с конкретной торговой маркой и не может повлечь ограничения количества участников размещения заказа.
Коллегия апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда в силу следующего:
Пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Согласно части 2 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 настоящей статьи (часть 3 статьи 34 Закона о размещении заказов).
Частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов установлен запрет на содержание в аукционной документации указания на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Таким образом, в случае если документация об аукционе содержит указание на товарные знаки к материалам, оборудованию, сопровождающиеся словами "или эквивалент", заказчик обязан установить показатели, технические характеристики и другие параметры в целях определения эквивалентности в отношении каждого товара или оборудования, необходимого заказчику.
Согласно п. 12 "Требование к качеству и безопасности товара: лоты N N 1,2" информационной карты аукциона документации об аукционе товар поставляется в полном соответствии с Технической частью документации об аукционе. В составе документации об аукционе по лоту N 1 представлена техническая часть на следующее оборудование:
- дефибриллятор CARDIOLIFE TEC - 7731 К или "эквивалент";
- 6/12-канальный электрокардиограф Cardifax ECG-1350K или "эквивалент";
- центральная беспроводная станция наблюдения CNS-9701К с мониторами пациентов BSM-2301K или "эквивалент", а также Техническая часть по лоту N 2 на следующую мебель:
- каталка больничная функциональная для перевозки больных Emergo 6370 или "эквивалент";
- больничная функциональная, гидравлическая кровать для реанимации Adatto 9490 или "эквивалент".
При этом показатели, технические характеристики и другие параметры в целях определения эквивалентности в отношении каждого товара или оборудования отсутствуют.
С учетом изложенного, коллегия считает, что вывод антимонопольного органа о нарушении заказчиком части 3 статьи 34 Закона о размещении заказов правомерен.
На основании вышеизложенного, основания для признания недействительными п.п.2 и 5 решения УФАС по Сахалинской области от 02.11.2010 по делу N 241/10-к о нарушении законодательства о размещении заказов в части признания муниципального заказчика нарушившим ч.ч. 2,3, 3.1 ст.34 Федерального Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и п.1 предписания от 02.11.2010 N 05-109/10, выданного муниципальному заказчику, в соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ отсутствуют.
В соответствии со статьей 270 АПК РФ решение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба управления - удовлетворению.
Учитывая результаты рассмотрения спора, согласно статье 110 АПК РФ, требование заявителя о взыскании с ответчика понесенных судебных расходов удовлетворению не подлежит. Кроме того, доказательства несения таких расходов заявителем не представлены.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 25.04.2011 по делу N А59-270/2011 Арбитражного суда Сахалинской области отменить.
В удовлетворении заявленных департаментом здравоохранения администрации г. Южно-Сахалинска требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
З.Д. Бац |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-270/2011
Истец: Департамент здравоохранения администрации г. Южно-Сахалинска
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
Третье лицо: ООО "Альфа-Строй", ООО "Вектор-М", ООО "Дельрус-Сахалин", ООО "Лидер-Групп", ООО "Мегаресурс благополучия человека", ООО Мегаресурс благополучия человека ", Управление по вопросам организации и размещения муниципального заказа администрации г. Южно-Сахалинска, УФАС по Сахалинской области