г. Ессентуки |
Дело N А63-6964/2010 |
Регистрационный номер 16АП-3381/10 (2)
резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2011 года.
постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2011 года
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Марченко О.В.,
судей: Афанасьевой Л.В., Мельникова И.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зубаловым К.Д.,
рассмотрев апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бескоровайной Н.И. (далее по тексту - предприниматель, ИНН 262701379480, ОГРН 308264728900019) на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.11.2010 по делу N А63-6964/2010 по заявлению предпринимателя о признании незаконными действия Минераловодской таможни (далее по тексту - таможенный орган, ИНН 2630014398, ОГРН 1022601456459) (судья Русанова В.Г.),
в судебное заседание явились представители:
предпринимателя Бескоровайной Н.И.: Костин В.А. (по доверенности),
таможенного органа: Гресь Н.А. (по доверенности), Князева И.В. (по доверенности);
УСТАНОВИЛ
Предприниматель обратился с заявлением в Арбитражный суд Ставропольского края о признании незаконными действий должностных лиц таможенного органа по корректировке таможенной стоимости товара по грузовой таможенной декларации N 10316040/290110/0000044 в сумме 531 202, 49 рублей о признании незаконным решения таможенного органа N 18-77/8004 от 21.05.2010 по отказу в возврате излишне взысканных таможенных платежей по грузовой таможенной декларации N 10316040/290110/0000044 в сумме 531 202, 49 рублей.
В ходе рассмотрения дела, предпринимателем уточнены заявленные требования, в соответствии с которыми он просил признать незаконными действия должностных лиц таможенного органа, выраженные в фактическом не возврате излишне уплаченных таможенных платежей по грузовой таможенной декларации N 10316040/290110/0000044 в сумме 531 202, 49 рублей.
Судом первой инстанции приняты уточнённые требования, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 15.11.2010 в удовлетворении заявленных требований предпринимателя в части признания незаконными действий должностных лиц таможенного органа, выраженных в фактическом не возврате излишне уплаченных таможенных платежей по грузовой таможенной декларации N 10316040/290110/0000044 в сумме 531 202, 49 рублей отказано, производство по делу в части признания незаконным решения таможенного органа N 18-77/8004 от 21.05.2010 по отказу в возврате излишне взысканных таможенных платежей по грузовой таможенной декларации N 10316040/290110/0000044 в сумме 531 202, 49 рублей прекращено, в связи с отказом от заявленных требований.
Предприниматель не согласился с решением суда первой инстанции в части признания незаконными действий должностных лиц таможенного органа, выраженных в фактическом не возврате излишне уплаченных таможенных платежей по грузовой таможенной декларации N 10316040/290110/0000044 в сумме 531 202, 49 рублей и просит решение в данной части отменить и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований
В отзыве на апелляционную жалобу таможенный орган просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 15.11.2010 по делу N А63-6964/2010 проверена в апелляционном порядке в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие возражений сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, выслушав мнение представителей сторон, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном Главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда в обжалуемой части не подлежит отмене, по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, в рамках внешнеторгового контракта N 11 от 03.08.2009, заключенного предпринимателем с "NINGBO SANJIE LIGHTS CO. LTD", Китай, в адрес предпринимателя осуществлялась поставка товаров народного потребления в ассортименте, согласно спецификации. Товар оформлен по грузовой таможенной декларации N 10316040/290110/0000044 на Минераловодском таможенном посту.
Так, согласно грузовой таможенной декларации N 10316040/290110/0000044 предпринимателем произведено таможенное оформление поставки следующего товара: лампы накаливания, замки висячие и врезные, ложки, вилки, половники, лопаточки для тортов, аналогичные кухонные и столовые приборы, оборудование для взвешивания, фонари портативные. Страна происхождения товара - Китай, на условиях поставки CFR-Новороссийск. Декларант изначально определил таможенную стоимость ввезенного товара по первому методу (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости предпринимателем в таможенный орган наряду с копией контракта предоставлены следующие документы: дополнительное соглашение к указанному контракту от 01.11.2009; спецификация-контейнер OOLU 8530848; паспорт сделки N 09100001/0589/0000/2/0 от 15.10.2009; инвойс N 09S11025 от 26.11 .2009; международная товарная накладная; транспортная накладная и иные документы.
Вместе с тем, в ходе таможенного оформления, таможенным органом установлено, что представленные предпринимателем документы не отвечают требованиям документального подтверждения заявленных требований для целей определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами, а именно: не содержит сведений о марках, артикулах, стандартах и тому подобных технических и коммерческих характеристик, названия производителя.
На основании этого, таможенным органом в адрес предпринимателя направлен запрос N 1 от 29.01.2010 о предоставлении дополнительных документов, необходимых для подтверждения правильности определенной декларантом таможенной стоимости, заявленной по грузовой таможенной декларации N 10316040/290110/0000044, а именно: прайс-лист завода изготовителя и коммерческое предложение продавца; документ, подтверждающий согласование с поставщиком в рамках контракта N 11 от 03.08.2009 сведений о марках, моделях, артикулах, стандартах и тому подобных технических и коммерческих характеристик; названия производителя; экспортная декларация страны отправления с переводом на русский язык; пояснения по условиям продаж; пояснение по качественным и физическим характеристикам, влияющим на стоимость товара; банковские платежные документы по оплате предыдущих поставок в рамках контракта N 11 от 03.08.2009; уведомление от 29.01.2010 об обеспечении уплаты таможенных платежей на сумму 531 202,49 рублей; уведомление от 02.02.2010 о необходимости корректировки.
02.02.2010 предпринимателем в таможенный орган предоставлено сообщение, согласно которому предприниматель отказался об уточнении структуры заявленной таможенной стоимости в рамках выбранного им метода, о согласии определения таможенной стоимости ввезенного товара другим методом, об отказе от консультаций по выбору метода определения таможенной стоимости. Также, предприниматель просил скорректированную таможенную стоимость в сумме 2 547 836,55 рублей считать окончательной по грузовой таможенной декларации N 10316040/290110/0000044, а доплату в сумме 531 202,49 рублей считать таможенными платежами. Кроме того, предприниматель сообщил, что запрашиваемые документы по запросу N 1 от 29.01.2010 представлены не будут в связи с отказом предоставления их поставщиком.
На основании полученного решения декларанта, таможенным органом принято решение "таможенная стоимость подлежит корректировке" по грузовой таможенной декларации N 10316040/290110/0000044.
Также, предпринимателем в таможенный орган подана декларация таможенной стоимости-2 к грузовой таможенной декларации и формы корректировки таможенной стоимости-2, в соответствии с которой таможенная стоимость была определена предпринимателем шестым (резервным) методом.
Заявленная в декларации таможенной стоимости-2 и корректировки таможенной стоимости-2, таможенная стоимость товаров принята таможенным органом. Данный факт отражен в декларации таможенной стоимости-2 в графе для отметок таможенного органа: "ТС принята", товар выпущен для внутреннего потребления.
18.05.2010 в адрес таможни поступило заявление предпринимателя о возврате излишне взысканных таможенных платежей по грузовой таможенной декларации N 10316040/290110/0000044 в сумме 531 202, 49 рублей.
Из содержания письма таможенного органа N 18-77/8004 от 21.05.2010 следует, что заявление предпринимателя таможенным органом оставлено без рассмотрения и возвращено, при этом, предпринимателю предложено повторно обратиться с заявлением, приобщив документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
На основании статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - по тексту - Кодекс) таможенная стоимость товара определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
В соответствии с частью 4 статьи 131 Кодекса в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости.
Основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с товарами (статья 19 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" N 5003-1 от 21.05.1993 (далее по тексту - Закон о таможенном тарифе)).
В соответствии со статьей 19 Закона о таможенном тарифе таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию.
Согласно пункту 2 статьи 15 Закона о таможенном тарифе при необходимости подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости декларант обязан по требованию таможенного органа Российской Федерации представить последнему нужные для этого сведения. При возникновении у таможенного органа сомнений в достоверности сведений, представленных декларантом для определения таможенной стоимости, декларант имеет право доказать такую достоверность. В случае непредставления доказательств, подтверждающих достоверность использованных декларантом данных, таможенный орган вправе принять решение о невозможности использования выбранного декларантом метода таможенной оценки.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" N 29 от 26.07.2005 в пунктах 4 и 5 постановления разъяснил, что в случае непредставления декларантом истребованных таможенным органом объяснений и документов либо в случае, когда такие объяснения и документы не содержат достаточного обоснования заявленной таможенной стоимости товара, и принятием в связи с этим таможенным органом решения о несогласии с использованием избранного декларантом метода определения таможенной стоимости товара, а также при последующем отказе декларанта определить по предложению таможенного органа таможенную стоимость товара на основе другого метода данный орган вправе на основании пункта 7 статьи 323 Кодекса и пункта 2 статьи 16 Закона о таможенном тарифе самостоятельно определить таможенную стоимость товара.
Как следует из материалов дела, таможенным органом установлено, что предоставленные предпринимателем в ходе таможенного оформления документы, вызывают сомнения в их происхождении.
Таможенным органом установлено, что контракт и спецификация не содержат сведений о марках, моделях, артикулах, стандартах и тому подобных технических и коммерческих характеристик, названиях производителей; инвойс не содержит сведения о марках, моделях, артикулах, стандартах и тому подобных технических и коммерческих характеристиках, названиях производителей; представленные документы не содержат сведения об условиях поставки; банковские реквизиты продавца; в договоре, инвойсе и спецификации не указаны фамилии, имена, должности представителя фирмы, подписавшего контракт с предпринимателем, отсутствует ссылка на документ, подтверждающий полномочия на подписание внешнеторговых контрактов, внешнеторговый контракт имеет пороки в оформлении; цена сделки не соответствует ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа.
Внешнеторговый контракт N 11 от 03.08.2009, заключен предпринимателем с "NINGBO SANJIE LIGHTS CO. LTD". В данном договоре не указан представитель "NINGBO SANJIE LIGHTS CO. LTD", его полномочия на заключение контракта, а также не представлены доказательства последующего одобрения правомочного лица на заключение сделки. Кроме того, в указанном контракте не указано на возможность его подписания путём факсимильного воспроизведения подписей.
Согласно пункту 2 статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции закона, действовавшего на момент заключения сделки), допускается использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Ссылку предпринимателя на то обстоятельство, что заключение контракта в представленной форме является обычной и типичной для данного вида сделки, что соответствует обычаям делового оборота, суд апелляционной инстанции не принимает, поскольку согласно части 2 статьи 5 Гражданского кодекса Российской Федерации обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.
Таким образом, поскольку в представленных спецификациях и инвойсах отсутствуют сведения о серии и модели поставляемых товаров, не представляется возможным идентифицировать, какой товар должен быть поставлен по вышеуказанному контракту. При этом, согласно информации, размещенной на официальном сайте фирмы "NINGBO SANJIE LIGHTS CO. LTD" (http://cixing.en.alibaba.com), выпускаемая продукция подразделяется на серии и модели.
При указанных обстоятельствах, таможенный орган обоснованно в соответствии с действующим законодательством в адрес предпринимателя направил запрос N 1 от 29.01.2010 о предоставлении дополнительных документов, а также уведомления от 29.01.2010 и 02.02.2010.
Письмом от 02.02.2010, предприниматель сообщил о невозможности предоставления запрошенных документов. Одновременно, предприниматель выразил согласие на определение таможенной стоимости другим методом, воспользовавшись для этого предусмотренным законом правом и по собственной инициативе предоставив в таможенный орган декларацию таможенной стоимости-2 к грузовой таможенной декларации и формы корректировки таможенной стоимости-2, в соответствии с которой таможенная стоимость определена шестым (резервным) методом.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что имеющие место несоответствия сведений в представленных предпринимателем документах и последующее непредставление некоторых дополнительных документов свидетельствуют о недостоверности заявленной декларантом таможенной стоимости ввозимого товара.
Доказательств обратного, в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предпринимателем, в суды первой и апелляционной инстанции, не представлено.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанций пришел к правильному выводу о подтверждении таможней правомерности своих действий по корректировке таможенной стоимости и отсутствии факта излишней уплаты заявителем таможенных платежей по спорной грузовой таможенной декларации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 319 Кодекса при ввозе товаров на таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает с момента пересечения таможенной границы.
В силу части 1 статьи 320 Кодекса, лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант.
В соответствии со статьей 322 Таможенного кодекса Российской Федерации объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей и исчисления таможенных пошлин, налогов является таможенная стоимость товаров и (или) их количество
На основании части 1 статьи 355 Кодекса излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Как указывает таможенный орган в письме N 18-77/8004 от 21.05.2010, основанием для возврата заявлений предпринимателя послужило отсутствие в пакете документов, приложенных к заявлениям, документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
Данное решение не является отказом в возврате денежных средств, а представляет собой извещение таможенного органа о необходимости приведения заявлений и пакетов документов, прилагаемых к ним, в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 355 Кодекса в случае возврата таможенным органом заявления о возврате без рассмотрения плательщик вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, поскольку предпринимателем не представлено относимых, допустимых и достоверных доказательств позволяющих сделать однозначный и объективный вывод о том, что он излишне уплатил таможенные платежи, в связи с чем, у таможенного органа возникла обязанность по их возврату, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для отмены решения Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-6964/2010 от 15.11.2010, в обжалуемой части не имеется.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы оплачена предпринимателем при подаче жалобы в суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.11.2010 по делу N А63-6964/2010 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В.Марченко |
Судьи |
Л.В.Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-6964/2010
Истец: Бескоровайная Наталья Ивановна, ИП Бескоровайная Н. И.
Ответчик: Минераловодская таможня
Третье лицо: Минераловодская таможня, Минераловодская таможня Южного Таможенного Управления Федеральной Таможенной службы