г. Саратов |
Дело N А57-15801/2010 |
28 апреля 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2011 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимаева Ф.И.,
судей Антоновой О.И., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кривороговой А.М.,
при участии в заседании:
от муниципального унитарного предприятия "Саратовское городское капитальное строительство и комплектация" - Опалева А.А. по доверенности от 19.07.2010 года, выданной сроком на один год,
от комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - не явился, извещен надлежащим образом,
от Администрации муниципального образования "Город Саратов" - не явился, извещен надлежащим образом,
от МУ ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова - не явился, извещен надлежащим образом,
от Саратовского межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Саратовской области - не явился, извещен надлежащим образом,
от Администрации Ленинского района г. Саратова - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 24 февраля 2011 года по делу N А57-15801/2010 (судья Волосатых Е.А.),
по иску муниципального унитарного предприятия "Саратовское городское капитальное строительство и комплектация"
к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов",
третьи лица: муниципальное учреждение "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова", Саратовский межрайонный городской отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам
о взыскании 1277697 руб. 61 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Саратовское городское капитальное строительство и комплектация" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовский области с иском к Администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация) и Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет) о взыскании в порядке субсидиарной ответственности суммы задолженности в размере 1277697 руб. 61 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 24 февраля 2011 года с Муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств Казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу истца в порядке субсидиарной ответственности взыскана сумма задолженности МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" в размере 1277697,61 руб. В иске к администрации отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, комитет обжаловал его в апелляционном порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 24 февраля 2011 года отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в иске к комитету отказать.
В обоснование своей апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что главным распорядителем денежных средств для МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" является либо Комитет по ЖКХ Администрации Муниципального образования "Город Саратов", либо Администрация Ленинского района Муниципального образования "Город Саратов".
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Саратовской области от 27 мая 2010 года по делу А57-25604/2009 с МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" в пользу МУП "Саратовское городское капитальное строительство и комплектация" взыскана задолженность по договору N 280 на оказание услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и благоустройству придомовых территорий в размере 1276928 руб. 28 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
На принудительное исполнение данного решения суда был выдан исполнительны лист серии АС N 001904601.
Истцом данный исполнительный лист был предъявлен на исполнение в комитет (письмо N 2475 от 12 июля 2010 года).
Согласно письму комитета N 02-02/901 от 13 июля 2010 года комитет возвратил истцу исполнительный лист, мотивировав возврат исполнительного документа отсутствием в Комитете лицевого счета получателя средств бюджета в отношении МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова".
В связи с отсутствием добровольного исполнения судебного акта исполнительный лист серии АС N 001904601 был направлен для принудительного исполнения в Саратовский межрайонный городской отдел по особым исполнительным производствам УФССП по Саратовской области.
Постановлением Саратовского межрайонного городского отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Саратовской области от 28.10.2010 года возбуждено исполнительное производство N 63/46/13745/10/2010.
21 октября 2010 года судебным приставом-исполнителем составлен Акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю. Исполнительное производство окончено в тот же день в связи с тем, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание и все принятые меры к его отысканию оказались безрезультатными.
Исполнительный лист возвращен истцу.
Истец предпринял все возможные меры по взысканию задолженности по исполнительному листу серии АС N 001904601. По данному исполнительному листу с МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" взыскание не производилось.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно исходил из следующего.
Основной должник - МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова", по своему организационно-правовому статусу является муниципальным учреждением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно части 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств.
Собственником имущества МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" является муниципальное образование "Город Саратов". Следовательно, субсидиарную ответственность по обязательствам МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" несет муниципальное образование "Город Саратов".
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
В соответствии с Положением о Комитете, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172, Комитет - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы. Согласно пункту 1.2 положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, Комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса. В соответствии с пунктом 3.22 положения выступает в суде от имени муниципального образования "город Саратов" в защиту интересов казны города. Согласно пункта 3.23 исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует работу по учету, исполнению и хранению исполнительных документов.
Комитет осуществляет функции главного распорядителя.
Денежных средств у МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" либо иного имущества, за счет которого могут быть удовлетворены требования истца к МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" не имеется, что подтверждается актом от 21.10.2010 г. о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю.
Таким образом, поскольку исполнительным органом, участвующим в гражданском обороте от имени собственника имущества учреждения (должника) является Комитет, судом первой инстанции правомерно взыскана с Комитета в субсидиарном порядке сумма долга учреждения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает принятое по делу решение законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Доводы апелляционной жалобы несостоятельны, не принимаются судом и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 24 февраля 2011 года по делу N А57-15801/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ф.И. Тимаев |
Судьи |
О.И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-15801/2010
Истец: МУП "Саратовское городское капитальное строительство и комплектация"
Ответчик: Администрация МО "Город Саратов", Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по финансам Администрации МО "Город Саратов", Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
Третье лицо: "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова", МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова", МУ "ДЕЗ по Ленинскому р-ну г. Саратова", Саратовский межрайонный городской отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам