г. Тула
04 июля 2011 г. |
Дело N А09-6218/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Заикиной Н.В., судей Волковой Ю.А., Мордасова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Некрасовой С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Брянские коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Брянской области от 18 апреля 2011 года по делу N А09-6218/2010 (судья Потапова Т.В.), принятое по иску ОАО "Брянские коммунальные системы" (г. Брянск, ул. Дуки, д. 78; ОГРН 1063250031987) к ООО "Управляющая компания "Таймыр" (г. Брянск, ул. Ульянова, д. 37б; ОГРН 1073255002886), третьи лица: муниципальное образование "город Брянск" в лице Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации (г. Брянск, проспект Ленина, д. 39а), Комитет государственного регулирования тарифов Брянской области (г. Брянск, ул. Горького, д. 58; ОГРН 1063250035530), о взыскании 881 217 руб. 73 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Игнатьевой Ж.Н. - представителя по доверенности от 15.06.2010,
от ответчика: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
от третьих лиц: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
установил:
открытое акционерное общество "Брянские коммунальные системы" (далее по тексту - ОАО "БКС") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Таймыр" (далее - ООО "УК "Таймыр") о взыскании 50 000 руб. долга за тепловую энергию, отпущенную в феврале 2010 года по договору N 022-04042268 от 07.12.2009.
В процессе рассмотрения дела истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неоднократно уточнял исковые требования, в окончательном варианте просил взыскать с ответчика 881 217 руб. 73 коп. за период с октября 2009 по октябрь 2010 года. Данное уточнение судом принято.
Определением Арбитражного суда Брянской области от 21.02.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное образование "город Брянск" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации (далее - МО "город Брянск" в лице Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации) и Комитет государственного регулирования тарифов Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 18.04.2011 в иске ОАО "БКС" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "БКС" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. Заявитель считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным. Указывает, что при вынесении оспариваемого решения суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований. Полагает, что при вынесении решения от 18.04.2011 судом первой инстанции нарушены нормы материального права.
В отзывах на апелляционную жалобу ООО "УК "Таймыр" и Комитет государственного регулирования тарифов Брянской области, опровергая доводы жалобы, просят решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения от 18.04.2011 проверены в порядке статей 266, 268 АПК РФ. При этом оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
Проанализировав материалы дела, обсудив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Между ОАО "БКС" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "УК "Таймыр" (потребитель) заключен договор теплоснабжения N 022-04042268 от 07.12.2009 (далее - договор N 022-04042268 от 07.12.2009), по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязуется подавать в многоквартирные дома, перечисленные в приложениях N 1.1, 6,7 к настоящему договору, согласованное количество тепловой энергии (приложение N 1) в соответствии с температурным графиком (приложение N 4) в течение срока действия настоящего договора с целью обеспечения указанных многоквартирных домов тепловой энергией и горячим водоснабжением, а потребитель оплачивает ресурсоснабжающей организации поданную тепловую энергию по ценам и в порядке, определенным настоящим договором.
В соответствии с пунктом 4.1 договора N 022-04042268 от 07.12.2009 расчеты за фактически поданную тепловую энергию производятся по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством, органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов. Ориентировочная цена договора составляет 8414727,68 руб. (с НДС 18%).
В случае изменения тарифа на тепловую энергию уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов цена договора подлежит изменению. При этом соответствующие изменения в договор считаются внесенными и согласованными сторонами с момента введения новых тарифов на тепловую энергию.
Цена договора N 022-04042268 от 07.12.2009 определяется исходя из объема теплопотребления потребителя (приложение N 1) и тарифа, установленного уполномоченным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов на тепловую энергию.
Расчетный месяц по указанному договору - один календарный месяц (пункт 4.2).
Согласно подпункту 4.7.1 договора N 022-04042268 от 07.12.2009 размер ежемесячного платежа равен 1/12 годового потребления и соответствующей ориентировочной стоимости, указанной в п. 4.1 договора.
Подпунктом 4.7.2 данного договора установлено, что расчеты по договору производятся путем перечисления денежных средств потребителем за поставленную тепловую энергию (центральное отопление и горячее водоснабжение) на расчетный счет ресурсоснабжающей организации не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным.
В соответствии с пунктом 7.2 договора N 022-04042268 от 07.12.2009 он вступает в силу с 01.01.2010, действует до 01.01.2011 и считается ежегодно продленным, если за 30 дней до окончания срока не последует заявления одной из сторон об отказе от исполнения настоящего договора на следующий год, или о заключении договора на иных условиях, или о внесении изменений (дополнений) в договор.
Во исполнение принятых на себя обязательств в спорный период истец поставил в адрес ответчика теплоэнергию.
ООО "УК "Таймыр" оплатило отпущенную тепловую энергию в размере 8 156 085 руб 81 коп., исходя из расчета в куб.м и по тарифу, установленному для граждан.
Ссылаясь на то, что ответчик лишь частично оплатил отпущенную тепловую энергию, вследствие чего в период с 01.10.2009 по 01.10.2010 у него образовалась задолженность по договору N 022-04042268 от 07.12.2009 в размере 881 217 руб. 73 коп. (с учетом уточнений), истец обратился с настоящими требованиями в арбитражный суд.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований суд апелляционной инстанции считает законным и обоснованным в силу следующего.
Как следует из материалов дела, обязательства сторон возникли из договора теплоснабжения N 022-04042268 от 07.12.2009, который является договором энергоснабжения и регулируется нормами главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Статьей 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как следует из представленного расчета цены иска, ОАО "БКС" обратилось к ООО "УК "Таймыр" с требованием о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии для целей отопления и горячего водоснабжения.
Согласно указанному расчету истца в период с октября 2009 года по октябрь 2010 года ОАО "БКС" отпустило тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение жилых домов на общую сумму 9 037 303 руб. 54 коп., в том числе:
- 6 570 723 руб. 02 коп. - за отопление;
- 2 466 580 руб. 52 коп. как разница между 2 490 707 руб. 65 коп. за горячее водоснабжение и 24 127 руб. 13 коп. перерасчета за ГВС по заявкам населения по жилому дому N 15 по ул. Ромашина (по данным управляющей компании).
Количество фактически отпущенной тепловой энергии определено истцом на основании показаний общедомовых приборов узлов учета тепловой энергии.
При этом расчет задолженности произведен ОАО "БКС" исходя из тарифа 1 224 руб. 72 коп. за 1 Гкал, утвержденного на 2010 год в приложении 1 к постановлению Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области N 24/6-т от 28.12.2009 для расчетов бюджетных и иных потребителей за тепловую энергию, вырабатываемую котельными ОАО "БКС".
Как правомерно установлено судом первой инстанции, ООО "УК "Таймыр" является не хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов его членов, а исполнителем коммунальных услуг в многоквартирных жилых домах, а ОАО "БКС" - ресурсоснабжающей организацией.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
ООО "УК "Таймыр" соответствует определению исполнителя коммунальных услуг, данному в пункте 3 Правил N 307, согласно которому им является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В соответствии с частью 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Данная правовая норма корреспондирует с пунктом 8 Правил N 307, в силу которого условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
По смыслу действующего законодательства договор N 022-04042268 от 07.12.2009 по своей правовой природе является публичным, следовательно, на него распространяется требование пункта 4 статьи 426 ГК РФ о том, что условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. К указанным правилам в том числе относятся Правила N 307.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Согласно п. 16 Правил N 307 при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Пунктом 20 Правил N 307 предусмотрено, что при отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются: а) для холодного водоснабжения и горячего водоснабжения - расчетным путем исходя из нормативов водопотребления, а при их отсутствии - в соответствии с требованиями строительных норм и правил; г) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Учитывая изложенное, поскольку спорные многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО "УК "Таймыр", оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета, размер платы за отпущенную тепловую энергию следует рассчитывать исходя из показаний данных приборов учета на основании тарифа, установленного для населения.
Постановлениями Брянской городской администрации N 1456-п от 30.12.2008 и N 2717-п от 30.12.2009 были установлены тарифы для ОАО "БКС" на горячую воду для потребителей при наличии приборов учета, указанные в руб./куб.м.
Таким образом, довод заявителя апелляционной жалобы о согласовании сторонами при подписании договора N 022-04042268 условия о том, что расчет количества тепловой энергии производится за потребленное количество в гигокалориях, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку вне зависимости от условий данного договора при расчете исходя из показаний приборов учета подлежит применению тариф, установленный для населения и указанный в рублях за кубический метр.
Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Министерством топлива и энергетики 12.09.1995 N Вк-4936 (далее - Правила N Вк-4936), установлена необходимость учета не только тепловой энергии, но и массы (или объема) теплоносителя, а за единицу измерения объема принят метр куб.
В соответствии с пунктом 5.1 Правил N Вк-4936 узел учета тепловой энергии оборудуется средствами измерения (теплосчетчиками, водосчетчиками, тепловычислителями, счетчиками пара, приборами, регистрирующими параметры теплоносителя, и др.), зарегистрированными в Государственном реестре средств измерений и имеющими сертификат Главгосэнергонадзора Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ответчик ежемесячно предоставлял истцу акты снятий показаний счетчиков, в которых также были указаны сведения о расходе теплоносителя на начало и конец расчетного месяца.
Следовательно, исходя из представленного ответчиком расчета, ООО "УК "Таймыр" потребило тепловую энергию для горячего водоснабжения в сумме 1 554 225 руб. 70 коп., что на 936 481 руб. 94 коп. меньше, чем по расчету истца.
Таким образом, с учетом расчета ООО "УК "Таймыр" и размера предъявленных исковых требований в размере 881 217 руб. 73 коп., при отсутствии между сторонами спора относительно оплаты остальной части теплоэнергии, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии у ответчика перед истцом задолженности по договору N 022-04042268 за спорный период.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что расчет задолженности за отпущенную тепловую энергию должен производиться на основании единственного установленного тарифа в размере 1 224 руб. 72 коп. за 1 Гкал, утвержденного постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области N 24/6-т от 28.12.2009, не соответствует нормам действующего законодательства и подлежит отклонению по следующим основаниям.
Суд апелляционной инстанции считает правомерным применение судом первой инстанции к рассматриваемым правоотношениям положений постановления Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 15.02.2011 N 12845/10, в котором содержится вывод при рассмотрении аналогичного дела о необходимости учитывать нормы Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования N 520).
Согласно пунктам 6, 7 Основ ценообразования N 520 тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за кубический метр горячей воды.
Пунктами 47, 48 Основ ценообразования N 520 предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость кубического метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева кубического метра холодной воды до определенной температуры, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования N 109).
Согласно пункту 1 Основ ценообразования N 109 они определяют основные принципы и методы регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию и на соответствующие услуги.
Исходя из статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон о тарифах), действующего в спорный период, тарифы на тепловую энергию устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - органы регулирования). Органы местного самоуправления вправе устанавливать тарифы на тепловую энергию, отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования, при условии наделения их такими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.
Следовательно, Закон о тарифах не предусматривает установления тарифов на горячую воду органами регулирования субъектов Российской Федерации.
Тарифы на тепловую энергию используются при установлении органом местного самоуправления тарифа на горячую воду.
Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области от 28.12.2009 N 24/6-т с 1 января 2010 года для ОАО "БКС" введен в действие тариф на тепловую энергию в размере 1 224 руб. 72 коп. за Гкал.
Указанный тариф подлежит применению при установлении тарифа на горячую воду и не может быть применен при расчетах с ответчиком за потребленную горячую воду.
В соответствии с абзацем 2 пункта 15 Правил N 307, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Следовательно, при расчетах между сторонами за горячую воду подлежит применению ставка оплаты услуг горячего водоснабжения, установленная постановлением Брянской городской администрации N 2717-п от 30.12.2009 и составляющая с 01 января 2010 года 66,62 руб. за 1 куб.м.
Таким образом, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы ОАО "БКС" и отмены принятого законного и обоснованного решения.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы на решение арбитражного суда составляет 2000 рублей.
Таким образом, расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в сумме 2000 рублей подлежат отнесению на заявителя - ОАО "БКС".
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Брянской области от 18 апреля 2011 года по делу N А09-6218/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.В. Заикина |
Судьи |
Ю.А. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-6218/2010
Истец: ОАО "Брянские коммунальные системы"
Ответчик: ООО "Управляющая компания "Таймыр"
Третье лицо: Комитет государственного регулирования тарифов Брянской области, МО " г. Брянск" в лице Комитета по жилищно- коммунальному хозяйству Брянской городской администрации