19 апреля 2011 г. |
Дело N А65-24601/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 апреля 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Поповой Е.Г., Кувшинова В.Е., при ведении протокола судебного заседания Финогентовой А.С., с участием:
от ОАО "Строительное монтажное управление N 44" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от Межрайонной ИФНС России N 16 по Республике Татарстан - представитель не явился, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 апреля 2011 года апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 16 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 февраля 2011 года по делу N А65-24601/2010, судья Абульханова Г.Ф., принятое по заявлению ОАО "Строительное монтажное управление N 44", ИНН 1644024436, ОГРН 1021601627772, г.Казань, к Межрайонной ИФНС России N 16 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Альметьевск,
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Строительное монтажное управление N 44" (далее - ОАО СМУ N 44", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 16 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган) по списанию денежных средств по решениям N 1711 от 05 июля 2010 года и N 29157 от 30 июня 2010 года и обязании налогового органа возвратить списанные денежные средства в размере 25 000 руб.
Заявителем требования уточнены: общество заявило требования о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 16 по Республике Татарстан, выраженных в выставлении инкассовых поручений и платежных ордеров на списание задолженности по обязательным платежам, возникшим в 4 квартале 2009 года, на сумму 25 000 руб., об обязании Межрайонную ИФНС России N 16 по Республике Татарстан возвратить незаконно снятую денежную сумму. Уточнение заявленных требований принято судом в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 января 2011 года заявление ОАО "Строительное монтажное управление N 44" удовлетворено, действия Межрайонной ИФНС России N 16 по Республике Татарстан, выраженные в выставлении ОАО "Строительно-монтажное управление N 44" инкассового поручения и платежного ордера на списание задолженности по обязательным платежам, возникшим в 4 квартале 2009 года, на сумму 25000 руб., признаны недействительными. На Межрайонную ИФНС России N 16 по Республике Татарстан возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Строительно-монтажное управление N 44" путем возврата незаконно снятой денежной суммы.
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России N 16 по Республике Татарстан просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 сентября 2008 года по делу N А65-28886/2007 ОАО "Строительно-монтажное управление N 44" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден Болтаков Александр Алексеевич.
На основании инкассового поручения от 16 августа 2010 года N 5135 (14912,60 руб.) и по платежному ордеру от 16 августа 2010 года N 4963 (10087,40 руб.) 17 сентября 2010 года с расчетного счета заявителя денежная сумма в размере 25000 руб. списана в пользу Межрайонной ИФНС России N16 по Республике Татарстан.
Заявитель, считая незаконными действия налогового органа, выраженные в выставлении инкассовых поручений и платежных ордеров на списание задолженности по обязательным платежам, возникшим в 4 квартале 2009 года, на сумму 25000 руб. обратился в арбитражный суд с заявлением (уточненным), в том числе с требованием обязать налоговый орган возвратить незаконно снятую денежную сумму.
Как видно из материалов дела, в период конкурсного производства налоговым органом на основе уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2009 года проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 19 апреля 2010 года N 12710 и принято решение от 03 июня 2010 года N 17719 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявитель привлечен к ответственности по п.1 ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 14912,60 руб.
Налоговым органом в адрес заявителя было выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 05 июля 2010 года N 1711, в котором содержалось предложение уплатить в срок до 24 июля 2010 года штраф в сумме 14912,60 руб.
В связи с неисполнением указанного требования налоговым органом на основании ст.31 и 46 Налогового кодекса Российской Федерации было принято решение от 16 августа 2010 года N 3803 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в сумме 14912,60 руб., выписано инкассовое поручение от 16 августа 2010 года N 5135 на сумму 14912,60 руб. (л.д.8).
Кроме того, налоговым органом на основании требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 29167 от 30 июня 2010 года со сроком оплаты 19 июля 2010 года выписан платежный ордер от 19 июля 2010 года N 4963 на сумму 10087,40 руб. (л.д.9).
В пункте 1 статьи 126 Федерального закона N 127-ФЗ (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 31 декабря 2008 года N 296-ФЗ) указано, что с даты принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника; прекращается исполнение по исполнительным документам; все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Требования, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди (п.1 ст.134 Федерального закона N 127-ФЗ).
В то же время согласно абзацу пятому пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве требования об уплате обязательных платежей, возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве, относятся к текущим платежам четвертой очереди. Для взыскания таких платежей налоговый орган вправе на основании статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации направить в банк инкассовое поручение, которое подлежит исполнению банком с учетом очередности, установленной пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве. Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности, определяемой исходя из даты поступления в банк расчетного документа.
Таким образом, взыскание с должника, признанного банкротом, текущих обязательных платежей возможно только за счет денежных средств, находящихся на расчетном счете. Инспекция вправе осуществлять данное взыскание путем принятия в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации решения об обращении взыскания за счет денежных средств на счете должника и направления в банк инкассового поручения.
Данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 01 февраля 2011 года N 12635/10 по делу N А12-20181/2009.
Вместе с тем, как было указано выше, статьей 126 Федерального закона N 127-ФЗ в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 31 декабря 2008 года N 296-ФЗ) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание дату открытия конкурсного производства ОАО "Строительно-монтажное управление N 44" - 19 сентября 2008 года, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что действия налогового органа, выраженные в выставлении инкассовых поручений и платежных ордеров на списание задолженности по взысканию штрафных санкций, возникшей в 4 квартале 2009 года, не соответствуют законодательству (п.1 ст.126 Федерального закона N 127-ФЗ).
В случае признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным или оспариваемых действий (бездействия) незаконным в решении суда должно быть указание на обязанность устранить нарушения прав и законных интересов заявителя (п.3 ч.4 и п.3 ч.5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 07 февраля 2011 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Межрайонную ИФНС России N 16 по Республике Татарстан, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 февраля 2011 года по делу N А65-24601/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 16 по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-24601/2010
Истец: ОАО "Строительно-монтажное управление N44", г. Казань
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N16 по Республике Татарстан,г.Альметьевск
Третье лицо: ОАО "БИНБАНК", г. Казань