20 апреля 2011 г. |
Дело N А55-23979/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 апреля 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от заявителя - Танаева Л.В., доверенность от 20.12.2010 года,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области - Тимоханова Е.Г., доверенность от 25.05.2010 года N 04-06/14088,
от Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области - Иванова Т.В., доверенность от 26.08.2010 года N 12-21/150,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Транс-Флот"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 февраля 2011 г. по делу N А55-23979/2010 (судья Медведев А.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транс-Флот" (ИНН 6367039363, ОГРН 1036302406524), г. Самара,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области, г. Самара, Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконными решений налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Транс-Флот" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просило:
- признать решение N 22560 от 08.09.2010 г. МИ ФНС N 18 по Самарской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение N 1259 от 08.09.2010 г. МИ ФНС N 18 по Самарской области об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленную к возмещению, а также решение УФНС РФ по Самарской области по апелляционной жалобе N 03-15/27141 от 19.10.2010 г. незаконными;
- обязать МИ ФНС РФ N 18 по Самарской области возместить ООО "Транс-Флот" сумму налога на добавленную стоимость, заявленную заявителем к возмещению за 1 квартал 2010 г., в размере 2602457,00 рублей;
- обязать МИ ФНС РФ N 18 по Самарской области вернуть ООО "Транс-Флот" сумму уплаченного штрафа в размере 34306,00 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.02.2011 г. заявленные требования удовлетворены частично. Суд решил признать решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области N 22560 от 08.09.2010 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения незаконным в части привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налогов, в виде штрафа по налогу на добавленную стоимость в сумме 34 306 руб., предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 171 528 руб., и штраф в сумме 34 306 руб., а также уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость на сумму 69 808,67 руб.; признать решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N18 по Самарской области N 1259 от 08.09.2010 г. об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, незаконным в части отказа в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 69 808,67 руб.; признать решение Управления ФНС России по Самарской области по апелляционной жалобе N 03-15/27141 от 19.10.2010 г. незаконным в части оставления без изменения и утверждения решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N18 по Самарской области N 22560 от 08.09.2010 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налогов, в виде штрафа по налогу на добавленную стоимость в сумме 34 306 руб., предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 171 528 руб., и штраф в сумме 34 306 руб., а также уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость на сумму 69 808,67 руб., а также решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N18 по Самарской области N 1259 от 08.09.2010 г. об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в части отказа в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 69 808,67 руб.; обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N18 по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - возместить ООО "Транс-Флот" сумму налога на добавленную стоимость, заявленную к возмещению за 1 квартал 2010 г., в размере 69 808,67 руб., возвратить из бюджета уплаченную сумму налога на добавленную стоимость в размере 171 528 руб.; возвратить ООО "Транс-Флот" сумму уплаченного штрафа в размере 34 306 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что по коносаментам N 09W-0018 от 14.05.2009 г., N 09W-0017 от 14.05.2009 г., N 09W-0041 от 04.06.2009 г., N 74026 S от 21.04.2009 г., N 64028 S от 22.04.2009 г., N 09G-0016 от 22.05.2009 г., N 09G-0017 от 22.05.2009 г., накладным N 27 от 21.05.2009 г. и N 86 от 15.06.2009 г. (т.1 л.д.85) момент окончания транспортных услуг предшествует помещению груза под таможенный режим экспорта, указанные документы свидетельствуют о том, что ООО "Транс-Флот" оказывало транспортные услуги в отношении товара, не отвечающего одному из обязательных признаков, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем основания для применения к указанным операциям нулевой ставки отсутствуют.
Взаимоотношения судовладельцев танкеров-накопителей с судовладельцами танкеров-отвозчиков, их фрахтователями и грузополучателем никак не касаются деятельности ООО "Транс-Флот".
Доказательства того, что ООО "Транс-Флот" продолжал оказывать какие-либо транспортные услуги в отношении доставленного груза после его перевалки на танкер-накопитель, заявителем суду не представлены.
Танкерные коносаменты не являются доказательствами оказания транспортных услуг со стороны ООО "Транс-Флот". В рассматриваемом деле танкерные коносаменты подтверждают лишь, что товары, по доставке которых заявитель оказывал услуги, были направлены на экспорт.
Однако поскольку на момент оказания ООО "Транс-Флот" транспортных услуг отсутствовали основания применения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, факт последующего экспорта, подтверждаемый данными танкерными коносаментами, уже не имеет отношения к вопросу обоснованности применения нулевой налоговой ставки и вычетов.
Поскольку товар по коносаменту N 09G-0064 от 03.06.2009 г. фактически был вывезен за пределы Российской Федерации, и налогоплательщик представил в налоговый орган полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, суд считает отказ инспекции в применении налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость в данном случае незаконным.
Не согласившись с выводами суда, ООО "Транс-Флот" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что ООО "Транс-Флот" представлены все документы в соответствии с требованиями НК РФ, подтверждающие оказание услуг по перевозке ООО "Транс-Флот" экспортного товара, то есть товара, помещенного под таможенный режим экспорта, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 164 НК РФ, в связи с чем заявленная к вычету сумма НДС по декларации за 1 квартал 2010 года подлежит возмещению ООО "Транс-Флот" в полном объеме - в сумме 2 602 457,00 рублей.
В судебном заседании представитель ООО "Транс-Флот" доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области, Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области считают решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, уч аствующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
ООО "Транс-Флот" 20.04.2010 г. представило в инспекцию налоговую декларацию по НДС за 1 квартал 2010 г., в которой по разделу N 3 сумма налога к уплате в бюджет по внутреннему рынку составила 171 528 руб. По разделу N 4 декларации ООО "Транс-Флот" заявило к возмещению из бюджета НДС в размере 2 773 985 руб. Общая сумма, подлежащая возмещению из бюджета по декларации по НДС за 1 квартал 2010 года, составила 2 602 457 руб.
Налоговый орган провел камеральную проверку представленной ООО "Транс-Флот" налоговой декларации по НДС по ставке 0 процентов за 1 квартал 2010 г., по результатам которой на основании акта камеральной налоговой проверки от 02.08.2010 г. N 19343 принял решение от 08.09.2010 г. N 22560 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение N 1259 об отказе ООО "Транс-Флот" в возмещении полностью налога на добавленную стоимость в сумме 2 602 457 руб.
В соответствии с принятыми решениями ООО "Транс-Флот" было привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ, в виде штрафа в размере 34 306 руб. Кроме того, предъявленный к возмещению из бюджета НДС за 1 квартал 2010 года был уменьшен на сумму 2 602 457 руб.; налогоплательщику предложено уплатить налог на добавленную стоимость в размере 171 528 руб., штраф в размере 34 306 руб.; внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Не согласившись с принятыми решениями, заявителем была подана апелляционная жалоба в Управление ФНС России по Самарской области, по результатам рассмотрения которой 19.10.2010 г. было вынесено решение N 03-15/27141. Вышеуказанным решением Управления ФНС России по Самарской области заявителю было отказано в удовлетворении апелляционной жалобы, а решения инспекции - утверждены.
Исследуя вопрос о правомочности применения заявителем ставки 0% по НДС, суд исходил из того, что таможенное оформление товаров Балтийской таможней было проведено после оказания услуг ООО "Транс-Флот" по транспортировке нефтепродуктов по коносаментам N 09W-0018 В 09W-0017 от 14.05.2009 г. , 09W-0041 от 04.06.2009 г., N 74026 S от 21.04.2009 г., N 64028 S от 22.04.2009 г., N 09G-0016 от 22.05.2009 г., N 09G-0017 от 22.05.2009 г., накладным N 27 от 21.05.2009 г. и N 86 от 15.06.2009 г.
Однако судом не учтено следующее.
По смыслу понятия договора поставки, содержащегося в ст. 785 ГК РФ, ст. 67 КВВТ РФ, ст. 115 КМТ РФ моментом оказания услуг по перевозке груза является доставка груза и выдача его получателю, указанному в коносаменте, либо перевозчику, непосредственно доставляющему груз до получателя.
Исходя из понятия договора перевозки груза, данного в ст.67 КВВТ РФ, ст.115 КТМ РФ, перевозчик обязуется доставить груз в порт назначения и выдать его получателю. То есть моментом оказания таких услуг является соответственно доставка груза и выдача его получателю.
В соответствии со ст. 117 КТМ договор морской перевозки груза должен быть заключен в письменной форме. Наличие и содержание договора морской перевозки груза могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами. Коносамент выдается перевозчиком по требованию отправителя после приема груза для перевозки (ст. 142 КТМ), что свидетельствует о реальном характере договора морской перевозки по коносаменту.
Чартер должен содержать наименование сторон, название судна (общую идентификацию или оговорку о возможности замены судна на аналогичное), указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, а также наименование места назначения или направления судна. Чартер подписывается перевозчиком и фрахтователем или их представителями (ст. 120 КТМ).
При перевозках груза по чартеру, так же как и в остальных случаях, составляется коносамент. Вопрос о соотношении этих двух документов - чартера и коносамента решается в ст. 119 КТМ. Согласно ей отношения между перевозчиком и не являющимся стороной договора морской перевозки груза получателем определяются коносаментом.
В имеющихся в материалах дела коносаментах получателем груза указаны либо компания Компания "Гунвор Интернэшнл Б.В.", Амстердам, филиал в Женеве, либо Компания "ИПКО Трейдинг С.А.", Швейцария (ПОКУПАТЕЛИ). Следовательно, в соответствии с вышеназванными нормами российского законодательства о перевозке, услуги по перевозке груза на основании выдаваемых ООО "Транс-Флот" коносаментов, считаются оказанными в момент передачи груза его получателю, указанному в коносаменте, либо перевозчику, непосредственно доставляющему груз до получателя (BNP PARIBAS S.A.). Документом, подтверждающим принятие груза для перевозки таким перевозчиком является соответствующий коносамент.
Услуги по перевозке нефтепродуктов по коносаменту N 09W-0018 от 14.05.2009 г. и N 09W-0017 от 14.05.2009 г. были оказаны обществом в момент перегрузки этих нефтепродуктов на судно "SCARLET STAR" 09.06.2009 г., что подтверждается танкерным коносаментом N 04-BIT-UNKH. Это подтверждается также и ведомостью погрузки m/t "SCARLET STAR", датированной 09.06.2009 г., из которой видно, сколько груза получено с судна ""Волгонефть-53"" и в каких поручениях на погрузку m/t "SCARLET STAR" со штампом "Выпуск разрешен" этот груз указан.
Согласно оттиску штампа "Выпуск разрешен" Балтийской таможни на ВГТД N 10216020/050609/0005493 помещение под таможенный режим по рейсу m/t "SCARLET STAR" (коносамент N 04-BIT-UNKH) было произведено 05.06.2009 г.., а оказываемые услуги по перевозке были исполнены в полном объеме надлежащим образом в соответствии с условиями коносамента образом 09.06.2009 г.., т.е. после помещения под таможенный режим.
По коносаменту N 09W-0041 от 04.06.2009 г. были оказаны в момент перегрузки этих нефтепродуктов на судно "MARIBEL" 30.06.2009 г., что подтверждается танкерным коносаментом N 14-TAI. Это подтверждается также и ведомостью погрузки m/t "MARIBEL", датированной 30.06.2009 г., из которой видно, сколько груза получено с судна ""Волгонефть-53"" и в каких поручениях на погрузку m/t "MARIBEL" со штампом "Выпуск разрешен" этот груз указан.
Согласно оттиску штампа "Выпуск разрешен" Балтийской таможни на ВГТД N 10216020/250609/0006302 помещение под таможенный режим по рейсу m/t "MARIBEL" (коносамент N 14-TAI) было произведено 25.06.2009 г.., а оказываемые услуги по перевозке были исполнены в полном объеме надлежащим образом в соответствии с условиями коносамента образом 30.06.2009 г.., т.е. после помещения под таможенный режим.
По коносаменту N 74026 S от 21.04.2009 г. услуги были оказаны в момент перегрузки этих нефтепродуктов на судно "OVERSEAS SOPHIE" 25.05.2009 г., что подтверждается танкерным коносаментом N 001 VT. Это подтверждается также и ведомостью погрузки m/t "OVERSEAS SOPHIE", датированной 25-27.05.2009 г., из которой видно, сколько груза получено с судна "Капитан Жданов" и в каких поручениях на погрузку m/t "OVERSEAS SOPHIE" со штампом "Выпуск разрешен" этот груз указан.
Согласно оттиску штампа "Выпуск разрешен" Балтийской таможни на ВГТД N 10216020/200509/0004798 помещение под таможенный режим по рейсу m/t "OVERSEAS SOPHIE" (коносамент N 001 VT) было произведено 20.05.2009 г.., а оказываемые обществом услуги по перевозке были исполнены в полном объеме надлежащим образом в соответствии с условиями коносамента образом 25.05.2009 г.., т.е. после помещения под таможенный режим.
По накладной N 27 от 21.05.2009 г. услуги были оказаны в момент перегрузки этих нефтепродуктов на судно "ASTRO ALTAIR" 09.06.2009 г., что подтверждается танкерным коносаментом N 008SN. Это подтверждается также и ведомостью погрузки m/t "ASTRO ALTAIR", датированной 08-10.05.2009 г., из которой видно, сколько груза получено с судна "Капитан Жданов" и в каких поручениях на погрузку m/t "ASTRO ALTAIR" со штампом "Выпуск разрешен" этот груз указан.
Согласно оттиску штампа "Выпуск разрешен" Балтийской таможни на ВГТД N 10216020/010609/0005218 помещение под таможенный режим по рейсу m/t "ASTRO ALTAIR" (коносамент N 008SN) было произведено 01.06.2009 г.., а оказываемые услуги по перевозке были исполнены в полном объеме надлежащим образом в соответствии с условиями коносамента образом 09.06.2009 г.., т.е. после помещения под таможенный режим.
По накладной N 86 от 15.06.2009 г. услуги были оказаны в момент перегрузки этих нефтепродуктов на судно "FAOUET" 27.06.2009 г., что подтверждается танкерным коносаментом N 025 УТ. Это подтверждается также и ведомостью погрузки m/t "FAOUET", датированной 27.06.2009 г., из которой видно, сколько груза получено с судна "Капитан Жданов" и в каком поручении на погрузку m/t "FAOUET" со штампом "Выпуск разрешен" этот груз указан.
Согласно оттиску штампа "Выпуск разрешен" Балтийской таможни на ВГТД N 10216020/250609/0006298 помещение под таможенный режим по рейсу m/t "FAOUET" (коносамент N 025 УТ) было произведено 25.06.2009 г.., а оказываемые услуги по перевозке были исполнены в полном объеме надлежащим образом в соответствии с условиями коносамента образом 27.06.2009 г.., т.е. после помещения под таможенный режим.
По коносаменту N 64028 S от 22.04.2009 г. услуги были оказаны в момент перегрузки этих нефтепродуктов на судно "OVERSEAS REBECCA" 03.06.2009 г., что подтверждается танкерным коносаментом N 005SN. Это подтверждается также и ведомостью погрузки m/t "OVERSEAS REBECCA", датированной 03-05.06.2009 г., из которой видно, сколько груза получено с судна "Волгонефть-207" и в каких поручениях на погрузку m/t "OVERSEAS REBECCA" со штампом "Выпуск разрешен" этот груз указан.
Согласно оттиску штампа "Выпуск разрешен" Балтийской таможни на ВГТД N 10216020/010609/0005217 помещение под таможенный режим по рейсу m/t "OVERSEAS REBECCA" (коносамент N 005SN) было произведено 01.06.2009 г.., а оказываемые нашей компанией услуги по перевозке были исполнены в полном объеме надлежащим образом в соответствии с условиями коносамента образом 03.06.2009 г.., т.е. после помещения под таможенный режим.
По коносаменту N 09G-0016 от 22.05.2009 г. были оказаны в момент перегрузки этих нефтепродуктов на судно "АSTRO ALTAIR" 09.06.2009 г., что подтверждается танкерным коносаментом N 009SN. Это подтверждается также и ведомостью погрузки m/t "АSTRO ALTAIR" датированной 08-10.06.2009 г., из которой видно, сколько груза получено с судна "Волгонефть-207" и в каких поручениях на погрузку m/t "АSTRO ALTAIR" со штампом "Выпуск разрешен" этот груз указан.
Согласно оттиску штампа "Выпуск разрешен" Балтийской таможни на ВГТД N 10216020/010609/0005218 помещение под таможенный режим по рейсу m/t "ASTRO ALTAIR" (коносамент N 009SN) было произведено 01.06.2009 г.., а оказываемые по перевозке были исполнены в полном объеме надлежащим образом в соответствии с условиями коносамента образом 09.06.2009 г.., т.е. после помещения под таможенный режим.
По коносаменту N 09G-0017 от 22.05.2009 г. были оказаны в момент перегрузки этих нефтепродуктов на судно "SEASONG" 14.06.2009 г., что подтверждается танкерным коносаментом N 010SN. Это подтверждается также и ведомостью погрузки m/t "SEASONG", датированной 14.06.2009 г., из которой видно, сколько груза получено с судна "Волгонефть-207" и в каких поручениях на погрузку m/t "SEASONG" со штампом "Выпуск разрешен" этот груз указан.
Согласно оттиску штампа "Выпуск разрешен" Балтийской таможни на ВГТД N 10216020/050609/0005218 помещение под таможенный режим по рейсу m/t "SEASONG" (коносамент N 010SN) было произведено 05.06.2009 г.. А оказываемые услуги по перевозке были исполнены в полном объеме надлежащим образом в соответствии с условиями коносамента образом 14.06.2009 г.., т.е. после помещения под таможенный режим.
Отмечая специфику обложения налогом на добавленную стоимость экспортируемых товаров, а также работ и услуг, связанных с экспортом товаров, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 19.01.2005 года N 41-0 отметил, что порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ и услуг напрямую связан с фактом применения к реализации товаров, в отношении которых произведены эти работы и услуги, такой же ставки 0 процентов. Применение такого порядка в отношении экспортируемых товаров способствует усилению конкурентоспособности товаров, экспортируемых из Российской Федерации, на мировом рынке, поскольку по общему правилу обложение налогом на добавленную стоимость экспортируемых товаров, а также работ и услуг, связанных с экспортом товаров, осуществляется в стране назначения.
Конституционный суд РФ в своем Определении от 05.02.2009 г. N 367-0-0, отказывая в принятии к рассмотрению жалобы на то, что подпункт 2 пункта 1 ст. 164 НК РФ содержит неопределенность в отнесении тех или иных работ (услуг), налогообложение которых производится по ставке 0 процентов, указал следующее:
"Применение налоговой ставки 0 процентов в соответствии с правилами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации обусловлено реальным осуществлением экспортной операции, а также представлением налогоплательщиком определенного комплекта документов (пункт 4 статьи 165)".
Судом установлено, и налоговым органом не оспаривалось, что перевозимый заявителем груз был вывезен за пределы РФ, а также заявителем представлен полный пакет документов в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 ст. 165 НК РФ.
Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.02.2009 г. N 13893/08, от 10.11.2009 г. N 10834/09, на которые ссылается суд, касаются транспортировки груза трубопроводным транспортом. В этом случае обязательны для предъявления грузовые таможенные декларации для подтверждения 0 % ставки по НДС. И перевозчику отказано было в применении именно 18% ставки, так как из условий договоров, из маршрутных телеграмм, актов сдачи-приемки нефтепродуктов транспортной организации было известно о непосредственной связи оказываемой услуги с товаром, вывозимым в таможенном режиме экспорта.
Заявитель, заключив контракт с иностранным контрагентом, как перевозчик, оказывающий услуги по транспортировке экспортного товара, дополнительно к цене реализуемых услуг обязан предъявить к оплате покупателю (экспортеру) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость, выставив счет-фактуру с указанием надлежащей налоговой ставки 0 процентов.
Перечень товаров, работ и услуг, налогообложение по которым производится по ставке 0 процентов, установлен пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 указанной статьи налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны.
Данное положение распространяется, в том числе на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте).
Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 165 Таможенного кодекса Российской Федерации экспорт -таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе, поэтому основной признак экспортной операции - факт вывоза продукции за пределы территории Российской Федерации.
Понятие товаров, находящихся под таможенным контролем при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации до фактического пересечения таможенной границы, содержится в подпункте 4 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 360 ТК РФ российские товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, и до пересечения таможенной границы.
Под вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации понимается подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров, в том числе сдача транспортным организациям товаров для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации (подпункт 9 пункта 1 статьи 11 ТК РФ). Причем днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом (статья 157 ТК РФ).
Из буквального толкования подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом положений Таможенного кодекса Российской Федерации следует, что условием применения ставки 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, является факт вывоза указанных товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации и представление необходимых документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, а не момент их помещения под таможенный режим экспорта.
Этот вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.12.2009 г. N 8133/09.
По смыслу статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации одним из необходимых условий наличия права на применение ставки 0% по НДС у налогоплательщика, оказывающего услуги по транспортировке продукции, является принадлежность этих услуг к единой экспортной операции по поставке продукции.
Данный вывод суда соответствует правовой позиции, изложенной, в т.ч. и в постановлении ФАС Поволжского округа от 10.02.2010 г. по делу N А55-15001/2009.
При этом подпункт 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит в качестве условия его применения требования об обязательном помещении товара под таможенный режим экспорта до момента начала оказания рассматриваемых услуг.
Материалами дела подтверждается и налоговыми органами не оспаривается, что в целях возмещения НДС по указанным хозяйственным операциям ООО "Транс-Флот" представило все документы, предусмотренные подпунктами 2, 3 пункта 4 статьи 165 НК РФ.
Факт осуществления экспортной операции налоговым органом не оспаривается и полностью подтвержден всеми необходимыми документами.
На момент оказания услуг по перевозке общество располагало товаросопроводительными документами, указывающими на то, что получателем товара является иностранная фирма, доставка товара осуществляется через танкер-накопитель, место конечной доставки груза определено за пределами территории Российской Федерации, на момент доставки груза и выгрузки в танкер-накопитель товар был помещен под таможенный режим экспорта.
Таким образом, обществом обоснованно применена налоговая ставка ноль процентов по услугам транспортировки нефтепродуктов.
Услуги, оказанные заявителем, также являются составной частью единой экспортной операции по поставке нефтепродуктов и поэтому подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов.
Аналогичная позиция изложена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.11.2010 N ВАС-15249/10 по делу N А55-36238/2009-54, постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15.12.2010 г.. по делу А55-9010/2010, по делу N А55-10397/2010 от 25.01.2011 г., по делу N А55-7939/2010 от 24.02.2011 г.
Согласно обжалуемому решению "в связи со спецификой таможенного оформления названных товаров работы (услуги) по их перевозке (транспортировке) до морских портов облагаются по налоговой ставке 18 процентов. И вопреки этому выводу суд признал перевозку по коносаменту N 09G-0064 от 03.06.2009 г. соответствующей требованиям НК РФ для применения ставки 0 процентов по НДС, причем в решении суда говорится "поскольку товар по коносаменту N 09G-0064 от 03.06.2009 г. фактически был вывезен за пределы РФ, и налогоплательщик представил в налоговый орган полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, суд считает отказ инспекции в применении налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость в данном случае незаконным".
Однако транспортировка по остальным коносаментам ничем не отличалась от вышеуказанной, товар также был фактически вывезен и пакет представленных документов был идентичным.
С учетом изложенного, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением судом норм материального права решение суда согласно подпунктам 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ следует отменить полностью и заявленные требования о признании незаконными оспариваемых решений налоговых органов удовлетворить.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 февраля 2011 года по делу N А55-23979/2010 отменить.
Заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Транс-Флот" требования удовлетворить.
Признать решение N 22560 от 08.09.2010 г. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N18 по Самарской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение N 1259 от 08.09.2010 г. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N18 по Самарской области об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленную к возмещению, а также решение Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области по апелляционной жалобе N 03-15/27141 от 19.10.2010 г. незаконными.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области возместить ООО "Транс-Флот" сумму налога на добавленную стоимость, заявленной заявителем к возмещению за 1 квартал 2010 г., в размере 2602457,00 рублей.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области возвратить ООО "Транс-Флот" сумму уплаченного штрафа в размере 34306,00 рублей.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Транс-Флот" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 рублей.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Транс-Флот" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23979/2010
Истец: ООО "Транс-Флот"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N18 по Самарской области, Управление ФНС России по Самарской области