г. Пермь |
|
27 февраля 2011 г. |
Дело N А50-25171/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Виноградовой Л. Ф., Усцова Л. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шилонцевой В. А.,
при участии:
от заявителя - Баев А. Н., доверенность от 11.01.2011, удостоверение,
от ответчика - Горкунова Л. М., доверенность от 10.12.2010 N 43, паспорт,
от заинтересованного лица - не явились,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю на решение Арбитражного суда Пермского края
от 15 февраля 2011 года
по делу N А50-25171/2010,
принятое судьей Трубиным Р. В.,
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
заинтересованное лицо Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Пермский государственный университет",
о признании незаконным отказа в государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок, о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельные участки и об обязании произвести государственную регистрацию права собственности на земельные участки,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю (далее - заявитель, ТУ ФАУГИ по Пермскому краю) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - ответчик, Управление) в государственной регистрации:
- прекращения права собственности на земельный участок под существующее здание, расположенный по адресу: г.Пермь, ул.Краснова, 29, с кадастровым номером 59:01:44 1 0151:004, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, Свердловский район, ул. Краснова, 29, ликвидации указанного земельного участка в связи с его разделением на два земельных участка;
- права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4410151:45 и 59:01:4410151:46, расположенные по адресу: Пермский край, г. Пермь, Свердловский район, ул. Краснова, 29,
изложенного в сообщении от 13.08.2010 N 01/002/2010-601,602,603;
а также обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем прекращения права собственности Российской Федерации на земельный участок под существующее здание, расположенный по адресу: г.Пермь, ул.Краснова, 29, с кадастровым номером 59:01:44 1 0151:004, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, Свердловский район, ул. Краснова, 29, а также осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4410151:45 и 59:01:4410151:46, расположенные по тому же адресу.
Определением суда от 23.11.2010 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Пермский государственный университет" (далее - ГОУ ВПО "Пермский государственный университет", ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 15.02.2011 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, заявление удовлетворить. Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд при вынесении решения нарушил нормы материального и процессуального права, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела. Заявитель указал, что решение принято без учета того обстоятельства, что при разделении земельного участка, предоставленного государственному учреждению, согласие учреждения на такой раздел не требуется в силу п. 4 ст. 11.2. Земельного кодекса Российской Федерации; на основании п.п. 2 и 3 ст. 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного бессрочного пользования на образованные земельные участки сохраняется, предоставление вновь таких земельных участков учреждению не требуется. Суд первой инстанции не дал оценку доводу заявителя о прекращении права постоянного бессрочного пользования учреждения земельным участком в связи с ликвидацией самого объекта права (ст. 235 Гражданского кодекса российской Федерации, подп. 7 п. 2 ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации). Также судом не дана оценка доводу заявителя о незаконности требования регистрирующего органа о предоставлении для государственной регистрации дополнительного документа - заявления учреждения о прекращении государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования земельным участком и о государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования на вновь образованные земельные участки; необходимые для государственной регистрации документы заявитель в регистрирующий орган представил. Заявитель апелляционной жалобы также указал, что суд не исследовал вопрос о нахождении на образованном земельном участке площадью 481 кв.м. объекта недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности иному лицу - ОАО "КД ГРУПП", которое в силу п. 3 ст.552 Гражданского кодекса Российской Федерации приобрело право пользования земельным участком, занятым данным объектом недвижимости. Рассмотрение дела без ОАО "КД ГРУПП" является нарушением норм процессуального права и основанием для отмены решения суда. Заявитель в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.
Ответчик в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Ответчик указал, что доводы апелляционной жалобы об отсутствии необходимости согласия землепользователя на раздел земельного участка, являются необоснованными, поскольку основанием отказа явилось не отсутствие согласия землепользователя на раздел земельного участка, а отсутствие заявления землепользователя о государственной регистрации его права.
Заинтересованное лицо в суд апелляционной инстанции не явилось, отзыв на апелляционную жалобу в суд не представило.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 03.03.2005 осуществлена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования ГОУ ВПО "Пермский государственный университет" на земельный участок площадью 2962, 14 кв.м под существующее здание, имеющий кадастровый номер 59:01:44 1 0151:0004, расположенный по адресу: г.Пермь, ул. Краснова, 29 (л.д. 78).
19.09.2006 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок (л.д. 17).
21.09.2009 ТУ ФАУГИ по Пермскому краю принято распоряжение N 1233р о формировании путем раздела земельного участка площадью 2962, 14 кв.м, с кадастровым номером 59:01:44 1 0151:0004, расположенного по адресу: г.Пермь, ул. Краснова, 29, следующих земельных участков: земельного участка площадью 2 481 кв.м. под двухэтажное кирпичное здание магазина "Антей" (лит. А) и земельного участка площадью 481 кв.м. под 2-этажное кирпичное здание АБК (лит. А) (л.д. 19).
Земельный участок площадью 2 481 кв.м. поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 59:01:4410151:45, земельный участок площадью 481 кв.м. поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 59:01:4410151:46, что подтверждается кадастровыми паспортами указанных земельных участков (л.д.22-25).
23.03.2010 заявитель обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок площадью 2962, 14 кв.м, расположенный по адресу: г.Пермь, ул.Краснова, 29, с кадастровым номером 59:01:44 1 0151:004, в связи с разделением на два земельных участка, что подтверждается распиской регистрирующего органа от 23.03.2010 (л.д. 14).
Согласно указанной расписке для государственной регистрации заявитель представил распоряжение ТУ ФАУГИ по Пермскому краю от 21.09.2009 N 1233-р и приказ ФАУФИ от 08.02.2008 N 01-п.
Также 23.03.2010 заявитель обратился в Управление с заявлениями о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4410151:45 и 59:01:4410151:46, расположенные по адресу: Пермский край, г. Пермь, Свердловский район, ул. Краснова, 29, что подтверждается распиской регистрирующего органа от 23.03.2010 (л.д. 16).
Согласно расписке Управления на государственную регистрацию представлены кадастровые паспорта земельных участков, распоряжение ТУ ФАУГИ по Пермскому краю от 21.09.2009 N 1233-р и приказ ФАУФИ от 08.02.2008 N 01-п.
Письмом от 13.08.2010 N 01/002/2010-601, 602, 603 Управление отказало заявителю в государственной в связи с тем, что документы, необходимые для государственной регистрации, заявителем предоставлены не были (абзац 10 п.1. ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон). По мнению регистрирующего органа, на государственную регистрацию заявителем не было предоставлено заявление ГОУ ВПО "Пермский государственный университет" о государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 59:01:44 1 0151:0004, а также заявления о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:44 1 0151:45 и 59:01:44 1 0151:46 (л.д. 11-13).
Считая данный отказ незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, ТУ ФАУГИ по Пермскому краю обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно п. 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконным указанных решения, действия (бездействия) необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Согласно ст. 17 указанного Федерального закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в п. 1 настоящей статьи.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП (п. 1 ст. 18 Закона государственной регистрации).
В соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Пунктом 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Законом, за исключением случаев, указанных в п. 4 ст. 11.4. настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (п. 2 ст. 11.4. Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации возникновение и сохранение права собственности на образуемые или измененные земельные участки осуществляются в соответствии со ст. 11.4-11.7 настоящего Кодекса. У лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки.
В силу п. 4 ст. 22.2 Закона государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков.
Основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на образуемые земельные участки является, в частности, решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.
Обязательными приложениями к документам, представляемым на регистрацию прав, также являются: правоустанавливающий документ на земельный участок, из которого образованы земельные участки. Представление правоустанавливающего документа не требуется в случае, если право на соответствующий земельный участок ранее было зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке; согласие в письменной форме лиц на образование земельных участков в случае, если необходимость такого согласия предусмотрена Земельным кодексам Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 11.3. Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям.
В случае раздела, выдела доли в натуре или других соответствующих законодательству Российской Федерации действий с объектами недвижимого имущества записи об объектах, образованных в результате этих действий, вносятся в новые разделы Единого государственного реестра прав и открываются новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами. В новых разделах Единого государственного реестра прав и в новых делах правоустанавливающих документов делаются ссылки на разделы и дела, относящиеся к объектам недвижимого имущества, в результате действий с которыми внесены записи в новые разделы Единого государственного реестра прав и открыты новые дела правоустанавливающих документов (п. 9 ст. 12 Закона). Согласно п. 10 той же статьи регистрирующий орган обязан в трехдневный срок со дня внесения в Единый государственный реестр прав записей в связи с осуществленной государственной регистрацией прав сведений, в том числе о вещных правах на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
Таким образом, является необоснованным довод регистрирующего органа о том, что для внесения изменений о вещных правах на земельные участки в государственный реестр требуется дополнительное представление учреждением заявлений о государственной регистрации прав на первоначальный земельный участок и на образованные земельные участки.
Учитывая изложенное требование регистрирующего органа о представлении для государственной регистрации соответствующих заявлений ГОУ ВПО "Пермский государственный университет" является неправомерным.
В то же время, учитывая доводы заявителя о нахождении на первоначальном земельном участке и образованном в результате раздела земельном участке площадью 481 кв.м. объекта недвижимого имущества, принадлежащего иному лицу, наличие таких сведений в представленном на государственную регистрацию распоряжении от 21.09.2009 N 1233-р, а также в отсутствие доказательств представления для государственной регистрации согласия землепользователя на раздел земельного участка (п. 4 ст. 11.3. Земельного кодекса Российской Федерации и п. 3 ст.22.2. Закона), оснований для государственной регистрации не имелось.
При таких обстоятельствах права и законные интересы заявителя оспариваемым отказом не нарушены.
Оснований для признания незаконным отказа в государственной регистрации, изложенного в письме от 13.08.2010 N 01/002/2010-601,602,603, а также для обязания ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя не имеется
Вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленный требований является правомерным.
Довод апелляционной жалобы о том, что при разделении земельного участка, предоставленного государственному учреждению, согласие учреждения на такой раздел не требуется в силу п. 4 ст. 11.2. Земельного кодекса Российской Федерации, не является основанием удовлетворения апелляционной жалобы, поскольку основанием отказа ответчика в государственной регистрации не являлось отсутствие согласия учреждения на раздел земельного участка.
Довод заявителя о прекращении права постоянного бессрочного пользования учреждения земельным участком в связи с ликвидацией самого объекта права (ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, подп. 7 п. 2 ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации) подлежит отклонению, поскольку в соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, возникает право постоянного (бессрочного) пользования на образуемые земельные участки.
Довод заявителя апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, поскольку дело рассмотрено в отсутствие ОАО "КД ГРУПП" - собственника объекта недвижимого имущества, расположенного на вновь образованном земельном участке, подлежит отклонению. Решение суда не затрагивает права данного лица по отношению к сторонам (ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, согласно п. 1 ст. 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицам, участвующим в деле, его правах и обязанностях которых принят судебный акт, предоставлено право обжаловать этот судебный акт по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований, в связи с чем, апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит. Оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя. В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
На основании и руководствуясь ст.ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Пермского края от 15 февраля 2011 года по делу N А50-25171/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru
Председательствующий |
Ю.А. Голубцова |
Судьи |
Л. Ф. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-25171/2010
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по ПК
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ПК
Третье лицо: Администрация МО "Усть-Качкинское сельпо", ГОУ ВПО "Пермский государственный университет"