г. Москва
04 июля 2011 г. |
Дело N А41-45843/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гагариной В.Г.,
судей Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Юдина Л.В., доверенность от 11.01.2011 N 04,
от ответчика: не явились, извещены надлежащим образом,
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 23.03.2011 по делу N А41-45843/10, принятое судьей Борсовой Ж.П. по заявлению Администрации муниципального образования городской округ Лосино-Петровский Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок, при участии в деле в качестве третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Кхайата Г.Б.,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования городской округ Лосино-Петровский Московской области (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - управление, ТУ Росимущества в Московской области) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:14:060116:0033, расположенный по адресу: Московская область, г. Лосино-Петровский, ул. Первомайская, д.1.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - регистрирующий орган), Кхайата Г.Б.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.03.2011 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права и несоответствием выводов, изложенных в решении суда действующему законодательству (л.д. 75-81).
В судебное заседание не явились представители ответчика и третьих лиц, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении указанных лиц.
В судебном заседании представитель администрации против доводов управления возражал по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу от 06.06.2011 N 1597 (л.д. 100-103). По мнению заявителя, решение арбитражного суда перовой инстанции является законным, апелляционная жалоба управления - необоснованной.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, выслушав представителя администрации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы управления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 03.04.2002 Главой муниципального образования города Лосино-Петровский Московской области принято постановление N 128 "О внесении изменений в Договор аренды земельного участка N 66-ю от 11 апреля 2000 г., заключенного с ЗАО "Монино" и о заключении Договора аренды на земельный участок N 1 по ул. Первомайской в г. Лосино-Петровском с гр. Кхайта Гассан Башир", об утверждении гражданину Кхайта Г.Б. установленных границ земельного участка с кадастровым номером 50:14:0060116:0033 площадью 4 450 кв.м., предоставляемого для организации производства товаров народного потребления по ул. Первомайской, д. 1 в городе Лосино-Петровском, согласно представленному чертежу границ из земель поселений (л.д. 52).
Пунктом 3 названного постановления предписано заключить с Кхайта Г.Б. договор аренды земельного участка по указанному адресу сроком на 25 лет и зарегистрировать его в Лосино-Петровском отделе Московской областной регистрационной палаты в течение месяца с момента выхода названного постановления.
Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Щелковского района предписано внести изменения в земельно-учетные документы.
04.04.2002 между Российской Федерацией от имени которой действует Муниципальное образование город Лосино-Петровский (арендодатель) и гражданином Кхайта Г.Б. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и используемого для ведения предпринимательской деятельности N 108-Ю (л.д. 43-48).
В соответствии с пунктом 1.1 данного договора арендодатель обязуется предоставить за плату во временное владение и пользование арендатору земельный участок с кадастровым номером 50:14:06 01 16:0033 площадью 4 450 кв.м. из земель поселений, в границах, указанных на плане, а также на местности, расположенный в городе Лосино-Петровском, Московской области, ул. Первомайская, д. 1А, для осуществления арендатором следующих видов деятельности (цели использования): организация производства товаров народного потребления.
Срок аренды земельного участка установлен на 25 лет с 04.04.2002 по 03.04.2027 (пункт 2.1 договора от 04.04.2002 N 108-Ю).
Согласно кадастровому плану земельного участка с кадастровым номером 50:14:06 01 16:0033 от 10.07.2003 N 14.1/03-1849 сведения о правах на данный земельный участок не зарегистрированы, в графе "разрешенное использование" указано: для организации производства товаров народного потребления (л.д. 16-17).
31.10.2006 Кхайта Г.Б. выдано свидетельство серии 50 НА N 1367874 о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, расположенный на рассматриваемом земельном участке - трехэтажный корпус, ГО и ТТц, общей площадью 966 кв.м., инв. N 11:034-1269-5А, лит. 5А, расположенный по адресу: Московская область, Щелковский район, г. Лосино-Петровский, ул. Первомайская, д. 1А, кадастровый (условный) номер: 50:14.1:17:00701:006 (л.д. 12).
Площадь вышеуказанного земельного участка уточнена в ходе проведения работ по межеванию и в соответствии с постановлением Главы городского округа Лосино-Петровский Московской области от 23.10.2007 N 327 и составила 4 351 кв.м.
По данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на спорный земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30.09.2010 N 51/003/2010-208 на земельный участок с кадастровым номером 50:14:06 01 16:0033, расположенный по адресу: Московская область, г. Лосино-Петровский, ул. Первомайская, д. 1, зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Ссылаясь, что государственная регистрация права федеральной собственности на указанный земельный участок проведена с нарушением статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) и является ошибочной, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:14:06 01 16:0033, расположенный по адресу: Московская область, г. Лосино-Петровский, ул. Первомайская, д. 1.
Исковые требования основаны на статье 305 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), статьях 13, 18, 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), статье 2 Федерального закона N 101-ФЗ.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции сделал вывод о том, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации с внесением соответствующей записи в ЕГРП на земельный участок с кадастровым номером 50:14:06 01 16:0033, расположенный по адресу: Московская область, г. Лосино-Петровский, ул. Первомайская, д. 1, произведена при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ, а также без подачи соответствующего заявления уполномоченного органа о государственной регистрации права.
Данный вывод арбитражного суда первой инстанции является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 101-ФЗ право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
Как следует из выписки ЕГРП правообладателем спорного земельного участка указана Российская Федерация.
Порядок заполнения и выдачи выписок из ЕГРП, установлен Приказом Минюста России от 18.09.2003 N 226 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах".
Выписка из ЕГРП (далее - выписка) должна содержать описание объекта недвижимости, сведения о зарегистрированных правах на него, об ограничениях (обременениях) прав, о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.
В выписку вносятся сведения, которые содержатся в соответствующих листах раздела Единого государственного реестра прав на момент подписания выписки в пределах предусмотренного пунктом 2 статьи 7 Закона срока для предоставления лицу запрошенной информации.
Согласно статье 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В порядке пункта 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у заявителя отсутствует право распоряжения им, в том числе, право сдачи его в аренду, а также право получать арендные платежи.
Таким образом, заявитель считает, что запись в ЕГРП о праве собственности за Российской Федерацией нарушает его законные права на распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена.
По смыслу статьи 12 ГК РФ определение законом способов защиты гражданских прав направлено, на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в статье 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Заявителем по настоящему делу избран такой способ защиты как признание отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок.
Такой способ оспаривания зарегистрированного права собственности Российской Федерации не противоречит положениям статьи 12 ГК РФ и нормам Федерального закона N 122-ФЗ.
В данном случае судом установлено, что администрация обоснованно обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, в связи с тем, что, поскольку по договору аренды земельного участка с кадастровым номером 50:14:06 01 16:0033, именно муниципальное образование города Лосино-Петровский в лице Главы города выступает в качестве арендодателя от имени Российской Федерации и, соответственно, имеет право на получение арендных платежей, администрация в данном случае является лицом, чьи права и законные интересы нарушены внесением в ЕГРП сведений о праве собственности Российской Федерации на рассматриваемый земельный участок.
Кроме того границы спорного земельного участка утверждены постановлением Главы муниципального образования города Лосино-Петровский Московской области, которым принято решение о предоставлении данного участка гражданину Кхайта Г.Б. в аренду сроком на 25 лет (л.д. 52).
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Статьей 17 ЗК РФ установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами;
- право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Из части 2 статьи 2 Федерального закона N 101-ФЗ следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем, указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие - наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.
Как следует из пункта 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Таким образом законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности.
В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
В силу статей 9, 13, 17 Федерального закона N 122-ФЗ при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок произведенного в установленном законом порядке.
При этом регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер. Между тем доказательств обращения Российской Федерацией о регистрации права собственности на спорный участок суду не представлено.
Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.07.2001 N 154-О, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
В соответствии с Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" признан утратившим силу Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю", а также уточнены основания разграничения государственной собственности на землю, в связи с чем за органами местного самоуправления сохранено право распоряжения лишь теми земельными участками, которые не отвечают ни одному из критериев, позволяющих отнести их к соответствующему уровню собственности, установленных статьей 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Доказательств, что право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки зарегистрировано на основании пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ суду не представлено и в материалах дела такие доказательства отсутствуют.
На основании изложенного арбитражным судом апелляционной инстанции отклонен довод апелляционной жалобы о том, что при определении собственника спорного земельного участка судом не учтены положения статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ.
Согласно Положению об учете федерального имущества, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 (далее - Положение), под правообладателем понимается федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган) или иной федеральный орган государственной власти, федеральное государственное учреждение, федеральное автономное учреждение, федеральное государственное унитарное предприятие, федеральное казенное предприятие или иное юридическое либо физическое лицо, которому федеральное имущество принадлежит на соответствующем вещном праве или в силу закона.
В соответствии с пунктом 14 Положения правообладатель для внесения сведений в реестр об имуществе, приобретенном им по договорам или иным основаниям, поступающем в его хозяйственное ведение или оперативное управление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, представляет в 2-недельный срок со дня приобретения имущества в соответствующий территориальный орган необходимые документы.
В соответствии с пунктом 27 Положения контроль полноты, достоверности и своевременности представления правообладателем к учету федерального имущества, принадлежащего им на соответствующем вещном праве, по результатам сверки сведений реестра и иных государственных информационных систем и муниципальных информационных систем, документальных и других проверок правообладателей осуществляется территориальными органами в порядке, установленном Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.
Таким образом названным Положением установлено, что контроль полноты, достоверности и своевременности предоставления правообладателем к учету федерального имущества осуществляется территориальными органами. Между тем управление не представило суду доказательств обоснованности обстоятельств на которые ссылается в апелляционной жалобе, а также доказательств того, что спорный объект подлежал внесению в реестр федеральной собственности, однако не был внесен по каким-либо основаниям.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает правильным вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок является государственной собственностью, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
Согласно статье 17 Федерального закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно статье 17 ЗК РФ, в редакции, действовавшей на момент внесения записи, право собственности у Российской Федерации на земельный участок могло возникнуть в связи с признанием таковых федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
Управление не представило суду доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорный участок.
Доказательств внесения земельного участка с кадастровым номером 50:14:06 01 16:0033 в реестр федеральной собственности, отнесения данного земельного участка к исключительной собственности Российской Федерации, управлением не представлено и в материалах дела такие доказательства отсутствуют.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено доказательств принятия уполномоченным органом акта о том, что спорный земельный участок является федеральной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено законом.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, государственная регистрация права собственности Российской Федерации с внесением соответствующей записи в ЕГРП на земельный участок с кадастровым номером 50:14:06 01 16:0033, расположенный по адресу: Московская область, г. Лосино-Петровский, ул. Первомайская, дом 1А, произведена регистрирующим органом при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ, а также без подачи соответствующего заявления уполномоченного органа о государственной регистрации права.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Доказательства обращения управления к регистрирующему органу с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на рассматриваемый земельный участок суду не представлено, в материалах дела и в материалах регистрационного дела, представленного в материалы дела, такие сведения отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что право собственности Российской Федерации на указанный выше земельный участок зарегистрировано при отсутствии документов-оснований, а также в отсутствие заявления правообладателя, вследствие чего не может быть признано законно возникшим.
Также в материалах дела отсутствуют доказательства наличия на спорном земельном участке объектов недвижимого имущества, на которые в установленном законом порядке зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
При этом из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:14:06 01 16:0033 предоставлен арендатору для осуществления следующих видов деятельности (разрешенный вид использования): для организации производства товаров народного потребления (л.д. 23).
В разделе КВ.3 кадастровой выписки на данный земельный участок от 15.06.2010 N 5014/202/10-12299 (л.д. 23-27) имеются сведения об объекте недвижимости, расположенном на данном земельном участке: объект недвижимости 50:14:0601 16:33:1 трехэтажный корпус, ГО и ТТц. 110:034-1269-5А, лит. 5А, площадью 393 кв.м. (л.д. 25).
Право собственности на указанный объект недвижимости, расположенный на спорном земельном участке., принадлежит гражданину Кхайта Г.Б., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 31.10.2006 серии 50 НА N 1367874 (л.д. 12), выданном на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 30.03.2001 N 113/12-12, заключенном между закрытым акционерным обществом "Монино" (продавец) и Кхайта Г.Б. (покупатель) (л.д. 103-110).
В соответствии с пунктом 1.4 договора купли-продажи от 30.03.2001 N 113/12-12 объект принадлежал продавцу на основании договора купли-продажи имущества арендного предприятия Монинский камвольный комбинат от 17.11.1992 с Комитетом по управлению имуществом Московской области. Право собственности продавца зарегистрировано в Московской областной регистрационной палате, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.03.2001 сделана запись регистрации 50-01 14.1-01 2001-206.01.
Согласно пункту 2.1 указанного договора земельный участок, занимаемый объектом недвижимости, являющимся предметом данного договора, и необходимый для его использования, принадлежит продавцу на основании договора аренды от 16.04.2000 N 66-Ю, заключенному с Муниципальным образованием г. Лосино-Петровским.
При этом арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что Монинский камвольный комбинат (Щелковский район, г. Лосино-Петровский) в 1993 году передан в государственную собственность Московской области в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.1993 N 323 "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Московской области".
Таким образом объект недвижимого имущества, расположенный на спорном земельном участке, ранее принадлежал предприятию, переданному в государственную собственность Московской области.
На основании вышеуказанного судом установлено, что объект недвижимого имущества, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 50:14:06 01 16:0033 принадлежит на праве собственности гражданину Кхайта Г.Б. Доказательств наличия иных объектов недвижимого имущества, расположенных на данном участке суду не представлено и в материалах дела такие доказательства отсутствуют.
В материалы дела представлено также разрешение на строительство от 15.12.2010 N RU50313000 объекта капитального строительства: швейного цеха с административно-бытовыми и складскими помещениями (площадь застройки 3 132 кв.м., строительный объем - 12 558,40 куб.м.) на основании проектной документации, разработанной открытым акционерным обществом "Агропромжилиндустрпроект" и согласованной в установленном законодательством Российской Федерации порядке, по адресу: Московская область, г. Лосино-Петровский, ул. Первомайская, д. 1А. Разрешение на строительство выдано на основании наличия у застройщика договора аренды земельного участка от 04.04.2002 N 108-Ю (л.д. 111).
Сведений о наличии объектов недвижимого имущества, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 50:14:06 01 16:0033, на которые зарегистрировано право федеральной собственности, в материалы дела не представлены.
Определениями от 24.05.2011 и от 16.06.2011 арбитражным судом апелляционной инстанции управлению предложено представить сведения и доказательства, подтверждающие наличие имущества принадлежащего Российской Федерации, находящегося на земельном участке с кадастровым номером 50:14:06 01 16:0033, соответствующие акты, свидетельствующие о разграничении государственной собственности и иные доказательства в обоснование доводов апелляционной жалобы (л.д. 67-71, 117-120).
Однако управлением названные определения арбитражного суда не исполнены. При этом представители управления в судебные заседания апелляционной инстанции не являлись, несмотря на надлежащее уведомление о датах и времени судебных разбирательств.
На основании изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации с внесением соответствующей записи в ЕГРП на земельный участок с кадастровыми номером 50:14:06 01 16:0033, произведена при отсутствии предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации оснований.
Арбитражным судом апелляционной инстанции отклонен довод апелляционной жалобы о том, что обращаясь в арбитражный суд с заявлением о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, заявителем не доказано наличие вещных прав на данный земельный участок, поскольку такой способ защиты нарушенного права как признание отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на вышеуказанные земельные участки не противоречит положениям статьи 12 ГК РФ и нормам Федерального закона N 122-ФЗ.
С учетом установленных по делу обстоятельств в данном случае арбитражным судом первой инстанции обоснованно указано, что заявителем избран надлежащий способ защиты нарушенного права.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23.03.2011 по делу N А41-45843/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.Г. Гагарина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-45843/2010
Истец: Администрация городского округа Лосино-Петровский, Администрация муниципального образования городского округа Лосино-Петровский Московской области
Ответчик: Территориальное управление Росимущества по Московской области, ТУФА по управлению федеральным имуществом по МО
Третье лицо: Кхайата Г. Б., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФСГ регистрации, кадастра и картографии
Хронология рассмотрения дела:
04.07.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4312/11