г. Вологда
29 июня 2011 г. |
Дело N А05-13715/2010 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Носач Е.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Митрушиной Ю.Н.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Северной железной дороги - Сольвычегодского отделения Чащиной О.А. по доверенности от 29.03.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Северное речное пароходство" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 февраля 2011 года по делу N А05-13715/2010 (судья Куницына Л.Л.),
установил
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Северной железной дороги - Сольвычегодского отделения (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к открытому акционерному обществу "Северное речное пароходство" (далее - ОАО "Северное речное пароходство") о взыскании 4 780 158 руб. 63 коп. платы за пользование вагонами по накопительным ведомостям N 000007, 000008, 000009, 000010, 000011, 000012.
Решением суда от 17.02.2011 исковые требования удовлетворены. Также с ОАО "Северное речное пароходство" в пользу ОАО "РЖД" взыскано 46 900 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
ОАО "Северное речное пароходство" с решением не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы считает решение суда незаконным, необоснованным, поскольку расчет платы за пользование вагонами произведен неправомерно с нарушением действующих инструкций.
ОАО "РЖД" в отзыве на апелляционную жалобу считает, что судом принято правильное решение, просит оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Представитель истца в судебном заседании доводы, изложенные в отзыве, поддержал.
ОАО "Северное речное пароходство" надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, апелляционная жалоба рассмотрена без его участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав представителя истца, исследовав доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 17.05.2007 ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "Северное речное пароходство" (пользователь) заключили договор N 6-223 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ОАО "Северное речное пароходство" по станции Котлас Северной железной дороги сроком действия до 16.05.2012 (параграф 13 в редакции дополнительного соглашения от 25.06.2008 N 1).
Предметом договора является взаимодействие сторон по эксплуатации принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к пути необщего пользования "Вычегда" N 11 через стрелочный перевод N 31 (путь N 9) и к пути необщего пользования "Вычегда" N 4 через стрелочный перевод N 41 (путь N 14). Границами железнодорожного пути необщего пользования являются знаки "Граница подъездного пути", установленные у предельного стыка рамного рельса стрелочного перевода N 31 (путь N 9) и у переднего стыка рамного рельса стрелочного перевода N 41 (путь N 14).
Согласно параграфу 2 договора развёрнутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 950, 7 м в том числе 555, 5 м находится на балансе перевозчика.
В параграфе 4 договора установлено, что расстояние подачи и уборки вагонов локомотива перевозчика принимается равным 12,20 км, считая в оба конца, из них 11,84 км считая в оба конца находится на балансе перевозчика и 0,36 км считая в оба конца - на балансе пользователя (параграф 4 договора).
Порядок расчетов между сторонами закреплен в параграфе 9.
Параграфом 9 установлены платежи, которые пользователь обязался уплачивать перевозчику в процессе исполнения договора.
В рамках дела N А05-4567/2010 ОАО "Северное речное пароходство" было обязано заключить дополнительное соглашение к договору от 17.05.2007 N 6-223 в редакции ОАО "РЖД" от 27.07.2009.
Согласно внесенным дополнениям и изменениям в параграфе 4 договора установлено, что расстояние подачи и уборки вагонов локомотивом перевозчика принимается равным 10,9 км считая в оба конца, а пункт "в" параграфа 9 принят в следующей редакции: "Сбор за подачу и уборку вагонов на основании среднесуточного количества поданных и убранных вагонов по средневзвешенной ставке за расстояние 10,9 км, считая в оба конца, по ставкам таблицы 10 с учётом коэффициента доплат, указанных в таблице 13 Тарифного руководства N 3, за каждый выход локомотива".
Также в параграф 9 включён пункт "г", согласно которому пользователь уплачивает перевозчику ежесуточную плату за развёрнутую длину участка пути, принадлежащего железной дороге, используемого при подаче и уборке вагонов для пользователя, протяжённостью 5763 м по ставкам части 2 таблицы 11 Тарифного руководства N 3.
Дополнительное соглашение вступило в силу с 30.06.2009.
ОАО "РЖД" произвело начисление ОАО "Северное речное пароходство" платы за 30 июня, июль-октябрь 2009 года и с ноября 2009 года по октябрь 2010 года за пользование железнодорожными путями необщего пользования, однако представители ОАО "Северное речное пароходство" для подписания накопительных ведомостей не явились, о чём составлен акт общей формы от 14.10.2010 N 66.
Поскольку ответчик от подписания накопительных ведомостей отказался и плату за пользование железнодорожными путями не произвел, истец обратился в суд с иском о взыскании задолженности в сумме 4 780 158 руб. 63 коп.
Суд первой инстанции исковые требования признал обоснованными по праву и по размеру. Арбитражный апелляционный суд с выводами суда первой инстанции согласен.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно статьям 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В силу статьи 55 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. При отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком железнодорожном пути осуществляются локомотивом, принадлежащим перевозчику. Согласно части 3 статьи 58 Устава за работу локомотивов, принадлежащих перевозчикам, по подаче и уборке вагонов перевозчиками взимается сбор с грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования по договору, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Пункт 2.7.1 постановления ФЭК N 35/15 предусматривает, что сбор за подачу и уборку груженых и порожних вагонов локомотивом, принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, взимается за расстояние подачи и уборки вагонов в оба конца по одному из двух вариантов:
- в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов по ставкам таблицы N 8 Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и по ставкам таблицы N 9 Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге;
- за каждый выход локомотива по ставкам таблицы N 10 Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и за каждый выход локомотива и пользование железнодорожным подъездным путем по ставкам таблицы N 11 Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге (применяется для 1 и 2 групп железнодорожных подъездных путей).
Пункт 2.7.6.2 Тарифного руководства устанавливает исключение из общего порядка ежесуточного начисления сбора за подачу и уборку вагонов, когда для 1 и 2 группы подъездных путей (малодеятельных) сбор за подачу и уборку вагонов рассчитывается по выходу локомотива, но и в этом случае плата за пользование железнодорожным путем, принадлежащим железной дороге, определяемая по ставкам части 2 таблицы 11 Тарифного руководства N 3, взимается ежесуточно, независимо от того, производилась ли подача и уборка вагонов.
С учетом изложенных обстоятельств необоснован довод ответчика в части необходимого начисления платы за пользование путем только при наличии платы по выходам локомотива, поскольку сбор за пользование железнодорожным подъездным путем подлежит уплате независимо от предоставления услуг по подаче и уборке вагонов, что согласуется с положениями пункта 2.7.13 Тарифного руководства N 3.
Тарифное руководство N 3 недействительным в какой-либо части не признано и согласуется с условиями заключенного сторонами договора.
Действия истца по выписке накопительной ведомости регламентируются Инструкцией по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО "РЖД" от 01.03.2007 N 333 р (далее - Инструкция от 01.03.2007 N 333 р) (пункты 4.15 и 4.16).
Накопительная ведомость формы ФДУ-92 составляется АФТО, при отсутствии АРМ ППД системы "ЭТРАН" или другого АРМ для ее ведения в условиях автоматизации. Накопительная ведомость составляется на каждого плательщика в трех экземплярах с указанием необходимых данных для определения размеров сборов, платы и штрафов, связанных с перевозкой грузов. Период составления накопительной ведомости (за сутки, пятидневку, декаду или месяц) определяется договором между ОАО "РЖД" и плательщиком.
В накопительной ведомости по форме ФДУ-92 указываются: период, за который составлена накопительная ведомость, станция, наименование и код плательщика, вид расчета, дата, номер и наименование первичного документа по которому начисляются сборы, платы и штрафы, сумма и код платежа.
В ходе рассмотрения дела истцом указано, что согласно пункту 4.16 Инструкции от 01.03.2007 N 333 р накопительная ведомость формы ФДУ-92ВЦ формируется в порядке, аналогичном установленному для заполнения накопительной ведомости формы ФДУ-92, в связи с этим отсутствуют основания для признания предъявленных ответчику для оплаты документов не соответствующими установленным формам.
ОАО "РЖД" в обоснование расчета представило накопительные ведомости N 000001-000006 и акты общей формы. Расчет, составленный истцом, проверен судом и признан обоснованным, в связи с этим взыскание задолженности ответчика перед истцом в сумме 4 780 158 руб. 63 коп. является обоснованным.
Арбитражный апелляционный суд отклоняет доводы подателя жалобы как несостоятельные и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
С учетом изложенного исследование представленных сторонами доказательств произведено арбитражным судом должным образом, выводы о применении норм материального права соответствуют установленным судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому оснований для отмены решения арбитражного суда по приведенным в жалобе доводам не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 февраля 2011 года по делу N А05-13715/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Северное речное пароходство" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Северное речное пароходство" 21 451 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной в доход федерального бюджета.
Председательствующий |
Е.В. Носач |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-13715/2010
Истец: ОАО "РЖД" в лице филиала Северной железной дороги - Сольвычегодское отделение, ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Северной железной дороги - Сольвычегодское отделение
Ответчик: ОАО "Северное речное пароходство"