г. Чита |
Дело N А19-9909/08-62 |
6 июля 2011 г. |
Дело N А78-643/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 6 июля 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Желтоухова Е.В., Доржиева Э.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малановой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения "Антипихинская квартирно-эксплуатационная часть района" (ОГРН 1027501182356, ИНН 7534004371) на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 29 апреля 2011 года по делу N А78-643/2011 по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН 1097536008382, ИНН 7536107044) к Государственному учреждению "Антипихинская квартирно-эксплуатационная часть района" (ОГРН 1027501182356, ИНН 7534004371) о взыскании пени в сумме 21 809 рублей 20 копеек
(суд первой инстанции: Перевалова Е. А.)
при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
от УПФР: Бакланова Евгения Сергеевна, специалист юридического отдела, доверенность от 11 января 2011 года N 2;
от Антипихинской КЭЧ района: не было (извещена)
и установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) (далее - Фонд, УПФР) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Федеральному бюджетному учреждению - Управлению Сибирского военного округа (далее - Управление СибВО) о взыскании пеней в общей сумме 21 809 рублей 20 копеек, из которых 16 359 рублей 88 копеек - пени, начисленные за неуплату страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии, 2075 рублей 12 копеек - пени, начисленные за неуплату страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, 1 513 рублей 59 копеек - пени, начисленные за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 1 860 рублей 61 копейка - пени, начисленные за неуплату страховых взносов в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 4 апреля 2011 года в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с согласия СибВО произведена замена ненадлежащего ответчика - Управления СибВО на надлежащего - Государственное учреждение "Антипихинская квартирно-эксплуатационная часть района" (далее - ГУ "Антипихинская КЭЧ района", учреждение).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 29 апреля 2011 года заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у ГУ "Антипихинская КЭЧ района" задолженности по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГУ "Антипихинская КЭЧ района" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств по делу, поскольку у ГУ "Антипихинская КЭЧ района" имеется переплата по страховым взносам в сумме 302 000 руб., в связи с чем наличие задолженности Фондом не доказано. Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указывает на не направление в адрес ГУ "Антипихинская КЭЧ района" расчета пени, а также на статус у ГУ "Антипихинская КЭЧ района" бюджетного учреждения.
В отзыве на апелляционную жалобу Фонд выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.
О месте и времени судебного заседания учреждение извещено надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовым уведомлением N 67200038757968, а также отчетом о публикации 6 июня 2011 года на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя Фонда, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции, ГУ "Антипихинская КЭЧ района" является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, ему присвоен регистрационный номер 085003000104.
При проверке ГУ "Антипихинская КЭЧ района" УПФР выявлена задолженность по страховым взносам: на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в сумме 313 585 рублей 75 копеек, на накопительную часть трудовой пенсии - 37 974 рублей, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 29 081 рубль, в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 35 774 рубля.
Данные обстоятельства зафиксированы в справке о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов от 2 августа 2010 года N 085003 10 СН 0011509 (л.д. 15).
16 сентября 2010 года Фондом выставлено требование N 08500340010682 об уплате учреждением указанной недоимки и пени в сумме 21 809 рублей 20 копеек, из них 18 435 рублей 00 копеек - пени, начисленные за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, 3 374 рубля 20 копеек - пени, начисленные за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Срок уплаты установлен до 5 октября 2010 года (л.д. 13).
В установленный в требовании срок пени в добровольном порядке учреждением уплачены не были, поэтому Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ГУ "Антипихинская КЭЧ района" 21 809 рублей 20 копеек пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных Фондом требований, исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах) плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Как уже отмечалось, в нарушение приведенной нормы права ГУ "Антипихинская КЭЧ района" допустило возникновение задолженности по страховым взносам, в том числе на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 313 585 рублей 75 копеек, на накопительную часть трудовой пенсии - в сумме 37 974 рублей, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 29 081 рубль и в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 35 774 рубля.
Данное обстоятельство заявителем апелляционной жалобы по существу не оспаривается.
В случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными данным законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени.
Статьей 25 Закона о страховых взносах предусмотрено, что сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (часть 2). Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов (часть 3). Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов (часть 5). Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (часть 6). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме (часть 7). Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств плательщика страховых взносов на счетах в банке, а также за счет иного имущества плательщика страховых взносов в порядке, предусмотренном для взыскания недоимки по страховым взносам (часть 8).
Согласно пункту 1 части 4 статьи 18 Закона о страховых взносах взыскание недоимки по страховым взносам в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счет.
В Отделении по г. Чите Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю открыт лицевой счет N 03911643270.
Таким образом, взыскание с ГУ "Антипихинская КЭЧ района" пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование производится в судебном порядке.
За несвоевременную уплату страховых взносов за первый квартал 2010 года учреждению начислены пени в общей сумме 21 809 рублей 20 копеек, в том числе 18 435 рублей 00 копеек - пени, начисленные за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и 3 374 рубля 20 копеек - пени, начисленные за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В материалах дела имеются подробные расчеты начисления пеней за период с 16 февраля по 16 сентября 2010 года (л.д. 16-19), которые судом апелляционной инстанции проверены и признаны правильными.
Контррасчетов либо возражений относительно правильности произведенных расчетов пеней учреждением не представлено ни суду первой инстанции, ни в апелляционной жалобе.
Единственным доводом заявителя апелляционной жалобы является наличие у него переплаты по страховым взносам в сумме 302 000 рублей, которая, как полагает учреждение, должна была быть учтена УПФР.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ, права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по единому социальному налогу, истекших до 1 января 2010 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации с учетом положений главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшей до 1 января 2010 года.
Таким образом, при наличии у ГУ "Антипихинская КЭЧ района" переплаты по единому социальному налогу оно вправе в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации обратиться в соответствующий налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм данного налога.
Возможность зачета излишне уплаченных сумм единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых до 1 января 2010 года (КБК 18210202010060000160 и 18210202020060000160), администратором которых являлись налоговые органы, с одной стороны, и уплаченных не в полном объеме страховых взносов, уплачиваемых с 1 января 2010 года (КБК 39210202010061000160, 39210202020061000160, 39210202100081000160 и 39210202110091000160), администрирование которых в настоящее время осуществляют органы Пенсионного фонда Российской Федерации, с другой стороны, действующим законодательством не предусмотрена.
Довод учреждения о не направлении в его адрес расчетов начисления пеней опровергается материалами дела (л.д. 13-14).
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что в смету расходов сумма взысканных пеней не включена, в связи с чем УФК по Забайкальскому краю эта сумма не может быть оплачена, является необоснованной, поскольку главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 6 июня 2011 года учреждению была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
В соответствии с подпунктами 4 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с ГУ "Антипихинская КЭЧ района" за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 2 000 рублей.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции, учитывая правовой статус ГУ "Антипихинская КЭЧ района" как государственного учреждения, на основании пункта 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 19 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 марта 2007 года N 117 считает возможным уменьшить размер подлежащей уплате предпринимателем государственной пошлины в два раза (с 2 000 рублей до 1000 рублей).
На основании части 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) исполнительный лист на взыскание государственной пошлины должен быть выдан Арбитражным судом Забайкальского края.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 29 апреля 2011 года по делу N А78-643/2011, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 29 апреля 2011 года по делу N А78-643/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Государственного учреждения "Антипихинская квартирно-эксплуатационная часть района" (ОГРН 1027501182356, ИНН 7534004371) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей.
Арбитражному суду Забайкальского края выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Э.П. Доржиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-643/2011
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное)
Ответчик: ГУ "Антипихинская КЭЧ района2, ФБУ "Управление СибВО"
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2141/11