г. Саратов |
Дело N А57-1216/2011 |
06 июля 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Смирникова А.В., Жевак И.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Чумаковой А.В.,
при участии в судебном заседании представителя индивидуального предпринимателя Кремнева Владимира Геннадьевича Баженова С.В., действующего по доверенности от 16.06.2011 N 18, представителя администрации муниципального образования "Город Саратов" Ефименко С.А., действующей по доверенности от 06.06.2011 N 01-4/60,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кремнева Владимира Геннадьевича (г. Энгельс Саратовской области)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 мая 2011 года по делу
N А57-1216/2011 (судья Сеничкина Е.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Кремнева Владимира Геннадьевича (г. Энгельс Саратовской области)
к администрации муниципального образования "Город Саратов" (г. Саратов)
заинтересованное лицо: комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (г. Саратов)
о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратился индивидуальный предприниматель Кремнев Владимир Геннадьевич (далее - ИП Кремнев В.Г., индивидуальный предприниматель, заявитель) с заявлением к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация) о признании недействительным постановления от 16.09.2010 N 2213; об обязании администрации принять решение о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 143 431 кв.м, кадастровый номер 64:48:040522:39, с адресными ориентирами: город Саратов, Ленинский район, улица Песчано-Умётская, б/н, для целей, не связанных со строительством, с разрешённым видом использования - под размещение базы материально-технического снабжения, сбыта и заготовок.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 04 марта 2011 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечён комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов".
Решением суда первой инстанции от 05 мая 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Кремнев В.Г. не согласился с вынесенным решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Администрация муниципального образования "Город Саратов" возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Администрация считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждено уведомлением о вручении почтового отправления N 410031 35 92253 4. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное индивидуальным предпринимателем ходатайство о восстановление пропущенного по уважительной причине срока на обжалование ненормативного правового акта, восстановил пропущенный срок, рассмотрел заявленные требования по существу.
Как следует из материалов дела, в 2007 году ИП Кремневым В.Г. начата процедура оформления права аренды на земельный участок, расположенный по адресу: г. Саратов, пос. Жасминный, ул. Песчано-Умётская, б/н, в Ленинском районе, площадью 143 431кв.м, для целей не связанных со строительством - размещения базы материально-технического снабжения, сбыта и заготовок.
На указанный земельный участок специализированной лицензируемой организацией - Муниципальное учреждение "Градостроитель" был изготовлен проект границ вышеуказанного земельного участка. Указанный проект границ земельного участка был согласован комитетом по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" и утверждён комитетом по земельным ресурсам администрации муниципального образования "Город Саратов" (т.1 л.д.15-21).
В кадастровом паспорте указанного земельного участка от 02.11.2009 N 6448/202/09-19143 содержались следующие сведения: кадастровый номер земельного участка - 64:48:040522:39, его местонахождение - г. Саратов, пос. Жасминный, ул.Песчано-Умётская, б/н, вид разрешённого использования - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, площадь - 143 431 кв.м, кадастровая стоимость - 146 417 233,42 руб. и другие данные (т.1 л.д.25-27).
05 декабря 2008 года в газете "Саратовская панорама" N 131 (380) размещено сообщение о том, что комитетом по земельным ресурсам администрации муниципального образования "Город Саратов" доводится информация о возможном предоставлении земельного участка общей площадью 143 431 кв.м для целей не связанных со строительством, - размещения базы материально-технического снабжения, сбыта и заготовок, расположенного по адресу: г. Саратов пос. Жасминный, ул. Песчано-Умётская, б/н, в Ленинском районе. В объявлении было указано, что лицам, заинтересованным в предоставлении указанного земельного участка, необходимо обращаться в комитет по управлению имуществом Саратовской области (т.1 л.д.23-24).
Комитет по управлению имуществом Саратовской области письмом от 17.12.2009 N т-5667 сообщил ИП Кремневу В.Г. о том, что за период с 15 декабря 2008 года до момента передачи полномочий, заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении указанного земельного участка не поступало (т.1 л.д.30).
23 октября 2008 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области выдано санитарно-эпидемиологическое заключение N 64.01.04.000.Т.002103.10.08 о том, что требования, установленные в проектной документации по отводу указанного земельного участка соответствуют государственным санитарно-техническим правилам и нормативам (т.1 л.д.22).
11 января 2010 года комитетом по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" выдано заключение к проекту постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" "О предварительном согласовании места размещения базы материально-технического снабжения, сбыта и заготовок Кремневу В.Г. в Ленинском районе". Согласно данному заключению, указанный земельный участок находится в территориальной зоне ИТ-3. В письме указано, что действующей на тот момент редакцией Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утверждённых Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280, для данной территориальной зоны не определены градостроительные регламенты в части установления основных, условно разрешённых и вспомогательных видов использования земельных участков и объектов капитального строительства (т.1 л.д.28-29).
06 мая 2010 года индивидуальный предприниматель обратился в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 49 лет из земель населённых пунктов, кадастровый номер 64:48:040522:39, расположенного по адресу: г. Саратов, Ленинский район, ул. Песчано-Умётская, б/н, общей площадью 143 431 кв.м, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок.
К заявлению приложены следующие документы: копия паспорта Кремнева В.Г., кадастровый паспорт земельного участка N 6448/202/09-19143, выписка из Единого государственного реестра предпринимателей Управления Федеральной регистрационной службы по Саратовской области, копия каталога координат межевых знаков земельного участка, копия разбивочного чертежа объекта землеустройства, копия газеты "Саратовская панорама" от 05.12.2008 N 131 (380), что подтверждено материалами дела (т.1 л.д.12).
В связи с тем, что администрацией муниципального образования "Город Саратов" по данному заявлению не принято какое-либо решение, индивидуальный предприниматель обратился в суд общей юрисдикции с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Город Саратов".
24 июня 2010 года Волжским районным судом г. Саратова принято решение по делу N 22582/2010, в соответствии с которым бездействие администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившееся в непринятии решения по заявлению индивидуального предпринимателя Кремнева В.Г., признано незаконным (т.1 л.д.13-14). Суд обязал администрацию устранить допущенные нарушения, путём принятия решения по заявлению ИП Кремнева В.Г. о предоставлении спорного земельного участка.
Администрацией решение Волжского районного суда г. Саратова исполнено. Заявление индивидуального предпринимателя рассмотрено, по результатам его рассмотрения вынесено постановление от 16.09.2010 N 2213, которым ИП Кремневу В.Г. отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка на том основании, что указанный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-4, для которой вид разрешённого использования земельных участков "размещение базы материально-технического снабжения" не предусмотрен.
Индивидуальный предприниматель, не согласившись с вынесенным постановлением администрации, обжаловал его в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными и подтверждёнными собранными по делу доказательствами
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, как предусмотрено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьёй 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 N 6/8 разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В рассматриваемом случае судами обеих инстанций не установлены нарушения закона и интересов заявителя при принятии оспариваемого ненормативного акта. В связи с этим и предложенный заявителем способ восстановления его прав не подлежит применению.
Апелляционная коллегия считает, что оспоренное постановление соответствует действующему законодательству.
В соответствии со статьёй 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу положений Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления рассматривает заявления о предоставлении земельного участка с учётом зонирования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.
Согласно пункту 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, виды разрешённого использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правовой режим земельного участка определяется градостроительным регламентом территориальной зоны, к которой отнесён земельный участок.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешённого использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает основные виды разрешённого строительства, условно-разрешённые виды строительства и вспомогательные виды строительства, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешённого строительства и условно разрешённым видам использования и осуществляемых совместно с ним.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Уставом муниципального образования "Город Саратов", решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов".
Решением Саратовской городской Думы от 27.04.2010 N 50-595 внесены изменения в решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов". Решение опубликовано в газете "Саратовская панорама" от 19.05.2010, N 46(563).
Судами обеих инстанций установлено, что на момент вынесения оспариваемого ненормативного акта спорный земельный участок с кадастровым номером 64:48:040522:39, расположенный по адресу: г. Саратов, Ленинский район, ул. Песчано-Умётская, б/н, общей площадью 143 431 кв.м, отнесён к территориальной зоне малоэтажной жилой застройки усадебного типа (Ж-4) в соответствии с Картой градостроительного зонирования, являющейся неотъемлемой частью названных Правил (т.1 л.д.106).
Как следует из материалов дела, размещение базы материально-технического снабжения, сбыта и заготовок в территориальной зоне Ж-4 не предусмотрено.
Следовательно, на момент принятия оспариваемого постановления у администрации отсутствовала обязанность по предоставлению в аренду указанного земельного участка в целях размещения базы материально-технического снабжения, сбыта и заготовок. Более того, принятие иного решения, кроме отказа в предоставлении земельного участка, привело бы к нарушению пунктов 42.1. Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" с изменениями, внесёнными Решением Саратовской городской Думы от 27.04.2010 N 50-595 (таблица 5.1.).
В силу пункта 2.1. Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" настоящие Правила в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации вводят в муниципальном образовании "Город Саратов" систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования "Город Саратов" на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешённого использования земельных участков в границах этих территориальных зон с целью защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки, обеспечения открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства и реконструкции; подготовки документов для передачи прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам; для осуществления строительства, реконструкции объектов недвижимости; контроля соответствия градостроительным регламентам строительных намерений застройщиков, завершенных строительством объектов и их последующего использования.
Пунктом 2.2. указанных Правил под целью введения системы регулирования землепользования и застройки, основанной на градостроительном зонировании, является:
- создание условий для устойчивого развития территории муниципального образования "Город Саратов", сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
- создание условий для планировки территории муниципального образования "Город Саратов";
- обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
- создание условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Таким образом, предоставление земельного участка с нарушением градостроительного законодательства противоречит перечисленным целям градостроительного зонирования, на котором и основана система регулирования землепользования и застройки города.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что администрацией муниципального образования "Город Саратов" нарушение прав и законных интересов ИП Кремнева В.Г.не допущено.
Индивидуальный предприниматель полагает, что отказ администрации предоставить земельный участок является незаконным, поскольку изменение территориальных зон произведено после формирования земельного участка и постановке его на кадастровый учёт. ИП Кремневым В.Г. процедура оформления права на земельный участок, предусмотренная статьёй 34 Земельного кодекса Российской Федерации, соблюдена.
Указанные доводы суд апелляционной инстанции считает несостоятельными.
Постановление администрации от 16.09.2010 N 2213 принято в период действия Решения Саратовской городской Думы от 07.07.2010 N 53-632 "Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Город Саратов", для целей, не связанных со строительством", Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", с изменениями, внесёнными Решением Саратовской городской Думы от 27.04.2010 N 50-595, и не могло заведомо противоречить действующим нормативным актам на день его принятия.
Предоставление комитетом по архитектуре и градостроительству от 11 января 2010 года заключения, в соответствии с которым спорный земельный участок находится в территориальной зоне ИТ-3, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку указанное заключение выдано комитетом до принятия Саратовской городской Думой решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки от 27.04.2010 N 50-595.
Апелляционная коллегия пришла к выводу об отсутствии совокупности признаков, необходимых для признания ненормативного акта недействительным.
С учётом указанных обстоятельств, руководствуясь частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 мая 2011 года по делу N А57-1216/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Отменить обеспечительные меры, принятые определением от 03.05.2011 по делу N А57-1216/2011.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
А.В. Смирников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-1216/2011
Истец: Баженов С. В. - представитель ИП Кремнева В. Г., Баженов Сергей Владимирович, ИП Кремнев В. Г., ИП Кремнев Владимир Геннадьевич
Ответчик: Администрация МО "Город Саратов", Администрация муниципального образования "Город Саратов"
Третье лицо: Комитет по архитектуре и градостроительству администрации МО "Город Саратов"