8 июля 2011 г. |
Дело N NА40-1846/11 -75-9 |
г. Москва
Резолютивная часть постановления объявлена 5 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 8 июля 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: Председательствующего судьи В.Я. Голобородько,
Судей Н.О.Окуловой, Р.Г.Нагаева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Забабуриным
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы
от 16.03.2011
по делу N А40-1846/11-75-9,
принятое судьей Нагорной А.Н.
по заявлению Прио-Внешторгбанк (открытое акционерное общество) (ИНН 6227001779, ОГРН 1026200000111), адрес (место нахождения) юридического лица -390023, Рязанская обл, Рязань г, Есенина ул, 82/26
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по г. Москве (ИНН 7726062105 , ОГРН 1047726027095), адрес (место нахождения) юридического лица - 117639, г.Москва, Черноморский б-р, д. 1, корп. 1 о признании незаконным решения,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Ульянова С.Л. по дов.N 72 от 22.02.2011
от заинтересованного лица - Свершков А.П. по дов. N 02-14/11200 от 23.06.2011
УСТАНОВИЛ
"Прио-Внешторгбанк" (Открытое акционерное общество) (далее - заявитель, Банк) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по г. Москве (ИФНС России N 26 по г. Москве, далее - Инспекция, ответчик) от 29.06.2010 г.. N 22-15/13693 "О привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение". Решением суда заявленные требования удовлетворены.
При принятии решения суд исходил из того, что решение налогового органа не соответствует закону ,нарушает права заявителя.
С решением суда не согласился налоговый орган, обратился с апелляционной жалобой, обращение с которой мотивирует тем, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Налогоплательщик представил отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст.266,268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, оснований к отмене решения не усматривает.
Из материалов дела следует, что ИФНС России N 26 по г. Москве в отношении заявителя было принято решение от 29.06.2010 г. N 22-15/13693 "О привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение", которым он был привлечен к ответственности по п. 1 ст. 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 1000 руб.
Не согласившись с данным решением, заявитель обратился с жалобой в вышестоящий налоговый орган Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве, решением которого от 25.11.2010 г. N 21-19/123535 жалоба заявителя на решение Инспекции была оставлена без удовлетворения (л.д. 17-18).
Основанием к принятию оспариваемого решения согласно пояснениям ответчика и представленным им документам послужили следующие обстоятельства.
ИФНС России N 26 по г. Москве проводила камеральную проверку уточненной налоговой декларации ООО "Машэкспорт" по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2009 г. (л.д. 41-47); в ходе данной проверки направила в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области поручение от 15.02.2010 г. N 22-06/02114@ об истребовании у Банка выписки по операциям на всех счетах, открытых ООО "РВС-Экспедиция" в Банке за период с 01.09.2008 г. по 31.12.2009 г. (л.д. 37). В поручении указывалось, что оно касается деятельности ООО "Машэкспорт" и направлено в связи с проведением камеральной налоговой проверки ООО "Машэкспорт" по вопросу обоснованного применения налоговой ставки 0 процентов на основе уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2009 г.
Ответчик пояснил, что ООО "РВС-Экспедиция", в отношении выписок по счетам которого было направлено поручение, являлось контрагентом проверяемого налогоплательщика ООО "Машэкспорт", в материалы дела представил копию договора между ними от 01.07.2008 г. N 114 (л.д. 48-49).
На основании данного поручения Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области направила в Банк требование от 03 марта 2010 г. N 12-05/475 о предоставлении документов (информации) (л.д. 38).
В требовании со ссылкой на ст. 93.1 НК РФ предлагалось в течение 5 дней со дня его получения представить выписки по операциям на всех счетах, открытых ООО "РВС-Экспедиция" в банке за период с 01.09.2008 г. по 31.12.2009 г., касающиеся деятельности ООО "Машэкспорт", к требованию была приложена копия поручения ИФНС России N 26 по г. Москве от 15.02.2010 г. N 22-06/02114@. Данное требование было получено Банком 10.03.2010 г., что подтверждается отметкой о получении на копии требования (л.д. 38).
15.03.2010 г.. Банк направил в адрес Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области, выставившей требование, письмо исх. N 20/2858, которым сообщил о том, что поскольку из полученного требования следует, что проверяемым налогоплательщиком является ООО "Машэкспорт" ИНН 7726581894, то Банк не вправе представлять выписки по операциям на всех счетах, открытых иному лицу ООО "РВС-Экспедиция"; истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках не связано с установленной п. 2 ст. 86 НК РФ обязанностью банков предоставлять соответствующие справки и выписки по счетам их клиентов. В обоснование своей позиции, изложенной в письме, Банк сослался на письмо ФНС России от 25 июля 2007 г. N 06-1-04/496@. Также данным письмом Банк довел до сведения налогового органа, направившего запрос, что при поступлении надлежащим образом оформленных запросов сведения будут предоставлены в установленные сроки (л.д. 19).
Какого-либо нового запроса или уточненного требования от налоговых органов не последовало.
20 мая 2010 года ИФНС России N 26 по г. Москве, направившая поручение об истребовании документов, составила акт N 22-15/33 об обнаружении фактов, свидетельствующих о совершении заявителем предусмотренных Налоговым Кодексом РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120, 122, 123). Заявитель 09.06.2010 г. исх. N 16/6848 направил возражения на акт N 22-15/33 от 20 мая 2010 г. Однако данные возражения приняты не были, было вынесено решение от 29.06.2010 г. N 22-15/13693, которое заявитель оспаривает по настоящему делу.
Статьей 129.1 НК РФ предусмотрена ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, определенном Кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, установленных Кодексом.
В соответствии с пунктом 15 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым органам предоставляется право контролировать выполнение кредитными организациями установленных Налоговым кодексом Российской Федерации обязанностей в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Налоговые органы вправе получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну, в пределах, необходимых для осуществления такого контроля.
На основании п. 2 ст. 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.
Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных
предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).
Аналогичная обязанность банков по выдаче справок об операциях юридических лиц, в т.ч. налоговым органам, в случаях предусмотренных законодательными актами об их деятельности, установлена Законом "О банках и банковской деятельности".
Согласно ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" банк гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов. Между тем в силу ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации государственным органам и должностным лицам сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть представлены исключительно в случаях и порядке предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 93.1 НК РФ, регламентирующей порядок истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать данную информацию у участников сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.
В силу пункта 3 названной статьи налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
По положениям пункта 4 статьи 93.1 НК РФ в течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации) с приложением копии поручения об истребовании документов (информации).
Как указано в пунктах 5 и 6 статьи 93.1 НК РФ, лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 НК РФ.
Пункт 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-03) предоставляет налоговым органам право осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, определяемых Кодексом. Одной из форм налогового контроля является
информирование налоговых органов банками о своих клиентах.
Предусмотренные ст. 93.1 Кодекса истребование налоговыми органами у контрагентов документов (информации) о налогоплательщике или информации о конкретных сделках, не связано с установленной пунктом 2 статьи 86 Кодекса обязанностью банков представлять соответствующие справки и выписки по счетам их клиентов. Данное разграничение двух форм налогового контроля проведено в письме ФНС России от 25 июля 2007 года N 06-1-04/496@ "По вопросу истребования документов налоговыми органами", на которое ссылается заявитель в обоснование своей позиции по делу.
ФНС России письмом от 29.09.2008 г. N ШТ-6-2/675@ разъяснила, что в случае необходимости истребования у банка иных документов, не предусмотренных п. 2 ст. 86 НК РФ, налоговые органы осуществляют истребование документов в порядке, предусмотренном ст. 93.1. НК РФ. Запросы о предоставлении справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах должны направляться налоговыми органами в банки исключительно по формам, утвержденным Приказом ФНС России от 05.12.2006 N САЭ-3-06/829@.
Судом первой инстанции правильно установлено, что требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области от 03 марта 2010 г. N 12-05/475 о предоставлении документов (информации) и поручение ИФНС России N 26 по г. Москве от 15.02.2010 г. N 22-06/02114@ об истребовании у Банка выписки по операциям на всех счетах, открытых ООО "РВС-Экспедиция" в Банке за период с 01.09.2008 г. по 31.12.2009 г. (л.д. 37), были направлены Банку в порядке ст. 93.1 НК РФ, предусматривающей в отличие от ч. 2 ст. 86 НК РФ предоставление исключительно документов (информации) в отношении проверяемого налогоплательщика.
Между тем проверяемым налогоплательщиком являлся ООО "Машэкспорт", а не ООО "РВС-Экспедиция", выписки по счетам которого были затребованы у Банка. Сведения о том, что клиент Банка (ООО "РВС-Экспедиция") является контрагентом проверяемого налогоплательщика, ни поручение от 15.02.2010 г. N 22-06/02114@, ни требование от 03 марта 2010 г. N 12-05/475 не содержат.
Требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области от 03 марта 2010 г. N 12-05/475 и поручение от 15.02.2010 г. N 22-06/02114@ не содержали данных о конкретной сделке, относительно которой истребуется информация. В поручении от 15.02.2010 г. N 22-06/02114@ об истребовании документов (информации), на основании которого в адрес Банка выставлено названное требование, указано, что документы запрашиваются в связи с проведением камеральной налоговой проверки ООО "Машэкспорт", какие обстоятельства подлежат выяснению на основании истребованных выписок и при проведении какого именно мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации) налоговые органы не указали. Тем самым в требовании и поручении не были указаны надлежащие основания, подтверждающие необходимость предоставления банком информации об организации-клиенте банка и связанные с целями и задачами налоговых органов.
Кроме того, при направлении требования Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области от 03 марта 2010 г. N 12-05/475 и поручения ИФНС России N 26 по г. Москве от 15.02.2010 г. N 22-06/02114@ Банку не были соблюдены форма и порядок направления налоговым органом запросов в банк о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах организаций, установленные Приказом ФНС России от 05.12.2006 N САЭ-3-06/829@.
Так, в частности в поручении и требовании не были указаны полное наименование Прио-Внешторгбанк (ОАО); его ИНН/КПП; полное наименование ООО "РВС-Экспедиция", его ИНН/КПП, реквизиты счетов, выписка по которым истребована налоговым органом, которые являются обязательными реквизитами при истребовании. Требование также не было заверено печатью налогового органа, хотя истребуемые сведения составляют банковскую тайну.
В связи с несоответствием требования и поручения установленным требованиям к оформлению и содержанию они правомерны не были исполнены Банком.
Суд первой инстанции также правомерно посчитал, что заявитель неправомерно привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФ в виде штрафа в размере 1000 руб., поскольку согласно ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
Суд первой инстанции с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ), изложенной в п. 21 Информационного письма от 17.03.2003 г. N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации" о недопустимости расширения сферы действия норм о налоговой ответственности, в том числе по мотиву логичности и целесообразности такого расширения, с учетом установленных по делу обстоятельств правомерно посчитал, что в действиях заявителя отсутствует состав вменяемого ему налогового правонарушения.
Кроме того, согласно п. 3 ч. 1 ст. 111 НК РФ обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, признается в т.ч. выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).
Поскольку Банк в своем ответе на требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области от 15.03.2010 г.. исх. N 20/2858 сослался на письмо ФНС России от 25 июля 2007 г. N 06-1-04/496@ (л.д. 19), которым было разъяснено, что банки вправе не выполнять запросы о предоставлении справок о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах, представленные налоговыми органами по форме и в порядке, отличным от установленных Приказом ФНС России N САЭ-3-06/829@, а также указано на то, что в порядке ст. 93.1 НК РФ могут быть истребованы только документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (в т.ч. о конкретных сделках), и исполнение данной обязанности не связано с установленной п. 2 ст. 86 НК РФ обязанностью банков предоставлять соответствующие справки и выписки по счетам их клиентов, то он не подлежит привлечению к налоговой ответственности в связи с наличием основания, исключающего вину в совершении правонарушения, установленного п. 3 ч. 1 ст. 111 НК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 189 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействий) государственных органов_лежит на органах, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие). В силу п. 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения..., а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения..., возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что налоговый орган не доказал правомерности и обоснованности принятого им оспариваемого решения; доводы, изложенные в нем, признаны судом несостоятельными и не соответствующими законодательству о налогах и сборах. Доводы апелляционной жалобы при этом во внимание приняты быть не могут в силу следующих обстоятельств.
Довод Инспекции о том, что судом неправильно истолкованы нормы статей 93.1 Налогового кодекса РФ и ст.26 ФЗ от 02.12.1990 г. N 395 -I "О банках и банковской деятельности" является несостоятельным и опровергается материалами дела. В своем решении Арбитражный суд города Москвы указал, что довод Инспекции , что ею были соблюдены требования ст. 93.1. НК РФ и Приказа ФНС России от 31.05.2007 года N ММ-3-06/338R, а Истец не исполнил свои обязанности по ст. 26 ФЗ от 02.12.1990 года N 395-1 "О банках 'и банковской деятельности", отклонен судом как несостоятельный и не соответствующий законодательству о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 82 Кодекса налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, определенном Кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, установленных Кодексом.
Пункт 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) предоставляет налоговым органам право осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, определяемых Кодексом.
Одной из форм налогового контроля является информирование налоговых органов банками о своих клиентах.
На основании пункта 2 статьи 86 Кодекса банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.
Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).
Аналогичная обязанность банков по выдаче справок об операциях юридических лиц, в т.ч. налоговым органам, в случаях предусмотренных законодательными актами об их деятельности, установлена ст. 26 Закона "О банках и банковской деятельности".
В соответствии с п. 1 ст. 93.1. Налогового Кодекса РФ, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
В Поручении N 22-06/02114 @ об истребовании документов (информации) от 15.02.2010 г. ИФНС России N 26 по г. Москве и Требовании N 12-05/475 о предоставлении документов от 03.03.2010 г. Межрайонной ИФНС N 1 по Рязанской области, в отношении ООО "РВС -Экспедиция", проверяемым налогоплательщиком является 000 "Машэкспорт" ИНН 7726581894. Указанные документы были направлены в банк в связи с проведением камеральной налоговой проверки ООО "Машэкспорт". Иные основания направления запроса в банк об истребовании выписки по операциям на счетах ООО "РВС -Экспедиция" не упоминаются. В требовании не указано при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации). Поскольку в запросе надлежащие основания, подтверждающие необходимость предоставления банком информации об организации-клиенте банка и связанные с целями и задачами налоговых органов, отсутствовали, запрос исполнению не подлежал.
Следовательно, руководствуясь требованиями действующего законодательства, Прио-Внешторгбанк (ОАО) не вправе был представлять выписки по операциям на счетах ООО "РВС -Экспедиция" и обоснованно отказал инспекции в выдаче документов.
Кроме того, в поручении и требовании не указаны полное наименование Прио-Внешторгбанк (ОАО), ИНН/КПП, полное наименование ООО "РВС-Экспедиция", которые согласно Приказа ФНС от 25.12.06 г. N САЭ-3-06/892R "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки", являются обязательными реквизитами поручения.
В требовании не содержится печать налогового органа, которая на основании Постановления ФАС ЗСО от 19.03.2008 г. N Ф04-2033/2008 (2420-А46-26), учитывая что сведения составляют банковскую тайну, является обязательным реквизитом требования.
В соответствии с Письмом ФНС от 11.10.2007 г. NUIT-6-06/774 "Об истребовании у банков документов и информации, необходимых для осуществления налогового контроля", запросы о предоставлении справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) направляются налоговыми органами в банк в порядке, предусмотренном статьей 86 НК РФ и Приказом ФНС России от 05.12.2006 N САЭ-3-06/829R .
Таким образом, предусмотренное статьей 93.1 Кодекса истребование налоговыми органами у контрагентов или у иных лиц документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках, является самостоятельным мероприятием налогового контроля и не связано с установленной пунктом 2 статьи 86 НК РФ обязанностью банков предоставлять соответствующие справки и выписки по счетам их клиентов.(Письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политике Минфина РФ от 27.12.2007 г. N 03-02-07/1-513, от 22.11.2007 г. N 03-02-07/1-450, от 9.10.2007 г. N 03-02-07/1-433, Письмо ФНС от 25.07.2007 г. N 06-1-04/496R, Письмо УФНС России по г. Москве исх. N 16-10/028566R от 25.03.2008 г.)
Согласно Письма ФНС от 29.09.2008 г. N ШТ-6-2/675R, в случае необходимости истребования у банка иных документов, не предусмотренных п. 2 ст. 86 НК РФ, налоговые органы осуществляют истребование документов в порядке, предусмотренном ст. 93.1. НК РФ.
Запросы о предоставлении справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах должны направляться налоговыми органами в банки исключительно по формам, утвержденным Приказом N 829.
В случае предоставления налоговым органом запросов в банк по форме отличной от утвержденной Приказом N 829, такой запрос в силу положений статьи 86 НК не может быть признан запросом о наличии счетов в банке (запросом об остатках денежных средств на счетах, запросом о предоставлении выписок по операциям на счетах) и, соответственно, исполнению банком не подлежит .
Кроме того, при составлении запросов мотивировочная часть заполняется в строгом соответствии с пунктом 2 статьи 86 НК РФ и Приказом N 829 (Письмом ФНС от 11.10.2007 г. N ШТ-6-06/774).
Таким образом поручение ИФНС России N 26 по г. Москве N 22-06/02114 @ об истребовании документов (информации) от 15.02.2010 г. по форме и содержанию не соответствует действующему законодательству. Следовательно у инспекции отсутствовали основания для привлечения Прио-Внешторгбанка (ОАО) к ответственности на основании п. 1 ст. 129.1 НК РФ за неправомерное несообщение сведений налоговому органу.
С учётом изложенных обстоятельств, решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
На основании статьей Налогового кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.03.2011 по делу N А40-1846/11-75-9 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий-судья |
В.Я.Голобородько |
Судьи |
Н.О.Окулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-1846/11-75-9
Истец: ОАО "Прио-Внешторгбанк"
Ответчик: ИФНС России N 26 по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
08.07.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-15470/11