г. Тула |
|
|
11 июля 2011 года Дело N А62-6257/2010 Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2011 года. |
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июля 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Тучковой О.Г.,
судей Тиминской О.А., Игнашиной Г.Д.,
по докладу судьи Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
ООО "Бахус-Ойл" и УФАС по Смоленской области
на решение Арбитражного суда Смоленской области от 28 марта 2011 года
по делу N А62-6257/2010 (судья Печорина В.А.), принятое
по заявлению администрации г. Смоленска (г.Смоленск, ул.Октябрьской революции, д.1/2, ИНН 6730012070, ОГРН 1026701449719)
к УФАС по Смоленской области (214000, г.Смоленск, ул.Октябрьской революции, д.14 -А, ИНН 6730031796, ОГРН 1026701444615),
третье лицо: ООО "Бахус-Ойл" (214001, г.Смоленск, пр.Гагарина, д.46, ИНН 6731033073, ОГРН 1026701438543),
о признании недействительными решения от 22.12.2010 по делу N 72-10, предписания от 22.12.2010,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явились, извещены надлежащим образом,
от ответчика: Демина А.А. - главного специалиста - эксперта, представителя по доверенности от 06.12.2010 N 67/03-31д (удостоверение от 10.03.2009 N 5460),
от третьего лица: Кривенковой Е.В. - представителя по доверенности от 08.09.2010, Поликарпова В.Я. - представителя по доверенности от 23.05.2011,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Смоленска (далее - администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения от 22.12.2010 и предписания от 22.12.2010 Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области по делу N 72-10 (далее - ответчик, Управление, УФАС) (с учетом уточнений в порядке ст.49 АПК РФ).
Определением от 24.12.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственность "Бахус-Ойл" (далее - ООО "Бахус-Ойл", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 28.03.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Бахус-Ойл" и Управление обратились с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Бахус-Ойл" 05.10.2009 обратилось к главе города Смоленска с заявлением об оформлении разрешения на строительство нулевого цикла объекта капитального строительства: автомойки на 3 поста с двумя гаражами, пристройкой 2-го этажа, по адресу: г. Смоленск, проспект Гагарина, 28, рядом с АЗС на земельном участке, принадлежащем на праве собственности ООО "Бахус-Ойл".
Письмом Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Смоленска от 14.10.2009 N 5711/23 указано, что обществу необходимо представить документы согласно п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), а также разработать проект санитарно-защитной зоны.
Впоследствии ООО "Бахус-Ойл" неоднократно обращалось в администрацию г.Смоленска с заявлением о выдаче разрешения на строительство автомойки на 3 поста с 2-мя гаражами и пристройкой 2-го этажа, общей площадью 800 кв.м, расположенный по адресу: г. Смоленск, пр-т Гагарина, 28.
Администрацией города Смоленска было отказано в выдаче разрешения на строительство в связи с тем, что не представлено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.
ООО "Бахус-Ойл" 21.04.2010 вновь обратилось с заявлением в администрацию г.Смоленска, на которое письмом заместителя главы города Смоленска от 30.04.2010 N 6-2564 сообщено, что согласно ответу управления государственной экспертизы по Смоленской области проектная документация на строительство автомойки на 3 поста с двумя гаражами и пристройкой 2-го этажа по проспекту Гагарина, 28 не подпадает под действие п. 5 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ. Согласно ч. 1 ст. 49 ГрК РФ проектная документация указанного объекта подлежит государственной экспертизе. Для получения разрешения на строительство указанного объекта, согласно п. 7 ст. 51 ГрК РФ, необходимо представить положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.
Впоследствии на другие обращения ООО "Бахус-Ойл" администрация со ссылкой на отсутствие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации также отказывала в выдаче разрешения на строительство указанного объекта.
УФАС по Смоленской области по заявлению ООО "Бахус-Ойл" возбуждено в отношении администрации дело о нарушении антимонопольного законодательства, решением Управления от 22.12.2010 действия администрации о предъявлении к ООО "Бахус-Ойл" требования о представлении положительного заключения государственной экспертизы проектной документации планируемого к строительству объекта признаны нарушающими п.п. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", так как ограничивают конкуренцию, препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом.
На основании указанного решения Управлением в адрес администрации направлено предписание от 22.12.2010 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Администрация города Смоленска, полагая, что Управлением необоснованно признаны нарушающими антимонопольное законодательство действия заявителя, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными названного решения и предписания.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что планируемый к строительству объект является производственным, в связи с чем не подпадает под действия ч.2 ст.49 ГрК РФ, следовательно, требуется проведение государственной экспертизы проектной документации.
Апелляционная инстанция не может согласиться с данным выводом в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п.1 ст.198, п.4 ст.200, п.3 ст.201 АПК РФ, п.6 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при одновременном его несоответствии закону и нарушении его изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии со ст. 49 ч.2 п.4 Градостроительного кодекса РФ, п.6 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145, не подлежат государственной экспертизе проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, в отношении отдельно стоящего объекта капитального строительства с количеством этажей не более 2, общая площадь которых составляет не более 1500 кв. метров, который не предназначен для проживания граждан и осуществления производственной деятельности.
Из материалов дела следует, что согласно постановлению главы г.Смоленска от 01.09.1999 N 1399 ООО "Бахус-Ойл" в бессрочное пользование предоставлен земельный участок площадью 11 031 кв.м для объектов автозаправочного комплекса и торгового центра.
В соответствии с постановлением главы администрации г.Смоленска от 02.03.2000 N 440 (т.2, л.д.95) введена в эксплуатацию автозаправочная станция в связи с окончанием строительства первой очереди центра по обслуживанию автомобилей. Постановлением главы г.Смоленска от 15.06.2004 N 1143 введен в эксплуатацию павильон АЗС с пристройкой служебных помещений ООО "Бахус-Ойл".
Как следует из проектных материалов, здание автомойки запланировано пристроить к существующему зданию гаражей и надстроить второй этаж, предназначенный для размещения магазина непродовольственных товаров.
Планируемый к постройке объект носит название "здание автомойки на 3 поста с 2-мя гаражами и пристройкой второго этажа, общей площадью 800 кв.м, по адресу: г.Смоленск, пр-т Гагарина, д.28".
Постановлением главы г.Смоленска от 26.08.2009 N 347 "О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по проспекту Гагарина, 28" (с изменениями, внесенными постановлением от 18.12.2009 N 548) ООО "Бахус-Ойл" предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 67:27:002 08 62:0041 по проспекту Гагарина, 28 для размещения автомойки на 3 поста с 2-мя гаражами и пристройкой 2-го этажа.
Из представленных документов не следует, что планируемое здание автомойки является второй очередью строительства центра по облуживанию автомобилей, доказательств обратного администрацией в материалы дела не представлено.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что согласно п.1 технических условий от 13.04.2009 N 59, выданных СМУП "Горводоканал", водоснабжение проектируемой автомобильной мойки следует предусмотреть от ввода водопровода на действующую АЗС. Проектируемую автомойку предусмотреть с оборотным водоснабжением.
В соответствии с правилами использования систем коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, водопроводные и канализационные устройства и сооружения для присоединения к системам коммунального водоснабжения и канализации (Водопроводный ввод или канализационный выпуск) - это устройство и сооружения, через которые абонент получает питьевую воду из системы коммунального водоснабжения и (или) сбрасывает сточные воды в систему коммунальной канализации.
На основании изложенного следует, что планируемый к постройке объект связан с существующей городской системой коммунального водоснабжения, независимо от действующей АЗС.
В соответствии с п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" нормативная ширина санитарно-защитной зоны для группы таких предприятий составляет 100м.
В п. 4.3. данных СанПиН предусмотрено, что главный государственный санитарный врач субъекта РФ имеет право уменьшить ширину санитарно-защитной зоны при соответствующем обосновании.
Согласно экспертному заключению от 20.10.2009 N 438 единая расчетная санитарно-защитная зона для существующей АЗС с проектируемой автомойкой на 3 поста ООО "Бахус-Ойл" может быть установлена от территории земельного участка в размерах: в северном направлении - 80м, в восточном и южном направлениях - 85 м, в западном направлении - 30 м, в юго-западном направлении - 50м.
На основании данного заключения было выдано санитарно-эпидемиологическое заключение N 71.ТЦ.04.000.Т.000743.11.08 от 17.11.2008, подтверждающее соответствие проектной документации государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Согласно письму Управления государственной экспертизы по Смоленской области от 14.06.2011 N 1/177, полученному на запрос суда апелляционной инстанции, проектная документация на строительство автомойки на 3 поста с двумя гаражами и пристройкой второго этажа по проспекту Гагарина, д.28А по всем параметрам и характеристикам соответствует п.4 ч.2 ст.49 ГрК РФ.
Из письма Роспотребнадзора по Смоленской области от 28.06.2011 N 02-6903 следует, что в силу требований СанПиН "Санитрано-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" п.7.1.12 "Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг" - мойка автомобилей с количеством постов от 2 до 5 относится к IV классу - с ориентировочной санитарно-защитной зоной 100 м. Разрыв от автостоянок и гаражей-стоянок до зданий различного назначения следует применять по таблице 7.1.1, согласно которой разрыв от гаражей-стоянок (до 10 машино-мест) от фасадов жилых домов составляет 10м.
Кроме того, в судебном заседании апелляционной инстанции представителем ООО "Бахус-Ойл" представлено письмо главного управления государственного строительного надзора по Смоленской области от 02.06.2011 N 338, из которого следует, что в случае, если санитарно-защитная зона планируемого объекта капитального строительства установлена в пределах границ земельного участка, то согласно ст.49 ГрК РФ проектная документация такого объекта не подлежит государственной экспертизе и не будет являться объектом, поднадзорным государственному строительному надзору.
Доказательств того, что санитарно-защитная зона, необходимая для спорного объекта, выходит за пределы земельного участка, предоставленного под строительство, администрацией в нарушение положений ст.65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства и установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что планируемая к строительству автомойка с пристройкой является отдельно стоящим зданием и по своим параметрам подпадает под положения п.4 ч.2 ст.49 ГрК РФ, следовательно, для получения разрешения на строительство данного объекта не требуется представление заключения государственной экспертизы проектной документации.
При таких обстоятельствах решение и предписание УФАС от 22.12.2010 N 72-10 вынесены законно и обоснованно, в пределах предоставленных ему полномочий. Оснований для признания их незаконными не имеется. Следовательно, заявленные администрацией требования удовлетворению не подлежат.
В силу положений п.п.3,12 ч.1 ст.333.21 НК РФ государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы по данной категории дел составляет 1 000 руб. Так как ООО "Бахус-Ойл" при подаче апелляционной жалобы по чеку-ордеру от 26.04.2011 N 846131012 уплачена государственная пошлина в размере 2 000 руб., то 1 000 руб. подлежит возврату обществу из федерального бюджета как излишне уплаченная.
Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 Кодекса.
В пункте 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N 139 разъяснено, что законодательством не предусмотрен возврат заявителю из бюджета уплаченной государственной пошлины в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (ч.1 ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного, учитывая, что апелляционная жалоба удовлетворена, судебные расходы по уплате государственной пошлины за ее рассмотрение в размере 1 000 руб, подлежат взысканию с администрации г.Смоленска в пользу ООО "Бахус-Ойл".
Руководствуясь статьями 102, 104, 110, ч.2 ст. 269, ст. 270, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 28.03.2011 по делу N А62-6257/2010 отменить.
В удовлетворении заявленных требований администрации города Смоленска отказать.
Взыскать с администрации г.Смоленска (г.Смоленск, ул.Октябрьской революции, д.1/2, ИНН 6730012070, ОГРН 1026701449719) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Бахус-Ойл" (214001, г.Смоленск, пр.Гагарина, д.46, ИНН 6731033073, ОГРН 1026701438543) 1 000 рублей судебных расходов за рассмотрение апелляционной жалобы.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Бахус-Ойл" (214001, г.Смоленск, пр.Гагарина, д.46, ИНН 6731033073, ОГРН 1026701438543) из федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
О.А. Тиминская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-6257/2010
Истец: Администрация г. Смоленска
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области
Третье лицо: ООО "Бахус-Ойл", Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области, Управление государственной экспертизы по Смоленской области