г. Москва |
Дело N А40-132985/10-145-829 |
25 июля 2011 г. |
N 09АП-14375/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2011 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей Якутова Э.В., Захарова С.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.,
при участии:
от заявителя: Агапова М.Ю. по дов. от 18.07.2011, Перевозникова А.Н. по дов. от 13.10.2010, Агапов С.А. решение N 1 от 27.06.1997;
от ответчика (заинтересованного лица): Губин М.Ю. по дов. от 28.02.2011;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов г. Москвы на решение Арбитражного суда г.Москвы от 04.04.2011 по делу N А40-132985/10-145-829 судьи Петровского С.П.
по заявлению ООО "БЭРСИ" (ОГРН 1037739437108, адрес места нахождения: 125412, г. Москва, ул. Ангарская, д.42, стр.1)
к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы
о признании незаконным отказа N 33-5Т9-859/10-(0)-1 от 16.08.2010 и обязании заключить договор купли-продажи земельного участка
УСТАНОВИЛ
ООО "БЭРСИ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - ответчик), оформленного письмом N 33-5Т9-859/10-(0)-1 от 16.08.2010, и обязании ответчика заключить договор купли-продажи земельного участка под объектом недвижимости, расположенным по адресу: г.Москва, ул. Ангарская, вл. 61-63, площадью 350кв.м., с кадастровым номером 77:09:0002012:50.
Решением от 04.04.2011 Арбитражный суд г. Москвы заявленные требования удовлетворил, мотивировав свои выводы тем, что оспариваемый отказ Департамента земельных ресурсов г. Москвы, оформленный письмом от 16.08.2010 N 33-5Т9-859/10-(0)-1, не соответствует требования Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование указывает, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также не применена норма, подлежащая применению.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы, указанные в отзыве на жалобу.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит недвижимое имущество - здание кафе, общей площадью 176,8 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Ангарская, д. 42, корп. 1, о чем в Едином государственном реестре прав (далее - ЕГРП) на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись N 77-01/25-092/2003-569.
В соответствии с Договором аренды N М-09-510782 от 30.06.2003 земельный участок общей площадью 350кв.м., расположенный по адресу: г. Москва, ул. Ангарская, вл. 61-63, был предоставлен Московским земельным комитетом в пользование ООО "БЭРСИ" на условиях аренды под эксплуатацию кафе.
Земельный участок сформирован полностью, границы участка установлены в натуре (по местности) и закреплены межевыми знаками, участок поставлен на кадастровый учет, участку присвоен кадастровый номер 77:09:0002012:50, что подтверждается кадастровым паспортом N 77/501/10-64297 от 01.07.2010.
15.07.2010 общество обратилось в Департамент земельных ресурсов города Москвы в службу "одного окна" с заявлением N 33-5ТУ-859/10-(0)-0 о предоставлении указанного земельного участка в соответствии со ст.36 ЗК РФ в частную собственность.
В соответствии с требованиями п.9 Постановления Правительства Москвы N 431-1111 от 27.06.2006 "О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность" и п.2.1 Порядка передачи земельных участков на территории города Москвы в частную собственность и формирования земельных участков заявитель обратился в Департамент земельных ресурсов г. Москвы с заявлением от 03.07.2008 о выкупе указанного земельного участка, с приложением документов, предусмотренных Порядком передачи земельных участков на территории города Москвы в частную собственность и формирования земельных участков, подтверждающих наличие у заявителя исключительного права на приватизацию (выкуп) земельного участка.
Письмом Территориального управления в САО г. Москвы от 16.08.2010 N 33-5Т9-859/10-(0)-1 Департамент земельных ресурсов города Москвы отказал заявителю в предоставлении договора купли-продажи указанного земельного участка.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества с настоящим заявлением в суд.
Судом первой инстанции, вопреки доводам подателя жалобы, правильно применены нормы материального права, подлежащие применению, и выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как усматривается из письма Территориального управления в САО г. Москвы от 16.08.2010 N 33-5Т9-859/10-(0)-1, в качестве основания отказа указано, что запрашиваемый документ не может быть оформлен в связи с введением 30.03.2010 Службой судебных приставов города Москвы исполнительного производства по решению Арбитражного суда города Москвы от 14.09.2009 по делу N А40-39379/09-40-287.
В указанном письме заявителю рекомендовано представить в службу "единого окна" Департамента документы, подтверждающие выполнение предписания суда и исключение объекта недвижимого имущества из перечня объектов самовольной постройки.
Между тем, как правильно указал суд в своем решении, указанные в оспариваемом отказе основания действующим земельным законодательством не предусмотрены.
Так, в соответствии с ч.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
ООО "БЭРСИ", являясь собственником здания, расположенного на указанном земельном участке, имеет исключительное право на приватизацию этого земельного участка площадью 350кв.м., с кадастровым номером 77:09:0002012:50, предоставленным обществу по заключенному с Московским земельным комитетом договору аренды от 30.06.2003 N М-09-510782.
В соответствии с п.9 Постановления Правительства Москвы от 27.06.2006 N 431-ПП "О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность" и п.2.1 Порядка передачи в собственность земельных участков собственникам зданий, строений, сооружений (Приложение N 1 к Постановлению Правительства от 27.06.2006 N 431-ПП) заявление о приобретении в собственность земельного участка подается собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, в Департамент земельных ресурсов города Москвы.
Пункт 8 Постановления от 27.06.2006 N 431-ПП наделяет Департамент земельных ресурсов полномочиями по заключению договоров купли-продажи земельных участков.
В соответствии с Положением о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы N 949-ПП от 30.10.2007, этот Департамент обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы (п.1.1. Положения). В целях выполнения возложенных на него задач Департамент земельных ресурсов заключает договоры купли-продажи земельных участков, находящихся в собственности города Москвы и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (п.2.2.3 Положения), выполняет функции уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы при возмездном предоставлении земельных участков в частную собственность юридическим лицам, являющимся собственниками зданий или сооружений (п.2.2.4 Положения).
Согласно Приложению N 1 к Постановлению Правительства от 27.06.2006 N 431-ПП Департамент земельных ресурсов принимает заявление о выкупе (п.2.1 Приложения), собирает необходимые документы (п.4 Приложения) и при отсутствии препятствий для выкупа готовит проект распорядительного акта Правительства Москвы (Префектуры) о предоставлении участка в собственность (п.7.1 Приложения).
При наличии препятствия для выкупа, Департамент земельных ресурсов направляет заявителю мотивированный отказ в выдаче договора купли-продажи (п.п.4.1, 4.2 Приложения N 3 к Постановлению Правительства от 27.06.2006 N 431-ПП и Регламентная таблица - Приложение к Приложению N 3). В этом случае распорядительный акт Правительства Москвы (Префектуры) не принимается.
Согласно п.4 Постановления Пленума ВАС РФ N 11 от 24.03.2005 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" при рассмотрении дел о признании незаконными отказов в предоставлении участков в собственность суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Согласно абз.7 п.8 ст.28 Федерального закона N 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества" в редакции Федерального закона N 29-ФЗ от 27.02.2003, действовавшей по состоянию на 24.03.2005, отчуждению не подлежали земельные участки в составе земель, предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных и общественных интересах.
На основании ст.4 Федерального закона N 69-ФЗ от 10.05.2007 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд" абз.7 п.8 ст.28 Федерального закона N 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества" признан утратившим силу.
Согласно ст.38 Федерального закона N 261-ФЗ от 08.11.2007 "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" п.8 ст.28 Федерального закона N 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества" изложен в новой редакции, в соответствии с которой отчуждению не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Данная редакция п.8 ст.28 Федерального закона N 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества" действовала на момент направления ответчиком отказа в предоставлении в собственность земельного участка, арендуемого обществом, и действует в настоящее время.
Таким образом, норма, в соответствии с которой отчуждению не подлежали земельные участки в составе земель, предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных и общественных интересах, применению не подлежит, поскольку признана утратившей силу в 2005 году.
В силу п.4 ст.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Данный перечень для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является исчерпывающим.
Ссылка ответчика на исполнительное производство по решению Арбитражного суда города Москвы от 14.09.2009 по делу N А40-39379/09-40-287 является необоснованной.
Таким образом, указанные в рассматриваемом письме основания отказа в предоставлении земельного участка в собственность земельным законодательством не предусмотрены.
В соответствии с абз.3 п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
Согласно ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и, нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Ввиду изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных ООО "БЭРСИ" требований, поскольку оспариваемый отказ Департамента земельных ресурсов г. Москвы не соответствует требования ЗК РФ и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом суд первой инстанции в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ, в целях устранения прав и законных интересов заявителя, обоснованно обязал Департамент земельных ресурсов г. Москвы заключить с ООО "БЭРСИ" договор купли-продажи земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Ангарская, вл. 61-63, площадью 350кв.м., с кадастровым номером 77:09:0002012:50.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.04.2011 по делу N А40-132985/10-145-829 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-132985/10-145-829
Истец: ООО "БЭРСИ"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы
Хронология рассмотрения дела:
25.07.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-14375/11