г. Москва |
Дело N А40-113313/10-17-655 |
20 июля 2011 г. |
N 09АП-15813/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Захарова С.Л.,
Судей Бекетовой И.В., Якутова Э.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Яцевой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ЖСК "Телефонист-3"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.05.2011
по делу N А40-113313/10-17-655, принятое судьей Поляковой А.Б.,
по заявлению ЖСК "Телефонист-3"
(ОГРН 1037739280677, 123298, г.Москва, ул. Берзарина, дом 3, корп. 2, кв. 179)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
о признании незаконным бездействия
третье лицо - ГУП "ГлавАПУ"
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Злотин Р.А. по дов. от 18.09.2010,
от заинтересованного лица - Ущеко С.С.по дов. от 28.02.2011,
от третьего лица - Клинков В.Б. по дов. от 05.08.2010.
УСТАНОВИЛ:
ЖСК "Телефонист-3" (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании незаконным бездействия Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - ДЗР Москвы), выразившегося в уклонении от формирования земельного участка площадью 8467 кв.м. придомовой территории по адресу: г. Москва, ул. Берзарина, вл. 3, корп.2 и о возложении на Департамент земельных ресурсов города Москвы обязанности в месячный срок со дня вступления решения в законную силу сформировать земельный участок 8467 кв.м, придомовую территорию по указанному адресу с координатами характерных точек границ 1-60, зафиксированных в техническом отчете ООО "Дерби", провести межевание земельного участка, утвердить проект границ и изготовить кадастровый план земельного участка.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.05.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд первой инстанции исходил из того, что с заявлением об оформлении земельно-правовых отношений в порядке, предусмотренном Регламентом подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП, заявитель не обращался, а также из отсутствия факта межевания территории (квартала).
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование этого указывается, что отсутствие межевания квартала, где находится земельный участок, не является препятствием для выполнения обязанности органом исполнительной власти выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане, поставить земельный участок на кадастровый учет и выдать заявителю кадастровый план.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании и представленных письменных пояснениях в порядке ст. 81 АПК РФ поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представитель третьего лица поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК. Суд апелляционной инстанции, исследовав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, находит следующее.
Как следует из материалов дела, решением общего собрания членов ЖСК "Телефонист-3", собственников жилья в многоквартирном доме от 07.02.2009 председателю правления поручено осуществить все необходимые действия по регистрации права собственности на земельный участок, на котором расположен дом, в том числе обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка.
Заявителем в адрес Департамента земельных ресурсов города Москвы направлено письмо от 21.07.2009 N 33-1-9422/10 с просьбой провести формирование земельного участка придомовой территории дома N3 корп. 2 по ул. Берзарина в пределах предлагаемых им границ площадью 0,8 га.
Департамент земельных ресурсов города Москвы, рассмотрев данное обращение, письмом от 13.08.2010 N 33-1-9422/10-(0)-1 сообщил ЖСК "Телефонист-3", что Департаментом в адрес Москомархитектуры направлено обращение о включении жилого квартала, в границах которого расположен многоквартирный жилой дом по адресу: г. Москва, ул. Берзарина, д.3, корп.2. в план работ по межеванию кварталов. Формирование земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Берзарина, вл.3, корп.2 возможно после разработки в установленном порядке проекта межевания квартала.
Заявитель полагая, что Департаментом допущено незаконное бездействие, выразившееся в уклонении от формирования земельного участка площадью 8467 кв.м. придомовой территории по адресу: г. Москва, ул. Берзарина, вл. 3, корп.2, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Вопреки утверждениям заявителя в апелляционной жалобе, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований заявителя основано на полной и всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, правильном определении имеющих значение обстоятельств дела и правильном применении норм материального права.
Согласно ч.2 ст. 36 Земельного кодекса РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Частями 3 и 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Статьей 36 Жилищного кодекса РФ (пункт 4 ч.1) определено, что границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Формирование земельного участка, в ходе которого должны быть определены границы и размер земельного участка, осуществляется путем постановки соответствующего земельного участка на кадастровый учет.
В силу п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В соответствии с п. 2.1 постановления Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год" если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица обращаются в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
В соответствии с п. 1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП (далее - Положение), Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах, переданных Правительством Москвы полномочий, а также иными землями, находящимися в собственности города Москвы.
В соответствии с пунктом 2.2.1. Положения Департамент земельных ресурсов города Москвы утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на территории города Москвы, формирует земельные участки и принимает решение об объединении и разделении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также согласовывает решения об объединении и разделении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Таким образом, Департамент земельных ресурсов города Москвы является уполномоченным органом по утверждению схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на территории города Москвы.
В Постановлении от 28.05.2010 N 12-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, соглашаясь с доводами автора апелляционной жалобы о том, что Департамент земельных ресурсов города Москвы наделен соответствующими полномочиями по формированию спорного земельного участка и то, что отсутствие плана межевания квартала не может служить основанием для непринятия мер по формированию земельного участка ответчиком в разумный срок, приходит к выводу об отсутствии незаконного бездействия со стороны Департамента земельных ресурсов города Москвы, ввиду следующего.
Порядок оформления прав на земельный участки и получения необходимых документов для оформления земельно-правовых отношений установлен "Регламентом подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП.
Пунктом 2.1. указанного Регламента установлено, что заявители обращаются в соответствующее (с учетом местоположения земельного участка) территориальное управление Департамента либо в Центр обслуживания населения и организаций по принципу "одного окна" административного округа и представляют: заявление на подготовку и выдачу запрашиваемого документа. Заявление оформляется на стандартных листах формата А4, на бланках установленного образца; к заявлению в составе необходимого комплекта документов прилагается учета основных сведений о заявителе (приложение 2 к Регламенту); необходимый комплект документов, который заявители должны представить в службу "одного окна" для подготовки запрашиваемых документов, сроки их исполнения (оформления) определяются регламентной таблицей подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы по принципу "одного окна" (приложение 1 к Регламенту).
Как следует из материалов дела, ЖСК "Телефонист-3" указывает на то, что обязанность Департамента земельных ресурсов города Москвы осуществлять действия по формированию земельного участка площадью 8467 кв.м. придомовой территории по адресу: г. Москва, ул. Берзарина, вл. 3, корп.2 возникла у ответчика в связи с обращением ЖСК, оформленным письмом от 21.07.2010 N 33-1-9422/10 (т.1, л.д.74-76).
Однако, обязанность по формированию земельного участка к чему сводятся требования заявителя по настоящему делу, могла возникнуть только с момента подачи именно в установленном порядке заявления с представлением документов, предусмотренных действующим законодательством.
При этом суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить то, что обязанность ответчика по формированию земельного участка предусмотрена только в случае обращения в порядке, предусмотренном п.7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, т.е. с одновременной подачей заявления в режиме "одного окна".
Как верно указано в решении суда первой инстанции и установлено материалами дела, с заявлением в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП, в режиме "одного окна" ЖСК "Телефонист-3" в Департамент не обращался, конкретный документ, из числа выдаваемых данным органом исполнительной власти, выдать не просил.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое бездействие Департамента отсутствует, в связи с чем требования заявителя не подлежат удовлетворению, а поэтому решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований заявителя является по существу правильным.
Доводы же, приведенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для его отмены либо изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 ст. 270 АПК РФ в любом случае основанием для отмены вынесенного судебного акта, судом не допущено.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.05.2011 по делу N А40-113313/10-17-655 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: |
С.Л. Захаров |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-113313/10-17-655
Истец: ЖСК "Телефонист-3", ЖСК "Телефонист - 3" (для коллегии адвокатов "Виндекс")
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы
Третье лицо: ГУП "ГлавАПУ"
Хронология рассмотрения дела:
20.07.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-15813/11