город Москва |
|
26 июля 2011 г. |
N 09АП-14646/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.07.2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 26.07.2011 г..
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего С.Н. Крекотнева
Судей: Н.О. Окуловой, В.Я. Голобородько
при ведении протокола судебного заседания секретарём А.Н. Красиковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 29 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.04.2011 г..
По делу N А40-100573/10-90-508 принятое судьёй Петровым И.О.
По заявлению ЗАО "АвиаТехМас" (ОГРН - 1025204409845); 607657, Нижегородская обл, Кстовский р-н, г. Кстово, проезд Рачкова, 5, 29
к ИФНС РФ N 29 по г. Москве (ОГРН - 1027700484350); 119454, г. Москва, ул. Лобачевского, д.66А
О признании незаконным действий налогового органа, обязании произвести зачёт суммы излишне уплаченных налогов и пени
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Ищенко О.Д. по дов. от 03.02.2011
от заинтересованного лица - Городничев А.А. по дов. N 05-24/014042 от 18.04.2011
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "АвиаТехМас" обратилось в суд с заявлением о признании действий ИФНС России N 29 по г. Москве, выразившихся в отказе в зачете излишне уплаченных ЗАО "АвиаТехМас" сумм налогов и пени в размере 1.715.154 руб. 89 коп., незаконными, обязании ИФНС России N 29 по г. Москве произвести зачет ЗАО "АвиаТехМас" суммы излишне уплаченных налогов и пени в размере 1.715.154 руб. 89 коп.
Решением суда от 14.04.2011 заявленные требования удовлетворены в полном объёме
Инспекция не согласилась с принятым решением суда и подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в виду его незаконности и необоснованности, отказать Заявителю в удовлетворении заявленных требований. При этом Заинтересованное лицо указывает, на несоблюдение судом норм материального права.
Заявитель представил отзыв, в котором указывает, что решение суда принято на основе правильного применения норм материального и процессуального права, в связи с чем, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав объяснения представителя Заинтересованного лица, поддержавшего доводы и требования апелляционной жалобы, Заявителя, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела в период с 18 марта по 16 апреля 2010 г. ЗАО "АвиаТехМас", ошибочно на счет УФК Минфина Нижегородской области были направлены денежные средства, предназначенные для уплаты налогов в федеральный бюджет, в общей сумме 1.715.154,89 руб., поскольку в это время налогоплательщик находился на налоговом учете в ИФНС России N 29 по г. Москве, и указанные денежные средства должны были быть уплачены налогоплательщиком на счет УФК Минфина России по г. Москве.
ИФНС России по Сормовскому району письмами N 09-51/38-4/007160 от 27.04.2010 г.., N 09-51/38-4/006954 от 22.04.2010 г.. уведомило налогоплательщика о том, что от налогоплательщика поступили денежные средства и что возврат сумм, зачисленных на счет Федерального казначейства другого субъекта РФ, может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган по месту его учета с приложением копии расчетного документа, подтверждающего факт уплаты.
04.05.2010 года налогоплательщиком в ИФНС N 29 по г. Москве было направлено письмо вх. N 036498 с просьбой осуществить зачет или возврат ошибочно зачисленных на счет казначейства другого субъекта РФ.
10.08.2010 года, ИФНС России N 29 по г. Москва было выдана копия письма исх. N11-08/037061 датированное 13.07.2010 г.. в котором указывается, что письмо вх. N036498 от 04.05.2010 г.. остается без исполнения. Денежные средства, зачисленные на счет УФК по Нижнему Новгороду зачислить в КРСБ организации не представляется возможным.
Дополнительно сообщалось, что денежные средства можно вернуть на расчетный счет после погашения задолженности.
30.07.2010 г. вх. N 059904 заявителем повторно было направлено заявление ИФНС России N 29 по г. Москве о произведении зачета или возврата излишне уплаченных сумм налога.
В ответ на которое, 19.08.2010 г. исх.N 11-08/038120 инспекцией направлен ответ, с указанием того, что письмо налогоплательщика остается без исполнения, поскольку денежные средства, зачисленные на счет УФК по г. Нижнему Новгороду зачислить в КРСБ организации не предоставляется возможным. Денежные средства можно вернуть на расчетный счет после погашения задолженности
Рассмотрев представленные сторонами доказательства, учитывая, что доводы апелляционной жалобы тожественны доводам обжалуемого решения и были предметом исследования в заседании суда первой инстанции, суд не находит оснований для удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Суд считает, отказ налогового органа в зачете излишне уплаченных сумм налога незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
Согласно п. 12 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределений между бюджетами бюджетной системы РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ N 92н от 05.09.2008 г., невыясненные поступления, ошибочно поступившие на счет органа Федерального казначейства и предназначенные для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства, возвращаются плательщику органом Федерального казначейства по месту зачисления платежа при поступлении письменного обращения от администратора поступлений в бюджет, которому предназначался платеж, с приложением заявления плательщика и копии нормативного правового акта главного администратора поступлений в бюджет, наделяющего его соответствующими полномочиями, и в случае отсутствия на территории данного субъекта Российской Федерации администратора поступлений в бюджет, подведомственного тому же главному администратору поступлений в бюджет.
Возврат осуществляется на основании заявления плательщика, банка или администратора поступлений в бюджет и оформленной в соответствии с ними органом Федерального казначейства Заявки на возврат не позднее 3-х рабочих дней со дня поступления в орган Федерального казначейства соответствующего заявления.
В силу п.1 Приказа ФНС России N ММ-3-1/643@ от 05.12.2008 г. - на территориальные органы Федеральной налоговой службы, поименованные в приложении N 1 к настоящему Приказу, возложены следующие полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 "Федеральная налоговая служба" принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы; принятие решения о зачете (уточнении") платежей и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства.
В приложении N 1 к указанному приказу также поименована ИФНС России N 29 по г. Москва.
Таким образом, единственным лицом, которое имеет полномочия на возврат денежных средств со счетов УФК Минфина другого субъекта РФ является ИФНС N 29 по г. Москве. Налогоплательщик лишен права самостоятельно осуществить возврат денежных средств, даже если бы он и напрямую обратился в Федеральное казначейство по Нижегородской области.
В письмах налогового органа исх. N 11-08/037061 от 13.07.2010 г.., 19.08.2010 г. исх.N 11-08/038120 отсутствует ссылка на правовую норму, в соответствии с которой налоговый орган не может провести зачет излишне уплаченных сумм налога.
Статья 78 НК РФ никаких ограничений не содержит. В силу п. 2 этой статьи -"Зачет ... суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика...".
Согласно п. 4,5 ст. 78 НК РФ, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.
О том, что у налогоплательщика имеется излишне уплаченная в бюджет сумма налога налоговым органом не отрицается, что подтверждается письмами налогового органа в адрес налогоплательщика N 10-21/031727 от 01.07.2010 г..
Иных требований, кроме указанных в ст.78 НК РФ к зачету излишней суммы уплаченного налога Налоговый кодекс к налогоплательщику не предъявляет.
Довод налогового органа, о том, в соответствии с п. 2 Приказа ФНС от 11.01.2008 г.. N ШС-3-10/3@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 16.03.2007 г. N ММ-3-10/138@ "Об утверждении рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных "расчеты с бюджетом" зачет излишне уплаченных налогов в счет погашения недоимки произведен быть не может, безоснователен, поскольку в данном пункте приказа указано, что денежные средства по расчетным документам, которые оформлены и представлены в банк после даты снятия с учета налогоплательщика и зачислены после даты снятия с учета на счет Федерального казначейства того субъекта РФ, на территории которого находится налоговый орган, в котором ранее стоял на учете плательщик до его перехода в налоговый орган на территории другого субъекта РФ не отражаются в карточках "РСБ" и могут быть возвращены плательщику по решению налогового органа по месту учета.
При этом данный пункт не указывает на то, что возврат должен быть осуществлен именно путем возврата денежных средств на расчетный счет плательщика, однако налоговый орган, подменяя понятия, приходит к выводу, что на основании указанно пункта приказа, зачет излишне уплаченных сумм налога не предусмотрен, а возврат налога на расчетный счет возможен только при отсутствии недоимки как это регламентирует ст.78 НК РФ и поскольку у налогоплательщика имеется недоимка, налоговым органом на письма налогоплательщика о зачете дан отказ.
Вместе с тем, Приказ ФНС на который ссылается налоговый орган не зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ, следовательно, он не является ни законным, ни подзаконным нормативным актом и, следовательно, он не может быть положен в основу предъявления к налогоплательщику дополнительных требований, не предусмотренных в Налоговом кодексе РФ.
Исходя из складывающейся судебной практики - по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика (постановление Президиума ВАС РФ от 29.06.2004 г.. N 2046/04, Постановление ФАС Московского округа от 29.09.2010 г.. N КА-А40/11549-10; Постановление ФАС Московского округа от 20.08.2009 г.. N КА-А41/8136-09; Постановление ФАС Московского округа от 30.12.2009 г.. N КА-А40/14708-09.
В силу ст. 9, 30, 31 НК РФ, статей 1,2 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в которую входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральная налоговая служба России), и его территориальные органы.
Таким образом, ИФНС России N 29 по г. Москве, в соответствии с п. 12 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределений между бюджетами бюджетной системы РФ, утвержденного приказом Минфина РФ N 92н от 05.09.2008 г., являясь администратором поступлений и зная о факте излишней уплате налогоплательщиком налога в бюджет обязано было направить соответствующее заявление в УФК Минфина по Нижегородской области, сумма, уплаченная ошибочно подлежала бы перечислению на счет УФК Минфина по г. Москве и налоговый орган в соответствии со ст. 78 НК РФ обязан был провести зачет излишне уплаченных налогоплательщиком сумм налога, поскольку по лицевому счету налогоплательщика имеется недоимка.
При изложенных обстоятельствах, с учетом того, что налоговый орган никаких действий как администратор бюджетных поступлений не предпринял для того, что бы на основании заявлении налогоплательщика осуществить зачет излишне уплаченных сумм налога и восстановить имущественные права налогоплательщика, суд считает, что оснований к отказу в удовлетворении требований заявителя не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы заявителя и заинтересованного лица и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266 - 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.04.2011 г. по делу N А40-100573/10-90-508 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме в Федеральный арбитражный суд Московского округа
Председательствующий судья: |
С.Н. Крекотнев |
Судьи |
Н.О. Окулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-100573/10-90-508
Истец: ЗАО "АвиаТехМас"
Ответчик: ИФНС России N 29 по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
26.07.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-14646/11