г. Владимир
"05" июля 2011 г. |
Дело А79-9153/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.07.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 05.07.2011.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Кирилловой М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Прохоровой Е.Л.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 24.02.2011 по делу N А79-9153/2010,
принятое судьей Щетинкиным А.В.
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике о взыскании 537 250 рублей 14 копеек задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду.
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" - Урлина Н.Е. по доверенности от 01.02.2011 N 273/11; Ванцова Т.Ф. по доверенности от 11.05.2011 N 429/11; Мшецян С.Н. по доверенности от 19.11.2011 N 227/11; Мясников С.А. по доверенности от 15.04.2011 N 414/11.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, полномочных представителей для участия в судебном заседании не направили.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Приволжское Управление Ростехнадзора обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород", ОГРН 1025203016332, ИНН 5260080007, г. Нижний Новгород, ул. Звездинка, д. 11 задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2009 года, 1 квартал 2010 года в общей сумме 537 250 рублей 14 копеек.
Определением от 25.11.2010 суд произвел замену заявителя по делу -Приволжское Управление Ростехнадзора на Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике.
Решением от 24.02.2011 Арбитражный суд Чувашской Республики взыскал с общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 537 250 рублей 14 копеек.
Не согласившись с вынесенным Арбитражным судом Чувашской Республики судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" (далее - общество) обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой сослалось на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела. Заявитель апелляционной жалобы просил решение суда отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике (далее - Управление).
Общество отметило, что в процессе эксплуатации газораспределительных станций не осуществляется выбросов твердых или взвешенных веществ, способных осаждаться. Производимые оборудованием газораспределительных станций выбросы не оказывают существенного влияния на качество атмосферного воздуха, который соответствует гигиеническим требованиям.
По мнению общества, в материалах дела отсутствуют доказательства наличия загрязняющих веществ в природных водах (осадках), стекающих с водосборной территории общества.
Как полагает заявитель апелляционной жалобы, оснований для применения Методических указаний, утвержденных Госкомэкологии Российской Федерации от 29.12.1998 и носящих рекомендательный характер, не имеется.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы, заявили ходатайство о приобщении к материалам дела писем общества от 16.04.2011 N 455, от 19.04.2011 N 457 с приложенными к ним корректирующими расчетами платы за негативное воздействие за 4 квартал 2009 года и 1 квартал 2010 года, протокола результатов контроля атмосферного воздуха от 20.04.2011 N 1076, письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07.05.2010 N 12-47/6474.
Управление в отзыве на ходатайство от 14.06.2011 N 008/2302 возразило против приобщения дополнительных документов.
Рассмотрев заявленное ходатайство, Первый арбитражный апелляционный суд отказал в его удовлетворении на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку причины непредставления данных документов в суд первой инстанции признаны неуважительными. Объективных препятствий для представления документов в суд первой инстанции Первым арбитражным апелляционным судом не установлено. Из материалов дела не следует, что общество имело намерения представить в суд первой инстанции названные документы. Кроме того, протокол результатов контроля атмосферного воздуха от 20.04.2011 N 1076 не является относимым доказательством по данному делу.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что филиалом общества - Чебоксарским линейным управлением магистральных газопроводов представлены в Управлением расчеты фактической платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2009 года и 1 квартал 2010 года.
Согласно данным расчетам плата за 1 квартал 2009 года и 1 квартал 2010 года составила в общей сумме 943810 рублей 35 копеек.
Общество частично внесло причитающуюся с него плату в размере 406 560 рублей 21 копеек.
Управлением в адрес общества выставлено требование от 22.06.2010 N 80 об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2009 года в размере 295 006 рублей 63 копеек, за 1 квартал 2010 года в размере 242 243 рублей 51 копеек.
Поскольку в установленный в требовании срок (до 22.07.2010) задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду обществом в добровольном порядке не оплачена, Управление обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о взыскании с общества указанной платы в общей сумме 537 250 рублей 14 копеек.
Руководствуясь статьями 1, 3, 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Методическими указаниями, утвержденными Госкомэкологии Российской Федерации от 29.12.1998, приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557, Арбитражный суд Чувашской Республики удовлетворил заявленное Управлением требование.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее -Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами, а порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Пункт 2 указанной статьи определяет виды негативного воздействия на окружающую среду.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся; выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок).
Данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (пункт 1 Порядка).
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены постановлением Правительства РФ от 12.06.2006 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Расчет платы за негативное воздействие за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты производится природопользователями с учетом Методических указаний, утвержденных Госкомэкологии Российской Федерации от 29.12.1998.
Данные Методические указания определяют неорганизованный поверхностный сток как вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты, либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций).
Пунктом 1.2 Методических указаний установлен порядок расчета платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, а также приравненный к ним сброс на рельеф местности, поля фильтрации и земледельческие поля орошения, специальные водоотводящие устройства (сбросные и дренажные каналы), в составе сточных дождевых, талых и поливочных вод (далее - неорганизованный сброс загрязняющих веществ) с площади территории природопользователей в зависимости от функционального ее использования.
Согласно пункту 1.3 Методических указаний неорганизованный сброс загрязняющих веществ с территории предприятий и организаций и расчет платы за загрязнение окружающей среды осуществляется на основе разрешения, выдаваемого территориальным органом Госкомэкологии России. При отсутствии у природопользователя разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ, оформленного в установленном порядке, размер платы за него рассчитывается природопользователем или территориальным органом Госкомэкологии России как для условий сверхлимитного сброса.
В соответствии с пунктом 1.4 данных Методических указаний принадлежность предприятия или организации к числу загрязнителей окружающей среды поверхностным стоком с подведомственной территории определяется в индивидуальном порядке исходя из наличия передвижных или стационарных источников (включая эродированные поверхности) поступления в дождевые, талые и поливочные воды загрязняющих веществ производственного или хозяйственно - бытового происхождения по предъявлении технологического регламента, материального баланса или иных документов, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия, либо по представлении инспектором территориального органа Госкомэкологии перечня загрязняющих веществ, попадание которых не исключено в поверхностный сток.
Следует учитывать, что Методические указания не изменяют положений законодательства, которыми устанавливается плата за сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, а понятие неорганизованного стока не противоречит постановлению Правительства РФ от 12.06.2006 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления". С учетом изложенного довод апелляционной жалобы о том, что Методические указания в рассматриваемом случае не подлежат применению, отклоняется апелляционным судом.
Из материалов дела следует, что общество осуществляет деятельность по бесперебойной транспортировке газа, эксплуатации, строительству и ремонту магистральных газопроводов, газопроводов-отводов, компрессорных и газораспределительных станций и других видов специального оборудования.
В указанных целях общество осуществляет эксплуатацию газораспределительных станций (т.7 л.д.172), которые представляют собой совокупность технологического оборудования и систем для регулирования давления и расхода, очистки, подогрева и одоризации (при необходимости), а также измерения количества газа перед подачей его в газораспределительную сеть (пункт 5.43 Временных технических требований, утвержденных начальником Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа открытого акционерного общества "Газпром").
В состав газораспределительных станций входят основные технологические узлы: переключения, очистки газа, предотвращения техногенного гидратообразования, редуцирования давления, измерения и коммерческого учета расхода газа, одоризации, средства связи, устройства телемеханики, электроосвещения, отопления и вентиляции, защиты от коррозии технологических трубопроводов и коммуникаций. Сооружается на газопроводе отводе и предназначена для подачи промышленным предприятиям и населенным пунктам обусловленного объема газа с определенным давлением, степенью очистки, одоризации и измерения объемного расхода газа, а при необходимости, контроля качественных его показателей.
Полагая, что им ошибочно исчислена фактическая плата за негативное воздействие на окружающую среду по такому показателю, как неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты с территорий газораспределительных станций, общество оспорило требование Управления в части взыскания платы за указанный вид негативного воздействия.
Вместе с тем судом по материалам дела установлено, что территории газораспределительных станций отвечают критериям промышленных площадок, поверхностный сток вод с которых загрязнен взвешенными органическими и иными веществами. В результате деятельности газораспределительных станций осуществляется выброс вредных веществ в числе которых значится бензапирен, имеющий свойство накапливаться в почве ( т.7 л.д.153-165,166-171).
Кроме того, загрязнение территорий газораспределительных станций и подъездных путей к ним нефтепродуктами происходит в связи с необходимостью обслуживания и ремонта оборудования данных объектов в том числе с использованием автотранспорта.
Указанные территории не оборудованы системой ливневой канализации. Доказательства обратного в деле отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что общество является лицом, обязанным вносить плату за загрязнение окружающей среды в связи с осуществлением неорганизованного поверхностного стока на рельеф местности с территории водосбора (промплощадок).
Проверив правильность расчета заявленной ко взысканию суммы, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности данного расчета.
Доказательств оплаты задолженности по плате за негативное воздействие в размере 537 250 руб. 14 коп. заявителем апелляционной жалобы не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Управления и взыскал с общества задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую природную среду за 4 квартал 2009 года и 1 квартал 2010 года в сумме 537 250 руб. 14 коп.
С учетом изложенного апелляционная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Чувашской Республики полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на общество.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 24.02.2011 по делу N А79-9153/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Н. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-9153/2010
Истец: Приволжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике
Ответчик: ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород", ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" - Чебоксарское ЛПУМГ
Третье лицо: Приволжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Управление Росприроднадзора по Чувашской Республике, Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, Приволжское управление Ростехнадзора, Управление Росприроднадзора по Чувашской Респулике