Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 11 апреля 2007 г. N КА-А40/2240-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 4 апреля 2007 г.
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 февраля 2008 г. N КА-А40/231-08-П
Закрытое акционерное общество "Петрол Комплекс Эквипмент Компани" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Комиссии по вопросам работы предприятий потребительского рынка и услуг Северо-Восточного административного округа г. Москвы от 25.01.06 в части, касающейся отказа в согласовании круглосуточного режима розничной торговли алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции в магазинах, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Шереметьевская, д. 62, кор. 1, г. Москва, Ярославское шоссе, владение 3, стр. 3, г. Москва, ул. Плещеева, владение 2, стр. 1 и обязании названной комиссии этот режим согласовать.
Решением от 15.08.06 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 22.11.06 N 09АП-13907/06-АК Девятого арбитражного апелляционного суда решении оставлено без изменения.
Эти судебные акты в порядке кассационного производства обжалованы Префектом Северо-Восточного административного округа г. Москвы.
Требования о проверке законности решения от 15.08.06, постановления от 22.11.06 мотивированы ссылкой как на неправильное применение судом первой инстанции, арбитражным апелляционным судом при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов нормы материального права, так и на нарушение нормы процессуального права, поскольку упомянутые судебные акты приняты в отношении прав и обязанностей Префектуры Северо-Восточного административного округа г. Москвы, которое к участию в деле не привлечено, что в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения, постановления в любом случае.
В отзыве на кассационную жалобу общество возражало против доводов, содержащихся в кассационной жалобе, ссылаясь на их несостоятельность.
Судебное разбирательство по кассационной жалобе состоялось 28.03.07 в 11 часов 25 минут.
В этом судебном заседании относительно кассационной жалобы даны следующие объяснения:
- представитель Префектуры Северо-Восточного административного округа г. Москвы объяснил, что доводы содержащиеся в кассационной жалобе, поддерживает. Решение комиссии признаками, присущими ненормативному правовому акту, не обладает. Носит предварительный характер. Само же решение об отказе в согласовании круглосуточного режима торговли алкогольной продукцией подлежит оформлению в виде принятия префектом соответствующего распоряжения. Названная комиссия создана по распоряжению Префекта СВАО г. Москвы, а поэтому самостоятельным государственным органом не является. Следовательно, эта комиссия участвовать в арбитражном процессе в качестве стороны по делу не может. Поскольку Префектура СВАО г. Москвы к участию в деле не привлечена, ее права и законные интересы нарушены.
- представитель общества объяснил, что возражает против доводов, содержащихся в кассационной жалобе, по мотиву их несостоятельности.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 04.04.07 до 13 часов 50 минут.
В судебном заседании, состоявшемся 04.04.07 в 13 часов 50 минут, представитель Префектуры Северо-Восточного административного округа г. Москвы, представитель общества, каждый в отдельности, заявил, что свою правовую позицию относительно кассационной жалобы, изложенную ранее, поддерживает.
Предметом судебных разбирательств в суде первой инстанции, арбитражном апелляционном суде, как показала проверка материалов дела, являлась законность решения Комиссии по вопросам работы предприятий Потребительского рынка и услуг Северо-Восточного административного округа г. Москвы, оформленного в виде протокола от 25.01.06, в части, касающейся отказа в согласовании круглосуточного режима розничной торговли алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции в трех магазинах общества.
Это решение судом первой инстанции, арбитражным апелляционным судом признано не соответствующим законодательству, что послужило основанием для признания оспариваемого акта недействительным и удовлетворения заявленного требования в том числе и в части, касающейся обязания упомянутой комиссии согласовать круглосуточный режим розничной торговли названной алкогольной продукцией в трех магазинах общества.
Законность решения от 15.08.06, постановления от 22.11.06 проверена в пределах, установленных для рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основанием для удовлетворения заявленных требований послужили выводы суда первой инстанции, арбитражного апелляционного суда о несоответствии оспариваемого решения Комиссии по вопросам работы предприятий потребительского рынка и услуг Северо-Восточного административного округа Москвы действующему законодательству.
Между тем судами не учтено следующее.
Суды исходили из того, что решение, принятое названной комиссией, оформленное в виде выписки из протокола заседания, является ненормативным правовым актом.
В обосновании этого вывода суды сослались на пункт 3.6 Положения о Комиссии по вопросам работы предприятий потребительского рынка и услуг Северо-Восточного административного округа г. Москвы, которое является приложением N 2 к распоряжению Префекта Северо-Восточного административного округа города Москвы от 07.07.05 N 1661.
Согласно пункту 3.6 упомянутого Положения решения комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны к исполнению ее членами и оформляются в виде выписки из протокола заседания Комиссии, которая является правоустанавливающим документом для дальнейшего оформления документации по размещению объекта.
Таким образом решения Комиссии обязательны к исполнению ее членами. Эти решения оформляются в виде выписки из протокола. Выписка из протокола - правоустанавливающий документ для дальнейшего оформления документации.
Следовательно, выяснению подлежали вопросы о том, для оформления какой именно документации выписка из протокола заседания комиссии является правоустанавливающим документом и предполагает ли наличие такой выписки оформление дальнейшей документации в виде принятия префектом распоряжения, принималось ли в данном случае префектом соответствующее распоряжение.
Кроме того, согласно статье 46 Устава города Москвы и пункта 1.1 Положения о префектуре города Москвы территориальным органом исполнительной власти города Москвы является префектура.
Именно распоряжением префекта Комиссия организуется, реорганизуется и ликвидируется (пункт 1.2 Положения о комиссии).
В судебных актах содержится и вывод о том, что право самостоятельно вводить ограничения по вопросам, связанным с оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции Федеральным законом от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", постановлением Правительства Москвы от 28.12.05 N 1069-ПП префектурам административных округов не предоставлено.
Между тем вопрос о привлечении к участию в деле Префектуры СВАО г. Москвы судами не обсуждался. К участию в деле эта префектура не привлечена.
С учетом изложенного доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, объяснениях относительно кассационной жалобы признаны обоснованными.
Поэтому обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело по основаниям, указанным выше, - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 15 августа 2006 года Арбитражного суда города Москвы, постановление от 22 ноября 2006 года N 09-АП-13907/06-АК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-39264/06-145-195 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 апреля 2007 г. N КА-А40/2240-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании