г. Челябинск |
|
14 июля 2011 г. |
N 18АП-6026/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июля 2011 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Махровой Н.В.,
судей Карпусенко С.А., Рачкова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кравчук А.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.04.2011 по делу N А47-11520/2009 (судья Лапшина Н.Ю.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" - Нестеренко Юлия Александровна (доверенность от 30.09.2010), Новикова Наталия Геннадьевна (доверенность N 53 от 04.07.2011), Ефанова Ирина Климентьевна (доверенность N 16 от 16.02.2011);
Главного управления по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области - Шарабарова Ирина Павловна (доверенность от 11.02.2011).
Общество с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" (далее - ООО "Оренбург Водоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к Главному управлению по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области (далее - Управление, ответчик) с исковым заявлением о взыскании 5 693 351 руб. 78 коп. основного долга за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения (т. 1, л.д. 2-3).
Кроме того, истец ходатайствовал о взыскании в его пользу расходов по уплате государственной пошлины - 39 966 руб. 76 коп.
Решением арбитражного суда от 12.02.2010 (т. 1, л.д. 45-47) исковые требования ООО "Оренбург Водоканал" были удовлетворены, с Управления в пользу ООО "Оренбург Водоканал" взыскан основной долг в сумме 3 500 000 руб., производство по делу в части требований о взыскании 2 193 351 руб. прекращено в связи с отказом от части исковых требований в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением от 09.06.2010 Федеральный арбитражный суд Уральского округа решение суда первой инстанции отменил, направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Оренбургской области (т. 1, л.д. 69-72).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 29.04.2011 в удовлетворении исковых требований ООО "Оренбург Водоканал" отказано (т. 2, л.д. 50-54).
В апелляционной жалобе ООО "Оренбург Водоканал" просило решение суда отменить (т. 2, л.д. 56-58).
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "Оренбург Водоканал" ссылалось на то, что Управление является надлежащим ответчиком по делу, так как ответчик обращался за разрешением на строительство в уполномоченный орган как заказчик строительства, а такой статус он получил в силу правопреемства прав и обязанностей от УГПС УВД Оренбургской области. Кроме того, судом первой инстанции не исследован вопрос о принадлежности спорных домов до момента введения их в эксплуатацию ответчиком. Ответчик с момента правопреемства несет ответственность за строительство объектов и их содержание, в том числе несет обязанность по оплате за поставленные ресурсы.
Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Также ответчик в отзыве пояснил, что объект недвижимости, расположенный по адресу: г.Оренбург, ул.Гая, д. 15 в спорный период не был закреплен за ответчиком на праве оперативного управления, так же не передавался ему в безвозмездное пользование. Договор ресурсоснабжения между ответчиком и истцом заключен не был. Ответчик является самостоятельным юридическим лицом и структурным подразделением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание третье лицо не явилось. С учетом мнения ответчика и истца в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие третьего лица.
В судебном заседании ООО "Оренбург Водоканал" поддержало доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Приняв участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи в порядке, предусмотренном статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Управление настаивало на доводах отзыва на апелляционную жалобу.
Представитель истца дополнительно пояснил, что ответчик обязан нести бремя по оплате потребленной воды. Из представленных документов, по мнению истца, усматривается, что ответчик являлся застройщиком до момента постановки спорного здания на баланс, а значит должен нести ответственность и за незаконное присоединение к системе водоснабжения.
Представитель ответчика пояснил, что он является ненадлежащим ответчиком, а предъявленные требования истцом необоснованны.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ООО "Оренбург Водоканал" (поставщик) и Главным управлением Министерства чрезвычайных ситуаций России по Оренбургской области (далее - ГУ МЧС Оренбургской области, абонент) заключен договор ресурсоснабжения N 2338/40 от 01.12.2008 (т. 1, л.д. 9-16), согласно условиям которого поставщик обязался отпускать абоненту воду и принимать сточные воды, а абонент, в свою очередь,
обязался оплачивать поставщику отпущенную воду и сброшенные сточные воды в объеме и сроки в соответствии с условиями договора (пункт 1.1).
Объекты абонента, присоединенные к сети водоснабжения поставщика и точки подачи воды, равно как и объекты абонента, присоединенные к канализационной сети поставщика и точки приема сточных вод, определены сторонами в Приложении N 1 к данному договору, а именно: учреждение по ул. Гая, д. 21 г.Оренбурга.
Срок действия договора N 2338/40 от 01.12.2008 установлен сторонами с 01.01.2009 по 31.12.2009 (пункт 9.2).
В ходе проведения 04.09.2009 мероприятий по выявлению самовольных пользователей сетей, сотрудниками ООО "Оренбург Водоканал" было установлено, что дома по адресу: г.Оренбург, ул. Гая, д. 15, корпус N 1 и N 2, самовольно подключены к системам водоснабжения и водоотведения истца.
По данному факту истцом были составлены акты от 04.09.2009 (т. 1, л.д. 24-25).
Заказчиком строительства указанных домов является ЗАО "Ликосстрой", разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано Главному управлению по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области.
Ввиду установления факта самовольного подключения к системам водоснабжения и водоотведения истца, количество потребленной ответчиком воды определено в порядке, установленном договором N 2338/40 от 01.12.2008, то есть по пропускной способности водопроводного ввода при скорости движения воды 1,2 м/с (пункт 4.7 договора), п. 55, 57 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 167 от 12.02.1999 (далее - Правила N 167).
Для оплаты за поставленную воду в период с 01.01.2008 по 22.09.2009 истцом в адрес ответчика выставлен счет N 092338 от 30.09.2009 (т. 1, л.д. 7) на сумму 5 693 351 руб. 78 коп.
Неоплата ответчиком потребленного ресурса послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим требованием.
Согласно ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
Обязанность оплаты абонентом фактически принятого количества энергии в соответствии с данными учета энергии в порядке, определенном соглашением сторон, установлена также ст. 544 ГК РФ.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с п. 77 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за потребление питьевой воды без средств измерений, с неисправными приборами или по истечении их межповерочного срока, с нарушением целостности пломб на средствах измерений и при необеспечении абонентом представителю водопроводно-канализационного хозяйства доступа к узлу измерений производятся в соответствии с настоящими Правилами, а количество отпущенной питьевой воды и принятых сточных вод при этом определяется в соответствии с пунктом 57, за исключением случаев, предусмотренных п. 55 названных Правил.
В случаях самовольного присоединения и самовольного пользования системами водоснабжения и канализации количество израсходованной питьевой воды исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду с момента обнаружения. Объем водоотведения при этом принимается равным объему водопотребления (п. 57 Правил N 167).
Истец, заявляя требование о взыскании с абонента самовольно потребленной воды, в силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, должен доказать принадлежность ответчику системы водоснабжения и водоотведения, факт самовольного присоединения и пользования ею.
Согласно актам от 04.09.2009 (т. 1, л.д. 24-25) дома по адресу: г. Оренбург, ул. Гая, д. 15, корпус N 1 и N 2, самовольно подключены к системам водоснабжения и водоотведения истца.
Данные акты составлены в присутствии представителей абонента: ЗАО "Ликосстрой" - заместителя главного энергетика Першина Е.Е. и начальника ГУ МЧС России по Оренбургской области Солодовникова В.Н. и подписаны ими.
В письме N 24/1-4335 от 07.08.2010 (т. 1, л.д. 109) Комитет по градостроительству и архитектуре администрации города Оренбурга на запрос ООО "Оренбург Водоканал" сообщило, что разрешение N Г-028/98 от 22.07.1998 на выполнение строительно-монтажных работ по ул.Гая, 15 выдано УГПС УВД Оренбургской области, разрешение N RU56301000-00210 от 25.01.2010 на ввод объекта в эксплуатацию выдано Главному управлению по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области.
Разрешение N Г-028/98 от 22.07.1998 (т. 1, л.д. 161) выдано УГПС УВД Оренбургской области на выполнение строительно-монтажных работ гостиницы по ул. Гая, 15, строительство инженерных коммуникаций (газ, водопровод, теплотрасса, электроснабжение, канализация), 13.01.2010 Комитет по градостроительству и архитектуре администрации города Оренбурга продлил действие данного разрешения до 01.07.2010, что следует из соответствующего штампа.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (т. 2, л.д. 12-15) УГПС УВД Оренбургской области (полное наименование - Управление Государственной противопожарной службы УВД Оренбургской области) прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения, о чем 28.03.2005 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за N 2055610010146; правопреемником реорганизованного юридического лица является Главное управление по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области.
Однако как установлено постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 09.06.2010 по рассматриваемому спору, Министерство чрезвычайных ситуаций России по Оренбургской области в соответствии с Положением о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации (далее - МЧС России) от 01.10.2004 N 458, входит в систему МЧС России, является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим полным наименованием, соответствующие печати, штампы и бланки, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах федерального казначейства.
За региональным центром МЧС России в установленном порядке закрепляется имущество на праве оперативного управления.
Согласно ст. 3 Закона Оренбургской области от 16.11.2005 N 2706/470-
III-ОЗ "О системе исполнительных органов государственной власти Оренбургской области", Указу Губернатора Оренбургской области от 20.04.2009 N 58-ук "О структуре органов исполнительной власти Оренбургской области" Главное управление по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области входит в систему органов исполнительной власти Оренбургской области.
На основании п.4, 8 Положения о главном управлении по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 19.12.2005 г. N 154-ук, Главное управление по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс и смету, лицевые счета получателя бюджетных средств, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. другие необходимые для своей деятельности печати, штампы и бланки, пользуется правами и несет обязанности в соответствии с законодательством.
Главное управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с главным управлением МЧС России по Оренбургской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти и органами местного самоуправления области.
Таким образом, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области и Главное управление по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области по своим целям деятельности, функциям и полномочиям являются разными юридическими лицами и относятся к различным уровням системы органов исполнительной власти в Российской Федерации.
Следовательно, судом апелляционной инстанции отклоняется довод истца о том, что ответчик является правопреемником УГПС УВД Оренбургской области и несет его права и обязанности.
По указанным выше основаниям также не принимается во внимание утверждение заявителя о том, что ответчик с момента правопреемства несет ответственность за строительство объектов и их содержание, в том числе несет обязанность по оплате за поставленные ресурсы.
Истцом в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлены доказательства того, что ответчик в спорный период являлся владельцем объекта недвижимого имущества по адресу: г.Оренбург, ул. Гая, д. 15, корпус N 1 и N 2 либо абонентом, самовольно подключившимся к системе водоснабжения и водоотведения ООО "Оренбург Водоканал".
Кроме того, представленный истцом в качестве обоснования своих требований в материалы дела договор ресурсоснабжения N 2338/40 от 01.12.2008 заключен между ООО "Оренбург Водоканал" и УГПС УВД Оренбургской области, ответчик же стороной указанного договора не является.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что обязанность по оплате безучетно потребленной воды и сброшенных сточных вод не может быть возложена на ответчика.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.04.2011 по делу N А47-11520/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Махрова |
Судьи |
С.А. Карпусенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-11520/2009
Истец: ООО "Оренбург Водоканал"
Ответчик: Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области, Главное управление по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области
Третье лицо: Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Комитет по градостроительству и архитектуре администрации г. Оренбурга, УВД по Оренбургской области