город Омск
11 июля 2011 г. |
Дело N А70-1657/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.,
судей Лотова А.Н., Золотовой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Бондарь И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3825/2011) Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
на решение Арбитражного суда Тюменской области от 11.04.2011 по делу N А70-1657/2011 (судья Свидерская И.Г.),
по заявлению закрытого акционерного общества "ТюменьНИПИнефть" (ОГРН 1087232000569, ИНН 7203210084)
к Государственному учреждению - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
о признании недействительным решения N 428 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования от 01.12.2010,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 1 - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от закрытого акционерного общества "ТюменьНИПИнефть" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
установил:
Закрытое акционерное общество "Тюменский научно-исследовательский и проектный институт нефти и газа" (далее - ЗАО "ТюменьНИПИнефть", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительным решения N 428 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования от 01 декабря 2010 года, вынесенного Государственным учреждением - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Филиала N 1 (далее - ответчик, Фонд).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 11.04.2011 по делу N А70-1657/2011 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение N 428 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования от 01.12.2010, вынесенное Фондом в отношении ЗАО "ТюменьНИПИнефть". Этим же решением с Фонда в пользу ЗАО "ТюменьНИПИнефть" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
Судебный акт мотивирован тем, что страховой стаж застрахованного лица составил более 8 лет, в связи с чем заявитель обоснованно начислил пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания в размере 100 процентов среднего заработка.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы Фонд указал, что Алекшин В.В. нарушил период сохранения непрерывного трудового стажа при увольнении с 25.10.2005 по 03.07.2006 (стаж прервался более чем на три месяца), следовательно, страховой стаж на начало нетрудоспособности - 3 года 10 месяцев 3 дня, в связи с чем размер пособия выплачивается в размере 60 % среднего заработка, что следует из подпункта 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ).
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
От ЗАО "ТюменьНИПИнефть" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Фондом проведена проверка расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога в счет начисления единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд за период с 01.01.2008 по 31.12.2009.
По итогам проверки составлен акт N 684 документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от 27.10.2010.
На основании акта N 684 от 27.10.2010 вынесено решение N 428 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования от 01.12.2010, которым не приняты к зачету расходы, произведенные ЗАО "ТюменьНИПИнефть" за ноябрь 2009 года в сумме 8 144 рубля 63 копейки. - пособие по временной нетрудоспособности Алекшина В.В.
Не согласившись с вынесенным решением, ЗАО "ТюменьНИПИнефть" обратилось с настоящим заявлением в суд.
11.04.2011 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано Фондом в порядке апелляционного производства.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма единого социального налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиком отдельно в федеральный бюджет и в каждый фонд (Фонд социального страхования и Фонды обязательного медицинского страхования), определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы, при этом, сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее по тексту - Федеральный закон N 165-ФЗ) одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности, основанием для назначения и выплаты которого является в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона N 165-ФЗ наступление документально подтвержденного страхового случая (утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, необходимость ухода за больным членом семьи, карантин застрахованного лица, осуществления протезирования, долечивание в санаторно-курортном учреждении), перечисленного в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ).
Наступление указанного страхового случая подтверждается на основании пункта 4 статьи 13 Федерального закона N 165-ФЗ листком нетрудоспособности, выданным медицинской организацией по форме и в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования (Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации или Минздравсоцразвития России).
Пособия по временной нетрудоспособности, как и другие виды страхового обеспечения, выплачиваются страхователями за счет средств Фонда социального страхования (понесенные расходы зачитываются при уплате страховых взносов в ФСС), являющегося страховщиком и действующего на основании Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее по тексту - Положение).
Фонд на основании статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ и Положения осуществляет контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов на государственное социальное страхование, проверяет документы по учету и перечислению страховых взносов, а также документы, связанные с выплатой страхового обеспечения.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ и пункта 18 Положения расходы по государственному социальному страхованию, произведенные страхователем с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
По смыслу приведенных норм действующего законодательства не принимаются к зачету расходы по пособиям, выплаченным с нарушением закона.
В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ участниками отношений по обязательному социальному страхованию являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица.
Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Из подпункта 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ следует, что страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения выплачивается в следующем размере:
1) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет, - 100 процентов среднего заработка;
2) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, - 80 процентов среднего заработка;
3) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет, - 60 процентов среднего заработка.
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору застрахованного лица.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (часть 3 статьи 16).
Из пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ следует, что в страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (страховой стаж) включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
С 01 января 2010 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ.
Согласно указанным изменениям, в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены частью 1 настоящей статьи, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (часть 1.1).
Как следует из части 2 статьи 17 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ в случае, если продолжительность страхового стажа застрахованного лица, исчисленного в соответствии с настоящим Федеральным законом за период до 1 января 2007 года, окажется меньше продолжительности его непрерывного трудового стажа, применяемого при назначении пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с ранее действовавшими нормативными правовыми актами, за тот же период, за продолжительность страхового стажа принимается продолжительность непрерывного трудового стажа застрахованного лица.
Тем самым предусмотрено сохранение приобретенных прав при определении размера пособия по временной нетрудоспособности и продолжительности страхового стажа.
Для подсчета страхового стажа работнику в данном случае требуется определить продолжительность непрерывного трудового стажа до 01 января 2007 года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 и пункта 5 статьи 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в непрерывный трудовой стаж из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы.
В спорный период исчисление непрерывного трудового стажа было предусмотрено "Правилами исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию" (утв. Постановлением Совмина СССР от 13.04.1973 N 252) (ред. от 01.07.1991, с изм. от 02.03.2006)) (далее - Правила N 252).
Как правильно указывает податель жалобы, согласно Правилам N 252 непрерывный трудовой стаж определяется по продолжительности последней непрерывной работы на данном предприятии, в учреждении, организации; в случаях, предусмотренных Правилами, в непрерывный трудовой стаж засчитывается также время предыдущей работы или иной деятельности (пункт 1). При этом во внимание принимаются продолжительность перерывов в работе и причины расторжения трудового договора.
За период до 01.01.2007 непрерывный трудовой стаж Алекшина В.В. составил с 03.07.2006 по 31.12.2006 (работал в ОАО "Тюменский речной порт"), т.е. 5 месяцев 29 дней.
Затем следует подсчитать страховой стаж за этот период до 01 января 2007 года, теперь уже по правилам Закона N 255-ФЗ.
Определяя статус застрахованного лица по новому законодательству, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Алекшин В.В. в период с 16.04.1997 по 25.02.2002 и с 23.09.2002 по 25.10.2005 находился на службе на аттестованной должности помощника караула ПЧ-101 в звании прапорщика внутренней службы.
Согласно статьи 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (далее - сотрудники); военнослужащих федеральной противопожарной службы; лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее - работники) (часть 1).
Данная норма права подразделяет личный состав Государственной противопожарной службы на военнослужащих, сотрудников и работников.
На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде (часть 3).
Статус военнослужащих подразделений службы определяется положениями о прохождении службы в Вооруженных Силах РФ.
Работая в Государственной противопожарной службе, имея звание прапорщика внутренней службы, Алекшин В.В. обладал статусом военнослужащего, на которого распространялись положения регламентирующие прохождение службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Согласно части 1.1 статьи 16 Закона N 255-ФЗ и пункта 2.1 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91 (далее - Правила N 91) в страховой стаж засчитываются периоды прохождения военной и иной службы.
Такая служба предусмотрена Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Таким образом, по смыслу части 1.1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ и Правил N 91 в страховой стаж Алекшина В.В. должны быть зачислены периоды прохождения военной службы в Государственной противопожарной службе.
Как следует из материалов дела, пособие по временной нетрудоспособности выплачено Алекшину В.В. за ноябрь 2009 года.
В апелляционной жалобе Фонд ссылается на то, что в указанный период действовал Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ в редакции от 24.07.2009, в котором в качестве застрахованных лиц военнослужащие не значились.
Отклоняя указанный довод подателя жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Действительно названная выше редакция закона вступила в законную силу лишь 01.01.2010. Однако, по мнению суда, она не ввела нового правового регулирования, а лишь устранила в законе неясность, существовавшую ранее.
Как следует из статьи 16 Федерального закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2009 году) в ней отсутствовал пункт 1.1, содержащий ссылку на страховой стаж военнослужащих.
Однако пункт 1 в числе прочего указывает на то, что в страховой стаж для определения размера пособия по временной нетрудоспособности включает период иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию. Аналогичное указание содержится и в пункте 2 Правил N 91.
Закон не раскрывал понятия иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию, но по смыслу названных ранее статей 6, 11, 12 Федерального закона N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и статей 235-237, 243 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что и до 01.01.2010 период нахождения на военной службе можно было отнести к периодам иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию.
Об этом же свидетельствуют и статьи 10, 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Иное толкование закона привело бы к тому, что военнослужащие и приравненные к ним лица, имеющие одинаковый стаж военной службы, находились бы в неравном положении при оплате больничных листов в 2007-2009 году и в период после 01.01.2010, что не соответствует конституционным принципам, изложенным в статьях 7, 19, 39 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, до 01.01.2007 страховой стаж Алекшина В.В. составил 8 лет 11 месяцев 11 дней.
Из двух величин следует взять большую, т.е. 8 лет 11 месяцев 11 дней и к полученной продолжительности стажа добавить продолжительность страхового стажа после 01 января 2007 года, который составил 3 года 6 месяцев 1 день.
Таким образом, как следует из вышеизложенного, страховой стаж Алекшина В.В. на ноябрь 2009 года составил более 8 лет, в связи с чем Обществом правомерно начислено пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания в размере 100 процентов.
Решение N 428 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования от 01.12.2010 обоснованно признано судом первой инстанции недействительным.
Таким образом, судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку Фонд при подаче апелляционной жалобы не платил государственную пошлину в силу его освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 11.04.2011 по делу N А70-1657/2011 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-1657/2011
Истец: ЗАО "Тюменский научно-исследовательский и проектный институт нефти и газа" (ЗАО "ТюменьНИПИнефть", ЗАО "ТюменьНИПИнефть"
Ответчик: ГУ - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Филиал N1 Государственного учреждения - Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования РФ