г. Тюмень |
Дело N А70-1657/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Отческой Т.И.
Новоселова В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение от 11.04.2011 Арбитражного суда Тюменской области (судья Свидерская И.Г.) и постановление от 11.07.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Лотов А.Н., Золотова Л.А.) по делу N А70-1657/2011 по заявлению закрытого акционерного общества "Тюменский научно-исследовательский и проектный институт нефти и газа" (625014, Тюменская область, город Тюмень, улица Республики, 250б, ИНН 7203210084, ОГРН 1087232000569) к государственному учреждению - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (625001, Тюменская область, город Тюмень, улица Ирбитская, 16, ИНН 7202029421, ОГРН 1027200820503) о признании недействительным решения.
В заседании приняли участие представители:
от закрытого акционерного общества "Тюменский научно-исследовательский и проектный институт нефти и газа" - Сиваков С.В. по доверенности от 24.03.2011 N 42;
от государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Ионов А.А. по доверенности от 20.01.2011 N 13.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Тюменский научно-исследовательский и проектный институт нефти и газа" (далее - общество, ЗАО "Тюменский НИПИнефть") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения "Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" (далее - Фонд социального страхования) от 01.12.2010 N 428 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования.
Решением от 11.04.2011 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 11.07.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, Фонд социального страхования просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, и отказать в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, при исчислении страхового стажа для выплаты пособия по листку нетрудоспособности, выданному работнику в 2009 году, суды неправомерно применили положения части 1.1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ), введенной в действие с 01.01.2010.
Общество отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представило.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, по результатам выездной проверки соблюдения обществом законодательства в сфере обязательного социального страхования уполномоченными должностными лицами Фонда социального страхования составлен акт N 684 от 27.10.2010 и вынесено решение N 428 от 01.12.2010 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования, которым не приняты к зачету расходы, произведенные ЗАО "ТюменьНИПИнефть" за ноябрь 2009 года в сумме 8 144 руб. 63 коп. - пособие по временной нетрудоспособности Алекшина В.В.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции, руководствовался положениями статей 7, 16 Федерального закона N 255-ФЗ, пунктами 8, 24 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06.02.2007 N 91 (далее - Правила подсчета страхового стажа) и пришел к выводу о правомерном включении обществом в страховой стаж Алекшина В.В. периода службы в органах Государственной противопожарной службы и обоснованном начислении пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка.
Суд апелляционной инстанции, поддержав выводы суда первой инстанции, дополнительно отметил, что и до 01.01.2010 (вступления в силу части 1.1 статьи 16 Федерального закона N 255-ФЗ) период нахождения на военной службе (и приравненной к ней) можно было отнести к периодам иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии со статьей 3, частью 1 статьи 7, частью 1 статьи 19 Федерального закона N 255-ФЗ с 01.01.2007 финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователей. Пособия по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения выплачиваются гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, в зависимости от их страхового стажа в следующих размерах:
- застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет, - 100 процентов среднего заработка;
- застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, - 80 процентов среднего заработка;
- застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет, - 60 процентов среднего заработка.
Из материалов дела видно, что общество при выплате пособия по временной нетрудоспособности Алекшину В.В. за период с 26.10.2009 по 27.11.2009 в размере 100 процентов среднего заработка исходило из наличия у последнего страхового стажа 8 и более лет. Однако по расчетам Фонда социального страхования размер страхового стажа Алекшина В.В. составляет менее 5 лет, соответственно пособие должно быть исчислено в размере 60 процентов среднего заработка.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона N 225-ФЗ в страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (страховой стаж) включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Статьей 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", вступившей в силу с 01.01.2010, статья 16 Федерального закона N 255-ФЗ дополнена частью 1.1, согласно которой в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены частью 1 настоящей статьи, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
При этом в силу части 4 статьи 4 Федерального закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение дополнительных расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, связанных с зачетом в страховой стаж застрахованного лица указанных в части 1.1 статьи 16 настоящего Закона периодов службы в течение которых гражданин не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых на указанные цели Фонду социального страхования с 01.01.2010.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что общество в 2009 году засчитало в страховой стаж Алекшина В.В. период прохождения службы на аттестованной должности помощника караула ПЧ-101 в звании прапорщика внутренней службы Государственной противопожарной службы с 16.04.1997 по 25.02.2002, с 23.09.2002 по 25.10.2005.
Вместе с тем, обществом не учтены положения пункта 7 Правил подсчета страхового стажа, согласно которым страховой стаж определяется при назначении пособия работодателем на день наступления соответствующего страхового случая (временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам).
Материалами дела подтверждается, что страховой случай (временная нетрудоспособность Алекшина В.В.) наступил 26.10.2009 (день выдачи листка нетрудоспособности). Соответственно положения части 1.1 статьи 16 Федерального закона N 255-ФЗ о включении в страховой стаж периода работы в Государственной противопожарной службе не подлежали применению.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что указанный период службы Алекшина В.В. подлежал включению в страховой стаж работника и до 01.01.2010 как иная деятельность, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, является неправомерным
В силу статей 1, 2, 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" жизнь и здоровье лиц рядового и начальствующего состава органов Государственной противопожарной службы подлежат обязательному государственному страхованию, которое осуществляется страховыми организациями, заключившими с силовиками договоры обязательного государственного страхования, за счет средств, выделяемых страхователям на эти цели из соответствующего бюджета.
Таким образом, лица рядового и начальствующего состава органов Государственной противопожарной службы не подлежат обязательному социальному страхованию, то есть при наступлении временной нетрудоспособности в период до 01.01.2010 им не выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности за счет средств Фонда социального страхования и период прохождения ими службы в страховой стаж при его исчислении до 01.01.2010 не включается.
Согласно записям в трудовой книжке Алекшина В.В. его страховой стаж по состоянию на 26.10.2009 составляет менее 5 лет.
Частью 2 статьи 17 Закона N 255-ФЗ установлено, что в случае если продолжительность страхового стажа застрахованного лица за период до 1 января 2007 года окажется меньше продолжительности его непрерывного трудового стажа, применяемого при назначении пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с ранее действовавшими нормативными правовыми актами, за тот же период, за продолжительность страхового стажа принимается продолжительность непрерывного трудового стажа застрахованного лица.
Следовательно, при расчете в 2009 году размера пособия по временной нетрудоспособности работников, трудоустроившихся после увольнения с военной службы и приравненной к ней, в качестве страхового стажа может применяться их непрерывный трудовой стаж за период до 1 января 2007 года.
В соответствии с записями, имеющимися в трудовой книжке Алекшина В.В., его непрерывный трудовой стаж за период до 01.01.2007 составляет 5 месяцев 29 дней, а общий страховой стаж - менее 5 лет.
С учетом изложенного судами первой и апелляционной инстанции необоснованно отклонен довод Фонда социального страхования о необходимости определения размера пособия по временной нетрудоспособности Алекшину В.В. в размере 60 процентов среднего заработка.
Согласно пункту 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, расходы по социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
При таких обстоятельствах у судов первой и апелляционной инстанций не имелось оснований для удовлетворения заявления общества и признания незаконным решения Фонда социального страхования от 01.12.2010 N 428 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает необходимым отменить принятые по делу судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб. остаются за обществом, поскольку в удовлетворении заявленного требования отказано.
Суд кассационной инстанции, учитывая положения пункта 4.1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной и кассационной жалоб, поскольку Фонд социального страхования при предъявлении жалоб не платил государственную пошлину в силу его освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 11.04.2011 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 11.07.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-1657/2011 отменить.
В удовлетворении заявления закрытого акционерного общества "Тюменский научно-исследовательский и проектный институт нефти и газа" о признании недействительным решения государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования от 01.12.2010 N 428 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Т.И. Отческая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статей 1, 2, 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" жизнь и здоровье лиц рядового и начальствующего состава органов Государственной противопожарной службы подлежат обязательному государственному страхованию, которое осуществляется страховыми организациями, заключившими с силовиками договоры обязательного государственного страхования, за счет средств, выделяемых страхователям на эти цели из соответствующего бюджета.
...
Суд кассационной инстанции, учитывая положения пункта 4.1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной и кассационной жалоб, поскольку Фонд социального страхования при предъявлении жалоб не платил государственную пошлину в силу его освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 сентября 2011 г. N Ф04-5042/11 по делу N А70-1657/2011