г. Челябинск
12 июля 2011 г. |
N 18АП-5156/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 июля 2011 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Кузнецова Ю.А., Дмитриевой Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маркиной Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06 апреля 2011 года по делу N А76-25211/2010 (судья Попова Т.В.).
Общество с ограниченной ответственностью Аудиторская фирма "Квест-Аудит" (далее - общество, ООО АФ "Квест-Аудит") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Челябинска (далее - фонд, УПФР в Ленинском районе г. Челябинска) с заявлением об обязании фонда осуществить возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 24 797 руб., а также выплатить проценты за несвоевременный возврат взносов в размере 576 руб. 53 коп. (требования изложены с учетом уточнений, приняты судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска (далее - Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Челябинска), а также Управление Федерального казначейства по Челябинской области.
Решение суда первой инстанции от 06.04.2011 заявленные ООО АФ "Квест-Аудит" требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, фонд обратился с апелляционной жалобой, просит обжалуемый судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований обществу отказать.
В обосновании доводов апелляционной жалобы фонд указал, что главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды 2002-2009 гг. является ФНС России, а потому у УПФР в Ленинском районе г. Челябинска отсутствовали полномочия по возврату излишне перечисленных сумм.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, отзывы на апелляционную жалобу фонда не представили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ООО АФ "Квест-Аудит", УПФР в Ленинском районе г. Челябинска, а также участвующих в деле третьих лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между ООО АФ "Квест-Аудит" и УПФР в Ленинском районе г. Челябинска произведена сверка по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд, результаты которой отражены в реестре по переданным средствам по состоянию на 17.11.2010 (т.1, л.д. 10-11). Согласно данных реестра переплата составила 64 225 руб.
Общество, с учетом данных указанных в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, 18.11.2010 обратилось в УПФР в Ленинском районе г. Челябинска с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 63 399 руб. (т.1, л.д. 16).
О принятом решении по итогам рассмотрения указанного заявления ООО АФ "Квест-Аудит" не уведомлялось, в материалы дела данное решение не представлено.
ООО АФ "Квест-Аудит" 26.11.2010 обратилось с заявлением в Инспекцию ФНС России по Ленинскому району г. Челябинска, в котором указало на ошибочно уплаченные страховые взносы в 2010 за 2009 год в сумме 22966 руб. и 2657 руб., которые просит перечислить на расчетный счет, открытый в ЗАО "Ураллига" г. Челябинск (т.1, л.д. 62).
Решением от 07.12.2010 N 1158 налоговый орган отказал в осуществлении зачета (возврата) переплаты, со ссылкой на Порядок, указанный в совместном письме ФНС России и Пенсионного Фонда РФ от 11.08.2010 N ЯК-17/8/58/АД-30-24/8509@ (т.1, л.д. 63).
ООО АФ "Квест-Аудит" 26.11.2010 повторно обратилось в УПФР в Ленинском районе г. Челябинска с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 38 602 руб.
Фонд на основании решения о возврате от 26.11.2010 N 1 возвратил заявителю сумму в размере 38 602 руб., о чем свидетельствуют платежные поручения от 30.12.2010 NN 60, 701 (т.1, л.д. 52-53, 69).
Полагая, что бездействие фонда, выразившееся в не возврате излишне уплаченных страховых взносов на сумму 24 797 руб. (63 399 руб. - 38 602 руб.), нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО АФ "Квест-Аудит" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из порядка возврата излишне уплаченных страховых взносов, предусмотренного совместным письмом ФНС РФ N ЯК-17-8/58, ПФ РФ N АД-30-24/8509@ от 11.08.2010 "О порядке возврата переплаты по взносам на пенсионное страхование", письмами УФНС России по Челябинской области от 17.12.2010 N17-2-11/007489@ и Министерства финансов РФ от 21.02.2011 N 03-02-07/1-15.
При правовой оценке материалов дела и доводов апелляционной жалобы, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ), контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов осуществляет ПФР и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.
Согласно части 1 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусматривает, что решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения письменного заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов.
Частью 5 названной статьи Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что заявление о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов может быть подано плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение одного месяца со дня, когда плательщику страховых взносов стало известно о факте излишнего взыскания с него страховых взносов, или со дня вступления в силу решения суда.
В соответствии с частью 9 статьи 27 Федерального закона N 212-ФЗ сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов. Проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой действовавшей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Частью 15 статьи 26, частью 4 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что поручение о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов подлежит направлению органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства (далее - орган Федерального казначейства) для осуществления возврата плательщику страховых взносов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета ПФР согласно Приложению 1 к настоящему Закону. Из Приложения 1 следует, что главным администратором доходов бюджета ПФР по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2010 г. является ПФР (первые три цифры КБК - 392). Также в ч. 4 ст. 2 Федерального закона N 307-ФЗ указано, что главным администратором доходов бюджета ПФР в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Фонд за расчетные периоды с 2002 г. по 2009 г. включительно, является ФНС России (первые три цифры КБК - 182).
В соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н (далее - Порядок Минфина России от 05.09.2008 N 92н), органы Федерального казначейства осуществляют возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм на основании Заявки на возврат, представленной соответствующим администратором доходов бюджета (далее - Заявка на возврат).
Приказом Федеральной налоговой службы от 13.01.2010 N ММ-7-1/5@ предусмотрено, что полномочия по администрированию доходов бюджетной системы Российской Федерации по КБК 18210202010060000160 и КБК 18210202020060000160 возложены на территориальные органы Федеральной налоговой службы. Эти же КБК закреплены за налоговыми органами приказом Минфина от 30.12.2009 N 150Н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО АФ "Квест-Аудит" в 2010 году ошибочно перечислило страховые взносы за 2009 год на КБК, администратором которого является ФНС России:
- КБК 18210202010060000160;
- КБК 18210202020060000160.
В связи с этим, податель апелляционной жалобы полагает, что УПФР в Ленинском районе г. Челябинска не может производить возврат излишне уплаченных страховых взносов с вышеназванных кодов бюджетной классификации.
Между тем, ФНС России и ПФР совместно разработали и утвердили (Письмо ФНС РФ N ЯК-17-8/58, ПФ РФ N АД-30-24/8509@ от 11.08.2010) Порядок возврата излишне уплаченных страховых взносов (пеней, штрафов), зачисленных в бюджет ПФР в 2002 - 2009 годы (далее - Порядок возврата излишне уплаченных страховых взносов).
В соответствии с Порядком возврат излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное страхование, пеней и штрафов, зачисляемых в бюджет ПФР на КБК, главным администратором которых является ФНС России, осуществляется в следующем порядке:
1. Плательщик страховых взносов представляет заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов.
2. Территориальный орган ПФР рассматривает заявление плательщика страховых взносов с учетом информации, имеющейся в ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (АДВ-11), и декларации по страховым взносам.
По результатам рассмотрения указанных документов территориальные органы ПФР принимают решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) и оформляют его по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 N 979н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование".
3. Указанное решение территориальный орган ПФР направляет с копией заявления плательщика о возврате страховых взносов, пеней и штрафов в налоговый орган по месту учета этого лица в качестве налогоплательщика.
4. Налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня получения решения территориального органа ПФР о возврате оформляет Заявку на возврат суммы страховых взносов и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
5. Орган Федерального казначейства в установленном порядке направляет налоговому органу как администратору доходов бюджета документы, предусмотренные Порядком Минфина России от 05.09.2008 N 92н и Порядком Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н, подтверждающие проведение операции по возврату излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) плательщику.
6. Налоговый орган направляет территориальному органу ПФР в рамках Соглашения об информационном обмене между ФНС России и ПФР копии электронных документов, исполненных органами Федерального казначейства при осуществлении возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Таким образом, в соответствии с Порядком возврата излишне уплаченных страховых взносов, решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) принимают территориальные органы ПФР.
Учитывая, что в рамках настоящего дела судом установлен переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 24 797 руб., отсутствие в материалах дела доказательств наличия задолженности по страховым взносам, суд апелляционной инстанции считает требование заявителя об обязании фонда возвратить излишне взысканные страховые взносы в сумме 24 797 руб. обоснованными, пенсионный фонд должен принять решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов и в соответствии с Порядком передать данное решение в налоговый орган для направления в органы Федерального казначейства.
Расчет процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных страховых взносов в сумме 576 руб. 53 коп. проверен судом и признан верным и соответствующим требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, при принятии решения суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам, материалам дела и законодательству. При разрешении настоящего спора судом первой инстанции установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются как неосновательные по приведённым выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учётом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06 апреля 2011 года по делу N А76-25211/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-25211/2010
Истец: ООО Аудиторская фирма "Квест-Аудит"
Ответчик: ГУ УПФР в Ленинском районе г. Челябинска, УПФР в Ленинском районе г. Челябинска
Третье лицо: Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Челябинска, ИФНС по Ленинскому району г. Челябинска, Управление Федерального Казначейства по Челябинской области