08 июля 2011 г. |
Дело N А65-27590/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июля 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от заявителя - Сырова Юлия Сергеевна, доверенность от 11.05.2011 года N 18/0120-30,
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан - не явился, извещен,
от Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан - не явился, извещен,
от Министерства финансов Республики Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "Комбинат молочных продуктов "Эдельвейс-М"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 апреля 2011 года по делу N А65-27590/2010 (судья Мотрохин Е.Ю.),
по заявлению закрытого акционерного общества "Комбинат молочных продуктов "Эдельвейс-М" (ОГРН 1031628218643, ИНН 1659041762) , г.Казань,
к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, г.Казань,
третьи лица:
Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан, г.Казань,
Министерство финансов Республики Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении субсидий,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Комбинат молочных продуктов "Эдельвейс-М", г.Казань (далее - заявитель, Общество, ЗАО "КМПЭМ") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия РТ, г.Казань (далее - ответчик, Министерство), о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении ЗАО "КМПЭМ" субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам.
Определением от 14 февраля 2011 г.. арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Управление Федерального казначейства по РТ, г.Казань и Министерство финансов Республики Татарстан, г.Казань (далее по тексту - заинтересованные лица).
В судебном заседании 14.02.2011 г.. арбитражным судом, в силу ст. 49 АПК РФ, было принято уточнение (л.л.124, т.1) заявителем предмета требования на признание незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении ЗАО "КМПЭМ" субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и об обязании принять решение о предоставлении ЗАО "КМПЭМ" субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в размере 23 650 992 рубля.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 апреля 2011 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что в связи с недостаточностью лимитов, выделенных на получение субсидий, выплата субсидий на указанные заявителем цели Обществу на указанную в заявлении сумму, не могла быть произведена, поэтому факт противоправного бездействия Министерства отсутствует.
Кроме того, после завершения 2010 финансового года бюджетные средства на счет распорядителя денежных средств - Министерства не могли быть зачислены, поэтому обращение о перечислении полагающихся бюджетных средств уже не может быть удовлетворено.
Не согласившись с выводами суда, ЗАО "Комбинат молочных продуктов "Эдельвейс-М" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что суд при рассмотрении заявления Общества и принятии оспариваемого решения не принял во внимание, что Общество просило суд признать незаконным бездействие Министерства, выразившееся в непредставлении ответа на письма и заявления Общества.
Подлежали применению общие сроки рассмотрения обращений заявителей, установленные Регламентом Министерства сельского хозяйства РФ, утвержденным приказом Минсельхоза РФ от 5 февраля 2008 г.. N 31 (далее - Регламент). В соответствии с Регламентом заявления организаций, поступающие в письменной форме, подлежат обязательному рассмотрению. Министерство в пределах своей компетенции обеспечивает принятие по поступившим обращениям юридических лиц решений и направление их в срок до 30 дней с даты регистрации обращения.
Общество имело право на получение субсидий в размере 26 668 146 руб. Однако, Общество при бездействии со стороны Министерства не имело возможности реализовать данное право, т.к. у Общества отсутствовал положительный либо отрицательный ответ о предоставлении субсидий со стороны Министерства.
Кабинет Министров Республики Татарстан своим постановлением от 08 февраля 2010 года N 59 утвердил Порядок предоставления субсидий на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм, крестьянским (фермерским) хозяйствам и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2008-2010 годах на срок до 1 года (далее - Порядок N 59).
По мнению подателя жалобы, бездействие ответчика не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку лишает его права на получение установленных субсидий в рамках Республиканской целевой "программы" "Развитие сельского хозяйства Республики Татарстан на 2008 - 2012 годы", утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 декабря 2007 N 711 на возмещение части затрат по кредитному договору - на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки.
Наличие или отсутствие денежных средств на конец 2010 года не является основанием для оставления заявления без рассмотрения, поскольку в соответствии с Регламентом Министерства сельского хозяйства РФ, утвержденного приказом Минсельхоза РФ от 5 февраля 2008 г.. N 31 подлежат обязательному рассмотрению заявления организаций, поступающие в письменной форме, по которым обеспечивается принятие решения и их направление в адрес заявителей.
Министерство после принятия обжалуемого решения частично погасило субсидии в размере 10 907 099 рублей, что подтверждается платежными поручениями от 03.02.2011 N 927; 19.04.2011 N 790, N 801; 20.04.2011 N 734; 22.04.2011 N 527, N 665; 16.05.2011 N N 646-663, N 665, N N 667-691.
По мнению подателя жалобы, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного законом или нормативным актом срока, суду следовало признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.
В судебном заседании представитель ЗАО "Комбинат молочных продуктов "Эдельвейс-М" доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ЗАО "Комбинат молочных продуктов "Эдельвейс-М", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 78 БК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 г. N 90 утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (далее - Правила).
В силу пункта 2 Правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат по кредитам (займам), полученным на срок до 1 года организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы и организациями потребительской кооперации по кредитным договорам (договорам займа), заключенным после 1 января 2008 г.. - на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки.
Кабинет Министров Республики Татарстан своим постановлением от 08 февраля 2010 года N 59 утвердил Порядок предоставления в 2010 году субсидий на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм, крестьянским (фермерским) хозяйствам и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2008 - 2010 годах на срок до 1 года (далее - Порядок).
17 января 2008 года заявитель заключил с Альфа-Банком (ОАО) соглашение о кредитовании в российских рублях N 106069 (далее - кредитное соглашение) для закупки отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки на сумму 350 млн. рублей. Кредитование заемщика осуществлялось путем предоставления ему кредитов на основании заключенных между банком и заемщиком дополнительных соглашений к договору (л.д.79-112, т.1).
Полученные по кредитному соглашению денежные средства заявитель, перечислял на расчетные счета своих поставщиков в счет оплаты сырого молока, поставляемого в рамках заключенных между сторонами договоров поставок.
Общество 01 октября 2010 г.. обратилось к ответчику с заявлением о предоставлении субсидий, в размере 26 668 146 руб. с приложением документов, подтверждающих право на получение субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту, полученному в ОАО "Альфа Банк" (л.д. 10-12, т.1).
Не получив в течение установленного срока ответа на вышеуказанное заявление, Общество 11 ноября 2010 г.. повторно направило в адрес ответчика письмо (л.д.55, т.1) с просьбой исполнить возложенные на Министерство государственные функции и предоставить Обществу субсидии или обоснованный письменный отказ от их предоставления.
Платежными поручениями (л.д.121-123, т.1) ответчик расходы Общества в части затрат на уплату процентов по кредитам и займам в 2007-2010 г.. возместил частично на сумму 5 229 603 руб.
Судом правильно учтены разъяснения, данные в Постановлении Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ от 01 июля 1996 г. N 6/8, согласно которым основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
При этом пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что субсидии предоставляются: из федерального бюджета - в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 154 п. 2, 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, организация исполнения бюджета отнесена к полномочиям соответствующего финансового органа, а кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ возложено на Федеральное казначейство.
Согласно части 1 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, а также согласно части 3 вышеупомянутой статьи Бюджетного кодекса РФ бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объёмы финансирования текущего финансового года прекращают своё действие 31 декабря.
Пунктом 3 Постановления Кабинет Министров Республики Татарстан от 08 февраля 2010 года N 59, установлено, что Министерство финансов Республики Татарстан осуществляет финансирование мероприятий по государственной поддержке агропромышленного комплекса, указанных в пункте 1 настоящего постановления, в пределах средств, предусмотренных по Закону Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2010 год", в соответствии со сводной бюджетной росписью расходов бюджета Республики Татарстан.
Судом верно указано в решении, что из указанного следует, что субсидия предоставляется из средств, заложенных на данные цели в бюджет на 2010 г..
Исходя из пункта 3 Правил, субсидии предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке Министерству сельского хозяйства Российской Федерации.
Также, по пункту 4 Правил, субсидии из федерального бюджета перечисляются в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (далее Правила), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года N 90 данные "Правила устанавливают порядок распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах".
Согласно пункту 17 Правил "распределение субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утверждённых Министерству сельскою хозяйства Российской Федерации на указанные цели".
Пункт 20 Правил предусматривает, что "... перечисление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке в пределах лимитов бюджетных обязательств".
В соответствии с пунктом 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что получатель бюджетных средств, то есть Минсельхозпрод РТ, принимает бюджетные обязательства в пределах доведённых до него лимитов бюджетных средств.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 8 февраля 2010 года N 59 "О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса в 2010 году" утверждён Порядок предоставления в 2010 году субсидий на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм, крестьянским (фермерским) хозяйствам и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов но кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2008-2010 годах на срок до 1 года (далее - Порядок).
Согласно пункту 5 Порядка Минсельхозпрод РТ принимает от получателя субсидии заявление о предоставлении субсидий на возмещение части затрат с приложением справки налогового органа об отсутствии у получателя субсидии просроченной задолженности по налогам и иным обязательным платежам, заверенные банком копии кредитного договора, выписки из ссудного счета о получении кредита и графика погашения кредита и уплаты процентов по нему.
В соответствии с разделом 2 "Порядок финансирования" перечисление субсидий осуществляется с лицевого счёта Минсельхозпрода РТ, открытого в Департаменте казначейства Министерства финансов Республики Татарстан, на расчётные счета заёмщиков на основании следующих документов:
- копии кредитного договора, графика погашения кредита и уплаты процентов по кредиту;
- расчёта размера субсидий по форме, утверждённой Минсельхозпродом РТ;
- копии документов, подтверждающих своевременную уплату процентов (платёжное поручение, выписка из банка).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 года N 1209 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года N 90" до 17 января 2011 года направление письменного уведомления получателям субсидий предусмотрено не было. В Порядке также не содержится положения о необходимости направления получателям субсидий письменного уведомления о принятии заявления к рассмотрению или об отказе в его принятии.
В связи с недостаточностью доведённых Министерством сельского хозяйства Российской Федерации до Минсельхозпрода РТ лимитов на получение субсидий для всех организаций агропромышленного комплекса Республики Татарстан, подавших заявления о предоставлении субсидий, и в связи с тем, что согласно пунктам 1 и 3 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации "операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря", и поэтому "бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объёмы финансирования текущего финансового года прекращают своё действие 31 декабря", по письму генерального директора ЗАО "КМП "Эдельвейс-М" от 11 ноября 2010 года N 574/0110-02 о предоставлении субсидий в сумме 26668146 (двадцать шесть миллионов шестьсот шестьдесят восемь тысяч сто сорок шесть) рублей, Минсельхозпродом РТ в соответствии с вышеназванным законодательством в 2010 году были перечислены субсидии только на сумму 2294694 (два миллиона двести девяносто четыре тысячи шестьсот девяносто четыре) рубля по платёжному поручению от 30 декабря 2010 года N 54417 и на сумму 2347934 (два миллиона триста сорок семь тысяч девятьсот тридцать четыре) рубля по платежному поручению от 30 декабря 2010 года N 54418.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года N 90 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" в 2011 году в пределах доведённых лимитов бюджетных обязательств ЗАО "КМП "Эдельвейс-М" Минсельхозпродом РТ было перечислено субсидий на общую сумму 10907099 (Десять миллионов девятьсот семь тысяч девяносто девять) рублей по платёжным поручениям от 19 апреля 2011 года N 5 19790, N 519801; от 22 апреля 2011 года N 543665, N 526734; от 22 апреля 2011 года N 543527; от 16 мая 2011 года NN 243646-234663, N 234665, NN 234667-234691.
Указанные платежные поручения приложены к отзыву на апелляционную жалобу и принимаются арбитражным апелляционным судом в связи с тем, что Общество в жалобе указывает на нарушение его прав тем, что не представлены субсидии в 2011 г.
Исходя из смысла вышеназванного законодательства со стороны Минсельхозпрода РТ бездействия по вопросу выплаты субсидий ЗАО "КМП "Эдельвейс-М" не было.
Судом сделан правильный вывод о том, что в связи с недостаточностью лимитов, выделенных на получение субсидий, выплата субсидий на указанные заявителем цели Обществу на указанную в заявлении сумму, не могла быть произведена, поэтому факт противоправного бездействия Министерства отсутствует.
Выплата субсидий указанному обществу производилась в соответствии с требованиями вышеназванного законодательства, и поэтому права и законные интересы заявителя апелляционной жалобы Минсельхозпродом РТ не нарушались.
Ссылку подателя жалобы на то, что суд при рассмотрении заявления Общества и принятии оспариваемого решения не принял во внимание, что Общество просило суд признать незаконным бездействие Министерства, выразившееся в непредставлении ответа на письма и заявления Общества, и о том, что установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного законом или нормативным актом срока, и о том, что суду следовало признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято, арбитражный апелляционный суд считает необоснованной, поскольку требование общества, с учетом уточнения было признать незаконным бездействие Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, выразившееся в непринятии решения о предоставлении субсидии и обязать Министерство принять решение о предоставлении субсидии (л.д. 124, т.1), это требование судом рассмотрено, и в удовлетворении отказано в связи с отсутствием в законодательстве обязанности принять такое письменное решение и сообщить о нем заявителю, требование о признании незаконным бездействия Министерства, выразившееся в непредставлении ответа на письма и заявления Общества Обществом в суде не заявлялось, и суд не имел права выйти за пределы заявленных требований.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 апреля 2011 года по делу N А65-27590/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Комбинат молочных продуктов "Эдельвейс-М", г.Казань, из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1 000 рублей, перечисленную по платежному поручению от 04.05.2011 г. N 11982.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-27590/2010
Истец: ЗАО "Комбинат молочных продуктов "Эдельвейс-М", г. Казань
Ответчик: Министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ, г. Казань
Третье лицо: Министерство финансов РТ, Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5736/12
19.04.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3321/12
08.02.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-27590/10
21.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8943/11
08.07.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6642/11