12 июля 2011 г. |
г. Вологда Дело N А13-11440/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Носач Е.В. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Манойловой А.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" Осиповой Е.В. по доверенности от 01.09.2009 N 3556, от Департамента земельных отношений Вологодской области Шамонина Д.Н. по доверенности от 31.12.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 07 апреля 2011 года по делу N А13-11440/2010 (судья Курпанова Н.Ю.),
установил
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице филиала открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" "Вологдаэнерго" (далее - ОАО "МРСК Северо-Запада") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Департаменту земельных отношений Вологодской области (далее - Департамент) о взыскании 907 451 руб. 66 коп. неосновательного обогащения в виде излишне уплаченной арендной платы за период с 30.10.2007 по 01.07.2010 по следующим договорам аренды: N 24-7482А, 03-136, 03-137, 03-138, 03-139, 01-357, 01-358, 01-359, 01-360, 24-6580А, 24-6538А, 24-6787А, 24-7318А и 6055 руб. 98 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных по состоянию на 29.09.2010 (с учетом принятого судом изменения иска на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Определениями суда от 13.12.2010, 20.01.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета иска, привлечены: Региональная энергетическая комиссия Вологодской области (далее - РЭК); Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление) и муниципальное образование "Город Вологда" (далее - Муниципальное образование), в качестве ответчика - субъект Российской Федерации "Вологодская область".
Решением суда от 07.04.2011 в удовлетворении иска отказано.
ОАО "МРСК Северо-Запада" с судебным актом не согласилось, в апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просило его отменить.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему.
Арендная плата с 30.10.2007 за земельные участки под линейными объектами истца подлежала уплате в размере, не превышающем 2 % от кадастровой стоимости участков. Истец был вправе обратиться к арендодателю с предложением внести соответствующие изменения в условия договоров аренды, в том числе в случае отказа арендодателя обратиться с соответствующим иском в суд. Но указанные действия не являются обязанностью истца и не влияют на порядок и дату начала применения установленного законом предельного размера платы.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09 не содержится каких-либо оговорок или исключений из разъясненного порядка применения предельного размера арендной платы, в том числе связанных с фактическим порядком формирования тарифов на услуги субъектов естественных монополий на 2007-2010 годы. Взаимоотношения истца с третьими лицами - потребителями услуг по передаче электроэнергии, которые не являются сторонами договоров аренды, в том числе в части расчетов по арендной плате, не имеют правового значения при разрешении настоящего спора.
Выводы суда о несоответствии цели исковых требований целям введения предельного размера арендной платы не мотивированы и не подтверждены фактическими обстоятельствами дела и нормами законодательства. Перерасчет арендной платы за спорный период с учетом ее предельного размера будет учитываться регулирующим органом при расчете (корректировке) тарифов на услуги истца на будущие периоды.
На арендованных земельных участках расположены следующие объекты электросетевого хозяйства истца: воздушные линии электропередачи, трансформаторные подстанции, закрытые трансформаторные подстанции, вспомогательные и обслуживающие объекты. В качестве имущественного комплекса линейного объекта должна рассматриваться вся совокупность указанных объектов, включая вспомогательные (обслуживающие).
Суд первой инстанции в оспариваемом решении не дал оценки доводам истца о понятии "линейный объект" и не разъяснил, какими нормами он руководствовался, определяя, что на арендованных участках расположены объекты, не являющиеся линейными.
Представитель истца в судебном заседании апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал.
Департамент в отзыве и его представить в судебном заседании апелляционной инстанции просили решение суда оставить без изменения.
Муниципальное образование в отзыве возразило против доводов и требований жалобы.
Управление в отзыве на жалобу указало, что свою позицию по делу изложило в отзыве на иск.
РЭК, Муниципальное образование, Управление надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. От них поступили ходатайства о рассмотрении жалобы в их отсутствие.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Выслушав представителей ОАО "МРСК Северо-Запада" и Департамента, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзывов на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, администрацией города Вологды и открытым акционерным обществом "Вологдаэнерго" заключены долгосрочные договоры аренды земельных участков.
В соответствии с Законом Вологодской области от 20.11.2006 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории муниципального образования "Город Вологда" распоряжение данными земельными участками осуществляется с 01.01.2007 правительством Вологодской области и (или) уполномоченными в сфере земельных отношений органами исполнительной государственной власти Вологодской области.
В соответствии с Положением о Департаменте земельных отношений по Вологодской области, утвержденным постановлением правительства Вологодской области от 23.10.2006 N 1031, данный орган осуществляет распоряжение указанными выше земельными участками.
В силу пункта 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) от имени муниципального образования своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Полномочиями на взыскание арендной платы по рассматриваемым договорам с 01.01.2007 перешли к Департаменту.
В связи с переменой наименования сторон в договорах аренды земельных участков на ОАО "МРСК Северо-Запада", являющееся правопреемником открытого акционерного общества "Вологдаэнерго", и Департамент подписаны соответствующие дополнительные соглашения.
Договоры и дополнительные соглашения к ним зарегистрированы в установленном законом порядке.
Департамент и ОАО "МРСК Северо-Запада" также заключили следующие договоры аренды земельных участков: от 08.08.2008 N 03-136 сроком действия до 24.03.2054; от 08.08.2008 N 03-137 сроком действия до 06.05.2054; от 08.08.2009 N 03-138 сроком действия до 23.01.2055; от 08.08.2008 N 03-139 сроком действия до 29.03.2054; от 19.03.2009 N 01-357 сроком действия до 03.03.2034; от 19.03.2009 N 01-358 сроком действия до 03.03.2034; от 19.03.2009 N 01-359 сроком действия до 03.03.2034; от 19.03.2009 N 01-360 сроком действия до 03.03.2034.
Данные договоры зарегистрированы в установленном законом порядке.
В соответствии с разделами 5 договоров размер арендной платы, сроки внесения, расчетный счет и соответствующие реквизиты определяются в расчетах, составляемых арендодателем на основании ставок арендной платы, определяемых органами государственной власти или органом местного самоуправления и являются неотъемлемой частью договоров. Размер арендной платы и сроки ее внесения могут быть уточнены арендодателем в случаях изменения ставок арендной платы в соответствии с действующим законодательством.
За период с 30.10.2007 по 01.07.2010 в связи с внесением изменений в Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) по расчету истца излишне уплачены 907 451 руб. 66 коп., о взыскании которых ОАО "МРСК Северо-Запада" обратилось в арбитражный уд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к следующим выводам: истцом не доказано, что на всех земельных участках расположены линейные объекты. Учитывая, что арендная плата вносилась ОАО "МРСК Северо-Запада" в рамках и на основании заключенных договоров аренды, на стороне ответчиков отсутствует неосновательное обогащение. Оснований для взыскания как неосновательного обогащения, так и процентов за пользование чужими денежными средствами не имеется.
Апелляционная инстанция считает данные выводы правомерными.
В силу пункта 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Согласно пункту 2 статьи 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения приобрести его либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
С учетом указанных норм права и на основании общего принципа доказывания в арбитражном процессе истец по настоящему делу должен доказать наличие самого факта неосновательного обогащения ответчика за счет истца.
Между тем в силу принципа состязательности участников арбитражного процесса, закрепленного законодателем в статье 65 АПК РФ, такое же бремя доказывания получения денежных средств в соответствии с законом или сделкой лежит и на ответчике.
Обратившись в суд с настоящим иском, истец сослался на то обстоятельство, что он вправе получить от ответчика заявленные денежные средства, поскольку у ответчиков отсутствовали законные основания для получения арендной платы в размере, превышающем установленный Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ, с момента вступления данного Закона в силу.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным и иным законодательством, а также специальными федеральными законами.
Статья 606 ГК РФ устанавливает, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статье 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Пункт 3 приведенной статьи предусматривает, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Из материалов дела видно, что между сторонами фактически сложились правоотношения по аренде земельных участков, регулируемые договорами.
Соответственно, обязательства сторон по предоставлению в аренду земельного участка и внесению платежей за его пользование возникают в силу закона и заключенных ими возмездных договоров.
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" (далее - Закон N 212-ФЗ) внесены изменения в статью 3 Закона N 137-ФЗ, согласно которым юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК Ф, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.
Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести их в собственность в соответствии с правилами, установленными данным абзацем, до 01.01.2013 по ценам, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 2 Закона N 137-ФЗ.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 этой статьи. При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12404/09 сделан вывод, что внесенные Законом N 212-ФЗ изменения относительно определения размера арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков касаются земельных участков, на которых расположены особые объекты: линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, с учетом особого характера этих объектов рассматриваемое положение, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания не дискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов, включая тарифы на электроэнергию и теплоэнергию.
Судом первой инстанции с учетом всех представленных сторонами документов, а также информации Управления правомерно сделан вывод о недоказанности факта нахождения на всех спорных земельных участках линейных объектов.
Ввиду изложенного правовая позиция, сформулированная в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, не распространяется на спорные правоотношения.
В данном случае истец, производя арендные платежи в установленном договором порядке, действовал, осознавая отсутствие обязательства перед ответчиком.
Сведения о размере добровольно уплаченной арендной платы ежегодно предоставлялись истцом в РЭК, и при формировании тарифов на электроэнергию истца учитывались его затраты по уплате арендных платежей, понесенные по рассматриваемым договорам аренды.
Тарифы на электроэнергию за спорный период сформированы, и в данные тарифы вошли уплаченные истцом арендные платежи, которые в дальнейшем предъявлены к оплате потребителям электрической энергии в виде платы за оказываемые услуги.
Учитывая, что арендная плата вносилась Обществом на основании заключенных договоров аренды, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии неосновательного обогащения на стороне ответчиков.
Истец не доказал отсутствие у ответчиков законных оснований на получение арендной платы в размерах, установленными спорными договорами аренды.
Нарушений либо неправильного применения судом норм материального или процессуального права, которые могли привести к принятию необоснованного и неправомерного судебного акта, апелляционный суд не усматривает.
С учетом изложенного оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 07 апреля 2011 года по делу N А13-11440/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
Е.В. Носач |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-11440/2010
Истец: ОАО "МРСК Северо-Запада" в лице филиала ОАО "МРСК Северо-Запада" "Вологдаэнерго"
Ответчик: "Вологодская область", Департамент земельных отношений Вологодской области
Третье лицо: МО "Город Вологда", Региональная энергетическая комиссия Вологодской области, Управление росреестра по Вологодской области
Хронология рассмотрения дела:
12.07.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3221/11