3 мая 2011 г. |
Дело N А14-11218/2010 |
г. Воронеж 344/10
Резолютивная часть постановления объявлена 27.04.2011 г..
Полный текст постановления изготовлен 03.05.2011 г..
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей: Осиповой М.Б.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Косякиной И.А.,
при участии в судебном заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области: Фроловой Е.М. - специалиста-эксперта юридического отдела, доверенность N 03-15/30501 от 31.12.2010,
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Воронежа: Федоровой Е.М. - специалиста-эксперта юридического отдела, доверенность N 04-11/00009 от 11.01.2011,
от ООО "ВСК-Универсал": представители не явились, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Воронежа на решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.12.2010 по делу N А14-11218/2010/344/10 (судья Есакова М.С.) по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области о признании недействительными решения от 29.09.2010 N 19537А-3605910ЮЛ о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, соответствующей записи, внесенной в ЕГРЮЛ, и свидетельства от 29.09.2010,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Воронежа обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области о признании незаконным решения от 29.09.2010 N 19537А-3605910ЮЛ о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "ВСК-Универсал" в связи с переменной места нахождения юридического лица, как несоответствующего Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; признании недействительной записи, внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц; признании недействительным свидетельства от 29.09.2010 о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 24.12.2010 г.. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Воронежа обратилась с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт о удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Инспекция ссылается на то, что осуществление Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "ВСК-Универсал" в связи с переменой места нахождения юридического лица и внесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ без учета обстоятельств, свидетельствующих о том, что ООО "ВСК-Универсал" фактически не находится по новому адресу (г. Воронеж, ул. Южно-Моравская, 30), привело к тому, что данные ЕГРЮЛ содержат недостоверные сведения в отношении места нахождения данной организации. Указанные обстоятельства, в свою очередь, приводят к невозможности осуществления налогового контроля в отношении указанной организации, состоящей в качестве налогоплательщика на налоговом учете по месту нахождения: г. Воронеж, ул. Южно-Моравская, 30, в Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Воронежа с 29.09.2010 г..
Кроме того, в апелляционной жалобе налоговый орган указывает на то, что Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Воронежа (где Общество ранее состояла на налоговом учете) в отношении данной организации была проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2006 по 30.04.2009 г.. По результатам проверки принято решение N 936/ДСП от 18.09.2009 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым ООО "ВСК-Универсал" привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 10849552 руб.; кроме того Обществу предложено уплатить недоимку по налогам на сумму 55118209 руб. и пени в размере 10793203 руб.
В связи с указанными обстоятельствами Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Воронежа считает, что действия налогоплательщика по изменению местонахождения организации были направлены на уклонение от уплаты налогов.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области возражает против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
При этом ответчик ссылается на правомерность своих действий и отсутствие правовых оснований для отказа в регистрации изменений в учредительные документы ООО "ВСК-Универсал" (в части изменения места его нахождения) в связи с принятым учредителями Общества решением и представлением для регистрации всех предусмотренных законодательством документов.
В судебное заседание не явились представители ООО "ВСК-Универсал", извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. Указанное обстоятельство в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу, в связи с чем, дело рассмотрено судом в отсутствие представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, общество с ограниченной ответственностью ООО "ВСК-Универсал" зарегистрировано в ЕГРЮЛ 30.09.2002 за основным государственным регистрационным номером 1023601537090. Запись о государственной регистрации общества, а также его местонахождении по адресу: г.Воронеж, ул.Ф.Энгельса, д.11, кв.25 внесена в ЕГРЮЛ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области.
В дальнейшем юридический адрес Общества был изменен на: г.Воронеж, пер.Веры Фигнер, д.23, Общество поставлено на налоговый учет в инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Воронежа.
22.09.2010 единственным учредителем ООО "ВСК-Универсал" Мельниковым О.П. приняты решения: N 1 об утверждении Устава Общества в новой редакции в связи с изменением места нахождения Общества и N 2 об освобождении от обязанностей директора ООО "ВСК-Универсал" Чужиковой Ирины Александровны и назначении директором Общества Овчинникова Евгения Юрьевича.
29.09.2010 Межрайонной ИФНС России N 12 по Воронежской области на основании заявления Овчинникова Евгения Юрьевича приняты решения N 19536А-3605910ЮЛ о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, а также N 19537А-3605910ЮЛ о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - ООО "ВСК-Универсал".
На основании решения N 19537А-3605910ЮЛ Межрайонной ИФНС России N 12 по Воронежской области в ЕГРЮЛ в отношении ООО "ВСК-Универсал" внесена запись об изменении юридического адреса Общества на: г.Воронеж, ул.Южно-Моравская, д.30, оф.4, в связи с чем 30.09.2010 ООО "ВСК-Универсал" поставлено на налоговый учет в ИФНС России по Советскому району г.Воронежа по адресу местонахождения.
В ходе мероприятий налогового контроля, проведенных ИФНС России по Советскому району г.Воронежа, ООО "ВСК-Универсал" по адресу регистрации, указанному в ЕГРЮЛ, не обнаружено, что подтверждается актом обследования адреса местонахождения юридического лица от 20.10.2010 N 506 и объяснениями собственников расположенных по вышеуказанному адресу нежилых помещений от 19 и 20 октября 2010.
Полагая, что изменения о месте нахождения Общества, внесенные в Устав ООО "ВСК-Универсал", а также произведенная на основании оспариваемого решения государственная регистрация изменений осуществлены на основании недостоверных сведений, ИФНС России по Советскому району г.Воронежа обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, который совершил оспариваемые действия (бездействие), а также определяет, нарушают ли оспариваемые решения, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 506 от 30.09.2004 г.., Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в их учредительные документы регулируются Федеральным законом N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
Согласно ст. 4 Федерального закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы.
К числу сведений о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, относятся данные об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом (пп. "в" п.1 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ).
При этом на основании ч. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В силу ч. 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.
В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
В случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
При этом п. 4 ст. 18 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотрено, что в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.
В статье 17 Федерального закона N 129-ФЗ перечислены документы, подлежащие представлению в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
При этом, исходя из положений статьи 25 Федерального закона N 129-ФЗ, ответственность за достоверность представляемых для государственной регистрации сведений возложена на заявителей.
Так, согласно п. 1 ст. 25 указанного закона, за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 25 Федерального закона N 129-ФЗ также предусмотрено, что регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен в п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ. Отказ в государственной регистрации допускается, в частности, в случаях непредставления определенных данным законом необходимых для государственной регистрации документов либо представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Как усматривается из материалов дела, заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "ВСК-Универсал" в связи со сменой местонахождения юридического лица, подано Овчинниковым Е.Ю. в надлежащий налоговый орган, отвечает законодательно установленным требованиям к его оформлению и содержанию, подлинность подписи заявителя засвидетельствована нотариусом.
Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "ВСК-Универсал" представлен следующий пакет документов:
- заявление формы N Р13001, утвержденной постановлением Правительства РФ N 439 от 19.06.2002;
- документ об уплате государственной пошлины;
- решение N 1 единственного участника ООО "ВСК-Универсал" от 22.09.2010;
- Устав ООО "ВСК-Универсал" в новой редакции, что подтверждено распиской в принятии документов от 22.09.2010 N 19537А.
Таким образом, к заявлению приложен полный пакет необходимых для регистрации документов.
Исходя из содержания статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц обеспечивается ограниченными возможностями регистрирующих органов по принятию решений об отказе в государственной регистрации. В компетенцию регистрирующего органа не входит проведение правовой экспертизы представленных на регистрацию документов. Перечень оснований для отказа в регистрации, предусмотренный статьей 23 Закона, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Следовательно, при предоставлении заявителем всех предусмотренных статьей 12 Закона документов, у регистрирующего органа отсутствуют основания для отказа в государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица.
Как усматривается из материалов дела, обосновывая заявленные требования по существу спора, Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа ссылается на то, что по запросу регистрирующего органа Инспекцией было проведено обследование адреса местонахождения Общества и составлен акт N 473 от 27.09.2010, в котором отражено, что по адресу: г. Воронеж, ул. Южно-Моравская, 30, расположен жилой дом со встроенными нежилыми помещениями на первом этаже. При этом из объяснений собственников указанных нежилых помещений следует, что разрешения на использование данного адреса Обществу не давалось, договоры аренды с данной организацией не заключались.
Вместе с тем, письмо, в котором были изложены указанные обстоятельства, было направлено Инспекцией в адрес регистрирующего органа 27.09.2010 и получено регистрирующим органом на бумажном носителе 29.09.2010 в 15 час. 44 мин., в то время как решение о регистрации изменения адреса места нахождения Общества было принято, утверждено и зарегистрировано в электронной Базе 29.09.2010 в 15 час.29 мин., что исключало возможность учета данных сведений при принятии оспариваемого решения.
Кроме того, довод заявителя о предоставлении Инспекцией регистрирующему органу информации о том, что ООО "ВСК-Универсал" фактически не находится по новому адресу не может быть принят судом во внимание, поскольку из приведенных положений Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" следует, что регистрация вносимых изменений в учредительные документы юридических лиц и внесение регистрирующим органом соответствующих сведений в ЕГРЮЛ носит заявительный характер. Последнее означает, что достоверность представляемых сведений обеспечивается самими заявителями, на которых возложена соответствующая ответственность за представление недостоверных сведений.
Так, представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.
В случае допущенных при создании такого лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица.
Иных последствий представления для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, документов, содержащих недостоверные сведения, в частности, возложение ответственности на орган, осуществивший государственную регистрацию, путем предъявления требования об отмене принятого этим органом решения, действующим законодательством не предусмотрено.
В свою очередь, регистрирующий орган не вправе отказать в государственной регистрации внесения изменений в учредительные документы при представлении заявителем необходимого пакета документов в соответствии с перечнем, установленным статьей 17 Федерального закона N 129-ФЗ. В силу действующего законодательства регистрирующий орган не вправе проверять достоверность представленных заявителем сведений или проводить правовую экспертизу документов.
Также судом апелляционной инстанции учтено, что ООО "ВСК-Универсал" не лишено возможности в установленном порядке внести в учредительные документы изменения относительно адреса его места нахождения в случае несоответствия представленных сведений, в связи с чем, допущенное юридическим лицом нарушение носит устранимый характер.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
ИФНС России по Советскому району г.Воронежа не представлены доказательства, свидетельствующие о неправомерности действий Межрайонной ИФНС России N 12 по Воронежской области, в силу чего, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
На основании ч. 3 ст. 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции принято обоснованное решение в отказе в удовлетворении заявленных Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа требований.
Все доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу, им дана правильная юридическая оценка, следовательно, они не могут служить основанием для отмены судебного акта, принятого в соответствии с нормами материального права.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба налогового органа не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта в данной части.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.12.2010 по делу N А14-11218/2010/344/10 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа - без удовлетворения.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, а также учитывая, что в силу ст.333.37 НК РФ в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г.. N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу распределению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.12.2010 по делу N А14-11218/2010/344/10 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Воронежа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья: |
В.А. Скрынников |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-11218/2010
Истец: ИФНС по Советскому району г. Ворнежа ., ИФНС России по Советскому району г. Воронежа
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 12 по Воронежской области, МИФНС России N 12 по Воронежской области
Третье лицо: ООО "ВСК-Универсал"