город Тула
04 августа 2011 г. |
Дело N А09-1763/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стахановой В.Н.,
судей Тиминской О.А., Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хавториным Р.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области
на решение Арбитражного суда Брянской области
от 05.05.2011 по делу N А09-1763/2011 (судья В.А. Мишакин), принятое
по заявлению открытого акционерного общества "Кремний" (241037, Брянская обл., г. Брянск, ул. Красноармейская, 103, ОГРН 1023202739218),
открытого акционерного общества "Константа" (241037, Брянская обл., г. Брянск, ул. Красноармейская, 103, ОГРН 1020800765248)
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (109012, г. Москва, Никольский переулок, 9, ОГРН 1087746829994),
третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (241050, г. Брянск, пл. Карла Маркса, д. 2, ОГРН 1093254006317),
о признании незаконными действий,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителей:
от ОАО "Кремний": Кузнецова С.И., адвоката, доверенность от 09.12.2010, удостоверение;
от ОАО "Константа": Кузнецова С.И., адвоката, доверенность от 11.04.2011, удостоверение;
от ответчика: Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации - Савенко В.В., специалиста отдела правового обеспечения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области, поручение от 17.06.2011 N ЕГ-03/17588, паспорт;
от третьего лица: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области - Савенко В.В., специалиста отдела правового обеспечения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области, доверенность от 10.06.2011 N 06-3890, паспорт,
установил:
открытое акционерное общество "Кремний" (далее - ОАО "Кремний", заявитель) и открытое акционерное общество "Константа" (далее - ОАО "Константа", заявитель) обратились в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконными действий Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации (далее - Росимущество), выразившихся в отказах от 25.01.2011 N ПП-10/1447 и 03.03.2011 N ПП-10/5789 от принятия решения о приватизации ОАО "Кремний" и ОАО "Константа" земельного участка площадью 23016 кв.м, с кадастровым номером 32:28:032201:13, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, 103; в отказах от направления проекта договора купли-продажи указанного земельного участка и возврате документов на доработку, а также обязании Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в десятидневный срок со дня вступления в силу судебного акта направления поручения Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (далее - ТУ Росимущества в Брянской области) по принятию решения о предоставлении ОАО "Кремний" и ОАО "Константа" в собственность указанного земельного участка и поручения на заключение договора купли-продажи, и обязании ТУ Росимущества в Брянской области в десятидневный срок с момента получения от Росимущества соответствующего поручения принятия решения о предоставлении ОАО "Кремний" и ОАО "Константа" в собственность земельного участка площадью 23016 кв.м с кадастровым номером 32:28:032201:13, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, 103, в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении ОАО "Кремний" и ОАО "Константа" в собственность указанного земельного участка, направления в адрес заявителей проекта договора купли-продажи указанного земельного участка (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 05.05.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, ТУ Росимущество в Брянской области обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "Кремний" и ОАО "Константа" принадлежит на праве общей долевой собственности здание корпуса N 4 общей площадью 37 306,3 кв.м, расположенное по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, 103, в том числе ОАО "Кремний" принадлежит 81/100 в праве общей собственности, ОАО "Константа" принадлежит 19/100 в праве общей собственности. Здание корпуса N 4 расположено на земельном участке площадью 23 016 кв.м с кадастровым номером 32:28:032201:13 по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, 103, который используется заявителями на основании договоров аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от 21.04.2003 N 24486, заключенным ОАО "Кремний", ОАО "Константа" с Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Брянска на срок с 01.05.2003 по 01.05.2048 с учетом дополнительного соглашения от 08.02.2010.
23.04.2010 ОАО "Кремний" и ОАО "Константа" направили в ТУ Росимущества в Брянской области заявку на приватизацию находящегося в федеральной собственности земельного участка площадью 23 016 кв.м с кадастровым номером 32:28:032201:13, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, 103, которая получена им 30.04.2010.
К заявке приложены документы, указанные в Перечне, утвержденном приказом Министерства экономического развития и торговли от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности, и на котором расположены здания, строения, сооружения".
О получении заявки и приложенных документов свидетельствуют отметки ТУ Росимущества в Брянской области на вторых экземплярах писем заявителей.
В месячный срок, установленный п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), уполномоченным органом решение (распоряжение) о приватизации земельного участка принято не было.
При этом письмом от 02.08.2010 N 04-4788 ТУ Росимущества в Брянской области проинформировало заявителей, что заявки на приватизацию и приложенные к ним пакеты документов направлены на рассмотрение в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
В последующем заявители неоднократно обращались в адрес ТУ Росимущества в Брянской области с просьбой представить информацию о результатах рассмотрения заявок на приватизацию, что подтверждается письмами от 23.12.2010, 17.02 2011, 10.03.2011.
25.01.2011 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом вернуло в Территориальное управление пакеты документов для доработки по четырем земельным участкам, включая земельный участок с кадастровым номером 32:28:032201:13, в связи с невозможностью принятия решения о приватизации. В данном письме замечаний к оформлению пакета документов по указанному земельному участку не содержалось, ТУ Росимущества в Брянской области предлагалось осуществить проверку фактического использования земельных участков, а также визуальную проверку расположения на земельных участках объектов недвижимости с приложением фототаблицы земельного участка и объектов недвижимости.
28.01.2011 сотрудниками ТУ Росимущества в Брянской области составлен акт проверки порядка использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, расположенных по адресу: Брянская область, город Брянск, ул. Красноармейская, 103, из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером 32:28:032201:13 является федеральной собственностью, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 23АГ N 067770, выданным управлением ФРС по Брянской области 27.12.2005, основанием возникновения права собственности Российской Федерации является распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.08.2005 N 1203-р. Постановлением Брянской городской администрации от 09.04.2003 N 623 земельный участок предоставлен ОАО "Константа" (3305 кв.м) и ОАО "Кремний" (19711 кв.м) в аренду с 01.05.2003 на 45 лет. Цель предоставления земельного участка: для использования действующего производства и объектов мобилизационного резерва.
Договор аренды от 21.04.2003 N 24486 зарегистрирован в установленном порядке, что подтверждается записью от 23.01.2004N 32-1/28-3/2004-364. Дополнительным соглашением от 08.02.2010 N 32 изменена цель предоставления земельного участка "под производственные предприятия, цеха, мастерские, лабораторные корпуса".
После составления акта проверки заявка на приватизацию ОАО "Кремний" и ОАО "Константа", приложенные к ней документы и акт проверки от 28.01.2011, направлены в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для повторного рассмотрения, что следует из письма ТУ Росимущества в Брянской области от 11.02.2011 N 05-823.
ТУ Росимущества в Брянской области письмами от 10.03.2011 N 05-1396 и от 14.03.2011 N 05-1488 сообщило заявителям о невозможности принятия решения о приватизации земельного участка и возврате документов для доработки в связи с получением письма Росимущества от 03.03. 2011 ПП-10/5789.
Полагая, что указанные действия Росимущества, выраженные в письмах от 25.01.2011 N ПП-10/1447 и 03.03.2011 N ПП-10/5789, содержащие отказ от принятия решения о приватизации ОАО "Кремний" и ОАО "Константа" земельного участка площадью 23016 кв.м с кадастровым номером 32:28:032201:13, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, 103, а также в направлении проекта договора купли-продажи указанного земельного участка, и о возвращении документов на доработку не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителей в сфере экономической деятельности, ОАО "Кремний" и ОАО "Константа" обратились в суд с настоящим заявлением.
Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если иное не установлено федеральными законами, приобретают исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (п. 5 ст. 36 ЗК РФ).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Перечень).
Согласно указанному Перечню к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагаются следующие документы: копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц); копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке); выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; кадастровый паспорт земельного участка; копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Пунктом 3 ст. 36 ЗК РФ предусмотрено, что в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено указанным Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования и в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Статьей 29 ЗК РФ определено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ установлено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, является Росимущество.
На основании пунктов 5.4, 5.6 Положения Росимущество организует в установленном порядке продажу, в частности, выступает продавцом, приватизируемого федерального имущества, заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организация ТУ Росимущества в Брянской области осуществляет свою деятельность на основании Положения "О территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области", утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49.
Согласно п. 4.8 данного Положения ТУ Росимущества в Брянской области осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества, в том числе заключает договоры купли-продажи федерального имущества, по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации.
Таким образом, при получении Росимуществом заявки на приватизацию земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при наличии у заявителя всех документов, соответствующих требованиям Приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370, у Росимущества возникает обязанность принять решение о предоставлении земельного участка в собственность заявителя и направить проект договора купли-продажи либо направить поручение территориальному органу на принятие такого решения и заключить договор купли-продажи.
Как установлено судом и следует из материалов дела, из листа В.3 кадастрового плана от 14.05.2010 N 3228/203/10-1091 на земельный участок с кадастровым номером 32:28:032201:13 усматривается, что данный участок имеет следующие обременения:
- аренда земли сроком на 45 лет в пользу заявителей на основании договора аренды N 24486;
- на участке расположен объект недвижимости - корпус N 4 (N 32-32-01/045/2008-515).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущества и сделок с ним от 22.03.2010 N 01/017/2010-243, а также свидетельств о государственной регистрации права от 05.12.2008 N 32-АГ 424322 и от 05.12.2008 N 32-АА N 424323 здание корпуса N 4 площадью 37306,4 кв.м с условным номером 32-32-01/045/2008-515, расположенное по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, 103, принадлежит на праве общей долевой собственности ОАО "Кремний" (81/100 доля в праве) и ОАО "Константа" (19/100 доля в праве).
Право аренды ОАО "Кремний" и ОАО "Константа" земельного участка кадастровый номер 32:28:032201:13 подтверждается договорами аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от 21.04.2003 N 24486, заключенными на срок с 01.05.2003 по 01.05.2048.
Договоры прошли государственную регистрацию в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Брянской области, что подтверждается записью от 23.01.2004 N 32-1/28-3/2004-364.
Согласно п. 1.3 договоров цель предоставления земельного участка и категория земли: "для использования действующего производства и объектов мобилизационного резерва. Земли поселений (другие застроенные территории)".
К указанному договору заключено дополнительное соглашение от 08.02.2010 N 32, подписанное ТУ Росимущества в Брянской области, ОАО "Кремний" и ОАО "Константа".
Указанным дополнительным соглашением, в частности, изменена цель предоставления земельного участка: "под производственные предприятия, цеха, мастерские, лабораторные корпуса. Земли поселений".
Дополнительное соглашение от 08.02.2010 N 32 прошло государственную регистрацию в Управлении ФРС России по Брянской области, что подтверждается записью от 20.04.2010 N 32-32-01/023/2010-266.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявители подтвердили свое исключительное право на приватизацию земельного участка кадастровый номер 32:28:032201:13, представив все предусмотренные документы согласно Перечню, утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370, в связи с чем у Росимущества отсутствовали основания для отказа в принятии решения о приватизации и возвращении документов на доработку, содержащиеся в письме от 25.01.2011 N ПП-10/1447, по мотиву необходимости представления акта проверки, составленного Территориальным управлением Росимущества в Брянской области.
В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ Росимущества от 25.01.2011 N ПП-10/1447 в принятии решения о предоставлении в собственность заявителей земельного участка с кадастровым номером 32:28:032201:13, а также в направлении заявителям проекта договора купли-продажи указанного участка, и возвращении документов для доработки, не основаны на нормах действующего законодательства Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 28.01.2011 сотрудниками ТУ Росимущества в Брянской области составлен акт проверки порядка использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, расположенных по адресу: Брянская область, город Брянск, улица Красноармейская, 103, который подтвердил наличие обстоятельств, при наличии которых у заявителей имеется право на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 32:28:032201:13 (т. 1, л. 6-13). При этом в ходе проверки и визуального осмотра не было обнаружено каких-либо нарушений в использовании земельного участка, препятствующих предоставлению его в собственность заявителей.
Из писем Росимущества от 10.03.2011 N 05-1396, от 14.03.2011 N 05-1488 (т. 1, л. 61, 62) следует, что принятие решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 32:28:032201:13 в собственность заявителей не является возможным, а пакет документов направляется для доработки исходя из следующего: в составе представленных материалов отсутствуют документы, удостоверяющие права на здание, находящееся на испрашиваемом участке, наличие которых предусмотрено пунктом 4 Перечня, утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Феджерации от 30.10.2007 N 370, кроме того, в акте проверки, составленном ТУ Росимущества в Брянской области, отсутствуют сведения о наличии либо отсутствии на проверяемом земельном участке или в существующих зданиях и сооружениях объектов мобилизационного назначения (резерва).
В этой связи суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что повторный отказ Росимущества от 03.03.2011 N ПП-10/5789 о приятии решения о приватизации ОАО "Кремний" и ОАО "Константа" земельного участка площадью 23016 кв.м, кадастровый номер 32:28:032201:13, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, 103, а также в направлении проекта договора купли-продажи указанного земельного участка, и возвращении документов на доработку также подлежит признанию незаконным.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия Росимущества, выраженные в письмах от 25.01.2011 N ПП-10/1447 и 03.03.2011 N ПП-10/5789, содержащие отказ в принятии решения о приватизации ОАО "Кремний" и ОАО "Константа" земельного участка площадью 23016 кв.м с кадастровым номером 32:28:032201:13, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, 103, а также отказ в направлении проекта договора купли-продажи указанного земельного участка и возвращении документов на доработку, являются незаконными, поскольку заявители наряду с заявкой на приватизацию представили все документы согласно Перечню, утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370, подтверждающие исключительное право заявителей на приватизацию спорного земельного участка.
Кроме того, как установлено судом и следует из материалов дела, при подаче заявки на приватизацию предоставлены план приватизации арендного предприятия ОАО "Кремний" от 29.10.1991 (т. 1, л. 107-118), выписка из баланса государственного предприятия ОАО "Кремний" (т. 1, л. 174-177), из которых следует, что расположенное на земельном участке здание корпуса N 4 приобретено ОАО "Кремний" в ходе приватизации указанного объекта из государственной собственности.
Согласно акту приемки-передачи имущества ОАО "Кремний" в уставный капитал ОАО "Константа" от 25.10.1996 часть здания корпуса N 4 передана в уставный капитал ОАО "Константа".
Таким образом, суд первой инстанции правомерно установил, что заявители имеют право на приобретение в собственность земельного участка на условиях, предусмотренных п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Также ОАО "Кремний" и ОАО "Константа" дополнительно предоставлен расчет площади земельных участков, необходимых для эксплуатации производственных корпусов, цехов, мастерских по ул. Красноармейской, 103 в Советском районе г. Брянска, выполненный ГУП "Брянсккоммунпроект", из которого следует, что площадь земельного участка, испрашиваемого для приватизации, является необходимой для эксплуатации корпуса N 4, расположенного на данном земельном участке.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что действия Росимущества, выразившиеся в отказах 25.01.2011 N ПП-10/1447 и от 03.03.2011 N ПП-10/5789 от принятия решения о приватизации ОАО "Кремний" и ОАО "Константа" земельного участка площадью 23016 кв.м, кадастровый номер 32:28:032201:13, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, 103в направлении проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 23016 кв.м, кадастровый номер 32:28:032201:13, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, 103, а также в возвращении документов на доработку, являются незаконными.
Довод жалобы о том, что отказ, содержащийся в письме от 03.043.2011 N ПП-10/5789, является правомерным, так как в составе представленных материалов отсутствуют документы, удостоверяющие право на здание, находящееся на спорном земельном участке, а в акте проверки отсутствуют сведения о существующих объектах мобилизационного назначения, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, при подаче заявки на приватизацию предоставлена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.03.2010 N 01/017/2010-243 на здание корпуса N 4, содержащая сведения о праве на недвижимое имущество.
Факт представления указанной выписки подтверждается письмами ОАО "Константа", ОАО "Кремний" от 22.04.2010 N 27 (т. 1, л. 46), от 22.04.2010 N 42 (т. 1, л. 43), содержащими отметки об их получении ТУ Росимущества в Брянской области.
Кроме того, согласно акту проверки от 28.01.2011 порядка использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, расположенных по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, д. 103, ТУ Росимущества в Брянской области в части указания результатов визуального осмотра земельных участков ссылается на сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т. 1, л. 6-13).
Также ссылка Росимущества на сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним усматривается из письма от 25.01.2011 N ПП-10/1447 (т. 1, л. 53-56).
Как следует из материалов дела, в договоре аренды первоначально указана цель предоставления земельного участка в аренду - "для использования действующего производства и объектов мобилизационного резерва".
В связи с тем, что фактически земельный участок не использовался в указанных целях, ОАО "Кремний" и ОАО "Константа" направили запросы в Центрально-Черноземный территориальный отдел Центрального территориального Росрезерва с просьбой подтвердить отсутствие на земельном участке объектов, предназначенных для хранения мобилизационного резерва (т. 1, л. 67).
Факт отсутствия на земельном участке объектов мобилизационного назначения подтвержден ответами Росрезерва от 03.09.1009 N 3-2/2644, от 03.09.2009 N 3-2/2643, из содержания которых следует, что ОАО "Кремний" и ОАО "Константа" не являются ответственными хранителями материальных ценностей мобилизационного резерва (т. 1, л. 68,69).
Согласно справке Управления по строительству и развитию территории г. Брянска N 629 спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования - "для производственных предприятий, цехов, мастерских, лабораторных корпусов" (т. 1, л. 70).
Соответствующие изменения внесены в государственный кадастровый учет, о чем свидетельствует кадастровый паспорт от 14.05.2010 N 3228/203/10-1091 на спорный земельный участок (т. 1, л. 96-100).
Указанный кадастровый паспорт представлен в ТУ Росимущества в Брянской области, что подтверждается письмом ОАО "Кремний" от 07.06.2010 (т. 1, л. 45) и письмом ОАО "Константа" от 07.06.2010 (т. 1, л. 48).
Кроме того, 08.02.2010 ОАО "Кремний", ОАО "Константа" и ТУ Росимущества в Брянской области подписано дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка, в соответствии с которым вид разрешенного использования также приведен в соответствие с измененными данными кадастрового учета (т. 1, л. 77-78).
В этой связи ссылка апеллянта на отсутствие документов, удостоверяющих право на здание, находящееся на спорном земельном участке, а также сведений о существующих объектах мобилизационного назначения, является несостоятельным.
Довод жалобы о том, что на ТУ Росимущество в Брянской области неправомерно судом возложена обязанность по принятию решения о предоставлении ОАО "Кремний" и ОАО "Константа" в собственность земельного участка и направлении договора купли-продажи, тем самым суд первой инстанции лишил уполномоченного органа права выбора действий при рассмотрении заявки, отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
В силу п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Согласно ч. 7 ст. 201 АПК РФ решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.
В соответствии с пунктом 1 Положения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, является Росимущество.
При этом согласно п. 4 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организация.
ТУ Росимущества в Брянской области осуществляет свою деятельность на основании Положения "О территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области", утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49.
Согласно п. 4.8 указанного Положения ТУ Росимущества в Брянской области осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества, в том числе заключает договоры купли-продажи федерального имущества, по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации.
Следовательно, ТУ Росимущества в Брянской области является структурным подразделением ответчика, которому Росимущество должно направить соответствующее поручение в соответствии с п. 4.8 указанного Положения.
В этой связи выполнение ТУ Росимущества в Брянской области, как структурным подразделением Роимущества, соответствующего поручения (т. е. совершение определенных действий), не противоречит требованиям АПК РФ.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, в апелляционной жалобе не содержится, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Все фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в нем доказательств, нормы материального и процессуального права применены правильно в их совокупности и взаимосвязи, в связи с чем обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 05.05.2011 по делу N А09-1763/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
О.А. Тиминская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-1763/2011
Истец: ОАО "Константа", ОАО "Кремний"
Ответчик: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)
Третье лицо: ТУФА по управлению государственным имуществом в Брянской области
Хронология рассмотрения дела:
13.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3778/12
14.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4176/11
04.08.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3048/11
05.05.2011 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-1763/11