16 мая 2011 г. |
Дело N А14-15387/2009 |
г. Воронеж 539/10
Резолютивная часть постановления объявлена 21.04.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.05.2011.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей: Протасова А.И.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вашановой Д.Г.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Каспий": Лаврова К.В., адвоката, доверенность от 25.08.2010; Сорокиной Е.А., представителя по доверенности б/н от 14.12.2010,
от администрации городского округа город Воронеж: Иноземцева Ю.В., главного специалиста отдела, доверенность N 826 от 30.12.2010; Глушаковой Ю.Н., главного специалиста отдела, доверенность N 825 от 30.12.2010,
от муниципального унитарного предприятия "Центральный рынок": Ковалева А.В., адвоката, доверенность от 17.12.2009; Авдеева Д.М., представителя по доверенности от 20.09.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.12.2009 по делу N А14-15387/2009/539/10 (судья Есакова М.С.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Каспий" (ОГРН 1023602242663) к администрации городского округа город Воронеж о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в собственность нежилого помещения (строения) дома N 8 по ул. Пушкинской г. Воронежа и обязании устранить допущенные нарушения, при участии третьего лица: муниципального унитарного предприятия "Центральный рынок".
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Каспий" (далее по тексту - ООО "Каспий", Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации городского округа город Воронеж (далее по тексту - администрация), выразившегося в непредставлении в собственность ООО "Каспий" нежилого помещения (строения) дома N 8 по ул.Пушкинская г.Воронежа, площадью 209,4 кв.м. и обязании Администрации устранить допущенные нарушения путем передачи в собственность ООО "Каспий" нежилого помещения (строения) дома N 8 по ул. Пушкинская г.Воронежа, площадью 209,4 кв.м.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Центральный рынок" (далее по тексту - МУП "Центральный рынок", Предприятие).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 16.12.2009 по делу N А14-15387/2009/539/10 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация городского округа город Воронеж обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как необоснованное и принять по делу новый судебный акт.
При этом Администрация в апелляционной жалобе указала, что на дату обращения ООО "Каспий" с заявлением на выкуп и по настоящее время спорное нежилое помещение площадью 209, 4 кв.м., расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. Пушкинская, 8, закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП "Центральный рынок" и администрация городского округа город Воронеж не имеет права распоряжаться спорным помещением.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2010 по ходатайству МУП "Центральный рынок" производство по рассматриваемому делу было приостановлено ввиду невозможности его рассмотрения до вступления в законную силу судебного акта по делу N А14-18316/2009/497/35, предметом рассмотрения которого были требования Предприятия о признании недействительной сделки по прекращению права хозяйственного ведения МУП "Центральный рынок" на здание Литер 1Н, 1П, расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. Пушкинская, д. 8, площадью 209,4 кв.м., оформленную посредством дополнительного соглашения от 28.05.2003 к договору от 24.06.1996 "О передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение", передаточного акта от 28.05.2003, приказа Управления муниципальной собственности N 621 от 26.09.2003.
Определением от 22.11.2010 производство по настоящему делу было возобновлено в связи с вступлением в законную силу судебного акта по делу N А14-18316/2009/497/35, согласно которому сделка по прекращению права хозяйственного ведения МУП "Центральный рынок" на здание Литер 1Н, 1П, расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. Пушкинская, д. 8, площадью 209,4 кв.м., оформленная посредством дополнительного соглашения от 28.05.2003 к договору от 24.06.1996 "О передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение", передаточного акта от 28.05.2003, приказа Управления муниципальной собственности N 621 от 26.09.2003 признана недействительной.
03.02.2011 Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд вновь приостановил производство по настоящему делу, ввиду невозможности его рассмотрения до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-8654/2010/252/34 по иску о признании права хозяйственного ведения отсутствующим.
Определением от 18.03.2011 по ходатайству МУП "Центральный рынок" производство по делу возобновлено.
В ходе судебного заседания представители администрации доводы апелляционной жалобы поддержали, сославшись в т.ч. на обстоятельства, установленные судебными актами по делам, до рассмотрения которых производство по настоящему делу приостанавливалось.
Представители Общества против доводов апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве и дополнительном отзыве на апелляционную жалобу.
Считают, что на дату обращения ООО "Каспий" с заявлением о выкупе (21.08.2009) как и на дату вынесения судом первой инстанции решения (16.12.2009) отсутствовало зарегистрированное 11.06.2010 право хозяйственного ведения, в связи с чем, у суда отсутствовали основания для отказа ООО "Каспий" в удовлетворении заявленных требований. По мнению Общества, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, при этом ссылается на то, что зарегистрированное право аренды ООО "Каспий" существует до настоящего времени, что позволяет утверждать о соответствии Общества критериям Федерального закона N 159-ФЗ от 22.07.2008 "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ), отсутствии препятствий для реализации ООО "Каспий" права на приобретение спорного помещения и законность решения суда первой инстанции.
Представители муниципального унитарного предприятия "Центральный рынок" в ходе рассмотрения апелляционной жалобы поддержали правовую позицию администрации.
В отзыве на апелляционную жалобу предприятие сослалось на то, что право хозяйственного ведения на спорное имущество возникло у МУП "Центральный рынок" 11.07.2002 и не прекращалось по настоящее время.
Арбитражным апелляционным судом установлено следующее.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции Муниципальному образованию городской округ город Воронеж на праве собственности принадлежит здание, площадью 209,4 кв.м., расположенное по адресу: г.Воронеж, ул.Пушкинская, д.8, что следует из свидетельства о государственной регистрации права от 26.09.2008.
22.12.2003 на основании приказа Управления муниципальной собственностью администрации города Воронежа от 22.12.2003 N 934 между Администрацией города Воронежа (арендодатель) и ООО "Каспий" (арендатор) подписан договор аренды N 4-169-03 указанного нежилого помещения (строения) в г.Воронеже в доме N 8 по ул.Пушкинская, площадью 209,4 кв.м, для использования под торговлю продуктами продовольственной группы.
Пунктом 1.3 договора установлен срок его действия - с 01.12.2003 по 30.11.2013.
На основании передаточного акта нежилого помещения в аренду 22.12.2003 нежилое помещение передано арендодателем арендатору.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке ГУЮ "ВОЦГРПН" (правопредшественник УФРС по Воронежской области) 16.01.2004.
Дополнениями от 05.03.2004, 05.05.2005, 05.05.2006, 06.06.2007 и 01.08.2008, в договор аренды N 4-169-03 от 22.12.2003 вносились изменения.
Указанные дополнения к договору также зарегистрированы в установленном законом порядке.
10.07.2008 Воронежской городской Думой принято решение N 226-II "О согласовании передачи в хозяйственное ведение МУП "Центральный рынок" нежилых помещений, расположенных по адресу: г.Воронеж, ул.Пушкинская, д.8".
Приказом Управления муниципальной собственности администрации городского округа город Воронеж N 112 от 24.07.2008 (в редакции приказа от 28.10.2008 N 423) указанное нежилое помещение передано в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию "Центральный рынок".
На основании передаточных актов муниципального имущества в хозяйственное ведение от 24.07.2008 и от 29.10.2008 Администрация города фактически передала МУП "Центральный рынок" нежилое помещение площадью 209,4 кв.м., расположенное по адресу: г.Воронеж, ул.Пушкинская, д.8.
30.10.2008 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 36-36-01/196/2008-547 права хозяйственного ведения МУП городского округа город Воронеж "Центральный рынок" на здание литер 1Н, 1П, площадью 209,4 кв.м, инвентарный номер 6513, по адресу: г.Воронеж, ул.Пушкинская, д.8, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права N 36-АВ 199563.
29.01.2009 ООО "Каспий" обратилось в Администрацию города с заявлением о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого и среднего бизнеса, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в соответствии с частью 2 статьи 9 Федеральному закону от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Ответа Администрации на указанное обращение не последовало.
Между тем, постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20.07.2009 по делу N А14-12871/2008/416/19 приказ Управления муниципальной собственности администрации городского округа город Воронеж N 112 от 24.07.2008 "О передаче в хозяйственное ведение нежилых помещений муниципальному унитарному предприятию "Центральный рынок" признан недействительным, как несоответствующий статье 10 Гражданского кодекса РФ, Федеральному закон у от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
С учетом признания недействительным приказа управления муниципальной собственности администрации городского округа город Воронеж N 112 от 24.07.2008, ООО "Каспий" 21.08.2009 вновь обратилось в администрацию городского округа город Воронеж с заявлением, в котором в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ выразило намерение реализовать преимущественное право Общества на приобретение арендуемого имущества в собственность.
01.09.2009 управление муниципальной собственности в письме N 09-03/6456 Администрации города проинформировала заявителя о направлении в Высший Арбитражный суд Российской Федерации заявления о пересмотре постановления кассационной инстанции от 20.07.2009 по делу N А14-12871/2008/416/19 с ходатайством о приостановлении исполнения этого постановления.
ООО "Каспий", полагая, что таким образом Администрация фактически бездействует, чем создает препятствия в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в собственность, обратилось в суд с рассмотренными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком не представлены доказательства законности и обоснованности оспариваемого бездействия, безусловно нарушившего права и законные интересы ООО "Каспий" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При принятии решения суд в частности принял во внимание обстоятельства, установленные Федеральным арбитражным судом Центрального округа и изложенные в постановлении от 20.07.2009 по делу N А14-12871/2008/416/19, а именно, что приказ Управления муниципальной собственности администрации городского округа город Воронеж N 112 от 24.07.2008 (в редакции приказа от 28.10.2008 N 423) о передаче спорного нежилого помещения в хозяйственное ведение МУП "Центральный рынок" издан с целью воспрепятствовать ООО "Каспий" реализовать свое право, предусмотренное Законом N 159-ФЗ. Как указано в постановлении кассационной инстанции иной объективной цели данный приказ не преследовал. В связи с чем, суд области пришел к выводу о фактическом бездействии по обеспечению реализации заявителем права на выкуп арендованного имущества в собственность в предусмотренном Федеральным Законом N 159-ФЗ порядке.
Исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
С 05.08.2008 вступил в действие и подлежит применению Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу настоящего Федерального закона (далее также - арендуемое имущество), в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ).
Согласно статье 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Перечень условий, при наличии которых арендатор обладает правом на приобретение, определен в Законе N 159-ФЗ исчерпывающим образом (в частности, не имеет значения наличие или отсутствие в договоре аренды условия о выкупе арендуемого имущества). Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не вправе своими нормативными правовыми актами устанавливать какие-либо иные ограничения либо дополнительные условия реализации права на приобретение недвижимости.
С 01.01.2009 согласно статье 9 названного Закона субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства (пункт 2).
В соответствии с частью 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных муниципальных унитарных предприятиях" установлено, что право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.
Таким образом, право хозяйственного ведения возникает у предприятия с момента передачи ему имущества собственником.
В силу пункта 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившем в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из материалов дела усматривается, что в целях реализации права, указанного в части 2 статьи 9 Закона N 159-ФЗ, Общество 29.01.2009 обратилось с соответствующим заявлением к руководителю управления муниципальной собственности.
Между тем, на здание лит. А10, А11, площадью 209,4 кв.м, кадастровый (условный) номер 36:34:04:00-00-00:00:6513:2002-87-63, расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. Пушкинская, 8 за МУП "Центральный рынок" 11.07.2002 зарегистрировано право хозяйственного ведения, что подтверждено свидетельством серии 36 АА N 597133 о государственной регистрации.
Основанием для регистрации данного права послужили в частности заключенный 24.06.1996 между Комитетом по управлению имуществом г.Воронежа и муниципальным предприятием "Центральный рынок" договор о закреплении муниципального имущества (нежилых помещений, расположенных в здании по адресу: г.Воронеж, ул.Пушкинская, д.8; г.Воронеж, ул. Матросова, д.2б; г.Воронеж, ул.Ф. Энгельса, д.64, общей площадью 93 024 кв.м) на праве хозяйственного ведения; акт приема-передачи имущества в хозяйственное ведение муниципальному предприятию "Центральный рынок" от 24.06.1996.
В связи с обращением МУП "Центральный рынок" Управлением муниципальной собственности был издан приказ N 621 от 26.09.2003 о внесении изменений в договор хозяйственного ведения МУП "Центральный рынок" путем оформления дополнительного соглашения о прекращении права хозяйственного ведения на здание лит. А10, А11, площадью 209,4 кв.м, расположенное по адресу: г.Воронеж, ул.Пушкинская, 8.
28.05.2003 Администрацией города Воронежа и муниципальным предприятием "Центральный рынок" подписано дополнительное соглашение к ранее заключенному договору от 24.06.1996, согласно которому администрация изымает из хозяйственного ведения предприятия помещение павильона по реализации продовольственных продуктов "Каспий" общей площадью 209,4 кв.м., расположенного по адресу: г.Воронеж, ул. Пушкинская, 8. По передаточному акту от 28.05.2003 здание принято Управлением муниципальной собственности.
Однако данная сделка по прекращению права хозяйственного ведения является ничтожной в силу статьи 168 ГК РФ, в связи с чем, МУП "Центральный рынок" не утратило право хозяйственного ведения на спорное имущество.
Указанные обстоятельства установлены вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-8654-2010/252/34, согласно которого ООО "Каспий" отказано в удовлетворении требований о признании права хозяйственного ведения отсутствующим и по делу N А14-18316/2009/497/35ёсогласно которого сделка по прекращению права хозяйственного ведения МУП "Центральный рынок" на спорное здание , оформленная посредством дополнительного соглашения от 28.05.2003 к договору от 24.06.1996 "О передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение", передаточного акта от 28.05.2003, приказа Управления муниципальной собственности N 621 от 26.09.2003 признана недействительной.
Следовательно, право хозяйственного ведения у муниципального предприятия в отношении спорного помещения, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Пушкинская, 8, возникло с момента его передачи МУП "Центральный рынок" по акту приема-передачи от 24.06.1996 и существует в настоящее время.
После вступления в законную силу судебного акта по делу N А14-18316/2009/497/35 МУП "Центральный рынок" восстановил право хозяйственного ведения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации 36-АВ N 866671, выданным 11.06.2010.
Кроме того, следует отметить, что, судебным актом апелляционного суда по делу N А14-3581-2009/116/27 подтверждена ничтожность сделки по изъятию имущества у муниципального предприятия и отражено, что право хозяйственного ведения предприятия в установленном законом порядке не прекращалось.
Апелляционная инстанция находит возможным учесть, что судебными инстанциями при принятии судебных актов по делу N А14-3535/2009/104/4 по иску ООО "Каспий" к Администрации городского округа город Воронеж , МУП "Центральный рынок" о признании недействительными (ничтожными) сделки по передаче спорного имущества, дополнительного соглашения и передаточного акта, также учитывалась недействительность прекращения права хозяйственного ведения, в связи с чем сделан вывод об отсутствии права у администрации на распоряжение имуществом путем передачи его в аренду.
Таким образом, до принятия и вступления Закона N 159-ФЗ в силу, собственник передал спорное имущество в хозяйственное ведение МУП "Центральный рынок", которое имеет право, а не обязанность осуществить возмездное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего ему и арендуемого ООО "Каспий" (часть 2 статьи 2 Закона N 159-ФЗ).
В пункте 13 Информационного письма от 05.11.2009 N 134 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что по смыслу Федерального закона N 159-ФЗ право на приобретение арендуемого нежилого помещения не может быть реализовано в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 9 названного Закона, если арендуемое имущество принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения.
Поскольку в федеральном законе, в частности статье 295 ГК РФ, определяющей права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено иное, собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия.
Таким образом, в рассматриваемом случае Администрация не наделена полномочиями на совершение юридически значимых действий, направленных на обеспечение реализации Обществом права на выкуп спорного имущества.
Изложенное позволяет сделать вывод, что в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий, необходимых для признания незаконным бездействия органа местного самоуправления , а именно - незаконность бездействия и нарушение прав и законных интересов заявителя в осуществлении предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом, факт наличия регистрации договора аренды от 22.12.2003, на который ссылается ООО "Каспий", а также ссылки на то , что спорное имущество на выбывало из владения ООО "Каспий" не свидетельствует о правомерности позиции Общества и не является основанием для удовлетворения заявленных им требований.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что апелляционная жалоба администрации городского округа город Воронеж подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.12.2009 по делу N А14-15387/20009/539/10 - отмене.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь частью 2 статьи 269, статей 270, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Администрации городского округа город Воронеж удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.12.2009 по делу N А14-15387/2009/539/10 отменить.
В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Каспий" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.