г. Владивосток |
Дело |
04 августа 2011 г. |
N А51-3663/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 03 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 августа 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего И.Л. Яковенко
судей Т.А. Аппаковой, С. Б. Култышева
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.В. Лукониной,
при участии:
от ОАО "Приморские лесопромышленники" (ОГРН 1022501286862, ИНН 2536008397) - Губская А.А. - паспорт 05 02 759518, доверенность N 2-10/1309 от 10.08.2009 с общими полномочиями,
от Управления лесным хозяйством Приморского края - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления лесным хозяйством Приморского края
апелляционное производство N 05АП-4205/2011
на решение от 13.05.2011
судьи Е.В. Кобко
по делу N А51-3663/2011 Арбитражного суда Приморского края
по иску (заявлению) ОАО "Приморские лесопромышленники"
к Управлению лесным хозяйством Приморского края
о понуждении к заключению договора аренды лесного участка
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Приморские лесопромышленники" (далее - ОАО "Приморские лесопромышленники") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Управлению лесным хозяйством Приморского края о понуждении к заключению договора аренды лесного участка на условиях, изложенных в прилагаемом проекте, в составе следующих кварталов N N 45, 54, 72, 74-77, 88-93, 103, 123, 128, 142, 162, 172, 176, 181, 191, 206, 209, 224-226 Приморского края, Чугуевского района, Чугуевского лесничества, Березовского участкового лесничества, площадь участка 8 469 га.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 13.05.2011 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Основанием к несогласию с вынесенным судом первой инстанции решением и обращением с апелляционной жалобой послужило неизвещение ответчика о времени и месте судебного разбирательства, состоявшегося 13.05.2011.
В канцелярию суда от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ. В отзыве истец указал на законность и обоснованность принятого по делу решения и несостоятельность довода заявителя жалобы о допущении судом нарушения норм процессуального права.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца на доводы апелляционной жалобы возразил по основаниям отзыва.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению жалобы в его отсутствие.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя истца, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Как разъяснено в пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ" при применении данного положения судам следует исходить из части 6 статьи 121, части 1 статьи 123 АПК РФ, в соответствии с которыми арбитражный суд к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия должен располагать сведениями о получении лицом, участвующим в деле, иным участником арбитражного процесса копии первого судебного акта по делу либо иными сведениями, указанными в части 4 статьи 123 АПК РФ.
Первым судебным актом для лица, участвующего в деле, является определение о принятии искового заявления (заявления) к производству и возбуждении производства по делу (часть 6 статьи 121 АПК РФ); для лица, вступившего в дело позднее, - определение об удовлетворении ходатайства о вступлении в дело, определение о привлечении в качестве третьего лица к участию в деле; для лица, не участвовавшего в деле, но обжаловавшего принятый о его правах и обязанностях судебный акт (статья 42 АПК РФ), - определение о принятии апелляционной (кассационной) жалобы, заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора.
Из материалов дела следует, что Определение о принятии искового заявления к производству, возбуждении производства по делу, подготовке к судебному разбирательству и назначении предварительного судебного заседания получено ответчиком согласно уведомлению 01.04.2011.
Ответчик обеспечил явку своего представителя в предварительное судебное заседание, в котором суд определил назначить судебное заседание на 05.05.2011. Определение о назначении судебного заседания на указанную дату получено ответчиком согласно уведомлению 22.04.2011. В судебное заседание 05.05.2011 ответчик не явился, явку представителя не обеспечил.
При изложенных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания считать, что ответчик не был извещен о времени и месте судебного разбирательства на 05.05.2011.
В связи с чем довод заявителя жалобы о допущении судом первой инстанции нарушения норм процессуального права апелляционной коллегией отклоняется как несостоятельный и противоречащий фактическим обстоятельствам.
По существу вынесенного решения апелляционная жалоба ответчика доводов не содержит.
07.02.2011 ОАО "Приморские лесопромышленники" направило в адрес Управления Лесным хозяйством Приморского края Заявление N 2/10-1617, в котором просило предоставить для цели снабжения сырьем лесопильных заводов в п.Чугуевка и в п.Ольга и передать в долгосрочную аренду на 10 лет без проведения аукциона лесной участок, вид использования лесного участка - для заготовки древесины, общей площадью 8 469 га, расположенный на территории Приморского края, Чугуевского района, Чугуевского лесничества, Березовского участкового лесничества, кварталы N N 45, 54, 72, 74-77, 88-93, 103, 123, 128, 142, 162, 172, 176, 181, 191, 206, 209, 224-226 ежегодный объем заготовки 7,5 т.куб.м.
07.02.2011 ОАО "Приморские лесопромышленники" направило в адрес Управления лесным хозяйством Приморского края уведомление N 2/10-1617/1 с приложением проекта договора аренды лесного участка для заготовки древесины на лесной участок площадью 7 469 га, расположенный на территории Приморского края, Чугуевского района, Чугуевского лесничества, Березовское участкового лесничества, кварталы N N 45, 54, 72, 74-77, 88-93, 103, 123, 128, 142, 162, 172, 176, 181, 191, 206, 209, 224-226.
22.02.2011 Управление Лесным хозяйством Приморского края Письмом N 49-02-68/543 отказало ОАО "Приморские лесопромышленники" в предоставлении запрашиваемых участков, поскольку в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов", обоснование границ, площади, качественные и количественные характеристики необходимых для реализации проекта, лесные участки должны быть указаны при подготовке проекта, а не после его утверждения. Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч.1 ст.445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В силу ч.4 ст.445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В силу пп.2 п.3 ст.74 Лесного Кодекса РФ заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения аукциона осуществляется в случае реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Включение инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов дает основание и право для заключения заинтересованным органом договора аренды лесного участка без проведения аукциона.
В силу п.20 Приказа Минсельхоза РФ от 12.02.2010 N 48 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка" в случае заключения договора аренды без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации заинтересованное в получении права аренды лицо подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 5 настоящего Порядка.
Согласно п.25 Приказа Минсельхоза РФ от 12.02.2010 N 48 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка" заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются арендодателем в течение 30 календарных дней с даты их получения. По результатам рассмотрения выносится решение о предоставлении лесного участка в аренду (далее - решение) либо решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду.
Суд установил, что ОАО "Приморские лесопромышленники" была подана заявка на получение права аренды, в которой было указано: полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма, юридический адрес и местонахождение, банковские реквизиты, которые указаны на фирменном бланке заявки; местоположение и площадь, а именно лесные участки общей площадью 8 469 га, расположенные на территории Приморского края, Чугуевского района, Чугуевского лесничества, Березовского участкового лесничества, кварталы N N 45, 54, 72, 74-77, 88-93, 103, 123, 128, 142, 162, 172, 176, 181, 191, 206, 209, 224-226 ежегодный объем заготовки 7,5 т. куб.м.; обоснование цели - в соответствии с Приказом Минпромторга N11 от 03.07.2008, Приказа Управления лесным хозяйством Приморского края N232и от 15.04.2008 года, Приказа Минсельхоза РФ от 12.02.2010 N48 "Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка"; вида и срока использования - в долгосрочную аренду на 10 лет, что подтверждается заявкой на получение права аренды ОАО "Приморские лесопромышленники" N2/10-1617 от 02.02.2011 года.
Материалами дела подтверждается, что ответчиком, 15.04.2008 года издан Приказ Управления лесным хозяйством Приморского края N 232-и "Об утверждении заявки ОАО "Приморские лесопромышленники" на реализацию инвестиционного проекта "Строительство лесопильных заводов в п.Светлая, Тернейского района, п.Ольга, Ольгинского района, строительство завода клееного бруса п.Чугуевка, Чугуевского района, Приморского края", претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов".
Согласно п.2 указанного Приказа предписано считать возможным проектирование и предоставление в аренду без проведения аукциона свободных лесных участков в границах лесничеств Приморского края, под реализацию инвестиционного проекта "Строительство лесопильных заводов в п.Светлая, Тернейского района, п.Ольга, Ольгинского района, строительство завода клееного бруса п.Чугуевка, Чугуевского района, Приморского края", претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", в т.ч. из состава Тернейского лесничества - Светлинского участкового лесничества, Самаргинского участкового лесничества; Кавалеровского лесничества - Михайловского участкового лесничества, Ольгинского участкового лесничества, Устиновского участкового лесничества.
В соответствии с п.4 предписано считать, что включение инвестиционного проекта "Строительство лесопильных заводов в п.Светлая, Тернейского района, п.Ольга, Ольгинского района, строительство завода клееного бруса п.Чугуевка, Чугуевского района, Приморского края" в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов является основанием для заключения без аукциона договоров аренды на спроектированные и согласованные с заявителем лесные участки в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации. Приказом Минпромторга РФ от 03.07.2008 N 11 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" предписано включить инвестиционный проект "Развитие территории Приморского края: "Строительство лесопильных заводов в п. Светлая Тернейского района, в п. Ольга Ольгинского района, строительство завода клееного бруса в с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края" в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о признании незаконным отказа Управления лесным хозяйством Приморского края, выраженного в письме N 49-02-68/543 от 22.02.2011 года, поскольку поданная истцом заявка о предоставлении в долгосрочную аренду лесных участков содержит все необходимые сведения, в том числе сведения о требуемых земельных участках.
Пунктом 2 статьи 71 Лесного кодекса РФ установлено, что предоставление юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.
В силу пункта 2 статьи 72 Лесного кодекса РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения аукциона в случае реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
В целях развития лесного хозяйства Российской Федерации, распоряжением Правительства РФ от 18.01.2003 N 69-Р утверждена Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы (в редакции распоряжения Правительства РФ от 28.09.2007 N 1305-р).
В разделе III названной Концепции определены основные направления развития лесного хозяйства Российской Федерации до 2010 года. Так, в целях совершенствования организации использования лесов в южных районах Сибири и Дальнего Востока стратегия развития использования лесов должна предусматривать освоение новых лесных территорий путем передачи лесных участков в аренду для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, что позволит увеличить объемы заготовки лесных ресурсов, создать дополнительные рабочие места и увеличить доходность от использования лесов.
Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее Положение), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 419 (ред. от 07.06.2008) "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" определяет порядок подготовки и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, требования к заявке о реализации инвестиционного проекта и к решению об утверждении заявки, также основания для отказа в утверждении заявки и порядок обжалования отказа.
Суд установил, что заявка ОАО "Приморские лесопромышленники" об утверждении инвестиционного проекта была рассмотрена и утверждена. Министерством промышленности и торговли Российской Федерации 03.07.2008 инвестиционный проект ОАО "Приморские лесопромышленники" включен в Перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (Приказ N 11 от 03.07.2008 года).
В соответствии с п.11 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее
Положение), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 419 (ред. от 07.06.2008) "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" заинтересованный орган в течение 30 календарных дней со дня приема заявки принимает решение, которое должно содержать: указание на соответствие заявителя и представленной им концепции инвестиционного проекта требованиям, установленным настоящим Положением; сведения о возможности проектирования и (или) предоставления в аренду без проведения аукциона лесного участка в границах, указанных в заявке, на основании лесного плана субъекта Российской Федерации, разрабатываемого в соответствии с лесным законодательством; сведения о размере и порядке внесения арендной платы по договору аренды лесного участка в соответствии с пунктом 1.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 и п.20 настоящего Положения; сведения о включении в проект договора аренды лесного участка следующих оснований для досрочного расторжения договора по инициативе арендодателя, а именно: нарушение арендатором сроков реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год, отказ арендатора от создания и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры, нарушение более чем на 6 месяцев предусмотренного пунктом 17 настоящего Положения срока представления отчета о ходе реализации инвестиционного проекта; обязательства инвестора по созданию и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Пунктом 15 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее Положение), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 419 (ред. от 07.06.2008) "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" установлено, что включение инвестиционного проекта в перечень является основанием для заключения заинтересованным органом договора аренды лесного участка без проведения аукциона на условиях, указанных в решении, принятом заинтересованным органом. Договор аренды лесного участка заключается в соответствии с лесным законодательством и с учетом указанного Положения.
Заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются арендодателем в течение 30 календарных дней с даты их получения. По результатам рассмотрения, выносится решение о предоставлении лесного участка в аренду либо указанные документы возвращаются заявителю с обоснованиями причин возврата, указанными в пункте 16 Правил.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что письмо Управления лесным хозяйством Приморского края от 22.02.2011 N 49-02-68/543 "О предоставлении в аренду лесных участков для заготовки древесины" не соответствует Лесному кодексу, нарушает права заявителя на заключение договоров аренды лесных участков.
Суд считает, что ответчик не предоставил каких-либо доказательств несоответствия заявлений на предоставление в аренду лесных участков, и отсутствие всех необходимых документов для предоставления участков в аренду на момент обращения истца с таким заявлением в Управление лесным хозяйством Приморского края.
Учитывая, что отказ Управления лесным хозяйством Приморского края не соответствует требованиям действующего законодательства, ответчик обязан в силу ч.1 ст.445 ГК РФ, ст.72,ст.74 ЛК РФ заключить договор, требования истца о понуждении Управления лесным хозяйством Приморского края к заключению договора обоснованны и подлежат удовлетворению.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил возражения ответчика об отсутствии у истца потребности в заявленном объеме сырья по следующим основаниям.
В Инвестиционном проекте "Развитие территории Приморского края: "Строительство лесопильных заводов в п. Светлая Тернейского района, в п. Ольга Ольгинского района, строительство завода клееного бруса в с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края" указано, что для реализации данного проекта будут привлекаться собственные и закупаемые объемы древесины: "Потребность в сырье (круглые лесоматериалы) - 360 т.м.3 в год, в том числе за счет собственной заготовки филиал "Светлая" 300 т.м.3 в год, из них круглые лесоматериалы для переработки - 160 т.м.3, покупное сырье - 200 т.м.3"
Из представленной в материалы дела Справки N 28-34 ОАО "Приморские лесопромышленники" следует, что в соответствии со сложившейся практикой и рекомендациями лесного хозяйства выход деловой древесины (круглых лесоматериалов) для хвойных пород составляет порядка 75 % при среднем диаметре круглых лесоматериалов 22-24 сантиметров, согласно таблице N 93 "Сортиментных и товарных таблиц древесных пород Дальнего Востока", утвержденных Рослесхозом СССР (Приказ N 203 от 28.08.1987 года); для мягколиственных пород - 33-37 %.
Таким образом, суд верно установил, что ОАО "Приморские лесопромышленники" для реализации инвестиционного проекта необходимо 360 т.м.3 объема круглых лесоматериалов, в то время как объем древесины по договорам составляет 480 тыс. м3, следовательно, с учетом полученного ежегодного объема пользования 385 тыс.м3 необходимо дополучить 95 тыс. м3 древесины по договорам.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.05.2011 по делу N А51-3663/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
И.Л. Яковенко |
Судьи |
Т.А. Аппакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-3663/2011
Истец: ОАО Приморские лесопромышленники
Ответчик: Управление лесным хозяйством Приморского края