29 апреля 2011 г. |
Дело N А14-2924/2010/101/23 |
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Князевой Г.В.,
при участии:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области: Секирина А.И., главного специалиста - эксперта отдела правового обеспечения, доверенность N 333-д от 30.12.2010,
от ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области: Зубарева М.С., ведущего юрисконсульта юридического отдела, доверенность N 01-36/31 от 01.11.2010,
от ОАО "Элмаш": Рывкина С.А., представителя по доверенности б/н от 14.03.2011, Воробьевского М.В., представителя по доверенности б/н от 31.01.2011,
от Управления лесного хозяйства Воронежской области: Бирюковой Е.Н., консультанта отдела организации использования лесов управления лесного хозяйства Воронежской области, доверенность N 01-01/01 от 11.01.2011,
от ИП Тужилина В.И.: Тужилина В.И.,
от ООО "Главмелснаб": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от ТУФА УГИ в Воронежской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Администрации Рамонского района Воронежской области: представитель не явился, извещена надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.11.2010 по делу N А14-2924/2010/101/23 (судья Максимович Т.Н.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Элмаш" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с требованием к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" Воронежской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (с учетом привлечения его 23.09.2010 в качестве второго ответчика) о признании незаконными:
- действий ФГУ "ЗКП" по постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: Рамонский район, с. Чертовицкое, Животиновское лесничество, квартал 69, детский санаторно-оздоровительный лагерь "Баркова гора" общей площадью 24 600 кв. м., кадастровый номер 36:25:6945 019:0004
- обязании ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области исключить (погасить) из государственного кадастра недвижимости запись по постановке на кадастровый учет указанного земельного участка,
- признании незаконными действий Управления Росреестра по утверждению карты (планов) и материалов землеустройства земельного участка, расположенного по адресу: Воронежская область, Рамонский район, с. Чертовицкое, Животиновское лесничество, квартал 69, детский санаторно-оздоровительный лагерь "Баркова гора" общей площадью 24 600 кв. м., кадастровый номер 36:25:6945 019:0004 (с учетом уточнений).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ООО "Главмелснаб", кадастровый инженер - ИП Тужилин В.И., Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (далее - ТУФА УГИ), Управление лесного хозяйства Воронежской области, Администрация Рамонского района Воронежской области.
Решением суда от 19.11.2010 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части признания незаконными действий Управления Росреестра по утверждению карты (планов) и материалов землеустройства земельного участка, расположенного по адресу: Воронежская область, Рамонский район, с. Чертовицкое, Животиновское лесничество, квартал 69, детский санаторно-оздоровительный лагерь "Баркова гора" общей площадью 24 600 кв. м., кадастровый номер 36:25:6945 019:0004,а также взыскания судебных расходов в сумме 10 620 рублей, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что полномочиями по утверждению карт (планов) и материалов межевания объектов землеустройства на момент утверждения материалов землеустроительного дела, оформленного 20.05.2004 у Управления не имелось, поскольку данные полномочия появились лишь с 19.08.2004 на основании Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.08.2004 N 418. Методические рекомендации Росземкадастра от 17.02.2003 приняты с нарушением порядка издания, не зарегистрированы и не опубликованы в установленном порядке.
В судебное заседание ООО "Главмелснаб", ТУФА УГИ в Воронежской области, Администрация Рамонского района Воронежской области не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ.
В силу возражений представителей ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области и ИП Тужилина В.И. о проверки законности и обоснованности обжалуемого судебного акта в части, суд апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст. 258, 266, 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность обжалуемого решения в полном объеме.
В судебном заседании 15.04.2011 объявлялся перерыв до 22.04.2011 (16.04.2011 и 17.04.2011 выходные дни).
Как видно из материалов дела, ОАО "Элмаш" является собственником Базы отдыха "Орбита", расположенной в с. Чертовицы, Рамонского района Воронежской области, Животиновского лесничества, квартал 69 литер 13,19, 21, 28 и квартал 70 литер 7, 8, 9, 26.
25.08.1967 участок лесного фонда площадью 4,5 га в квартал 69,70 Животиновского лесничества был выделен Научно-исследовательскому институту полупроводникового машиностроения (НИИПМ) в бессрочное пользование для строительства базы отдыха на основании Решения областного Совета депутатов трудящихся N 821 от 25.08.1967 (т. 1, л.д.14).
28.09.1967 между Учебно-опытным лесхозом Воронежского лесотехнического института и НИИПМ был заключен договор на отвод земельного участка из государственного лесного фонда в бессрочное пользование. Были проведены геодезические работы, разработан и утвержден план строительства базы отдыха (т. 1, л.д. 16).
16.10.1974 в соответствии с распоряжением Совета Министров РСФСР от 16.10.1974 N 1912-р земельный участок лесного фонда площадью 2, 46 га был изъят у Учебно-опытного лесхоза Воронежского лесотехнического института и передан Воронежскому центральному конструкторскому бюро для строительства базы отдыха без права рубки леса (том 1, л.д. 126).
14.01.1992 из НИИПМ в результате реорганизации был образован Государсвтенный Воронежский машиностроительный завод (ГВМЗ).
13.05.1994 ГВМЗ в результате приватизации был преобразован в АООТ "Элмаш".
06.05.1997 АООТ "Элмаш" был преобразован в ОАО "Элмаш" (т.1, л.д. 18).
Таким образом, ОАО "Элмаш" является обладателем права на земельный участок лесного фонда площадью 4,5 га (квартал 69,70).
30.08.2004 за открытым акционерным обществом "Элмаш" зарегистрировано право собственности на объекты недвижимости, расположенные по адресу: Воронежская область, Рамонский район, Новоживотинновское лесничество, квартал 69, литер 13,19,21,28 и квартал 70 литер 7,8,9,26 учебно-опытного лесхоза ВГЛТА: корпус "А", литер 1А, П/1А, кадастровый номер 36:25:00-00-00:00:5075:2004-12-81 площадью 2 267, 4 кв. м, корп ус-2, литер 2А, кадастровый номер 36:25:00-00-00:00:5075:2004-12-80 площадью 68,6 кв.м., котельную, литер 3А, кадастровый номер 36:25:00-00-00:00:65075:2004-12-79, площадью 66,3 кв.м., кинобудку, литер 4А, кадастровый номер 36:25:00-00-00:00:5075:2004-12-85, площадью 24,8 кв.м., летний кинозал, литер 5А, кадастровый номер 36:25:00-00-00:00:5075:2004-12-82, площадью 308,0 кв.м., выгребную яму, литер 6А, кадастровый номер 36:25:00-00:00:5075:2004-12-78, площадью 60,0 кв.м., склад металлический, литер 7А, кадастровый номер 36:25:00-00-00:00:5075:2004-12-86, площадью 39,0 кв.м., овощехранилище, литер 8А, кадастровый номер 36:25:00-00-00:00:5075:2004-12-73, площадью 69,2 кв.м., столярную мастерскую, литер 9А, кадастровый номер 36:25:00-00-00:00:5075:2004-12-77, площадью 76,5 кв.м., энергоузел, литер 10А, кадастровый номер 36:25:00-00-00:00:5075:2004-12-74, площадью 158,6 кв.м., склад металлический, литер 11А, кадастровый номер 36:25:00-00-00:00:5075:2004-12-87, площадью 68,6 кв.м., гараж, литер 12А, кадастровый номер 36:25:00-00-00:00:5075:2004-12-83, площадью 69,4 кв.м, дом сторожа, литер 13А, кадастровый номер 36:25:00-00-00:00:5075:2004-12-75, площадью 15,0 кв.м., домик, литер 14А, кадастровый номер 36:25:00-00-00:00:5075:2004-12-88, площадью 9,8 кв.м., домик, литеры 15А, 15а, кадастровый номер 36:25:00-00-00:00:5075:2004-12-89, площадью 17,3 кв. м, дом для обслуживающего персонала, литер 16А, 16а, кадастровый номер 36:25:00-00- 00:00:5075:2004-12-76, площадью 115,5 кв.м., столовую, литеры 17А, П/17А, кадастровый номер 36:25:00-00-00:00:5075:2004-12-84, площадью 904,4 кв.м., скважину, литер 18А, кадастровый номер 36:25:00-00-00:00:5075:2004-12-90, башню Рожновского, скважину артезианской с насосом, литеры 19А, 20А, 21А, кадастровый номер 36:25:00-00- 00:00:5075:2004-12-72, о чем выданы свидетельства о государственной регистрации права соответственно: 36 АБ N 001470, 36 АБ N 001472, 36 АБ N 001481, 36 АБ N 001455, 36 АБ N 001471, 36 АБ N 001478, 36 АБ N 001457, 36 АБ N 001480, 36 АБ N 001473 , 36 АБ N 001479, 36 АБ N 001458, 36 АБ N 001466, 36 АБ N 001476, 36 АБ N 001461 , 36 АБ N 001465, 36 АБ N 001474, 36 АБ N 001468, 36 АБ N 001463, 36 АБ N 001969 (т.1, л.д.19-37).
ООО "Главмелснаб" является собственником недвижимого имущества базы отдыха "Баркова гора", приобретенного в собственность по договору купли-продажи, заключенным между Акционерным обществом закрытого типа "Центр-строй" и ООО "Главмелснаб" (т.1 л.д. 73-74); право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 04.06.2003 (том 2, л.д. 132-135).
14.05.2003 земельный участок с кадастровым номером 36:25:69 45 019:0004 сформирован и поставлен на кадастровый учет, при этом работы по межеванию земельного участка не проводились, поэтому в кадастровый план была внесена запись - "площадь ориентировочная, подлежит уточнению при межевании с указанием декларированной площади".
22.04.2004 Постановлением Администрации Рамонского района от 22.04.2004 N 200 ООО "Главмелснаб" предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 2,46 га из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенный по адресу: Рамонский район, учебно-опытный лесхоз ВГЛТА, Животинновское лесничество, квартал 69, для размещения и эксплуатации детского санаторно-оздоровительного лагеря "Баркова гора" (т.1, л.д. 75-76).
20.05.2004 кадастровым инженером Тужилиным В.И. выполнено землеустроительное (межевое) дело по установлению границ земельного участка ООО "Главмелснаб" площадью 24 600 кв. м, утверждено руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству Рамонского района, в том числе утвержден план границ земельного участка (т.1, л.д. 40-56).
19.04.2005 в Рамонский филиал ФГУ "Земельная кадастровая палата" были предоставлены заявка и материалы межевания в виде описания земельного участка, подготовленного ИП Тужилиным В.И., основанием для межевания земельного участка с кадастровым номером 36:25:69 45 019:0004 послужили постановления Администрации Рамонского района от 22.04.2004 N 200, от 07.04.2005 N 199.
20.04.2005 на основании материалов межевания были внесены изменения в характеристики земельного участка с кадастровым номером 36:25:69 45 019:0004 в разделе "земельные участки " форма Ф.1.1.
20.04.2005 на основании описания земельного участка произведен кадастровый учет земельного участка площадью 24 600 кв. м, расположенного по адресу: Воронежская область, Рамонский район, Учебно-опытный лесхоз ВГЛТА, Животиновское лесничество, квартал 69, участок 1, с присвоением кадастрового номера 36:25:69 45 019:0004.
07.07.2005 в установленном законом порядке зарегистрировано право аренды ООО "Главмелснаб" в отношении указанного земельного участка (номер регистрации 36- 36-26/013/2005-40).
15.02.2010 в целях постановки на кадастровый учет лесного участка, предоставленного в бессрочное пользование, ОАО "Элмаш" был заключен договор N 0721 от 15.02.2010 с филиалом "БТИ-Информцентр" на производство кадастровых работ (т.1, л.д.38).
В результате производства кадастровых работ было установлено, что фактическая граница земельного участка Базы отдыха "Орбита" с северной стороны проходит по поставленному на кадастровый учет земельному участку "Баркова гора", расположенному по адресу: Рамонский район, с.Чертовицкое, Животиновского лесничества, квартал 69, детский санаторно-оздоровительный лагерь "Баркова гора", общей площадью 24600 кв.м., кадастровый номер 36:25:6945 019:0004, в результате чего осуществить постановку на кадастровый учет участка не представилось возможным т.1 л.д. 39).
Считая действия ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области по постановке на кадастровый учет земельного участка "Баркова гора" в границах, определенных в результате межевания, расположенного по адресу: Рамонский район, с. Чертовицкое, Животиновское лесничество, квартал 69, детский санаторно-оздоровительный лагерь "Баркова гора" общей площадью 24600 кв.м., кадастровый номер 36:25:6945 019:0004, и действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области по утверждению карты (планов) и материалов межевания земельного участка с кадастровым номером 36:25:6945 019:0004 незаконными (с учетом уточнения требований), нарушающими права ОАО "Элмаш" пользования земельным участком лесного фонда площадью 4,5 га, занимаемым принадлежащей Обществу базой отдыха "Орбита", Открытое акционерное общество "Элмаш", обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 36:25:69 45 019:0004 произведена 20.04.2005 ФГУ "Земельная кадастровая палата" на основании описания земельного участка, подготовленного с нарушением требований, предъявляемых к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на кадастровый учет, а также на основании материалов межевания, произведенного с нарушением указанных норм законодательства, действовавших на момент совершения оспариваемых действий, то есть при отсутствии согласования со смежным землепользователем и собственником объекта недвижимости - ОАО "Элмаш".
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Частью 2 статьи 72 Лесного кодекса РФ установлено, что объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (Статья 92 Лесного кодекса РФ).
Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Статья 93 Лесного кодекса РФ).
Статьей 5 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", действовавшим на момент совершения оспариваемых действий (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ) установлено, что деятельность по ведению государственного земельного кадастра осуществляется, в том числе, в соответствии с принципом сопоставимости и совместимости сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.
В силу пункта 6 статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", действовавшего на момент совершения оспариваемых действий, проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 названного Закона в проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случае, если при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет, нарушены права смежных землепользователей.
При изменении границ объектов землеустройства землеустройство проводится в обязательном порядке (статья 3 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве").
Частью работ по землеустройству является межевание, то есть установление на местности границ земельного участка (статьи 16, 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", действовавшие на момент составления землеустроительного дела 20.05.2004).
При определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием (статья 69 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 68 Земельного кодекса РФ, статьям 1, 15 Федерального закона "О землеустройстве" (в редакции, действовавшей на момент составления землеустроительного дела) землеустройство включает в себя среди прочего мероприятия по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), в т.ч. межевание объектов землеустройства.
В силу статьи 16 ФЗ "О землеустройстве" (действовавшей на дату осуществления оспариваемых действий) при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства определяются местоположение границ объектов землеустройства; варианты использования земель с учетом размера земельного участка, целевого назначения, разрешенного использования земель и расположенных на них объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; площади объектов землеустройства; иные характеристики земель.
При изменении границ земельных участков с целью образования самостоятельных земельных участков (раздела земельного участка) или присоединения части земельного участка к смежному с ним земельному участку, в том числе для устранения недостатков в их расположении или конфигурации, составляется проект территориального землеустройства в виде проекта границ земельных участков (вновь образуемого земельного участка), согласовываемые в установленном порядке.
Постановлением Правительства РФ от 07.06.2002 N 396 утверждено Положение о проведении территориального землеустройства.
Согласно пункту 2 Положения Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы (Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 Федеральная служба земельного кадастра РФ преобразована в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости) обеспечивают проведение территориального землеустройства в соответствии с решениями органов государственной власти, а также на землях, находящихся в федеральной собственности.
Территориальное землеустройство остальных объектов землеустройства проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на основании договора по инициативе органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
Работы по межеванию объектов землеустройства включают в себя:
а) определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты;
б) закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства;
в) изготовление карты (плана) объекта землеустройства в порядке, устанавливаемом Федеральной службой земельного кадастра России.
При определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее чем за 7 дней до начала работ (пункты 9, 10 Положения).
В виду противоречий между заключением кадастрового инженера Санниковой Т.М. и материалами землеустроительного (межевого) дела по установлению границ земельного участка ООО "Главмелснаб" площадью 24 600 кв. м, выполненного 20.05.2004 кадастровым инженером Тужилиным В.И., и сведениями, содержащимися в государственном кадастре недвижимости, по ходатайству ОАО "Элмаш" судом первой инстанции была назначена землеустроительная экспертиза, проведенная "БТИ-Информцентр" филиалом ГУП ВО "Воронежоблтехинвентаризация", экспертом Мамонтовой А.В.
В результате проведения землеустроительной экспертизы было установлено, что при обследовании земельного участка, расположенного по адресу: Воронежская область, Рамонский район, с. Чертовицкое, Животиновское лесничество, квартал 69, детский санаторно-оздоровительный лагерь "Баркова гора" площадью 24 600 кв.м. с кадастровым номером 36:25:6945 019:0004, выявлено наложение на фактическую границу земельного участка базы отдыха "Орбита" в северо-западной его части, проходящую по металлическому забору (сетка-рабица).
Эксперт пришел к выводу, что на территории поставленного на кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: Воронежская область, Рамонский район, с. Чертовицкое, Животиновское лесничество, квартал 69, детский санаторно-оздоровительный лагерь "Баркова гора" площадью 24 600 кв.м. с кадастровым номером 36:25:6945 019:0004 находится здание пятиэтажного корпуса "А", литер 1А, П/1А, площадью 2 267,4 кв. м, принадлежащего ОАО "Элмаш" (свидетельство о государственной регистрации права от 30.08.2004 N 36 АБ 001470).
Как подтверждается материалами дела и обосновано установлено судом первой инстанции, при межевании спорного земельного участка границы земельного участка не были согласованы с правообладателем смежного земельного участка ОАО "Элмаш", не был учтен ранее сложившийся порядок землепользования, обозначенный забором, проходящим по фактически сложившей границе земельных участков.
При этом, кадастровый инженер Тужилин В.И., проводя работы по межеванию земельных участков, не выяснил, кому принадлежит установленный забор и пятиэтажное здание, находящееся за ним и установил границу земельного участка с кадастровым номером 36:25:69 45 019:0 004 без учета законных интересов собственника здания - ОАО "Элмаш", являющегося в силу закона смежным землепользователем.
Как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции факт того, что в границах земельного участка с кадастровым номером 36:25:69 45 019:0004 площадью 24 600 кв. м, расположенного по адресу: Воронежская область, Рамонский район, Учебно-опытный лесхоз ВГЛТА, Животиновское лесничество, квартал 69, участок 1, арендуемого ООО "Главмелснаб", находится пятиэтажное здание основного корпуса базы отдыха "Орбита", принадлежащее ОАО "Элмаш", не оспаривался.
Согласно пункту 11 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства от 17.02.2003, утвержденных руководителем Федеральной службы земельного кадастра РФ, лица, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, соответствующие органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления), не позднее чем за 7 календарных дней до начала работ извещаются о времени и месте проведения межевания.
Определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей.
Результаты согласования границ оформляются актом (актами) согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ, включая исполнителя работ (пункты 14.1 и 14.4 Методических рекомендаций).
В силу того, что ОАО "Элмаш" является собственником объекта недвижимости, расположенном на смежном земельном участке, то, как верно было установлено судом первой инстанции, при проведении работ по межеванию земельного участка с кадастровым номером 36:25:69 45 019:0004 и постановке его на кадастровый учет не были учтены законные интересы ОАО "Элмаш".
На основании вышеизложенного судом первой инстанции был сделан правильный вывод, что постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 36:25:69 45 019:0004 произведена 20.04.2005 ФГУ "Земельная кадастровая палата" на основании описания земельного участка, подготовленного с нарушением требований, предъявляемых к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на кадастровый учет, а также на основании материалов межевания, произведенного с нарушением указанных норм законодательства, действовавших на момент совершения оспариваемых действий, то есть при отсутствии согласования со смежным землепользователем и собственником объекта недвижимости - ОАО "Элмаш". На основании чего, действия по кадастровому учету земельного участка с кадастровым номером 36:25:69 45 019:0004 в виде утверждения карты (планов) и материалов межевания указанного земельного участка не соответствуют требованиям пункта 6 статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", действовавшего на момент совершения оспариваемых действий, не был учтен ранее сложившийся порядок землепользования, обозначенный забором, проходящим по фактически сложившей границе земельных участков.
Довод Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о том, что Методические рекомендации Росземкадастра от 17.02.2003 не были опубликованы в установленном порядке и не могут приниматься во внимание арбитражным судом, отклоняется апелляционной коллегией ввиду его несостоятельности и в отсутствии связи с другими доказательствами по делу.
07.06.2002 Постановлением Правительства РФ от 07.06.2002 N 396 "Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства" было утверждено Положение о проведении территориального землеустройства, которым было предусмотрено составление карты (плана) объектов землеустройства, отображающей в графической форме местоположение, размер, границы объекта землеустройства и ограниченных в использовании частей объекта землеустройства, а также размещение объектов недвижимости, прочно связанных с землей.
Во исполнение данного положения 18.04.2003 Росземкадастром были утверждены Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства.
До принятия Методических рекомендаций Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 514 "Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства" было утверждено положение о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Согласно пункту 9 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 514 карты (планы) и материалы межевания объектов землеустройства, полученные при изучении состояния земель материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель, а также тематические карты и атласы состояния и использования земель утверждаются Федеральной службой земельного кадастра России и ее территориальными органами после получения заказчиком землеустроительной документации необходимых согласований.
В силу п. п. 8, 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов Федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 08.04.1996 утверждена Инструкция по межеванию земель.
Вышеназванная Инструкция предназначена для граждан и юридических лиц, выполняющих работы по межеванию земель независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, не затрагивает прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и не устанавливает правовой статус организаций для ее вступления в законную силу не требуется официального опубликования.
По заключению Минюста РФ данный документ в государственной регистрации не нуждается. - Письмо Минюста РФ от 28.06.1996 N 07-02-516-96.
Вышеназванной Инструкцией строго регламентирован порядок извещения всех заинтересованных лиц о проведении землеустройства.
Согласно пункту 8.2 Инструкции извещения о межевании вручаются под расписку с указанием времени вручения. Извещения и расписки составляются в 2 экземплярах, один экземпляр из которых подшивается в межевое дело.
Таким образом, довод -Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о том, что при принятии решения суд первой инстанции руководствовался актом, который не был в установленном порядке опубликован, не является достаточным в совокупности с другими установленными по делу обстоятельствами.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что землеустроительная экспертиза не должна являться основанием для признания незаконными действий Управления, является обоснованным.
Согласно части 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. В соответствии с частью 3 этой статьи доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Доказательства по делу - полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Заключение экспертизы является одним из доказательств и, в силу части 5 статьи 71 АПК РФ, не имеет для арбитражного суда приоритета над другими доказательствами.
Упомянутое экспертное заключение оценено судом первой инстанции в совокупности с иными доказательствами по делу, представленными лицами, участвующими в деле и содержащимися в материалах дела.
23.09.2010 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области было привлечено в качестве второго ответчика по делу.
При этом во всех судебных заседаниях, назначенных до назначения экспертизы представители Управления присутствовали.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что выводы, изложенные в заключении эксперта, являются правильными и не вызывающими сомнений в их обоснованности.
Довод Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о том, что на момент назначения экспертизы оно было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица и тем самым лишено прав на защиту своих интересов, не является обоснованным.
В соответствии с п. 2 ст. 2 АПК РФ обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности является одной из основных задач судопроизводства в арбитражных судах. Ратифицированная Россией Конвенция о защите прав человека и основных свобод в п. 1 ст. 6 предусматривает право каждого при определении его гражданских прав и обязанностей на справедливое публичное разбирательство его дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Вместе с тем участие в деле в качестве третьих лиц предоставляет им возможность для защиты собственных прав и законных интересов в уже существующем процессе.
Нарушение права третьего лица на судебную защиту и таких принципов арбитражного процесса, как обеспечение равной судебной защиты прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле, равноправие сторон и состязательность (статьи 4, 7, 8 и 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) в виду назначения землеустроительной экспертизы не было, поскольку представители уполномоченного органа присутствовали во всех судебных заседаниях, имели возможность знакомиться со всеми материалами дела и давать свои пояснения, а также пользовались всеми предусмотренными арбитражным процессуальным законодательством правами.
Относительно довода подателя апелляционной жалобы, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области не являлось правопреемником Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Рамонского района воронежской области, судом первой инстанции была дана надлежащая оценка, опровергающая данный довод.
Специальные функции по ведению земельного кадастра, по землеустройству упраздненных государственных органов последовательно передавались вновь образованным государственным органам.
Утверждение материалов землеустроительного дела в мае 2004 года было осуществлено территориальным органом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Воронежской области - Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Рамонского района Воронежской области.
Управление Росреестра по Воронежской области является правопреемником Роснедвижимости по Воронежской области.
Указом Президента РФ от 17.05.200 N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Государственный комитет РФ по земельной политике был упразднен, его функции были переданы образованной Федеральной службе земельного кадастра России и преобразованному Министерству имущественных отношений РФ.
Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 " О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба земельного кадастра России преобразована в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости"
Приказом Минэкономразвития РФ от 20.09.2004 N 255 "Об утверждении структуры территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости" Комитеты по Земельным ресурсам и землеустройству и Службы земельного кадастра Федерального агентства кадастра России были переименованы в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Управление Роснедвижимости). Комитет по земельным ресурсам и землеустройству был переименован в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Воронежской области.
Указом Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" упразднено Федеральное агентство геодезии и картографии и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, функции упраздненных федеральных агентств переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.
Пунктом 5 Указа Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является правопреемником Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 N П/163 в результате реорганизации в форме присоединения Управления Роснедвижимости по Воронежской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, функции Управления Роснедвижимости по Воронежской области были переданы Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по воронежской области.
Таким образом, до октября 2004 года Управление Роснедвижимости именовалось Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по Воронежской области, являясь правопреемником Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимости) по Воронежской области, также является правопреемником Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Воронежской области и его территориального органа - Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Рамонского района Воронежской области.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пунктом 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р, приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 г.. NП/93 федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области переданы функции по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества с 15.09.2010.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, оценив представленные доказательства, что действия ФГУ "ЗКП" по постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: Рамонский район, с. Чертовицкое, Животиновское лесничество, квартал 69, детский санаторно-оздоровительный лагерь "Баркова гора" общей площадью 24 600 кв. м., кадастровый номер 36:25:6945 019:0004, действия Управления Росреестра по утверждению карты (планов) и материалов землеустройства земельного участка, расположенного по адресу: Воронежская область, Рамонский район, с. Чертовицкое, Животиновское лесничество, квартал 69, детский санаторно-оздоровительный лагерь "Баркова гора" общей площадью 24 600 кв. м., кадастровый номер 36:25:6945 019:0004 - являются незаконными.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.11.2010 по делу N А14-2924/2010/101/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-2924/2010
Истец: ОАО "Элмаш"
Ответчик: Управление Росреестра по Воронежской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по ВО, ФГУ "ЗЕМЕЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА" ПО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛ.
Третье лицо: Администрация Рамонского муниципального р-на ВО, АДМИНИСТРАЦИЯ РАМОНСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "Главмелснаб", ТУ ФАУГИ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ, Тужилин В И, Тужилин В. И., ТУФАУГИ в Воронежской области, ТУФАУГИ по Воронежской области, Управление лесного хозяйства Воронежской области, Управление лесного хозяйства по Воронежской области, Управление Росреестра по Воронежской оласти, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по ВО, Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Воронежской области, УПРАВЛЕНИЕ ФС ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛ., УФ агентства кадастра объектов недвижимости по ВО
Хронология рассмотрения дела:
13.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2938/11
13.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2938/11
29.04.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-807/11
19.11.2010 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-2924/10