г. Ессентуки |
Дело N А22-783/2011 |
регистрационный номер апелляционного производства 16АП-1884/11(1)
резолютивная часть постановления объявлена 12.07.2011.
постановление изготовлено в полном объеме 18.07.2011
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семёнова М.У. судей Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Замуруевой Е.А. рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Мэрии г.Элисты (ИНН 0814098524, ОГРН 1020800772970; 358000, Республика Калмыкия г. Элиста ул. Ленина 249) на определение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 09.06.2011 года по делу N А22-783/2011 (судья - Алжеева Л.А.) о возвращении заявления Мэрии г.Элисты об оспаривании предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия (ИНН 0816005412, ОГРН 1080816004004; 358003, Республика Калмыкия г. Элиста ул. Пюрбеева 20, к.309),
третьи лица: МКУП "Дирекция Заказчика-застройщика строительства города Элисты" (ИНН 0814169302, ОГРН 1060814077037; 358000 Республика Калмыкия г. Элиста ул. Ленина 249), ОАО "Калмыцкое дорожное управление" (358014 Республика Калмыкия г. Элиста ул. Ленина 10),
при участии в судебном заседании представителя Мэрии г. Элиста Манжеева Э.Н.
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 09.06.2011 года по делу N А22-783/2011 возвращено заявление Мэрии г. Элисты (далее - мэрия) об оспаривании предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия (далее - управление) от 12.05.2011 N08/10-16.
В апелляционной жалобе мэрия просит определение суда отменить, направить заявление в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии к производству. Мэрия ссылается на неправильное применение судом норм процессуального права и утверждает, что у суда отсутствовали основания для возвращения заявления, т.к. отсутствовали основания для оставления его без движения.
В судебном заседании представитель мэрии поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Изучив материалы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность вынесенного определения, апелляционный суд приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, 19.05.2011 в суд первой инстанции поступило заявление мэрии об оспаривании предписания управления.
Определением от 20.05.2011 суд оставил заявление без движения, указав, что оно подано с нарушением требований статей 125, 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс).
В частности, из определения следует, что заявителю необходимо: приложить выписки из ЕГРЮЛ ответчика и третьих лиц; указать ООО "Россы" в качестве третьего лица и направить данному лицу копию заявления; представить доказательства наличия двух обязательных условий для признания акта государственного органа недействительным; уточнить заявленное требование.
Для устранения перечисленных обстоятельств заявителю установлен срок до 09.06.2011.
Указанное определение получено мэрией 23.05.2011, что подтверждается почтовым уведомлением Ф.119 N 38379217.
Оспариваемым определением суд возвратил заявление и приложенные к нему материалы заявителю в связи с неустранением в установленный срок обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без движения.
По смыслу части 1 статьи 128 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении вопроса о принятии заявления к производству, что оно подано с нарушением требований к его форме и содержанию, установленных настоящим Кодексом, выносит определение об оставлении заявления без движения.
Неустранение обстоятельств, послуживших основаниями для оставления заявления без движения, в срок, установленный в определении суда об оставлении заявления без движения, в силу пункта 4 части 1 статьи 129 АПК РФ является основанием для возвращения заявления.
Таким образом, доказыванию в настоящем судебном разбирательстве подлежит обоснованность определения суда об оставлении заявления без движения.
Требования к заявлению об оспаривании ненормативного правового акта установлены в статье 199 АПК РФ.
Согласно части 1 данной статьи такое заявление должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса и в нем также должны быть указаны: 1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие); 2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий; 3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием); 4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие); 5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 2 статьи 199 АПК РФ к заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 настоящего Кодекса, а также текст оспариваемого акта, решения.
В пункте 9 части 1 статьи 126 АПК РФ установлено, что к заявлению прилагается выписка из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с указанием сведений о месте нахождения или месте жительства истца и ответчика и (или) приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или иной документ, подтверждающий указанные сведения или отсутствие таковых. Такие документы должны быть получены не ранее чем за тридцать дней до дня обращения истца в арбитражный суд.
Разъясняя указанное положение применительно к подаче заявления об оспаривании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце восьмом пункта 3 Постановления от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" указал, что для подтверждения сведений о месте нахождения заинтересованного лица - органа, осуществляющего публичные полномочия, заявителем может быть представлена распечатанная на бумажном носителе копия официальной страницы сайта этого органа, содержащая информацию о месте его нахождения, заверенная подписью заявителя или его представителя.
Как видно из описи приложений к заявлению мэрия представляла распечатку официального сайта управления.
Обязанность представления заявителем выписки из ЕГРЮЛ третьих лиц законодательством не установлена.
В этой связи оставление без движения заявления по основанию отсутствия выписки из ЕГРЮЛ управления и третьих лиц не может считаться правомерным.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 135 АПК РФ рассмотрение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, отнесено к числу процессуальных действий, совершаемых судом при подготовке дела к судебному разбирательству.
В силу статьи 50 АПК РФ решение вопроса об участии в деле третьего лица с самостоятельными требованиями на предмет спора отнесено к прерогативе этого лица.
Часть 1 статьи 51 АПК РФ предусматривает возможность привлечения в дело третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора по инициативе суда.
Из этого следует, что вопросы о вступлении в дело ООО "Россы", направлении указанному лицу копии заявления могли и должны были быть разрешены судом при подготовке дела к судебному разбирательству, а потому оставление заявления без движения по данному основанию также неправомерно.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 126 АПК РФ к заявлению об оспаривании ненормативного правового акта должны прилагаться документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны требования заявления.
По смыслу части 1 статьи 198 и части 3 статьи 201 АПК РФ такое заявление может быть подано в суд и удовлетворено судом только при условии, если оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемое мэрией предписание вынесено управлением в связи размещением муниципального заказа. К материалам заявления прилагались протоколы аукционной комиссии, которые подлежали оценке в целях определения правомерности предписания.
Это означает, что требование определения от 20.05.2011 о необходимости представить доказательства наличия двух обязательных условий недействительности предписания не соответствует фактическим обстоятельствам, т.к. вопрос о достаточности доказательств не может быть разрешен судом на стадии принятия заявления к производству.
Указание суда первой инстанции на необходимость уточнения заявленного требования апелляционный суд находит противоречащим пункту 5 части 1 статьи 199 АПК РФ, поскольку просительная часть заявления мэрии не содержит двусмысленностей и неясностей и направлено на признание предписания недействительным.
Таким образом, оставление заявления мэрии без движения в отсутствие установленных Кодексом оснований и последующее возвращение заявления осуществлены судом в нарушение требований Кодекса.
В силу пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены оспариваемого определения.
С учетом полномочий суда апелляционной инстанции, определенных в пункте 2 части 4 статьи 272 АПК РФ вопрос о принятии заявления к производству подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-272 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу удовлетворить.
Определение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 09.06.2011 года по делу N А22-783/2011 отменить, направить вопрос о принятии заявления Мэрии г. Элиста на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через Арбитражный суд Республики Калмыкия.
Председательствующий |
М.У. Семёнов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-783/2011
Истец: Мэрия г. Элиста, Мэрия г. Элисты
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия
Третье лицо: МКУП "Дирекция Заказчика-застройщика строительства г. Элисты", МКУП "Дирекция Заказчика-застройщика строительства города Элисты", ОАО "Калмыцкое дорожное управление", Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия