30 марта 2011 г. |
Дело N А14-10787/2010 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 23.03.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 30.03.2011.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Протасова А.И.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анзельм К.К.,
при участии:
от Администрации городского округа город Воронеж: Иноземцевой Ю.В., главного специалиста отдела,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области: Лавлинского А.Ю., специалиста-эксперта, доверенность N 12-34 от 12.01.2011,
от открытого акционерного общества "Концерн "Созвездие": Добросоцких В.И., представителя по доверенности N 112-290 от 14.12.2010; Кострова А.В., представителя по доверенности N 112-0291 от 14.12.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.01.2011 по делу N А14-10787/2010 (судья Шишкина В.М.) по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (ИНН 3664099440, ОГРН 1093668037220) к Администрации городского округа город Воронеж (ИНН 3650002882, ОГРН 1023601575733) о признании незаконным бездействия, при участии в качестве третьего лица открытого акционерного общества "Концерн "Созвездие" (ИНН 3666127502, ОГРН 1053600445337).
УСТАНОВИЛ:
Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (ИНН: 3664099440, ОГРН: 1093668037220, далее - ТУ Росимущества в Воронежской области) заявлены требования, с учетом уточнения, к Администрации городского округа город Воронеж (ИНН: 3650002882, ОГРН: 1023601575733, далее - Администрация) о признании незаконным бездействия Администрации городского округа город Воронеж, выразившегося в неосуществлении действий по принятию в муниципальную собственность городского округа город Воронеж следующих жилых помещений, общей площадью 1789, 7 кв.м., являющихся частью здания общежития лит. А., расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Антокольского, 8:
лит. А 1 этаж: комната N 2 площадью - 12,4 кв.м; комната N 3 площадью - 12,6 кв.м; комната N 4 площадью - 17,5 кв.м; комната N 5 площадью - 17,1 кв.м; комната N 7 площадью - 12,5 кв.м; комната N 9 площадью - 33,2 кв.м; комната N 10 площадью - 12,3 кв.м; комната N 12 площадью - 17,7 кв.м; комната N 14 площадью - 12,5 кв.м; комната N 15 площадью - 12,3 кв.м; комната N 16 площадью - 17,7 кв.м; комната N 145 площадью - 15,4 кв.м; комната N 146 площадью - 19,5 кв.м; комната N 147 площадью - 31,4 кв.м; комната N 148 площадью - 18,6 кв.м; комната N 149 площадью - 13,9 кв.м; комната N 150 площадью - 17,2 кв.м; комната N 151 площадью - 15,0 кв.м; комната N 152 площадью - 15,7 кв.м; комната N 153 площадью - 19,0 кв.м; комната N 170 площадью - 15,6 кв.м; комната N 171 площадью - 17,2 кв.м;
лит. А 2 этаж: комната N 20 площадью - 17,7 кв.м; комната N 21 площадью - 17,9 кв.м; комната N 22 площадью - 12,1 кв.м; комната N 23 площадью - 12,5 кв.м; комната N 25 площадью - 17,6 кв.м; комната N 27 площадью - 12,5 кв.м; комната N 30 площадью - 12,4 кв.м; комната N 31 площадью - 12,4 кв.м; комната N 34 площадью - 12,4 кв.м; комната N3 5 площадью - 12,3 кв.м; комната N 38 площадью - 12,8 кв.м; комната N 41 площадью - 17,4 кв.м; комната N 42 площадью - 12,5 кв.м; комната N 43 площадью - 12,3 кв.м; комната N 44 площадью - 17,6 кв.м; комната N 45 площадью - 17,6 кв.м; комната N 46 площадью - 12,5 кв.м; комната N 47 площадью - 12,5 кв.м; комната N 48 площадью - 17,6 кв.м; комната N 158 площадью - 22,2 кв.м;
лит. А 3 этаж: комната N 49 площадью - 17,9 кв.м; комната N 52 площадью - 17,7 кв.м; комната N 54 площадью - 12,1 кв.м; комната N 61 площадью - 18,1 кв.м; комната N 62 площадью - 12,1 кв.м; комната N 63 площадью - 12,4 кв.м; комната N 65 площадью - 17,7 кв.м; комната N 66 площадью - 12,6 кв.м; комната N 69 площадью - 17,7 кв.м; комната N 70 площадью - 12,6 кв.м; комната N 71 площадью - 12,3 кв.м; комната N 72 площадью - 17,4 кв.м; комната N 73 площадью - 17,5 кв.м; комната N 74 площадью - 12,2 кв.м; комната N 75 площадью - 12,2 кв.м; комната N 76 площадью - 17,8 кв.м; комната N 77 площадью - 17,6 кв.м; комната N 78 площадью - 12,5 кв.м; комната N 79 площадью - 12,5 кв.м; комната N 155 площадью - 21,8 кв.м; комната N 159 площадью - 22,0 кв.м;
лит. А 4 этаж: комната N 82 площадью - 12,5 кв.м; комната N 83 площадью - 12,6 кв.м; комната N 84 площадью - 17,7 кв.м; комната N 86 площадью - 12,6 кв.м; комната N 90 площадью - 12,4 кв.м; комната N 91 площадью - 12,2 кв.м; комната N 92 площадью - 17,7 кв.м; комната N 94 площадью - 12,5 кв.м; комната N 97 площадью - 18,3 кв.м; комната N 98 площадью - 12,4 кв.м; комната N 100 площадью - 17,8 кв.м; комната N 101 площадью - 17,6 кв.м; комната N 102 площадью - 12,2 кв.м; комната N 103 площадью - 12,4 кв.м; комната N 107 площадью - 12,3 кв.м; комната N 109 площадью - 17,5 кв.м; комната N 110 площадью - 12,2 кв.м; комната N 111 площадью - 12,1 кв.м; комната N 112 площадью - 17,7 кв.м; комната N 156 площадью - 21,9 кв.м; комната N 160 площадью - 22,2 кв.м;
лит. А 5 этаж: комната N 113 площадью - 17,5 кв.м; комната N 114 площадью - 12,7 кв.м; комната N 115 площадью - 12,3 кв.м; комната N 116 площадью - 17,3 кв.м; комната N 117 площадью - 17,6 кв.м; комната N 118 площадью - 12,5 кв.м; комната N 119 площадью - 12,4 кв.м; комната N 120 площадью - 17,4 кв.м; комната N 121 площадью - 17,6 кв.м; комната N123 площадью - 11,9 кв.м; комната N 126 площадью - 12,3 кв.м; комната N 127 площадью - 12,3 кв.м; комната N 128 площадью - 17,5 кв.м; комната N 129 площадью - 18,3 кв.м; комната N 130 площадью - 12,4 кв.м; комната N 131 площадью - 12,1 кв.м; комната N 132 площадью - 17,6 кв.м; комната N 133 площадью - 17,7 кв.м; комната N 134 площадью - 12,2 кв.м; комната N 135 площадью - 12,4 кв.м; комната N 136 площадью - 17,6 кв.м; комната N 137 площадью - 17,4 кв.м; комната N 138 площадью - 12,3 кв.м; комната N 139 площадью - 12,3 кв.м; комната N 140 площадью - 17,8 кв.м; комната N 141 площадью - 17,6 кв.м; комната N 142 площадью - 12,2 кв.м; комната N 143 площадью - 12,3 кв.м; комната N 144 площадью - 17,6 кв.м; комната N 157 площадью - 22,1 кв.м; комната N 161 площадью - 21,9 кв.м;
и обязании Администрации принять по передаточному акту из государственной собственности Российской Федерации в муниципальную собственность городского округа город Воронеж вышеуказанные жилые помещения.
В качестве третьего лица в рассмотрении дела принимало участие открытое акционерное общество "Концерн "Созвездие".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 31.01.2011 по настоящему делу заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, Администрация городского округа город Воронеж обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на отсутствие со стороны Администрации бездействия, выразившегося в неосуществлении действий по принятию в муниципальную собственность городского округа город Воронеж здания общежития, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Антокольского, 8. По мнению Администрации в данном случае имел место отказ приема в муниципальную собственность указанного общежития (письмо N 1/а-2946 от 08.10.2010), который не нарушает права и интересы ТУ Росимущества в Воронежской области в сфере экономической деятельности.
Кроме того, заявитель жалобы указывает на пропуск срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ для обращения в суд с настоящим заявлением.
Представитель Администрации в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.
В ходе судебного заседания представитель ТУ Росимущества в Воронежской области против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Считает, что из текста письма N 1/а-2946 от 08.10.2010 не усматривается окончательный отказ от подписания актов приема-передачи спорного имущества, напротив, содержание письма свидетельствует о том, что акты приема-передачи возвращены в ТУ Росимущества в Воронежской области ввиду не представления полного пакета документов. Отклоняя довод заявителя жалобы о пропуске срока, Управление указывает, что бездействие Администрации началось по истечении трех недель с момента получения письма от 07.09.2010 N 7-5677, то есть с 04.10.2010, в связи с чем, срок для обращения в суд пропущен не был.
Представители ОАО "Концерн "Созвездие" в судебном заседании пояснили, что считают решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании, проходившем 16.03.2011 в порядке статьи 163 АПК РФ, объявлялся перерыв до 23.03.2011.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции на основании распоряжения N 376-р от 17.10.2005 осуществлена приватизация ФГУП "Воронежский научно-исследовательский институт связи" путем преобразования в ОАО "Концерн "Созвездие".
Указанным распоряжением утвержден Перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУ "Воронежский научно-исследовательский институт связи" согласно Приложению N 2.
В данный перечень включено здание общежития, находящееся по адресу: г. Воронеж, ул. Антокольского, д.8, 5 этажей, 160 комнат (пункт 2.1.3 Перечня).
Распоряжение N 376-р от 17.10.2005 послужило основанием для составления акта о приеме-передаче здания (сооружения) по форме N ОС-1а, подписанного со стороны ОАО "Концерн "Созвездие".
ТУ Росимущества в Воронежской области, составив передаточный акт, согласно которому Администрация принимает находящееся в федеральной собственности имущество (общежитие, расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. Антокольского, д.8, площадью 4 159,6 кв.м.), ссылаясь на распоряжение N 376-р от 17.10.2005, Постановление Правительства РФ N 235 от 07.03.1995 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", в целях завершения процедуры передачи в муниципальную собственность здания общежития, обратилось с письмом от 07.09.2010 исх. N 7-5677, в котором предлагало подписать и представить на утверждение в адрес заявителя в течение трех недель с момента получения передаточные акты вышеназванного имущества.
Письмом N 1/а-2946 от 08.10.2010 Департамент муниципальной собственности, рассмотрев обращение о приеме в муниципальную собственность общежития, возвратил передаточные акты без подписания.
Ссылаясь на то, что спорное общежитие числится в реестре федерального имущества, бездействие Администрации является незаконным, поскольку противоречит положениям Федерального закона N 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ), Постановления Правительства РФ N 235 от 07.03.1995 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 235), заявитель обратился в суд с заявленными требованиями.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что часть жилых помещений спорного здания были приобретены в собственность гражданами в порядке приватизации. В связи с чем ТУ Росимущества в Воронежской области уточнило свои требования, указав конкретные вышеназванные жилые помещения.
Удовлетворяя требования ТУ Росимущества в Воронежской области суд области исходил из наличия совокупности условий, необходимых в силу статьи 198 для признания незаконным бездействия Администрации, выразившегося в неосуществлении действий по принятию в муниципальную собственность городского округа город Воронеж жилых помещений общей площадью 1789,7 кв.м, являющихся частью здания общежития лит. А, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Антокольского, 8.
Апелляционный суд позицию суда первой инстанции признает правильной исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона N 178-ФЗ (в редакции на момент приватизации ФГУП "Воронежский научно-исследовательский институт связи"), объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению: объектов, обеспечивающих нужды органов социальной защиты населения, в том числе детских домов, домов ребенка, домов для престарелых, интернатов, госпиталей и санаториев для инвалидов, детей и престарелых; объектов здравоохранения, образования, культуры, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения; детских оздоровительных комплексов (дач, лагерей); жилищного фонда и объектов его инфраструктуры; объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения. Изменение назначения указанных в настоящем пункте объектов осуществляется по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством (пункт 2 статьи 30 Закона N 178-ФЗ).
Как следует из материалов дела, ТУ Росимущества в Воронежской области, являясь федеральным органом, уполномоченным завершить процедуру передачи спорного объекта недвижимости в муниципальную собственность, 07.09.2010 направило в адрес Администрации соответствующие передаточные акты.
Однако, указанные акты Администрацией подписаны не были, каких-либо действий по принятию имущества в муниципальную собственность не совершено.
С учетом указанных норм, помещения общежития общей площадью 1789,7 кв.м, являющиеся частью здания общежития лит. А, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Антокольского, 8, вошедшего в перечень объектов не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП "Воронежский научно-исследовательский институт связи", подлежат передаче в муниципальную собственность, Администрация обязана принять спорное имущество, а бездействие Администрации противоречит части 2 статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ.
Судом первой инстанции правильно применены положения постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", согласно пункту 2 которого, объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Приложением N 3 к постановлению жилищный фонд отнесен к муниципальной собственности. Пунктом 5 предусмотрено, что оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 настоящего постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" разъяснено, что объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
В силу пункта 6 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации " содержание муниципального жилищного фонда отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Таким образом, обязанность Администрации принять в муниципальную собственность спорный объект жилищного фонда возникла в силу прямого указания закона.
Как указал суд первой инстанции, по смыслу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 04.12.2007 N 828-О-П, процесс безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, предполагает необходимость учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества.
Вместе с тем, судом установлено, что Администрация не указала на наличие этих обстоятельств и не подтвердила их, не представила доказательства, свидетельствующих о том, что спорное общежитие является аварийным и непригодным для проживания, подлежащим сносу или реконструкции; в судебных заседаниях Администрация не оспорила утверждение третьего лица о том, что спорные жилые помещения, как и все здание в целом, находятся в удовлетворительном состоянии.
Установив, что бездействие Администрации, выразившееся в неосуществлении действий по принятию спорного имущества не соответствует закону, суд первой инстанции правомерно признал обоснованными и подлежащими удовлетворению требования об обязании Администрации принять по передаточному акту из государственной собственности Российской Федерации в муниципальную собственность городского округа город Воронеж вышеперечисленных жилых помещений здания общежития, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Антокольского, 8.
Кроме того, суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции и отклоняет довод Администрации о пропуске срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, поскольку ТУ Росимущества в Воронежской области просит признать незаконным бездействие Администрации, выразившееся в неосуществлении действий по принятию в муниципальную собственность городского округа город Воронеж ряда жилых помещений в связи со своим обращением от 07.09.2010 N 7-5677; в то время как с заявленными требованиями Управление обратилось 22.10.2010.
Таким образом, суд области, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, обоснованно пришел к выводу о том, что бездействие Администрации не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, признал его незаконным.
Довод о том, что письмом N 1/а-2946 от 08.10.2010 выражен отказ в принятии в муниципальную собственность спорного имущества не может быть принят во внимание, поскольку в данном письме указаны обстоятельства, препятствующие принятию спорного имущества в муниципальную собственность. В данном случае содержание письма N 1/а-2946 от 08.10.2010 не позволяет сделать однозначный вывод об отказе Администрации в принятии спорного имущества, в связи с чем, не может служить надлежащим доказательством, подтверждающим соответствующий факт.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы Администрации, заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции, им была дана надлежащая оценка судом первой инстанции, с которой апелляционная коллегия соглашается.
Доводов, с достоверностью свидетельствующих о незаконности и необоснованности обжалуемого судебного акта Администрацией не заявлено.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта апелляционным судом не установлено.
В связи с чем, обжалуемое решение Арбитражного суда Воронежской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы. Поскольку в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления от уплаты государственной пошлины освобождены, вопрос о взыскании государственной пошлины судом не решается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.01.2011 по делу N А14-10787/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-10787/2010
Истец: ТУ ФАУГИ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛ., ТУФА по УГИ по ВО
Ответчик: Администрация ГО г. Воронеж
Третье лицо: ОАО "Концерн "Созвездие"