город Омск
20 июля 2011 г. |
Дело N А70-1371/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондарь И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4353/2011) производственного кооператива "Фасад" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.04.2011 по делу N А70-1371/2011 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению Производственного кооператива "Фасад" к Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N14 по Тюменской области, при участии третьего лица: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N6 по Тюменской области о признании недействительным решения от 19.11.2010 Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N14 по Тюменской области N 22434А об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица,
при участии в судебном заседании представителей:
от производственного кооператива "Фасад" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
установил:
производственный кооператив "Фасад" (далее по тексту - Кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области (далее по тексту - МИФНС N 14 по Тюменской области, Инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 19.11.2010 N22434А об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 21.04.2011 по делу N А70-1371/2011 в удовлетворении требований, заявленных Кооперативом, отказано.
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что представленный Кооперативом ликвидационный баланс не отражает сумм фактической задолженности Кооператива перед бюджетом, в связи с чем, ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, следовательно, является не представленным в налоговый орган.
Не согласившись с указанным судебным актом, Кооператив обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.04.2011 по делу N А70-1371/2011 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что, во-первых, ликвидационный баланс, представленный Кооперативом, содержал все необходимые сведения, предусмотренные Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.1999 N 43н; во-вторых, процедура ликвидации Кооператива проведена в полном соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации; в-третьих, все документы, представленные Инспекцией в материалы дела, составлены после утверждения ликвидационного баланса, доказательства того, ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, налоговым органом не представлены, так как Инспекцией была нарушена процедура предъявления требований в ходе процедуры ликвидации.
Налоговый орган, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Тюменской области и Кооператив, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Ходатайства об отложении судебного заседания и письменные отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие сторон и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Кооператив стоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Тюменской области по месту своего нахождения с 03.03.2009.
03.06.2010 членами Кооператива было принято решение о его ликвидации, о чем составлен протокол N 1.
10.06.2010 в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) внесена запись за государственным регистрационным номером 2107232667045 о принятии решения о ликвидации юридического лица, а также запись за государственным регистрационным номером 2107232667078 о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора.
15.06.2010 ликвидатором заполнен бланк-заявка на публикацию в Вестнике государственной регистрации сообщения о ликвидации кооператива и установлении 2 месячного срока для предъявления требований кредиторов кооператива.
23.08.2010 членами Кооператива утвержден промежуточный ликвидационный баланс, о чем составлен протокол N 2.
Запись о составлении промежуточного баланса внесена в ЕГРЮЛ 03.09.2010 за государственным регистрационным номером 2107232893227.
25.08.2010 членами Кооператива принято решение об утверждении ликвидационного баланса, о чем составлен протокол N 3.
Кооператив обратился в МИФНС России N 14 по Тюменской области с заявлением, составленным по форме NР16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
К заявлению приложены документы, согласно расписке от 13.11.2010 вх. N 22434А.
19.11.2010 МИФНС России N 14 по Тюменской области было принято решение N22434А об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов (л.д. 7).
Как следует из решения N 22434А от 19.11.2010 в государственной регистрации ликвидации юридического лица было отказано на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" в связи с непредставлением документов, определенных подпунктом "б" пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", необходимых для государственной регистрации.
В частности, налоговым органом сделан вывод о том, что Кооперативом не представлен ликвидационный баланс, а именно, в ликвидационном балансе не отражена задолженность Кооператива по налогам в бюджет и внебюджетные фонды в размер 100 руб.
Полагая, что решение Инспекции N 22434А от 19.11.2010 является незаконным, Кооператив обратился в Арбитражный суд Тюменской области с настоящим заявлением.
Как было указано выше, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, заявленных Кооперативом.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, апелляционный суд пришел к выводу о том, что требования Кооператива являются необоснованными и правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения. При этом, апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Указанный документ представляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, поскольку согласно пункту 4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных названным Федеральным законом.
В силу пунктов "а", "б" статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" основанием для отказа в регистрации юридического лица является непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Как усматривается из материалов дела, Кооперативом в налоговый орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица были представлены следующие документы: заявление о ликвидации Формы Р16001, документ об оплате государственной пошлины, ликвидационный баланс, квитанция + опись, протокол N 3 от 25.08.2010, документ, подтверждающий представление сведений в ПФР (л.д. 30).
Между тем, как было указано выше, налоговым органом был сделан вывод о содержании недостоверных сведений в ликвидационном балансе и наличии у Кооператива непогашенной задолженности в сумме 100 руб.
В материалах дела имеется справка N 28192 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 14.04.2011, согласно которой за Кооперативом числится задолженность в сумме 100 руб., а также в деле имеется копия требования N 3311об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 07.10.2010 с доказательствами направления его в адрес Кооператива (л.д. 57-60). Кроме того, в деле имеется копия заключения от 16.11.2010 N 05-33/020115 (л.д. 41), выданного Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N6 по Тюменской области, в котором указано, что задолженность Кооператива по уплате налогов в бюджет и во внебюджетные фонды составляет 100 руб.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт наличия у Кооператива кредиторской задолженности в сумме 100 руб.
При этом, апелляционным судом установлено, что указанная задолженность не нашла своего отражения в ликвидационном балансе Кооператива, представленного для государственной регистрации ликвидации (л.д. 48-49).
В силу пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Согласно пункту 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Пунктом 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
В силу пункта 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами.
Следовательно, предусмотренный нормами Гражданского кодекса Российской Федерации порядок ликвидации юридического лица направлен на обеспечение прав кредиторов ликвидируемого юридического лица и позволяет их реализовать в отношении ликвидируемого юридического лица.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" достоверность сведений о соблюдении порядка ликвидации юридического лица, завершении расчетов с кредиторами является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Таким образом, из содержания указанных норм права следует вывод о том, что ликвидационный баланс, составленный с нарушением данных требований, не может считаться достоверным.
В данном случае материалами дела подтверждается, что Кооперативом был нарушен установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица.
Нарушение заключается в представлении в налоговый орган недостоверного ликвидационного баланса, составленного и утвержденного без учета требований статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть - при наличии непогашенной кредиторской задолженности.
Суд апелляционной инстанции считает, что данное нарушение оформления ликвидационного баланса является существенным, что также должно было препятствовать налоговому органу производить государственную регистрацию ликвидации Кооператива.
Учитывая, что установленный законом порядок ликвидации юридического лица Кооперативом не был соблюден, поданный в налоговый орган ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, следовательно, Инспекция обоснованно отказала в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Суд апелляционной инстанции считает, что Кооперативом не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Поскольку апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на подателя жалобы, то есть на Кооператив.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.04.2011 по делу N А70-1371/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу производственного кооператива "Фасад" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-1371/2011
Истец: "Фасад"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области, Межрайонная ИФНС России N14 по Тюменской области, Межрайонная ИФНС России N6 по Тюменской области
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Тюменской области, Ликвидатор Коноплев И. Ю.
Хронология рассмотрения дела:
23.04.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1245/12
06.04.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1245/12
06.04.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4353/11
12.03.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1245/12
07.02.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1245/12
26.12.2011 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-1371/11
17.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5455/11
20.07.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4353/11
02.06.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4353/11