20 июля 2011 г. |
Дело N А64-6960/2010 |
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июля 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от ОАО "Вернадовское ХПП" в лице конкурсного управляющего Игнатова А.М.: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения.
от Регионального отделения федеральной службы по финансовым рынкам в ЮЗР: Сорокина С.А., специалиста 1 разряда по доверенности от 27.12.2010 N 50,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Регионального отделения федеральной службы по финансовым рынкам в ЮЗР на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 31.03.2011 по делу N А64-6960/2010 (судья Плахотников М.А.) по заявлению ОАО "Вернадовское ХПП" в лице конкурсного управляющего Игнатова А.М. к Региональному отделению федеральной службы по финансовым рынкам в ЮЗР о признании незаконным и подлежащим отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Вернадовское ХПП" в лице конкурсного управляющего Игнатова А.М. обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Региональному отделению федеральной службы по финансовым рынкам в ЮЗР о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении от 02.09.2010.
Решением суда от 31.03.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Региональное отделение федеральной службы по финансовым рынкам в ЮЗР обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что Игнатов А.М. был назначен конкурсным управляющим ОАО "Вернадовское ХПП" только 31.08.2010, а повестки были получены Обществом 06.07.2010 и 20.08.2010. Таким образом, на момент их получения Игнатов А.М. еще не являлся конкурсным управляющим Общества и у административного органа не могло быть информации, что именно Игнатов А.М. будет 31.08.2010 назначен конкурсным управляющим Общества. Информация о назначении Игнатова АМ. Конкурсным управляющим была опубликована 18.09.2010. Таким образом, процедура привлечения Общества к административной ответственности была соблюдена надлежащим образом.
В судебное заседание ОАО "Вернадовское ХПП" в лице конкурсного управляющего Игнатова А.М. не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
В судебном заседании 8 июля 2011 года объявлялся перерыв до 15 июля 2011 года (09.07.2011 и 10.07.2011 - выходные дни).
Как видно из материалов дела, в ходе текущей деятельности информационно-аналитическим отделом РО ФС ФР в ЮЗР выявлен факт непредставления ОАО "Вернадовское ХПП" в РО ФСФР России в ЮЗР ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных 1 квартал 2010 года.
Окончанием срока представления в регистрирующий орган ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг за 1 квартал 2010 года является 17.05.2010.
Общество в нарушение требований статьи 30 Закона, раздела V "Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг", утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н не представило в РО ФСФР России в ЮЗР ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг за 1 квартал 2010 года в установленный срок, что является нарушением порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством.
Указанный факт зафиксирован в акте проверки об обнаружении административного правонарушения N 54-10-0101/ап-ао от 21.06.2011.
Повесткой вызова для составления протокола об административном правонарушении от 24.06.2010 N 54-10-ВГ-08/3046 ОАО "Вернадовское ХПП" приглашалось в административный орган на 20.07.2010 на 15 час. 15 мин., которая была направлена Обществ у по адресу: Тамбовская область, Пичаевский район, п.Вернадовка, получено Обществом 06.07.2010.
20.07.2010 начальником информационно-аналитического отдела РО ФС ФР в ЮЗР Морозовым Д.Л. был составлен протокол об административном правонарушении N 54-10- 0146/пр-ап по делу об административном правонарушении N 54-10-0160/ап по признакам административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст. 15.19 КоАП РФ, направлен обществу по почте по адресу: Тамбовская область, Пичаевский район, п.Вернадовка.
Определением от 22.07.2010 рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на 03.08.2010 на 12 час. 00 мин.
Повесткой вызова на рассмотрение дела об административном правонарушении от 22.07.2010 N 54-10-ок- 07/3531 ОАО "Вернадовское ХПП" приглашалось в административный орган на рассмотрение дела, направлено обществу по адресу: Тамбовская область, Пичаевский район, п.Вернадовка, получено 30.07.2010 г..
Определением от 03.08.2010 рассмотрение дела отложено на 02.09.2010 на 12 час. 20 мин. в связи с отсутствием сведений о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности. Повесткой вызова на рассмотрение дела об административном правонарушении от 04.08.2010 N 54-10-ВГ- 07/3488 ОАО "Вернадовское ХПП" приглашалось в административный орган на рассмотрение дела, направлено обществу по адресу: Тамбовская область, Пичаевский район, п.Вернадовка, получено 20.08.2010.
02.09.2010, рассмотрев материалы по делу об административном правонарушении, Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе в лице зам. руководителя Кирсановой О.Д. в отсутствии законного представителя Общества вынесено постановление о назначении административного наказания N 54-10- 0100/пн по делу N 54-10-0160/ап, которым ОАО "Вернадовское ХПП" привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 15.19 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 700 000 руб.
Считая вышеуказанное постановление незаконным, Открытое акционерное общество "Вернадовское ХПП" в лице конкурсного управляющего Игнатова А.М. обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что административный орган, не уведомив надлежащим образом законного представителя общества о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, допустил существенное нарушение процессуальных прав ОАО "Вернадовское ХПП" при производстве по делу об административном правонарушении, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридического лица, являющегося эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, за нераскрытие или нарушение порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации в виде административного штрафа в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
В силу статьи 2 Закона "О рынке ценных бумаг" юридические лица, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими, в том числе акционерные общества, являются субъектами административного правонарушения, ответственность за которое установлена указанной выше статьей КоАП РФ.
Объектом названного административного правонарушения является порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
Объективную сторону образует нераскрытие информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, нарушение порядка и сроков раскрытия этой информации, а также раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации.
Статьей 88 Закона "Об акционерных обществах" предусмотрено, что общество обязано вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность в порядке, установленном этим Законом и иными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 30 Закона "О рынке ценных бумаг" под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. В силу данной статьи эмитент в случае регистрации проспекта ценных бумаг обязан осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (далее - ежеквартальный отчет). Годовая бухгалтерская отчетность за последний завершенный финансовый год включается в состав ежеквартального отчета за первый квартал. При этом ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее чем через 45 дней со дня окончания отчетного квартала. Состав информации, порядок и сроки ее раскрытия, а также порядок и сроки представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Пунктом 5.1 Положения о раскрытии информации предусмотрено, что обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном этим Положением, распространяется, в том числе, на эмитентов, в отношении ценных бумаг которых осуществлена регистрация хотя бы одного проспекта ценных бумаг, а также на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и/или муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.
На основании пунктов 5.2 и 5.6 Положения обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета возникает, начиная с квартала, в течение которого была осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг, а ежеквартальный отчет составляется по итогам каждого квартала. Ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.
Пунктом 5.7 Положения предусмотрено также, что в срок не более 45 дней с даты окончания соответствующего квартала эмитент обязан опубликовать текст ежеквартального отчета в сети Интернет.
Протокол об административном правонарушении составляется в отсутствие законного представителя юридического лица при наличии у административного органа данных о надлежащем извещении Общества о времени и месте составления протокола (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника.
В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Пунктом 24 указанного Постановления арбитражным судам предписывается проверить при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
Материалами дела подтверждается, что повесткой вызова для составления протокола об административном правонарушении от 24.06.2010 N 54-10-ВГ-08/3046 ОАО "Вернадовское ХПП" приглашалось в административный орган на 20.07.2010 на 15 час. 15 мин., которая была направлена Обществу по адресу: Тамбовская область, Пичаевский район, п.Вернадовка, получено Обществом 06.07.2010.
Повесткой вызова на рассмотрение дела об административном правонарушении от 04.08.2010 N 54-10-ВГ- 07/3488 ОАО "Вернадовское ХПП" приглашалось в административный орган на рассмотрение дела, направлено обществу по адресу: Тамбовская область, Пичаевский район, п.Вернадовка, получено 20.08.2010.
На основании вышеизложенного следует, что ОАО "Вернадовское ХПП" было уведомлено надлежащим образом о рассмотрении дела об административном правонарушении до момента признания Общества несостоятельным (банкротом) и открытия в отношении него конкурсного производства и утверждения конкурсного управляющего Игнатова А.М.
Согласно пункту 1 статьи 129 Закона о банкротстве с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Как было установлено судом первой инстанции, 31.08.2010 решением Арбитражного суда Тамбовской области по делу N А64-1197/2010 ОАО "Вернадовское хлебопекарное предприятие" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Игнатов А.М.
Информация о признании заявителя несостоятельным (банкротом) является публичной, конкурсным управляющим соблюден порядок опубликования данных сведений.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что законным представителем общества с 31.08.2010 являлся уже конкурсный управляющий Игнатов А.М., которому корреспонденция должна направляться по адресу: г. Тамбов, ул. Астаханская, д.164Г.
Поскольку в случае введения процедуры конкурсного производства, законным представителем общества является конкурсный управляющий Игнатов А.М., то надлежащим уведомлением Общества о рассмотрении дела об административном правонарушении может являться повторное направление повестки в адрес конкурсного управляющего Игнатова А.М. по адресу: г. Тамбов, ул. Астаханская, д.164Г.
На момент вынесения оспариваемого постановления, единственным законным представителем Общества являлся конкурсный управляющий Игнатов А.М.
Доказательства, подтверждающие извещение законного представителя ОАО "Вернадовское ХПП" - конкурсного управляющего Игнатова А.М. о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, в материалах дела отсутствуют, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции представлено не было.
Пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Апелляционный суд полагает, что лишение Общества процессуальной возможности на защиту своих прав при составлении протокола об административном правонарушении является существенным нарушением правил административного процесса.
Исходя из этого, допущенное Региональным отделением федеральной службы по финансовым рынкам в ЮЗР нарушение порядка привлечения к административной ответственности носит существенный характер, влияет на полноту и объективность рассмотрения дела об административном правонарушении, свидетельствует о незаконном применении взыскания независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Принимая во внимание допущенные административным органом при производстве по делу существенные нарушения порядка привлечения к административной ответственности, апелляционный суд приходит к выводу о незаконности привлечения Общества к административной ответственности, в связи с чем суд правомерно признал незаконным и отменил полностью оспариваемый правовой акт.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, оценив представленные доказательства, что административный орган, не уведомив надлежащим образом законного представителя общества о месте и времени рассмотрения протокола об административном правонарушении и о месте и времени вынесения постановления, совершил существенное нарушение процессуальных прав ОАО "Вернадовское ХПП" при производстве по делу об административном правонарушении, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Региональным отделением федеральной службы по финансовым рынкам в ЮЗР на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 31.03.2011 по делу N А64-6960/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-6960/2010
Истец: Конкурсный управляющий ОАО "Вернадовское ХПП" Игнатов А. М., ОАО "Вернадовское ХПП" в лице к/у Игнатова А. М.
Ответчик: Федеральная служба по финансовым рынкам Региональное отделение федеральной службы по финансовым рынкам в юго-западном регионе
Третье лицо: Мировому судье Пичаевского района Тамбовской области Баранову П. М., Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе
Хронология рассмотрения дела:
20.07.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3121/11